ВСТУПЛЕНИЕ.

29-30 октября 2003 года в Доме Культуры города Куровское Орехово-Зуевского района, прошла научно-практическая конференция «Гуслица старая и новая». Это первая в истории конференция, посвященная истории и культуре самобытного края, расположенного ныне в южной части Орехово-Зуевского района Подмосковья. Край, ныне незаслуженно забытый, прежде был известен по всей России и даже за ее пределами.

В конференции приняли участие и ученые из Москвы, и местные исследователи. Присутствовали гости из столичных учреждений науки и образования, из Владимира, Боровска Калужской области. В качестве гостей на конференцию были также приглашены представители православного духовенства как по старому, так и по новому обрядам. Заслушанные доклады касались истории края, его культуры, проблемы ее сохранения, наиболее интересных персоналий гуслицкой истории. Был сделан интересный доклад об изучении местности «Патриаршина», находящейся рядом с Гуслицами и также входящей ныне в состав Орехово-Зуевского района.

Со времен московского князя Ивана Калиты известна древняя волость Гуслица. Свое название, как полагают исследователи, она получила от своего административного центра – села Гуслицы. Село это ныне сохранилось и носит название Ильинский Погост, полученное в XIX столетии от одной стоявшей здесь прежде деревянной церкви. Селу же дала имя река Гуслица, протекающая неподалеку. Гуслица – единственная в России река с музыкальным названием. О происхождении названия реки сложено много легенд, существуют и научные версии. Считают, что в древности, когда эти земли входили в состав Черниговского княжества, здесь были поселены черниговцы, славившиеся изготовлением гуслей. В реке они якобы вымачивали древесину для производства последних. По более романтическим версиям-легендам, жившие по берегам реки славяне-вятичи любили играть на гуслях. Затем им надоедало это занятие, и они пускали гусли плыть по реке. Оттого она и стала Гуслицей. Но, скоре всего, название имеет древнее дославянское происхождение и обязано древним жителям этих мест: финским народам меря, мещера и мурома. Позднее его усвоили пришедшие сюда славяне и переиначили в более удобное для произношения.

Волость, существовавшую не одно столетие, в начале XIX века упразднили, но ее имя сохранилось благодаря населявшим край старообрядцам-гуслякам и их самобытной культуре. Но теперь Гуслицы, а именно так стали называть этот край, включили в себя и ряд соседних старообрядческих местностей, находившихся к северу, северо-западу и западу от селений древней волости Гуслица. После административной реформы Екатерины II все эти земли входили в состав Богородского уезда Московской губернии.

Главными центрами Гуслицкого края были села Ильинский Погост и Рудня. Здесь регулярно устраивались ярмарки, на которые съезжались промышленники и торговцы и с самих Гуслиц, и из других регионов. Оба села в прошлом более напоминали небольшие уездные города, нежели сельские населенные пункты. В обоих селах было немало лавок, трактиров, постоялых дворов, домов, принадлежавших купцам из других городов. Проходившие здесь ярмарки были своеобразными смотрами местных гуслицких фабрикантов и торговцев. Впоследствии, на землях Гуслиц, возник город Куровское, обязанный своим происхождением комбинату, выросшему из фабрики купцов Балашовых.

Гуслицкий край славился прежде по всей России почти поголовной грамотностью своего населения, элементами своей самобытной культуры, как-то книжное дело с уникальной «гуслицкой» росписью, иконопись, медное литье. Гуслицкие книги и иконы можно и сейчас встретить по всей старообрядческой Руси. Их очень высоко оценивают в художественном отношении исследователи-искусствоведы.

Не меньших успехов достигли гусляки и в других промыслах. Деревня Беливо славилась своими топорами, за которыми покупатели приезжали издалека. Село Хотеичи специализировалось на изготовлении гребней, пуговиц и других необходимых предметов из рогов домашних животных. Практически везде было распространено ткачество. Немало гуслицких хозяев-ткачей создали фабрики, игравшие важную роль в экономике края. Из Гуслиц вышло немало известных купеческих династий, к примеру, Рахмановы, Балашовы, знаменитые питерские Громовы. Экономика края также в значительной степени зависела и от хмеля, который вплоть до 1960-х гг. выращивался почти во всех гуслицких деревнях. Считают, что именно хмелеводство дало средства гуслицким промышленникам на открытие многих фабрик. Гуслицкий хмель успешно конкурировал с знаменитыми баварскими и богемскими сортами. Но гусляки-хмелеводы с не меньшим успехом разводили в своих хмельниках и их.

Фактически история такого важного и интересного края, как Гуслицы, начинает только изучаться. Мы надеемся, что нас еще ожидает здесь немало удивительных открытий. Важна и история Гуслиц как края, местная промышленная история и ее роль в жизни всей страны, изучение и возрождение уникальной гуслицкой культуры, история различных религиозных общин Гуслиц. Работа еще только начинается. Надеемся, что конференции станут теперь регулярными и будут объединять вокруг себя всех специалистов, которые занимаются Гуслицким краем. Результаты конференций должны пойти на пользу и самим Гуслицам, и Орехово-Зуевскому району в целом, и для всей нашей огромной страны.

Мы предлагаем вашему вниманию тексты докладов участников первой научно-практической конференции «Гуслица старая и новая».