Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 12 arrow а12 - Нечаева ТН, Чернов МА - О гуслицком святом Иоанне Огороднике

Нечаева Татьяна Никитична,
зав. научно-фондовым отделом музея Древнерусской
культуры и искусства им. Андрея Рублева
Чернов Михаил Алексеевич,
директор раздела иконы журнала «Антиквариат»

О «ГУСЛИЦКОМ СВЯТОМ» ИОАННЕ ОГОРОДНИКЕ

     Изучая художественную культуру Гуслицкой земли, мы обратили внимание на иконы с изображением исцеления ангелом Иоанна огородника, написанные в основном в конце XIX – начале XX века. Произведения с подобным сюжетом в иконописи более раннего времени не известны, также они почти не встречаются и в других центрах за пределами гуслицкого региона.
     На иконах Иоанн огородник представлен лежащим на ложе внутри своего дома. Над ним склоняется ангел, который простирает к нему правую руку с жестом двуперстного благословения, а левой прикасается к его обнаженной голени. В центре композиции над ложем Иоанна находится изображение поясного образа Спасителя, помещенного на стене жилища. В некоторых иконах на верхнем поле располагается пространная надпись, поясняющая сюжет: «Святый ангел Господень исцели ногу Иоанна огородника» (илл. 1, 2 на 2 стр. цветной обложки). [2 стр] Вся иконная плоскость заполнена изображением палат, которые показаны изнутри и снаружи. Архитектура зданий в разных произведениях может варьироваться; художники пишут дома со щипцовыми покрытиями или с колоннами, но во всех вариантах сохранятся их трехчастное деление.
     Изображение Иоанна, исцеляемого ангелом, наряду с другими почитаемыми образами святых, входят в состав излюбленных старообрядцами многочастных композиций. Причем в произведениях гуслицких мастеров образ Иоанна огородника помещается в центре, как наиболее значительный, и дает название всей иконе (илл. 3, 4 на 2 стр. цв обл). [2 стр]
     Представляется вероятным, что распространение таких изображений связано с особым почитанием Иоанна огородника в регионе. Об этом может свидетельствовать не только популярность икон со сценой исцеления ангелом, но и создание его житийных образов (илл. 5 на 3 стр. цв обл). [3 стр] На пока единственной известной нам иконе с житием Иоанн представлен в рост, как человек средних лет, с темными волосами и вытянутой бородой по грудь, в длинной подпоясанной рубахе мирянина, держащим в одной руке развернутый свиток, а в другой лопату — орудие труда огородника. По сторонам от центральной фигуры Иоанна размещены четыре крупных клейма, в которых рассказывается его история: помощь нищим, искушение, болезнь и попытка исцеления врачом, исцеление ангелом, и в последнем клейме — возвращение на свой огород и удивление у бессильного спасти его врача. Сцены сопровождаются подробными надписями на полях. Среди клейм находится изображение исцеления Иоанна ангелом в известном нам иконографическом типе. Желая еще более наглядно показать суть истории Иоанна огородника (смысл которой сводится к утверждению важной для всех христиан истины о том, что помощь приносят не деньги, а добрые дела), художник в двух клеймах помещает изображение открытого ящика с золотом.
     На особое почитание Иоанна в этом регионе указывает и то, что во всех представленных иконах он изображен с нимбом и назван святым, а в некоторых праведным, хотя в известных греческих и русских месяцесловах святого с таким именем и с таким жизнеописанием не встречается. История Иоанна огородника включена в Пролог, под 8 ноября, как назидательный рассказ о неком муже, который по наущению дьявола стал собирать богатство для себя, вместо того, чтобы раздавать милостыню неимущим. Это сказание входило в рукописные Прологи, а позже в первый русский печатный Пролог 1641 года, который признавали и использовали старообрядцы, а также и во все его последующие издания, в том числе напечатанные во второй половине XIX века в Московской Единоверческой типографии.

ИЗ ПРОЛОГА
(на 8 ноября)

      Один огородник, именем Иоанн, до того был милостив к бедным, что весь прибьггок от своей земли раздавал неимущим, оставляя себе только самое необходимое.
      Пришло на этого человека искушение, по действию диавола. Огородник начал беспокоиться, что под старость он сам может дойти до нищенства, особенно если потеряет здоровье, и уменьшил он милость свою; откладывая себе более необходимого, он накопил таким образом немало сребреников.
      Заболела нога у этого огородника, и сколько ни тратил он денег, раздавая врачам, не получал облегчения. Наконец, врачи признали необходимым отнять эту ногу. Накануне этой операции вспомнил огородник поступок свой, раскаялся пред Богом и со слезами возопил к Нему:
      — Помяни, Господи, прежние дела мои, как помогал бедным я!
      И когда он говорил это, явился ему Ангел Господень и сказал:
      — Где твои сребреники, которые ты накопил?
      Покаялся тогда он и сказал:
      — Согрешил я, Господи, отпусти мне; более не сделаю этого!
      Тогда коснулся Ангел больной ноги его, и прекратилась тотчас болезнь. Наутро пошел он, чтобы опять работать в огороде своем. Между тем врач пришел, чтобы отнять его ногу, и когда узнал, что он обрабатывает совершенно здоровый свою землю, то удивился этому и прославил Бога, говоря: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).


      Это известное Сказание, которое читается в день памяти Собора Архангела Михаила и прочих сил бесплотных, и легло в основу данной иконографии исцеления Иоанна огородника. Как уже отмечалось, все пока что выявленные нами произведения этого сюжета относятся к концу XIX – началу XX века. Их композиции сходны в целом и в отдельных деталях, и представляется вероятным, что все они восходят к одному образцу. Очевидно, что после его создания существенных изменений в иконографии данного образа не произошло, из-за узости ареала его распространения, а также из-за слишком короткого периода его существования. Иконный образ отличается повествовательностью; при его создании, как нам кажется, художник пользовался приемами характерными для книжной и лубочной графики. Действие помещено внутрь палат, в которых центральное место занимает образ Спасителя, архитектура напоминает одновременно древнерусские и ампирные постройки, здания украшены драпировками. Именно такие массивные формы с разработанным внутренним пространством используются мастерами книжниками (илл 6 на 3 стр. цв. обл., [3 стр] и Рис. 1).

Миниатюра «Неделя Всех Святых»
Рис. 1. Миниатюра «Неделя Всех Святых»
из книги «Триодь постная и цветная».
Первая треть XIX в. Гуслицы. Собрание Музея
музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

      В Гуслицах, известном центре книжной культуры, в котором иконописцы нередко являлись оформителями книг и создателями настенных лубочных картин, такое взаимодействие и взаимовлияние представляется вполне вероятным. Книги и листы, содержащие иллюстрации с поучительными и назидательными сочинениями, в том числе и иллюстрации к отдельным Сказаниям из Пролога, здесь имели широкое хождение (Рис. 2).

Настенный лист «Пролог апреля в 18-й день. Слово Иоанна Златоуста»
Рис 2. Настенный лист «Пролог апреля в 18-й день.
Слово Иоанна Златоуста». Вторая половина XIX в.
Гуслицы. Собрание ГИМ.

      Стилистика иконного изображения исцеления Иоанна огородника настолько близки книжной графике, что невольно возникает вопрос, не существовали ли рисованные картинки с подобным сюжетом, которые и были повторены в иконе. В рамках нашего предварительного сообщения ответить на этот вопрос мы не можем. В настоящее время такие изображения нам не известны, возможно, при дальнейшем изучении эта проблема будет решена.
      Созданная здесь иконография нового святого Иоанна огородника, в силу актуальности для староверов мысли о «суетности земных стяжаний» получила известность и широкое распространение именно в Гуслицах, одном из духовных центров старообрядчества второй половины XIX века. Кроме того, на причину широкого распространения данного образа в этом регионе мог влиять и тот факт, что гусляки в основной своей массе были достаточно зажиточными людьми; многие из них становились богатыми купцами, заводчиками и фабрикантами, и идеи благотворительности и меценатства для них были особенно актуальны. Известный предприниматель — старовер В.П. Рябушинский, отмечал, что к концу XIX века приоритеты купеческой благотворительности изменились, среди состоятельных старообрядцев шло соперничество не в том, кто богаче построит и украсит храм, а в том, «кто больше для народа сделает». Старшие в его семье наставляли младших: «Богатство обязывает», имея в виду помощь бедным и неимущим от богатых. Он напоминает о трех дарах Бога, о которых говорится в известном старообрядческом стихе об Иоанне Предтече: «Сослал Господь три дара. Уж как первый дар — крест и молитву. Второй дар — любовь и милостыню. Третий дар — ночное моление. Четвертую заповедь — читательную книгу». Богатые староверы деятельно применяли «второй дар — любовь и милостыню», устраивая в большом количестве даровые столовые, больницы и богадельни для единоверцев из простых людей.
      В заключение необходимо отметить, что, как нам кажется, именно из Гуслиц иконография Иоанна огородника попадает в другие старообрядческие центры, например, в Мстеру, что свидетельствует о важности для всех старообрядцев идеи о милосердии и благотворительности (илл. 7, 8 на 3 стр. цветной обл).[3 стр]
      ОТ РЕДАКЦИИ: ранее публикации авторов на эту тему были в журнале «Антиквариат», № 7 – 8 (98), июль - август, 2012. С. 42 – 47. и в альманахе «Гуслицы» № 11 за 2014 г.


     

Иллюстрации

  • 2-я страница обложки
    2-я страница обложки Альманаха

  • 3-я страница обложки
    3-я страница обложки Альманаха

Источники:

  1. «Святой ангел исцеляет ногу Иоанна огородника». 1912 года. Гуслицы. В кн.: Святые помощники (русские иконы небесных покровителей XVI начала XX века): Каталог выставки из частных собраний. Галерея «Винсент» 20 ноября – 11 декабря 2009 года. М., 2009, б/п; Икона «Иоанн огородник». Конец XIX – начало XX в. В кн.: В свете горнем. Выставка произведений древнерусского искусства и современной иконописи из частных собраний. Составители: Ренжин А.В., Малофеев Ю.А. М., 2003. № 63.
  2. Святой Иоанн огородник и избранные святые. 1894 г. Гуслицы. В кн. Unbekanntes Russland: Ikonenmaler werkstatten der Altglaubigen im 18. und 19/ Jahrhundert: Vetka, Guslicy, Nevjansk und die Werkstatt Frolov in Raja. Frankfurt am Main, 2010. № 25, p. 112.
  3. Иоанн огородник со сценами жития и образами Богородицы. Конец XIX в. Гуслицы. В кн. Unbekanntes Russland. Указ. соч. №.29, p. 116.
  4. Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. Т. II. М., 1876.
  5. Пролог, первая половина (сентябрь - февраль). М.: Печатный двор, 1641.
  6. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М., 1994. С. 152–154.