Маслов Е.Н.,
Альманах "Богородский край", г. Ногинск
О СУДЬБЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА.
В 1861 году в имении княгини Голицыной в деревне Заволенье в часовне местные старообрядцы установили "полотняную церковь" и "бывший крестьянин, а ныне вольноотпущенный Косма Алексеев Сорокин после литургии совершил чин водоосвящения".
Об этом факте среди других "противозаконных" деяний старообрядцев московскому военному губернатору Павлу Алексеевичу Тучкову сообщил митрополит Филарет (Дроздов) 1. Тогда же за Кузьмой Сорокиным был установлен полицейский надзор.
В 1903 году, когда Кузьме Сорокину исполнилось уже 80 лет, и он состоял мещанином Павловского Посада, полицейский надзор еще не был снят 2. Ходатайства о снятии надзора в 1904 году дошли до Священного синода. Заключения синода и митрополита московского гласили о "нежелательности освобождения Сорокина от полицейского надзора".
Черту подвел великий князь Сергей Александрович, тогдашний московский генерал-губернатор. В письме Министру внутренних дел он писал: "Я со СВОЕЙ стороны не настаиваю на снятии с Сорокина этого надзора" 3.
Митрополит Филарет (Дроздов) бдительно следил за раскольниками и его переписка по вопросам раскола довольна обширна. В частности, в письме П. А. Тучкову от 23 декабря 1860 г. он просит военного губернатора произвести секретное дознание на предмет того, что: "... раскольнические лжесвященники совершают богослужения церемониально, имеют подвижные полотняные церкви, служат в старых и нововыстроенных часовнях и домах, делают публичные водосвятия..." 4. Произвести дознание было возложено на чиновника особых поручений Скородумова. Его разыскания легли в основу донесения московскому военному губернатору от 7 мая 1861 г., благодаря чему мы можем восстановить состояние "раскола" в Гуслице в середине прошлого века: "... Гуслицкая волость, в которой проживает почти исключительно раскольническое население, заключает в себе до 40 селений и разделяется на 4 прихода по храмам: во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Святой Троицы и Воздвиженья Животворящего Креста Господня... по отношению к расколу Гуслица равным образом делится раскольниками на приходы, которых считается семь, с попом в каждом. Так, в казенной деревне Шувое богослужения отправляет проживающий там раскольник, купеческий сын Семен Епифанов, слывущий за благочинного; в Заволенье - поп Кузьма, в деревне Беливо - Иван Михайлов, в деревне Козловой - Демид Федоров и в деревне Слободищах - московский мещанин Александр...; в настоящее время в Гуслицкой волости находится 16 часовен без престолов из числа 38, считающихся дозволенными в Богородском уезде. Из них 6 часовен пришли уже в ветхость, а одна угрожает падением. В двух часовнях, находящихся в деревнях Куровской и Сенькиной, допущены самовольные починки; малочисленность православных, проживающих среди раскольников, сама по себе ставит их в затруднительное положение, а как притом в помещичьих имениях Гуслицкой волости почти все бургомистры из раскольников..., раскольники позволяют себе в отношении православных стеснительные действия и нередко угрозы и даже побои...; свободный переход раскольников в православие затрудняется неприязненным расположением оставшихся в расколе односеленцев, которые прекращая с отпадшими от раскола все отношения., преграждают им даже возможность к занятию промыслами..., ибо хозяева-раскольники отказывают им в работе... Часовни в Гуслицкой волости снабжены колоколами, повешенными вблизи или среди селений, под предлогом подачи сигнала на случай пожара. Подвижные полотняные церкви... находятся в деревне Шувой у раскольнического попа Семена во имя Святой Троицы, в деревне Абрамовке у купца Евдокима Егорова Морковкина во имя Святого чудотворца Николая, в деревне Ляховой у попа Ивана Ларионова в деревне Заволенье у мещанина Козьмы Алексеева... При таких условиях состояния раскола новообращенные в православие колеблются в своих убеждениях и случаи отпадения от Святой церкви чаще повторяются. Так церковь в селе Давыдова совсем почти не посещается, хотя у ней считается до 400 человек прихожан..." 5.
Примечания:
- ЦИАМ, ф. 16, оп. ПО, д. 1336, лл. 8-9.
- Там же, лл. 29-36.
- Там же, л. 36.
- Там же, лл. 1-1об.
- Там же, лл. 3-6.
|