Андриянова У.Г.,
директор Степановского краеведческого музея на общественных началах, краевед
СОХРАНЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
В ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ «ГУСЛИЦЫ».
Название «Гуслица» каждый по-своему объясняет. В нашем музее есть свой домысел.
По исследованиям Кутникова Сергея Владимировича, в прошлом фольклорного мальчика, ныне инвалида I группы, сделана оценка с точки зрения православно-христианской письменности по азбуке Кириллице.
По исследованиям Николая Бочарова, в Губернском в выпуске за № 1 1854 года отмечено, что Иван Калита, побывав в «Гуслице», сделал выводы, что эта местность - одно из замечательных мест по развитию промыслов и имеет большое влияние на развитие соседних местностей.
Среди больших лесных просторов, рассеченных болотами, разветвлением рек и поселялись первые поселенцы. Это доказывают сохранившиеся захоронения - Куровские Курганы, в Беливе на кладбищах, в д. Заполицы, а при исследовании последних лет найдены озера «Белое» у д. Загряжская, так же поселения до Монгольского периода, не укрепленное, на р. Вольная на правом берегу д. Рудни.
А я отмечу короткий период Ивана Грозного, оставившего исторический след в нашей местности.
Отец Василий умер, когда Ивану было 3 года. Мать Елена Глинская умерла, когда ему было 8 лет. После смерти матери началась жестокая борьба за власть. Будучи неграмотным мальчиком, Иван IV это ощущал. Митрополит Макарий сделал для сироты все что смог. Обучил его грамоте и при его руководстве и своим наследием, получившим от деда Ивана III — Иван Грозный хорошо освоился и в 17 лет венчался на царя.
Молодой царь сразу взял на себя упражнение властью. Он издал царский судебник с помощью учителя. В духовной сфере - установил единый церковный обряд, почитание которого было всем обязательно - «Чего недостает в наше время».
Иван Грозный многое сделал для России, для укрепления государства, но и в нашей «Гуслице» оставил исторический след.
Он приказал своему двоюродному брату Владимиру Андреевичу Старицкому (1533 - 1569), молодому полководцу - построить на реке Волне (ныне река Вольная) - село Богородицкое, ныне д. Богородское, с церковью, а престол ее должен быть «Праздник Рождество Богородицы», т.е. 21 сентября.
С тех пор прошло более 400 лет, а престольный праздник сохранился в 11 деревнях бывшей Дороховской волости. После окончания строительства церкви, Иван Грозный пригласил к себе Владимира Андреевича Старицкого и приказал построить деревню на реке Мерской (ныне Нерской), а по окончании строительства назвать ее своим именем - Владимировка, но заранее заготовил Меновую грамоту, в которой Замосковные земли по наследству принадлежали Старицким, обменять на Московские Верею и Звенигород.
Владимир согласился, но вскоре он отравил Владимира Андреевича, как и его отца Андрея Ивановича Старицкого, т.е. своего дядю. И все земли остались у Ивана Грозного. Умирал Иван Грозный тяжко, а после его смерти все земли были приписаны Троицко-Сергиевой Лавре, вплоть до Петра 1 в 1710 году, 39 деревень подарил А.Д. Меньшикову, а в 1728 году были приписаны Степану Васильевичу Лопухину.
Ко второй переписи населения в 1748 г. фонд № 350 - мужское население росло медленно, и было много старичков. Через 111 лет по статистическим данным в 1859 году увеличилось в 4 раза и составило 1391 человек. В год родилось по три мальчика.
Большие изменения произошли после отмены крепостного права. Так по данным ЦИАМ «Подворной переписи населения - 1883 год», годовая рождаемость мальчиков увеличилась с 3 человек до 13 человек. Приведу один пример из жизни при крепостном праве. После распродажи Гуслицы наши деревни принадлежали Петру Александровичу Дубовицкому и его сестре Софье Александровне Мерхилевич которые постоянно находились на оброке, платили оный каждогодно до обнародования Высочайшего Положения об уничтожении крепостного состояния, по три рубля серебром с ревизской души, в три трети годы, так проще, в недоимках никого не было. Вот что и сдерживало развитие населения в деревнях в Гуслице.
Быстро нарастали темпы роста промыслов и промышленности вплоть до периода раскулачивания. Период раскулачивания совпал с периодом организации колхозов и страшным голодом в 1933 году. Жизнь народа наладилась после отмены хлебных карточек в конце 1934 года и до начала войны.
Война перепутала счеты, нарушила мирный покой. До начала войны много мужчин были призваны на переподготовку в летние лагеря, и так только из д. Степановка было призвано на фронт 560 человек, кроме летних лагерей. Оставались в деревне старики, вдовы, детвора. Скот был угнан на восток. Лошадей забрали на фронт. Землю обрабатывали вручную, дети работали вместе с взрослыми. Они получали по 200 гр. хлеба, а взрослые по 400 гр. Нормы выработки были высокие: так, вывоз торфа 600 кг на расстоянии до 1 км. - 10 ездок, жатва хлебов - 0,12 га, копать землю лопатой 0,04 га.
Радио не было, только наушники в двух домах, да в сельсовете. Света не было. Матери - фабричные работы по 12 часов. Дети заготавливали дрова на зиму, выращивали картофель на своих участках. Всю тяжесть войны, в основном, народ выдержал. Дождались Победы!
Покосились избы старые,
Вдовы тяжку жизнь несли.
И сто семьдесят солдат из деревни
Не вернулися с войны.
День победы мы встречали
С балалайкой средь села,
И взвалив на вдовьи плечи
Все мужицкие дела.
В послевоенный восстановительный период я работала по специальности в колхозах, потом в совхозах, но вблизи своей деревни, и мои мысли с тем трудовым народом. И возникло большое желание, сделать что-то хорошее для деревни.
Что сделано для сохранения памяти старины?
I. Каскад Лопухиных прудов - зарос, восстановить невозможно, т.к. по берегам стоят жилые дома, да и механизации пока нет. Река Вольная, рядом с деревней, с каждым годом мелеет. Появилась мысль - сохранить воду, как зону отдыха жителей и оросить пастбище вокруг молочно-товарной фермы с молодняком на 600 голов.
По долгу работы была связана с Областным Управлением сельского хозяйства. Предложение, после долгих дебатов, было принято и заказан проект в институте Росгипроводхоз. Главным инженером проекта был назначен Шульцман Эрик Петрович, проект утвердили, и в 1980 году началось строительство. Запланирован пруд на реке Вольная, площадью 59 гектаров, с запасом воды 695 тыс. м. куб., для орошения 300 га пастбища. Строительство включили в план ПМК -16. Директором был Владимир Михайлович Титов, гл. инженером Страхова Галина Николаевна.
В течение двух лет готовили дно и откосы пруда, велась отсыпка плотины.
Мой возраст по цензу истек, собиралась на отдых. Вызвал на ковер секретарь ГК КПСС Шабанов С.Г. и сказал: «Родила свое детище и достраивай!». Так и пришлось осуществлять контроль за строительством до окончания мелиоративного объекта!
II. Снова со своим веселым народом разговаривала о кадрили ежедневно, встречалась и с больными и здоровыми. При каждой второй встрече у них появлялось просветление глаз и улыбки. Это воскрешало мои надежды. А с весны 1982 года стали собираться вместе и повторяли, кто что помнит. Кавалеров не было. Наметили дни сбора у единственной сохранившейся риги, в которую крестьянин Никита Зеленов убирал снопы ржаные от жнивья и до осеннего обмолота. Так, раз за разом, танец за танцем складывалась наша кадриль-старушек, но одновременно набрала ребят - 6 мальчиков и 6 девочек и с ними повторяла движения танца.
Лето выдалось жаркое. Требовался полив овощей в огородах. Население нас так осуждало, что подняла я грех, поэтому Бог не посылает дождя. Но старушки, войдя во вкус своей молодости, на злых людей не обиделись, а знали свое дело. Чтоб встретить свой праздник в честь «Казанской Богоматери» весельем, как это было раньше.
Праздник удался, пришли люди из разных деревень, порадовались все вместе. Танцевали и старшие, и младшие у забора Раева Григория Ивановича. Позднее с этим коллективом объехали много животноводческих ферм, деревенских клубов. Бывали и в Москве на празднике у домика Петра Первого, на сцене Дома Союза Композиторов и других местах. Так были возрождены Степановская кадриль «7 танцев», 5 танцев «круги». Время - самое дорогое в жизни человека - это хорошо усвоили с детства.
III. Одновременно со строительством плотины, сбором и организацией фольклора, меня интересовали люди, оставившие жизнь на полях сражений. Я их каждого знала в лицо и знала его жизнь.
В течение зимы 1982 - 1984 гг. уточняла списки погибших опросом, по порядку домов, но часть домов уже были перевезены в Орехово-Зуево, Егорьевск, Куровскую. У большинства похоронки не сохранились, только в архивах. Очень хороший архив в Пенсионном Фонде. Крайне небрежно был сохранен архив в подвале ОЗ. РВК - подмоченный, много потеряно, смыто. Хорошо помог Подольский архив, Черноморского флота, Ленинградский, Латвийский. Куда бы не делала запросы по ходу фронтов, всегда получала ответ. Всем им выражаю «искреннюю благодарностъ».
И в конце зимы 1984 года списки погибших земляков были готовы на 98 %. Народ был встревожен, находились погибшие, о которых не было вестей, приходили сверяли похоронки. Вновь встревожился народ.
В начале 1985 года состоялся отчет Абрамовского сельского совета на деревенском сходе. Проводил его председатель сельсовета Крутилев Н.В. Был приглашен директор совхоза Титовский и я шла мимо и зашла в сДК. Тема их оборвалась, и все взоры были обращены на меня, как к местному жителю и однокласснице. А требования инвалидов ВОВ были таковы, что более 18 лет они просят увековечить память земляков, защищавших Родину и не вернувшихся домой. Вопрос наболевший для жителей, но неожиданный для меня и просили тут же дать ответ. «Когда ты построишь памятник погибшим?» Сосредоточившись, не долго думая, ответила: «Раз вы мне верите, то давайте сообща и сделаем». Воодушевились и охотно согласились. Но в то время памятники устанавливать не разрешали. Обратились к главному архитектору Орехово-Зуевского района Гусевой Вере Владимировне, она мне разъяснила, но на этом я не остановилась. Собрали сход и договорились вместо памятника, посадим парк. Каждому погибшему земляку - дерево. Все согласились.
План разбивки сделала на бумаге, разместила каждого подворно, только ребят, с которыми я училась до 7 класса, разместила по дорожке к мемориалу. Приезжали, контролировали из органов КГБ и Зав.отделом культуры, но я твердо отвечала, что живое дерево украсит поле у школы, а сажать деревья запрета нет.
Собрались вдовы, договорились о породе деревьев, приняли липу. Второе собрание с механизаторами, согласились с породой деревьев и дали согласие в неурочное время помогать. Третья встреча с молодежью - немного встревожились. Звонов Юрий только что демобилизовался из армии - не согласился с липой и говорил, что голубая ель красивее и надо искать саженцы голубой ели, я ответила, что постараюсь. Но время бежало неудержимо. Пригласила лесника Егора Акифьевича, и приехал домой молодой землеустроитель, только что окончил техникум Бирюков Сережа. Он тоже дал свое согласие, и втроем мы свой проект парка вынесли в натуру. Афганец Раев Толя привез обрезки с Куровского лесхоза на забивку кольев, в местах посадки деревьев. После этого я съездила в город Раменское, насчет саженцев голубой ели. Мне посоветовали искать в Донинских садах, в частном секторе. Садов там много. День за днем я их обходила, неделя была к концу. В последний день, в самом дальнем саду все-таки нашла. Один мужчина встретился, ему я рассказала свои похождения. Он то и помог найти дачу, где дед выращивал саженцы голубых елей. Когда я увидела их макушки, а сами ели были в снегу, то я от радости легла на снег к ним и разрыдалась. Потом пришел дед, договорились, что даст пока 100 штук, а когда расплачусь, то осенью еще даст. Домой ехали, как на семи ветрах. Приехав, позвонила директору совхоза Титовский - Воронцову Владимиру Сергеевичу. Все рассказала, и на 24 апреля он выделил летучку, а к вечеру елочки были на участке.
Первыми ямы были вырыты Гуреевыми - отцом, участником ВОВ Федором Герасимовичем и двумя сыновьями. Они выкопали 63 ямки, т.е. три ряда. Остальные ямки - 134 штуки копали ночами, кто копал, до сих пор никто не знает, вот такие уж староверы.
Сажали дети 5 класса - Богомолова Галя, Селина Наташа, Макеев Алеша, Селин Володя без перерыва на обед, подходили их родители, хотели им помочь, но они никого не допускали. Их было не уговорить, но в конце последнего десятка у них силы иссякли и они, лежа на земле, засыпали ямы руками, т.к. не было сил засыпать лопатой - плакали, но делали. Взрослые стояли и слезились на этих тружеников. Закончили работу в 8 часов вечера, родители повели их домой под руки. Вот такую память они о себе оставили. После посадки каждое деревце оградили оградками, каждый ряд закрепили за звеньями ребят. Взрослое население примкнуло к детям. В летнюю жару поливали. Хорошо, что ПМК - 16 заново сделали школьный колодец из ж\б колец.
Ежегодно делали инвентаризацию прироста, журнал сохранен. Считали - на какое звено дало больше прироста. На Ликинском заводе Левкоев Игорь Фантинович и Лазарев Виктор Иванович заготовили этикетки из нержавейки. Сначала вывезли в свои сады, а оттуда мы забрали в парк.
Художник совхоза Титовский написал на них фамилии, имена, отчества, год рождения и год гибели. Главный инженер совхоза закрепил на штыри и к 9 мая 1985 года - 100 голубых елочек обрели незабываемую память, и мы справили большой праздник песней военных лет - митинг, выступали вдовы. Остальные ели были посажены осенью того же года. С дедом расплатилась «Охрана природы». Так и вырастили мы парк - красавец.
В 2001 году был собран первый урожай шишек. По договоренности с Куровским лесхозом, они их обработали, часть семян мы взяли и раздали школам и желающим людям. Саженцы вырастить трудно, большие выпады в зимний период, но вот Таня и Сережа Чулковы выращивают.
Задача музея - украсить те места, где стояли или стоят дома, откуда уходили на фронт - красавцами елями. В 2002 году одну половину деревни мы посадили саженцы каштанов, не все прижились, весною отремонтируем. Саженцы каштанов выращиваю на своем огороде. Следующую половину деревни наметили украсить саженцами голубой ели, которую выращивают в лесхозе.
У мемориала 9 мая ежегодно проводим праздник «Песни военных лет», а 22 июня у большого креста; в парке, проводим Панихиду за погибших с трапезой - по старообрядному стилю.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЯ. Во время организации фольклора, узнавала от жителей, у кого что осталось из одежды, утвари, ремесленных инструментов. Лазила по чердакам, и брали все на учет, и просили сохранить все. Здание школы у нас большое. Работал всего один класс. Учеников мало. Тогда обратились к Заведующему РОНО - Нечетному Эдуарду Андреевичу с просьбой, разрешить хранить собранные экспонаты в захламленном классе. Приехал, посмотрел и разрешил занять хоть все пустующие классы. Директор совхоза Титовский был уже Лобанов Владимир Дмитриевич. Он выделил бригаду строителей и дал материал для ремонта полов, рам, решеток и покраску потолков в большом коридоре и классе музея. Белой краски привез директор Ликинской школы - 20 кг. Директор Давыдовского завода выполнил заказ: благотворительно изготовил витрины и к мемориалу - большие звезды. Благов Анатолий Кузьмич - строитель, привез 5 тыс. кирпича и шамотной глины от Борисова М.М. и отремонтировали две печки в учительской и рабочем классе. Пока я собирала исторические данные в архивах, в деревню приехал фольклорист-музыковед из Союза Композиторов - Чернышева Мария Борисовна, одобрила наше начинание с музеем и настояла на том, чтоб мы сделали отдел «Убранство старинной избы». Сделали второй зал.
А 19 августа 1987 года открыли музей. Открывала музей Каширина Валентина Федоровна - зав. отделом культуры.
Народу собралось много, сочинено было стихотворение Шмелевой К.Г., оттанцевали кадриль, после открытия. Так и сохраняли музей, где проводим праздники, знаменательные даты.
Так справляли праздник 250 лет со дня смерти Лопухина Степана Васильевича. В честь его имени и объединены были две деревни Незденово и Ульянино и назвали Степановкой. Ежегодно проводим день пожилого человека, 9 мая «День Победы» с песней военных лет, а 22 июня скорбим у 4-х метрового креста в парке - Панихидой и трапезой. Отметили 15-летие музея с историческими сценками и выкладками с периода от Ивана Калиты до Ивана Грозного. Выступали ученики с 3 по 9 класс. Праздник прошел интересно.
V. АЛТАРИ РОССИИ. В 1997 году состоялся съезд старообрядцев Приморского края, на котором выступила профессор МГУ И.В. Поздеева и отметила, что старообрядцы «Гуслицы» сохраняют протяжные песни, свадебного блока и фольклор и сохранением старины, сбор уникальных материалов, дополняющих духовную жизнь старообрядцев. Это и натолкнуло меня на мысль восстановления гранитных надгробий, наполовину разворованных, беспорядочно поваленных на Абрамовском кладбище, рода Муравлевых, первыми в Гуслице в 1843 году выпустивших ткань.
Сначала переговорила с родителями. Они охотно согласились, чтобы их дети работали на кладбищах. Согласились и девочки, которые хорошо рисовали. Собрали звено из шести человек. Привела к директору Абрамовской фабрики Станиславу Кузьмичу Яковлеву. Он удивленно посмотрел и басом спросил: «Зачем привела детей в кабинет?». Я ему пояснила, что это наши реставраторы и помогите им к Великому празднику Пасхе завести желтый песок, поднять оставшиеся поваленные памятники, приобрести лак и краску - бронзу и серебрянку (сухую). Просьба была срочно выполнена. Выделенные рабочие установили памятники, разбросали песок по могилкам, а дети, за несколько дней, восстановили надписи на памятниках. Взрослые ходили и любовались работой девочек. Девочки, закончив 9 классов, перешли в Ильинскую школу. Весной 2003 года сделали передачу традиции. На смену пришли 5 мальчиков и одна девочка. Так же обновили памятники гранитные. Хромов Егор не утерпел и ноготочками вычистил гипсовый памятник старшего Петра Петровича Муравлева и его привел в порядок. Семь лет дети работают на кладбищах. Там изучаем молитвы, пасхальные стихеры. В свободнее время ходим по могилкам их родителей, молимся за упокой. Я благодарна родителям, которые с удовольствием дают возможность детям коснуться старины прапрадедов.
VI. К 15-летию музея деревни Степановки, очищен старинный родничок и поставили новый сруб жителями деревни с помощью Куровского лесхоза.
VII. При въезде в деревню установили въездной крест с вырезкой «Кресту твоему поклонимся Владыко, Святое твое воскресение славим».
VIII. С 1994 года много уделили внимания строительству старообрядческой церкви в нашем городе. Ведем работы по Моленному дому д. Мисцево.
Вся воспитательная работа музея направлена на работу с коллективами школ, жителями деревень, а сделать еще много нужно, чтобы прославить Гуслицу. |