А.А. Безгодов
сотрудник археографической лаборатории исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, сотрудник историко-архивного отдела Российского Совета Древлеправославной поморской Церкви, г. Москва

ИЗУЧЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА «ПАТРИАРШИНЫ» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

«Патриаршина» – это земли некогда, еще в допетровское время, находящиеся в ведении Патриаршего двора, ныне это территория Орехово-Зуевского района Московской области и прилегающих районов Владимирской области. В более узком значении это название местности, где теперь находится город Орехово-Зуево (Московская обл.) и его южный пригород Будьково, Ионово, Кабаново, Ликино и др. До 1917 г. эти деревни располагались на территории Покровского уезда Владимирской губернии и относились к Кудыкинской волости. В составе Московской губернии в то время находилось только село Зуево, в 1917 г. объединенное с селом Орехово и преобразованное в город Орехово-Зуево.

О происхождении самого наименования, Василий Васильевич Хвальковский, занимавшийся историей Церкви и родных мест писал: «Деревни Будьково, Ионово и некоторые другие входили в состав владений блаженной памяти благочестивых патриархов (по некоторым сведениям — Московского патриарха Иосифа), отсюда и назывались «Патриаршины», а местность — «Патриаршина». Во времена Никона жители Патриаршины, не взирая на свою большую зависимость от патриарха, отказались принять новшества и остались верными последователями старой веры, за что были гонимы и притесняемы». 1 Даже в 18 веке, когда новообрядческой церковью управлял синод, местные крестьяне говорили о себе с некоторой гордостью, «мы крестьяне бывших благочестивых патриархов – «патриаршины» мы».

«Патриаршина» как особый историко-культурный регион, в прошлом населенный преимущественно староверами-безпоповцами, на протяжении всего своего существования практически не изучался. Обращая свой взор на эти земли, исследователи относили их зачастую к гуслицким окраинам, либо рассматривали как пригород Орехово-Зуево. Нам бы хотелось обратить внимание исследователей на старообрядческую «Патриаршину», именно как на особый район, достойный отдельного изучения.

Большинство уже известных материалов введены в научный оборот трудами местных краеведов, бесспорно внесших большой вклад в дело сохранения памяти об этой земле, собирая материалы по крупицам, они смогли воссоздать довольно полную картину происходящего. Одним из первых краеведов, занявшегося местной историей, можно назвать, усердного собирателя сведений по истории Поморской Церкви и истории «Патриаршины», зуевского христианина Матвея Ивановича Беляева (1877 – 1938). О «Патриаршине» он писал следующее: «по своему историческому значению для Церкви поморского согласия подобные сему места являются весьма ценными и значительными. Изучение их истории, ведущей свой корень от благочестивых предков наших, бывших в Помории, еще ожидает своего историка. К тому есть многочисленные данные. Здесь и семейные воспоминания, и переписка с известными в Помории деятелями, и многое другое». 2 К сожалению, нам мало известно о его работах и собранных исторических материалах.

Особо хотелось бы отметить работу по изучению «Патриаршины» Владимира Лизунова, автора книги "Старообрядческая Палестина (из истории Орехово-Зуевского района)" вышедшая в 1992 г. А так же Василия Васильевича Хвальковского, коренного жителя «Патриаршины», представителя известной поморской семьи, опубликовавшего в церковном старообрядческом календаре за 1990-й год статью «Сказание о Патриаршине». Именно эти работы начала 90-х годов напомнили нам об истории «Патриаршины». Краеведческие материалы дают довольно обширное представление об истории и развитии старообрядчества в данном регионе. К краеведческим можно причислить также и материалы о землях «Патриаршины» опубликованные в Поморских и Федосеевских старообрядческих календарях за различные годы. Некоторые сведения по интересующей нас теме, можно найти в дореволюционных журналах, таких как «Старообрядческая мысль», «Церковь», «Щит Веры» и др.

Определенный интерес к данному региону проявляет и Московский Государственный Университет (МГУ), так в 1980-х – 90-х годах, его сотрудниками Агеевой Е.А., Смилянской Е.Б. и др. были произведены полевые работы в населенных пунктах Орехово-Зуевского района. Однако, к сожалению, никаких заметных научных публикаций по теме «Патриаршины» не появилось.

В конце 1990-х годов, с активизацией старообрядческой жизни в регионе, возрос и интерес к истории «Патриаршины». Историком, Сергеем Сергеевичем Михайловым в архивах города Москвы были обнаружены новые документы, относящиеся к истории старообрядчества на данной территории. Среди обнаруженных документов, представляют особый интерес прошения местных старообрядцев о строительстве и расширении Храмов, сведения уполномоченных Совета по делам религиозных культов, о ситуации в старообрядческих общинах. Такие документы позволяют более подробно проследить общественную и бытовую жизнь старообрядцев «Патриаршины» в 19-20 вв. За прошедшие пару лет, нами было предпринято несколько рабочих поездок по «Патриаршине», в ходе которых проведены беседы с людьми еще сохраняющими память об истории местного старообрядчества.

В результате проведенной работы, накоплен рабочий материал по теме, подготовлены и опубликованы некоторые статьи. Вышла из печати небольшая брошюра, в которой кратко изложена история старообрядчества в изучаемом регионе, как бы подводя итоги исследований на сегодняшний день. 3

Работа по сбору материалов и изучению края продолжается, предстоит более детально исследовать материалы в архивах Москвы, с этой же целью надлежит посетить архив Владимира, а также местные архивы. Надеемся, в ближайшем будущем появится основательное исследование на тему «Патриаршины».

Примечания:

  1. В.В. Хвальковский. Сказание о Патриаршине // Календарь ДПЦ на 1990 год. – Рига, 1990.
  2. В.С. Лизунов. Старообрядческая Палестина: из истории Орехово-Зуевского края. – Орехово-Зуево, 1992. стр. 105.
  3. Безгодов А.А., Михайлов М.М. Подмосковная «Патриаршина» страница истории староверия в Орехово-Зуевском районе. – М., 2003.