Е.Я.Зотова
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, хранитель фонда медного литья
(Москва)
ГУСЛИЦКОЕ И ЗАГАРСКОЕ МЕДНОЕ ЛИТЬЕ.
ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ.
Меднолитая пластика – это замечательное и до конца не исследованное явление русской художественной культуры, имеющее тысячелетнюю историю. Определяя значение медных крестов, икон и складней в жизни русского народа, Ф.И.Буслаев, известный филолог и искусствовед XIX в., писал: «Это были святыни самые удобные для перенесения, прочные и дешевые; потому они и доселе в большом употреблении в простом народе…».
1 Эти слова с полным правом можно отнести к любому региону России, в том числе и к Московской губернии, где на протяжении XVIII – XX вв. не только почитали меднолитые образа, но и занимались их производством.
Определяющей вехой в истории медного литья стал указ Петра I от 31 января 1723 г. «О запрещении иметь в приходских церквах иконы частных лиц; также выливать и продавать в рядах священные изображения из меди и олова».
2 Этот указ поставил под контроль производство, продажу и бытование меднолитых предметов, которые следовало «употребить на церковные нужды». Таким образом, уже в начале XVIII в. была определена политика государственных властей по отношению к медной пластике. Именно в этих условиях, поставивших литейное дело в нелегальное положение, мастера-старообрядцы разных направлений (беспоповцы и поповцы) сумели не только сохранить древнерусские традиции, но и создать новые образцы крестов, икон и складней.
Благодаря таланту поморских, московских, гуслицких, загарских и владимирских мастеров медное литье стало доступным видом искусства, получившим массовое распространение в городах и селах на всей территории России. Этот материал, неоднородный по материально-технологическим характеристикам, поражает своим многообразием, начиная от формы, иконографии, композиции и завершая декоративным убранством. Все названные признаки являются основанием для классификации значительного пласта сохранившейся меднолитой мелкой пластики.
В первой половине XIX в. проблема классификации медного литья интересовала не только историков и археологов, но и чиновников Министерства внутренних дел. Так, в одном из документов 1840-х гг. значится: «…отливные медные кресты и иконы, известные под названиями: загорских,
3 поморских, погостских 4 и других, из коих первые два сорта отливаются в Московской, а последние во Владимирской губернии. Употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…».
5
Этот официальный документ является первой, известной нам, попыткой разобраться в медном литье, определить его разновидности и, что особенно важно, отличительные особенности каждой из приведенных групп. При характеристике предметов отмечается «лучшая отделка» так называемых поморских крестов и складней и низкое качество литья загарских и погостских изделий, на которых «с трудом можно различить изображения».
В приведенной классификации названы всего 3 категории, или сорта медного литья – поморское, загарское, погостское. Впервые упоминание гуслицкого литья встречается в материалах владимирского краеведа И.А.Голышева: «Иконы медные разделяются на 4 категории: загарские (гуслицкие),
6 никологорские (Никологорского погоста), старинные или поморские (для раскольников поморской секты) и новые. Новые предназначаются для православных, а старинные – для раскольников, которые льются с особыми для них рисунками».
7
В целом же становится понятно, что старообрядческая меднолитая пластика различалась по категориям, включающим в свое определение место происхождения и производства. Каждая из названных разновидностей имела существенные отличия, касающиеся не только качества литья, но, прежде всего, иконографии и, следовательно, бытования среди разных групп населения. Так, поморское литье получило распространение среди старообрядцев-беспоповцев (поморцев, федосеевцев, филипповцев), не признающих священства, а гуслицкое почиталось старообрядцами-поповцами. В дальнейшем по принятым образцам (поморским, гуслицким и др.) в многочисленных литейных мастерских по всей России выполнялись иконы, кресты и складни.
При классификации гуслицкого и загарского литья предстоит вспомнить и привести все известные нам сведения, имеющие отношение к производству и характеристике данных категорий. Только в этом случае можно определить, что понималось под «гуслицким и/или загарским литьем».
О качественном отличии этих групп литья свидетельствуют данные, приведенные в каталоге старообрядческой иконной, киотной и книжной торговли наследников М.П. Вострякова
8 . Известно, что в начале XX века Н.М.Востряков имел торговые места в Москве в Ильинском ряду и на Нижегородской ярмарке
9 . Среди широкого ассортимента старообрядческой продукции значатся не только книги и церковная утварь, но и меднолитые изделия. Так, например, иконы и кресты «лучшей поморской работы» приведены с указанием иконографии и цены за штуку
10 . Другие категории меднолитой продукции продавались на вес по цене за пуд: «загарское литье от 18 до 22 руб.» и «анцифоровское литье от 30 до 38 руб.». Полагаем, что существенная разница в цене указывала и на различие в качестве медных икон, крестов и складней, поступавших, очевидно, из разных мастерских.
О загарских литейных заведениях содержится информация в опубликованных материалах, посвященных истории кустарных промыслов Московской губернии. Среди деревень Новинской волости Богородского уезда, которые «кормились» медным промыслом, упоминаются следующие: д. Аверкиево – 7 мастерских, д. Алферово – 17 мастерских, д. Данилово – 22 мастерские, д. Дергаево – 15 мастерских, д. Крупино – 12 мастерских, д. Новая – 8 мастерских, д. Перхурово – 14 мастерских, д. Пестово – 13 мастерских, д. Шибаново – 9 мастерских и др. (всего указано – 139 медных заведений)
11 .
Отметим, что среди этих мастерских лишь отдельные занимались литьем образов и складней. Так, в д. Новое (которая другим автором отнесена к Гуслицам
12 ) указаны всего 3 владельца – А.Д.Афанасьев, И.М.Михайлов, И.Т.Тарасов, которые имели от 6 до 11 рабочих, включая и взрослых членов семьи. Стоимость ежегодно производимых изделий составляла 5 – 10 тыс. рублей.
13
Приведенные данные могли изменяться в связи с учетом спроса на продукцию. Например, в д. Костино (Запонорская волость) отмечались единичные случаи перехода иконописцев «к литью медных образов и складней».
14
При анализе деятельности этих заведений с традиционно сложившимся производством, включавшим кузницу и «печатню», отмечается такая особенность загарского сорта, как редкое использование эмалей для украшения поверхности меднолитых предметов.
15
О низком качестве загарских изделий свидетельствуют сведения, приведенные красносельским мастером-литейщиком А.П. Серовым (1899-1974): «В Загарье отливались нательные кресты и иконы. Выработка там этих изделий не славилась – не было чистоты в отливке и говорили так: плохие как загарские. (У этих изделий их лицевая сторона не подвергалась обработке напильником. Иконы и кресты-распятия так часто подделывали под старое литье)».
16
Но очевидно эту характеристику нельзя относить к работе всех загарских мастеров. Так, на известной Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года, проходившей в Москве, среди 12 экспонентов по медным изделиям, представившим колокольчики, подсвечники, пепельницы и другие предметы, был удостоен награды и крестьянин села Новое Богородского уезда Московской губернии Тарасов Иван Иванович «за медные образа очень чистой работы и довольно дешевых цен».
17 Позднее, в 1902 г. мастер Федор Фролов из этого же села экспонировал свои медные кресты на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге. Приведенные краткие сведения позволяют говорить о небольших возможностях этого кустарного заведения: «Производство на сумму до 400 руб/год. Работают 3 мужчин, из них 1 – наемный. Материал из Москвы на сумму до 220 руб./год. Сбыт в разные места. Производство ручное. Работает с 1890 года».
18
Итак, какое же литье называлось загарским? К этой категории меднолитой пластики можно предварительно отнести кресты, иконы и складни, которые отличаются, прежде всего, отсутствием опиловки на лицевой и оборотной сторонах, значительным весом и редким использованием эмалей.
В качестве образца загарского изделия второй половины XIX в. может быть приведена небольшая четырехчастная икона «Мученики Кирик и Улита. Спас Нерукотворный. Богоматерь Владимирская. Богоматерь Знамение», увенчанная оглавием «Спас Нерукотворный» (Илл.1)
19 . Подобные иконы с изображением мучеников Кирика и Улиты имели широкое распространение в народной среде.
Близость репертуара загарской и гуслицкой меднолитой пластики и повсеместное ее бытование создавали сложность для четкого выделения каждой группы. Так, в начале XX в. известный исследователь поморской книжности и пластики В.Г.Дружинин относил все литье, производимое в Московской губернии, к категории «гуслицкого или загарского»
20 . Он писал: «В Москве преобладало, по-видимому, литье мастеров-поповцев; в восточной части Московской губернии и пограничной части смежной с ней Владимирской расположена местность, именуемая Гуслицы. Там до сих пор работают кустарным способом литые иконы; изображения на них очень плохого рисунка; грубо обделаны, по большей части без финифти и резко отличаются от поморских, хотя и легковесны».
21
Из этой обобщенной характеристики следует обратить внимание на такой важный признак как «легковесность». Полагаем, что в данном случае речь идет о литье гуслицкого производства. Именно к этой категории можно отнести так называемое «анцифоровское литье», которое продавалось в Москве дороже, чем загарское. Кроме того, известно, что уже в XVIII в. в селе Анцифорове работали мастера-иконописцы.
22
Анализ всех приведенных сведений о старообрядческой медной пластике XVIII – XX вв., бытовавшей в Московской губернии, позволяет определить репертуар гуслицкого литья. Главное место в его составе занимали кресты, которые отличались не только определенной иконографической программой, но и композиционным разнообразием. Гуслицкие мастера отливали нательные мужские и женские кресты, напрестольные восьмиконечные кресты с рельефным изображением Распятия Христова и титлой «IНЦИ» (Илл.2)
23 и разного размера киотные кресты, дополненные пластинами с группами предстоящих, а также иконами-клеймами с двунадесятыми праздниками и увенчанные изображениями херувимов.
24
Иконы и складни с образами Спаса и Богородицы, святых Николы Чудотворца, Власия, Афанасия, Георгия, Флора и Лавра, Параскевы Пятницы – это далеко не полный ряд композиций, созданных подмосковными мастерами. Следуя древнерусским традициям, трехстворчатые складни гуслицкого литья имеют особую форму, повторяющую в миниатюре Царские врата храмового иконостаса. Складень с изображением святителя Николы Чудотворца (Можайского) – яркий образец работы гуслицкого мастера (Илл. 3)
25 . В среднике, имеющем килевидное завершение в виде кокошника, представлен святитель с мечом и храмом (градом) в руках. В верхней части створок изображена разделенная композиция «Благовещение Пресвятой Богородицы»», в клеймах – «Вход Господень в Иерусалим», «Сретение Господне»; «Воскресение Христово» («Сошествие во ад») и «Вознесение Господне». Такие гуслицкие «створцы», украшенные не только растительным вьющимся побегом и рамкой с геометрическим орнаментом, но и декорированные эмалью белого и синего цвета, – самый распространенный вид меднолитой продукции. Легкие, с «лишненной», т.е. обработанной поверхностью оборота, сравнительно недорогие гуслицкие иконы и складни пользовались особым почитанием на протяжении XVIII – XX вв.
Эти простые меднолитые образа, отличающиеся своеобразием формы и декоративного убранства, позволяют говорить о существовании самостоятельного художествен-ного направления – гуслицкого литья.
Примечания:
- Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи // Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. М., 1990. С. 360-361.
- Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб., 1875. Т.3. 1723 г. № 999. С.31-32.
- Загарье – район, охватывавший селения Богородского уезда Новинской волости Московской губернии. См.: Вернер К.А. Кустарные промыслы Богородского уезда Московской губернии. [М.] , 1890. С.18; Исаев А. Промыслы Московской губернии. М., 1876. Т.2. С.I, 100-107.
- Речь идет о литейном производстве в селе Никологорский погост Вязниковского уезда Владимирской губернии. См.: Голышев И.А. Производство медных икон в с.Никологорский погост, Вязниковского уезда // Владимирские губернские ведомости: Неоф. часть. 1869. № 227. С.2; Савина Л.А. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX – начале XX века // Русское медное литье: Сборник статей / Сост. и науч. ред. С.В. Гнутова. М., 1993. Вып.1. С.51-52.
- Цит. по: Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1860. Кн. II (1801-1858). С.430.
- Полагаем, что основанием для совмещения в классификации этих наименований стала территориальная близость Загарья и Гуслиц.
- Голышев И. Указ соч.
- К сожалению, при работе использовался неполный экземпляр каталога, без титульного и начальных листов. С.7-8.
- См.: Церковь. 1911 №2. С.55; №3. С.77; №4. С.102; №5.С.127 и т.д.
- Уточним, что в данном случае имеются в виду предметы московского производства.
- Исаев А. Указ. соч. С. 100-107.
- Ордынский И.И. О народных названиях местностей Московской губернии // Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. М., 1864. Вып.1. С.42.
- Исаев А. Указ.соч. С.104-105.
- Вернер К.А. Указ. соч. С.18.
- Исаев А. Указ. соч. С.14.
- [Серов А.П.]. Об истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова Петра Яковлевича, село Красное Костромской области // Русское медное литье… Вып. 2. С.156.
- Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве. СПб., 1883. Т.5. С. 144.
- Указатель Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 г. СПб., 1902. С.78.
- ЦМиАР КП 4476/162. Медный сплав, литье. Размеры иконы: 6,7х4,8 (с оглавием).
- Отметим, что гуслицким называл все литье, производимое в Московской губернии, и Ф.А.Каликин (1876-1974), потомственный старообрядец, известный реставратор, много лет проработавший в Гос. Эрмитаже. См.: Принцева М.Н. Коллекция медного литья Ф.А.Каликина в собрании отдела русской культуры Эрмитажа // Памятники культуры: Новые открытия. 1984. М., 1986. С.405-406.
- Дружинин В.Г. Введение (Из корректуры книги В.Г. Дружинина «О поморском литье» / Публикация текста Т.В.Берестецкой // Русское медное литье... Вып.2. С.120.
- Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Т. 7. Вып.1. Промыслы Московской губ. Вып.1. М., 1882. С.83.
- ЦМиАР КП 5649. Медный сплав, литье, эмаль (белая, темно-синяя). Размеры: 36,4 х 18,5.
- Цветное воспроизведение подобных киотных крестов см.: Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XI – начала XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., 2000. Кат.46-47. Подробнее об иконографии см.: Пуцко В.Г. Иконографический мотив Paternitas в старообрядческом медном литье XVIII – XIX вв. // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 1999. Вып.7. С.46-50.
- ЦМиАР КП 975. Медный сплав. литье, эмаль (белая, синяя). Размеры: 10,9 х 15,3 (в раскрытом виде).
|