Ованян А.,
Выпускница гимназии г. Куровское

«ГУСЛИЦКОЕ ПИСЬМО» И ОБРАЗОВАНИЕ В ГУСЛИЦКОМ КРАЕ.

Система школьного образования в Гуслицком крае начала создаваться еще в XVII веке. Наверное, немногие жители Москвы и Московской области знают о том, что в Центральном районе нашей необъятной России едва ли не самым влиятельным центром крестьянской письменности была Гуслицкая волость Богородского уезда Московской губернии.

Гуслица - старинное название местности, расположенной на востоке Подмосковья, в бассейне рек Нерская и Гуслица (Гуслянка). Сегодня - это южная часть нашего Орехово-Зуевского района (бывший Куровской район). Площадь, которую занимала некогда Гуслицкая волость, около 400 кв. км.

Это место традиционного расселения старообрядцев. Впервые Гуслицкая волость упоминается в первой Духовной Грамоте Ивана Даниловича Калиты под 1328-м годом. Она была составлена его дьяком Костромою перед отъездом в Золотую Орду. Гуслицу он завещал своей жене Ульяне. Затем в 1339-м году он повторит эту Духовную Грамоту, оставив ее почти без изменений.

Сюда, в Гуслицу, где преобладали непроходимые леса и болота, во времена церковного раскола, в конце XVII века, бежали старообрядцы от преследования официальных властей. В этих местах селились старообрядцы различных согласий, но преобладающим было, так называемое, "поповское согласие".

Известный протопоп Аввакум высказывал свою мысль о том, что церкви следует принимать попов нового постановления в случае необходимости: "И иже в православных церквах, где пение без примеса, внутрь алтаря и на крылосах, апоп новопоставлен, о сем посудить - аще он, поп, проклинает никониан и службу их, и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить". (2) Часто слово "гуслицкий" прямо означало "поповский".

Прошлое не уходит бесследно. Оно оставляет свой заметный след на земле. Это в полной мере относится к старообрядческим певчески рукописным книгам, которые унаследовали от древних греческих книг и содержание, и принцип оформления. Благодаря сохранению этой традиции, в Гуслицах грамотными были почти все крестьяне. Это положение опровергает утверждение о том, что в России все крестьяне были сплошь неграмотными. Может быть это исключение. Но какое счастливое исключение! Достигалась грамотность в Гуслицах тем, что здесь был создан не один десяток стихийных или, как их тогда называли, "самоходных" школ.

Дети осваивали грамоту по азбуковникам и рукописным певческим книгам.

Тексты рукописных книг писались полууставом, музыкальная строка состояла из крюковых нот. В оформлении использовались традиционные орнаментальные формы старопечатного стиля.

"Гуслицкое письмо" обладало своими характерными чертами. Главной отличительной особенностью "Гуслицкого письма" является цвет. Цвета в рукописных изданиях сочные, яркие - синий, красный, зеленый, желтый, золотой. Насыщенный цвет является характерным и для заставок, и для миниатюр, которыми изобилуют гуслицкие рукописные книги.

Для местных нужд книги писали еще в XVII веке, а вот в начале XVIII они начале появляться в продаже.

Гуслицкие певческие книги расходились по всей стране. Их популярности способствовали не только высокая грамотность гуслицких писцов и сохранение пения по крюкам, но и, как выше было сказано, нарядное оформление и богатый орнамент. Книги стоили не дешево и все же расходились моментально.

В середине XIX века письмом певческих рукописных книг занимались в таких селениях, как Беливо, Заволенье, Заполицы, Понарино, Петрушино, Мисцево и др.

Корреспондент Степан Алексеев в журнале "Церковь" №45 от 9 ноября 1908 года сообщает: "Просматривая архивы Москвы, как то: патриаршую ризницу, Румянцевский музей, Консерваторию, ... Библиотеку Хлудова, контору Императорского общества любителей древней письменности и другие книгохранилища и библиотеки России -приходишь к выводу, что напевы крюкового пения очень разнообразны.

... Здесь есть книги беливского, понаринского, мисцевского, запольского, заволенского (в Гуслицах), черниговского, нижегородского, московского, морозовского и хомового распевов.

Из всех напевов беливский снискал всеобщее уважение, так что он и по настоящее время занимает первое место. На рынке очень часто можно встретить певчие письменные и печатные книги..."

В Беливо писанием книг занимались инок Илия, который всех превзошел в правильности напевов, Ларион Шитиков, И.И.Шитиков, А.Карташов, Кабанов и др.

В 80-е годы в д.Беливо работали мастера Федор Григорьевич и Матвей Григорьевич Батулины, которым принадлежат лучшие по исполнению образцы.

"По художественности письма - это самые лучшие письменные певческие книги".(3)

Известно также, что Федором Григорьевичем Батулиным был написан оригинал для литографического шеститомного издания "Полного круга древнего знаменного пения". Это издание осуществлено известным промышленником и меценатом из династии Морозовых - Арсением Ивановичем Морозовым в 1885 году.

К сожалению, братья Батулины рано ушли из жизни, так как жили в большой бедности и умерли около 1893 года.

С развитием книгопечатного дела рукописное творчество гуслицких писцов постепенно приходит в упадок. Рукописные книги не могут конкурировать с печатными.

И все же книги "гуслицкого письма несли свет знаний всей России. Именно по этим книгам в 18-19 веках учились пению, постигали грамоту. Глубоким уважением и всенародной признательностью пользовался труд гуслицких учителей. Традиции передачи знаний будущим поколениям стойко сохранились в нашем Гуслицком крае. Интересна , на мой взгляд, заметка корреспондента газеты "Русские ведомости" от 9 ноября 1908 года, в которой рассказывается о 75-летнем юбилее педагогической деятельности учительницы-старообрядки д.Беливо Марии Ивановны Хромовой. "В свои 93 года, - пишет автор корреспонденции, - своей деятельности она не бросает", то есть продолжает сеять разумное, доброе, вечное. Сколько же питомцев прошло через эти умные, добрые руки!

В XVII-XVIII веках обучение проводилось на дому. Этим занимались "доморощенные" учителя, которые обучали всех детей чтению, счету и пению по крюковым нотам.

В XIX веке начали создаваться церковно-приходские школы и училища. Одним из первых учебных заведений близ д. Куровское была монастырская школа, основанная в 1859 году (по другим источникам 13 марта 1862 года) (4) настоятелем Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря игуменом Парфением. Она была расположена в бывшем дьячковском доме, исправленном и поновленном. Это было двухэтажное здание, где на первом этаже располагались спальни для мальчиков и кухня, а на втором этаже размещались классы и комната, где жил учитель. В 1863 году здесь обучалось более 40 мальчиков. Училище находилось на иждивении Гуслицкой обители. Учащиеся получали бесплатно пищу и письменные принадлежности. Одеждой и обувью должны были обеспечивать своих детей родители.

В монастырском училище обучались исключительно мальчики, половину из которых составляли дети бедных родителей или круглые сироты. Плату за обучение мог внести не каждый, поэтому она взималась не со всех. Полное содержание училища обходилось монастырю в 1882/83 учебном году в 895 рублей, а сборы за обучение составили 200 рублей.

Недостатка в учебных пособиях школа не ощущала. В распоряжении учителя были карта России, карта 5 частей света, глобус и другие наглядные пособия. Детей обучали письму, чтению, счету, истории, географии.

По сведениям архимандрита Пимена, который посетил монастырь в 1877 году, когда игуменом Спасо-Преображенской Гуслицкой обители был отец Иероним, в училище обучалось до 70 человек. От желающих обучаться в монастырской школе не было отбоя, но "недостаточность помещения и скудость в средствах обители не допускают увеличить числа учащихся" (5).

По сведениям за 1882-1983 учебный год в монастырском училище находилось 48 учащихся от 9 до 15 лет. Из них 21 ученик — дети крестьян Богородского уезда, 25 — других уездов. Детей лиц духовного звания, купцов, разночинцев нет. Единственный ребенок - из мещан.

Обучение в училище велось 3 года. Об этом можно судить по статистическим данным. В училище создано 3 отделения: младшее - 13 человек, среднее - 27 человек, старшее - 8 человек. По различным источникам наполняемость учебного заведения была различной: от 40 до 200 человек (последняя цифра вызывает большие сомнения).

Кто обучал ранее в училище - данных нет. Но по сведениям 1883 года попечителем являлся настоятель монастыря Иероним, законоучителем - священник села Давыдове Павел Рождественский, а учителем - Павел Константинович Наградов из 5 класса ярославского военного училища, который работал здесь уже с 1881 года. Он находился на содержании монастыря, получая жалование в 120 рублей. Училище при Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре было наиболее многолюдным в Богородском уезде. По данным за 1884 год в Гуслицком крае действовало 49 неофициальных школ. В каждой школе был свой особый учитель. Учителя переходили из дома в дом от одного ученика к другому. Обучение проводилось круглый год, за исключением летних месяцев, когда дети помогали родителям в страдной поре. За обучение с ученика брали по 3 рубля.

Учащиеся, прошедшие школу домашнего обучения, поступали в земские училища. Их в Гуслицах в конце XIX века было 4: Хотеическое, Мининское, Гридневское и Ильинское.