Смирнов В.И.
Историк-краевед г. Егорьевск

ИСТОРИЯ ГУСЛИЦКОЙ ВОЛОСТИ.
ЕЕ ГРАНИЦЫ, МЕЖИ.
ЛЕГЕНДЫ, БЫЛИ, НЕБЫЛИЦЫ.

На востоке от Москвы, в Орехово-Зуевском районе, есть местность, которая с древних времен сохранила свое завораживающее название – ГУСЛИЦА. О ней ходит много баек, легенд, былей и небылей. Давно казалось бы ей кануть в лету – ибо нет у нее давно своей территории, земли, но живет она в памяти народа и притягивает своей необычностью, самобытностью многих современников. Ее историей занимаются краеведы, исследователи, научные работники и всем им она дает пищу для ума. Сформировалась она в глубокой древности, в самом центре Руси. И сегодня к ней не потерян интерес.

Впервые о Гуслице, как и соседних с ней волостях, Селне, Вохне, Рогоже стало известно из духовной грамоты великого Московского князя Ивана Калиты от 1339 года, которые Московский князь передал своей княгине, второй жене Ульяне с меньшими детьми. Затем Дмитрий Донской передает Гуслицу сыну Петру вместе с городом Дмитровым. Гуслица вошла в состав Дмитровских волостей. В начале XVI века в духовной грамоте Ивана III Гуслица передается сыну Андрею, которому был дан и город Верея. Можно сказать Гуслица стала волостью Верейского удела в составе Московского княжества.

Видимо первоначально Гуслица занимала меньшую территорию. К началу XVI века распалась Брашевская волость, часть ее, северную территорию, присоединили к Гуслице, с селениями Мосягино, Челохово, Понкратовской, Горшковой. Другая часть Брашевой волости отошла к Усть–Мерской волости, в которой оставалось сельцо Гвоздна. В тот период потребовалось описать территорию, границы, межи Гуслицы и соседних с ней волостей Селны, Вохны. Это сделал разъездчик, или княжеский землемер Андрей Филиппович Наумов в начале XVI века. Рубеж Гуслицкой волости проходил с Владимирскими волостями « с Сеньгом же и с Шатуром» да с Коломенскими волостями с Высоким да с Холмом да с Усть–Мерскою: граница шла от Круглой Поляны рекою Мерскою пять верст до речки Рыкушки, далее через ряд болот в реке Волне и далее на Голдино болото Коломенского уезда Высоцкой волости и далее на Владимирскую дорогу и пройдя селение Шувое межа выходила на речку Медвянку, которая впадает в реку Гуслицу и вверх по ней до устья реки Теребенки, а из верховья Теребенки в верховье реки Десны, а по ней до реки Рогозны и по ней в реку Черную, а далее лесом через деревню Бухонову /Алексеевскую/ поворачивала к реке Гуслице до ее впадения в реку Нерскую завершалось описание межи Гуслицы.

Ее территория видимо не превышала 12-16 верст. Эта граница и территория оставались неизменными до конца XVIII века. Писцовые книги Афанасия Отяева от 1631 года и Ивана Афросимова 1678 года при описании межи Гуслицы проходят по тем же границам. В волости в XVII веке стояло 46–48 деревень. С таким же количеством селений она была передана в 1710 году князю Меньшикову и в 1728 году генерал–лейтенанту Степану Лопухину. Таким образом, с начала XVI по конец XVIII века территория Гуслицы сохраняла свою стабильность.

Лишь с появлением новых уездных городов в конце XVIII века Брониц и Богородска, ее территорию разделили по этим уездам. Но в начале XIX века она была объединена вновь и присоединена к Богородскому уезду. На месте старой Гуслицы были образованы новые волости – Ильинская, Беззубовская, Дороховская, часть селений были присоединены к другим волостям. Таким образом, в конце XVIII века старая Гуслица перестала существовать. Но куда бы не присоединены были селения бывшей Гуслицы, они продолжали в народе называться гуслицкими. Вековая традиция не была сломлена.

А как же и когда появилась Гуслица на этой территории? Известно, что земли этого края были заселены еще в середине 1-го тысячелетии. Здесь в междуречьи Москвы и Клязьмы располагались селища балто–славян, которые оставили после себя многочисленные названия рек, местностей, - Сельна, Сеньга, Литвуня, Клязьма, Москва-река, Поля и другие. Здесь же с балтами соседствовали угро-финские племена – меря, мещера, мурома, от которых также много осталось названий селения Меря, Мереево /Нареево/, Мещерка, реки Мерская /Нерская/, Меровка. В конце того же 1-го тысячелетия нашего времени сюда проникли славянские племена вятичи, кривичи, от пребывания которых остались курганы, могильники по рекам Мерской, Москвы-реки и даже сохранились их обычаи. Летопись « Повести временных лет» писала, что радмичи, вятичи, северяне имеют общий обычай – живут в лесах, как звери, брани у них не бывает, но собираются они между селами на игрища, устраивают пляски и поют бесовские песни, и тут умыкают себе жен, имея по две и три жены. Обычаи тех времен дошли до нашего времени. Еще в 20-30-х годов подобные игрища, гулянья проходили по тем же местам у реки Гуслицы под селом Ощерино. Второе гулянье в Гуслице было под селом Гридино вдоль реки Шувойки. Подобные гулянья были и в других местах как Гуслицкой волости, так и соседней с ней Высоцкой. Гулянья проходили после весенних работ, по большим христианским праздникам – от Троицы до Ильина дня. Естественно на гуляньях пели, плясали под музыку. Таким инструментом в древности были гусли. Этот обычай собираться на гулянья /игрища/ дошел до XX века. Еще в 30-х годах такие гулянья продолжались. Заканчивались такие гулянья стенками. За это их преследовали власти и разгоняли милицией. Совсем прекратились гулянья с началом Отечественной войны. Местность, где проходили такие гулянья, назывались по названию музыкального инструмента. Возможно, что это не самоназвание, а прозвище, данное со стороны другого народа. Может быть, название Гуслица дали жившие тут угро-финны, у которых подобных инструментов не было. Игра на гуслях и заворожила их настолько, что они постоянно ходили сюда и прозвали местность Гуслицей. Это название видимо произошло в конце 1-го тысячелетия.

В начале 11-го тысячелетия сюда проникли киевляне, черниговцы. Но они прибыли с другой целью – их интересовали свободные земли, а заодно они крестили местное население. До сего дня шувойских староверов называют калганниками. Возможно, что жители этой местности были крещены во время киевского князя Владимира Святославовича, которого нередко называли каганом. Может быть и прозвище калганники идет с тех далеких времен, когда крестил их Киевский каган, князь.

О том, что здесь были черниговцы, доказывают многие факты. Еще В.Даль в своем Толковом словаре писал, что под Егорьевском говорят на Черниговском диалекте. Кроме того, прибывшие по реке Гуслице назвали рукава, притоки к этой реке, именем реки, которая протекает в Чернигове – Десной, а противоположный рукав этого притока назвали по левой руке шуйце – отсюда рукав именовался Шувоей. Эти названия именовать рукава, как руки человека, были свойственны славянам еще в XI-XII веках. Надо еще учитывать, что реки в те времена именовались против течения реки.

В начале XIII века эти земли оказались во владении Ростово–Суздальского, затем Владимирского княжеств. А с их ослаблением они попали под влияние Галичско–Дмитровского княжества. Лишь с 30-х годов XVI века эта местность как приданое второй жене Ульяне закрепилась за московским княжеством.

Несколько замечаний о различных легендах, небылицах, ошибках, которые распространены о Гуслице.

  1. Волость Гуслица почти во всех документах пишется в единственном числе как ГУСЛИЦА. Но некоторые исследователи, краеведы пишут о ней в многочисленном числе, именуя ГУСЛИЦЫ. Зачем они это делают непонятно. Во всех княжеских документах волость именуется как Гуслица, иногда писалась Гуслиця, лишь в завещании Ивана Грозного от 1572 года, видимо по ошибке писца, она названа Гуслицы. В этом завещании допущены и другие ошибки. Так волость Сельня названа ЕНА. Явная описка. И нам незачем писать Гуслицы.
  2. Ряд краеведов, в том числе Шатурский краевед Казаков иногда помещал в своих книжицах Гуслицу в Коломенский уезд, где она никогда не была. Эту ошибку допускал и И.Ордынский в своем исследовании в 1864 г. где писал, что Гуслица, как и Высоцкая волость входили в Коломенский уезд во время 1-й ревизии. Но и он ошибался. Известно, что первая ревизия проходила с 1719 по 1721 год, да еще существовали приправочные книги, в которых давались исправления или дополнительные сведения. Но еще император Петр I дал Гуслицу князю Меньшикову из Московского уезда. А когда отобрали эту волость у Меньшикова, то Петр II в 1728 году передал ее Степану Лопухину из того же Московского уезда. Причем границы волости не изменялись в течение нескольких веков. В волости число деревень оставалось почти постоянным – 46-48 деревень.
  3. Ходит молва, что Гуслица была заселена сплошь старообрядцами, и что основали ее беглые стрельцы и опальные бояре. Прибывших в Гуслицу в XVII веке было всего 46 человек. И не они сделали волость старообрядческой. Старая вера тут существовала издревле. Но тут были поставлены и православные церкви, а их было 5, да в два погоста, а затем существовал здесь с XVII века монастырь Спасский.

Я приведу несколько примеров о числе православных и старообрядцев по нескольким селениям Ильинской и Беззубовской волости в середине XIX века: в дер. Кругловой православных 45 дворов, старообрядцев 10. В д. Челохове православных нет, а стар. 198 дв., в д. Батогове – соответственно 45 пр. и 67 стар., в д. Игнатове 38 пр. и 41 стар., в д. Земневе пр.2 и стар. 139 дв., в селе Ощерино 118 дворов правосл., старообрядцев нет совсем, в д. Сенькино – 81 пр. и 83 стар., в д. Внуково 69 пр. и 16 стар., в д. Слободище 2 пр. и 395 стар. Поэтому, говорить о сплошном заселении старообрядцами, нет оснований.

Нельзя согласиться с тем, что старообрядчество принесли в Гуслицу беглые стрельцы и опальные бояре. В доказательство нередко приводят пример – вот, мол, деревня Барская, явно основана боярами. Да, может быть и так, но она не относится к Гуслице. Она в Запонорской волости. А. Перегудов в своей книге « В те далекие годы» относил деревни Елизаров, Радовань, Глебово, Давыдово тоже к Гуслице. Но таких деревень в Гуслице не было – они в соседних волостях. Ныне некоторые краеведы приписывают в Гуслицу такие деревни, которых в ней никогда не было. Одна сотрудница Рублевского музея, будучи в Егорьевске, уверяла нас, что медные иконки отливали в д. Перхурово Гуслицкой волости. Но эта деревня находится в Вохне, ныне Павлово-Посадском районе. В Гуслице было всего одно меднолитейное производство, где работало всего 4 человека, а вот в Перухове было 14 подобных заведений с 84 рабочими.

Есть еще одно заблуждение, что, мол, вся Гуслица была сплошь грамотной. Старообрядцы вынуждены защищать свое вероучение и для этого учились грамоте, особенно чтению. Но читать псалмы не есть еще грамотность. Факты говорят о другом. Гуслица не выделялась среди других волостей по своей грамотности. Для примера из книги «Сведения о селениях и жителях Богородского уезда Московской Губернии» М.т.1. 1873г.

Название деревни Население Грамотность
Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Горшково 204 223 41 1
Зевнево 333 354 40 -
Барышово 170 173 21 1
Беззубово 419 442 70 3
Ощерино 222 242 36 36
Гридино 518 491 65 6
Цаплино 318 327 52 5
Абрамовка 486 563 102 10
Вантино 275 263 30 5
Авсюнино 558 619 44 -
Челохово 242 242 53 5

Как видим из приведенных примеров, нельзя говорить о сплошной грамотности. Тем более школы в Гуслице появились в те же годы, как и по всей России, после отмены крепостного права в 1861 – 1868 гг. Есть и другие небылицы. В 2000 году была открыта каменная церковь в д. Гридино – Шувое. До этого в селе стояла церковь деревянная, построенная в 1864 году, но в печати уже появились сообщения, что якобы церковь была построена в 1667 году. Из писцовых книг известно, что в Гуслице в 1678 году было всего 5 церквей, в Гридине не было никакой церкви, ибо в то время в деревне стояло 7 дворов, и все они приписаны были к приходу села Гуслицы к церкви Ильи Пророка.

В прошлом веке ходила легенда, что якобы в Гуслице во время царя Алексея Михайловича там стоял дворец царя. Другие утверждали, что в Гуслице был центр духовного управления. В доказательство приводят пример, что на месте были найдены изразсцовые плиты, которыми были облицованы печи с вензелями времен царя Алексея Михайловича. На самом деле никаких дворцов не было, а был деревянный дом Степана Лопухина с несколькими светлицами, где печки действительно были отделаны израсцами. Этот дом Лопухиных был впоследствии разрушен и, на месте его находили битый кирпич и израсцовые плитки. Есть еще немного небылиц, о которых мы говорить сегодня не будем.

Интерес к средневековой Гуслице был подогрет распространением здесь старообрядчества, перепиской религиозных книг, их художественного оформления. Можно сказать, что этот край, находящийся в стороне от больших городов, от большой активной жизни страны, сформировался как замкнутый, обособленный мирок, который сохранил старину с древних времен. Гуслицкие обычаи, традиции имеют более глубокие корни, чем мы представляем себе, и которые нами еще не затронуты. Не надо приукрашивать историю Гуслицы, но и не надо ее умалять. Некоторые сосредотачивают свои исследования только на периоде старообрядчества. Но это явление имеет свои плюсы и минусы.

Наша задача создать историю Гуслиц подлинную, без искажений и без прикрас. Ибо за нами пойдут еще исследователи, и чтобы они не уличили нас в поверхностном суждении, нам нужна правдивая история Гуслицы.