Владимир Николаевич Алексеев

 

Исторические корни города Орехово-Зуево

 

Постановлением главы администрации г. Орехово-Зуева О.В.Апарина 2009-й год назван годом 800-летнего упоминания Волочка Зуева, располагавшегося на территории современного города. Этот факт еще раз подчеркивает древность заселения нашего края в целом и глубину исторических корней города Орехово-Зуево в частности.

Image
 

 

Как известно, подавляющее большинство древних поселений возникало вдоль путей, каковыми на равнинных территориях были прежде всего реки и большие озера. Проживание рядом с водным путем давало людям много социальных,  экономических и бытовые преимуществ.

Image
 

Прекрасным знанием речной сети обладало еще дославянское население центральной России. Свидетельством этого являются многочисленные угро-финские гидронимы не только крупных и средних рек, но даже и ручьев. Расселение славян тоже происходило по рекам, на которых возникали деревни, села, погосты и города.

Использование рек в качестве дорог обязательно предполагало знание мест переходов из одного речного бассейна в другой. Таких переходов было известно великое множество. Наиболее удобные из них служили не только для прохода людей, но и для переноски различных судов из реки  в реку. Их называли «переволоками» или просто «волоками». Волоков тоже было очень много.

Естественно, что переходы между реками и волоки в том числе обязательно были заселены. Поселения в этих местах самим своим существованием обозначали наличие важной дороги. До сих пор в северных областях европейской России сохраняются десятки таких топонимов как Волок, Волоцкое, Волочек, Волокушино, Заволочье и т.п. В Архангельской области есть  река Волоковая.

 

Image
 

Один из древних водных путей Ростово-Суздальской земли начинался в среднем течении реки Клязьмы на месте нынешнего города Орехово-Зуево.

Дело в том, что верхние течения Москвы-реки и Клязьмы расположены достаточно близко друг от друга, сближаясь до расстояния в 15 км. В этих местах издревле существовали волоки, позволявшие попадать из северных земель в восточные (по Клязьме) или южные (по Москве-реке).

Переходы между  Клязьмой и Москвой-рекой проходили по землям, находящимся в границах современной Москвы. В пределах МКАД было известно около сотни рек и ручьев, большинство из которых ныне уже не существуют или текут по трубам. В сторону Клязьмы и далее  за границу города выходят две реки – Сходня (прежнее название Всходня, Входня, длина около 50 км) и Яуза (длина 27 км).  Обе эти реки, а  возможно и речка Химка (прежние названия Хинска,  Хинка), использовались для перехода из Москвы-реки в Клязьму.

Image
 

Другими словами,  в верховьях Сходни и Яузы существовали волоки. Сходненский волок простирался от устья реки Горетовки до села Черкизова на Клязьме, а Яузкий – от селения Яузкое Мытище до Городища на Клязьме. Длина первого волока была около 2 км, второго – около 7 км.

На местах начала указанных переволоков издавна образовывались поселения. Археологические раскопки обнаруживают следы таких поселений, относящиеся к VIIIIX векам.

 

Оба волока были частью дороги между Москвой и Владимиром, а до возникновения Москвы связывали  Смоленское и Черниговское княжества с Владимиро-Суздальским. Устье Яузы, как реки ведущей к волоку, определило (или было главной определяющей причиной) место возникновения и города Москвы.

Image
 

Переходя в среднее течение, Клязьма и Москва-река всё дальше отдаляются друг от друга, так что в устье Москвы-реки расстояние между ними превышает 70 км. Кроме того, между реками вклинивается Мещерская низменность с ее болотами и сплошными лесами, казалось бы совершенно исключающими всякую возможность водного сообщения.

Между тем, природа и здесь предоставила удобный случай. Левый приток Москвы-реки река Нерская (прежние названия Мерзкая, Мерьзка) уходит от своего устья к северо-востоку на 90 км. Исток Нерской отстоит от Клязьмы всего в 20 км, а  правые притоки Нерской начинаются всего в 10 км от Клязьмы.

Водораздел между бассейнами Клязьмы и Москвы-реки проходит между современными городами Орехово-Зуево и Ликино-Дулево. По гребню этого водораздела ныне проходит шоссе Ликино-Дулево – Шатура. Вправо и влево от шоссе стекают небольшие реки, и здесь была еще одна возможность перехода из Клязьмы в Москву-реку.

Началом  перехода было устье Дроздны, правого притока Клязьмы. Дроздна упоминается в нескольких летописях под 1209 годом, как место сражения владимирских и рязанских дружин.[1] До 1998 г. названия «Дроздна» уже никто не помнил, а саму речку называли Черной. При строительстве эстакады возле ореховского кладбища это название и было обозначено на дорожных указателях. В июне 2006 г. без объяснения причин указатели были уничтожены, и теперь под дорогой протекает просто безымянный поток.

То, что прежняя р.Черная является летописной Дроздной бесспорно подтверждается документами. Например, река Дроздна указана и подписана на «Плане земельных дач погоста Никольского на Орехове», хранящемся в  государственном архиве Владимирской области. На плане видно, что Дроздна впадает в Клязьму чуть выше так называемой Поповой заводи и западнее церкви Ореховского погоста. Совершенно также изображается ныне и река Черная. План датируется 1772 годом, то есть еще 230 лет назад Дроздна сохраняла своё название.

            Дроздну неизбежно упоминали и при межевании земель. Например, в описании межи деревни Кабаново сказано, что та межа проходит сначала «дорогою  что ездя от Николы Чудотворца  Орехова в деревню Кабанову», а затем «вниз до речки до Дроздны а речкою Дроздною вверх к возмицскому озеру где та речка из того озера вышла». В документе упоминается деревня Кудыкино, большая Коломенская дорога и Ликинская дорога.[2]

            И сейчас Дроздна вытекает из озера, но называется озеро Ольтовским, а не Возмицким. По притоку Дроздны речке Лютихе можно подняться почти до водораздела, откуда остается 2 км до истока Оботи, текущей уже в Нерскую.

            Ныне указанные речки настолько обмелели, что пригодны лишь как ориентиры для прохода с Клязьмы на Нерскую. Однако следует иметь в виду, что волок в этом месте существовал по меньшей мере 1000 лет назад, и тогда здесь вполне можно было пройти хотя бы на небольших лодках. Известно, что при пользовании переходами между реками товары или вещи обычно перегружались с больших судов на небольшие лодки. Так могло быть и на описываемом волоке.

            Начало и конец всех переходов обязательно обозначались поселениями. Так было и в нашем случае. В устье Нерской располагалось село Усть-Мерзкий мыт, где, судя по названию, взимали плату (мыт) за пользование переходом. Другим концом перехода было устье Дроздны. Однако правый берег Клязьмы здесь очень низок, постоянно затопляется и поэтому поселение возникло на противоположном берегу. Оно получило название «Волочек», видимо указывающее на то, что переход имел не слишком важное значение.

            Положение Волочка определяется достаточно точно. Указанные летописи говорят, что он находился напротив Дроздны. На карте Подмосковья, составленной по документам XVI в. академиком С.Б.Веселовским, село Зуево названо «Зуево, Волочек тож». Наконец, по воспоминаниям старожилов (В.И. Ильина) словом волочек еще в начале прошлого века именовалось старое кладбище возле Подгорной, то есть как раз напротив устья Дроздны.

            Надо сказать, что о существовании теоретического перехода между Клязьмой и Нерской уже высказывались предположения.  Так, по мнению А.Н. Насонова,  «Волочек» находился на реке Мерьской или близ нее, не очень далеко от Клязьмы. [3]  А.А. Юшко поместила на своей схеме Волочек ниже устья Дроздны, но за Дроздну приняла нынешнюю реку Дрезну.[4]  А.К. Зайцев, ссылаясь на карту С.Б. Веселовского, локализовал Волочек на левом берегу Клязьмы, но также принимая Дроздну за Дрезну, считал, что «название его, вероятно, следует связывать со словом «волок» – вид невода».[5]

Таким образом, отождествление Дроздны с Дрезной не позволяло признать Волочек за начало перехода, отчего и сам маршрут перехода оставался не ясным и не обсуждался.

Переходом от Волочка на Нерскую люди пользовались гораздо раньше 1209 года. С ним оказалась связана и судьба иконы Богородицы, впоследствии называемой Владимирским образом Божией          Матери.

В 1174 г. убийства князя Андрея Боголюбского во Владимире на несколько дней воцарилось безначалие. Суздальские и ростовские бояре  убедили князя Глеба  рязанского стать на их сторону и вместе посадить на владимирское княжение племянников убитого князя. В результате владимирским князем стал Ярополк Ростиславич. Вместе с ним полнотой власти воспользовался и Глеб Ростиславич рязанский.

У горожан были отобраны ключи от ризницы собора Пресвятой Богородицы, из которого было взято всё золото  и серебро, старинные книги и главная  святыня – Богородичная икона.

В конце концов при помощи военной силы во Владимир пришли братья князя Андрея – Михалко и Всеволод. Получив власть, они тут же выступили в поход против рязанского князя Глеба. Кроме усмирения Рязани целью похода являлось и возвращение всех награбленных владимирских сокровищ, в том числе древних книг, меча Святого князя Бориса, и  священного  образа Пресвятой Богородицы.

Лаврентьевская и Суздальская летописи под 6684-м годом (1176-м от Рождества Христова) сообщают об этом походе владимирских князей на  князя Глеба и о том, что на реке Мерьской (ныне Нерская) владимирцев встретили послы Глеба:

«В то же лето иде Михалко со братом Всеволодом на Глеба к Рязаню и бывшю ему на Мерьской усретоша и ею посли Глебови рекуще Глеб ся кланяет аз во всем вмноват а ноне ворочю все что есми поимал у шюрину своею у Мстислава и у Ярополка и до золотника и Св. Богородицу взял бяше у Володимерьскою церкве что и до книг и то все вороти. Михалко же и Всеволод уладися с ним и еха опять ко Володимирю».[6] 

Практически то же самое сообщается под 6684-м годом и в Летописи по Воскресенскому списку: «Того же лета поиде Михалко на Глеба к Резаню, бывшу же ему на Мерьской, усретоша и посли  Глебовы ркуще: Глеб ся кланяет,  во всем виноват, а что есмь поимал у шурину своею у Мстислава и у Ярополка от Святыя Богородицы из Володимерския церкви то все ворочю и до золотника такоже и книги и ино что ни есть то все воротим. Михалко же смирися с ним и иде Володимерю».[7]

Здесь же на Мерьской произошло замирение с князем Глебом. Владимирцы вернулись во Владимир, а вскоре туда прибыли и похищенные владимирские святыни –  все «до золотника».

Таким образом, упоминающийся поход на Рязань проходил через волок с Клязьмы на Нерскую, очевидно бывший наилучшим путем между столицами двух княжеств. С большой вероятностью можно говорить, что  в 1776 г. по этому древнему водному пути провозили  православную святыню –  Владимирскую икону Богородицы:  из Владимира в Рязань, а затем обратно.

Вероятно, не случайно в устье Дроздны в прошлом веке находили каменные орудия неолитического времени. Удобным путём между реками могли пользоваться еще и люди каменного века.

         

Image
 

            В заключении выскажу несколько практических соображений:

1. Мне думается, что уже настало время окончательно отказаться от упоминания в краеведческих работах о так называемой «версии» происхождения названия нашего города от птицы-зуйка и зарослей орешника. Эта версия не подкреплена доказательствами и должна быть отнесена к очень распространенной категории «народной этимологии», когда объяснение топонимам дается по прямой аналогии (например, Хотьково – «хоть кого», Мисцево – «мисс Цаво», Ликино – «лико иконы», Цаплино – «место жительства цапель» и т.п.). Отказ от таких версий уже происходит в г. Петушках, где и районная библиотека и краеведческий музей отказались от легенды о разбойниках с петушиным криком.

Отсутствие связи топонимов Зуево и Орехово с  зуйком и орешником доказывает множество поселений с названиями Зуево и Орехово во всех областях России. Например, в Тверской области 5 деревень Зуево, в Вологодской – 7 , в Новгородской – 3, а в Псковской области – 13. Деревни и села с названием «Орехово» тоже не редкость в России, в Тверской области, например, такое название встречается 8 раз.

Между тем, хорошо известно, что триста и более лет назад, то есть тогда, когда появились названия нынешних деревень, их называли не по признакам окружающей местности, а по именам старших жителей. Поэтому подавляющее большинство деревень до сих пор носят названия, образованные от мужских христианских и дохристианских имен. От этих же имен образовывались и фамилии, в том числе и фамилии Зуевы и Ореховы.

2.         Река Дроздна связана с датой первого упоминания в летописях о поселении на месте города Орехово-Зуево.  Это название очень важно для нашей истории и является историческим памятником. Между тем, на прежних дорожных указателях при строительстве эстакады установили знаки «река Черная», приняв за название народное название этого водотока,а ныне река вообще не обозначена.         

Необходимо пересмотреть правомерность нынешнего названия реки и внести изменения в Российский регистр водных объектов и Водный кадастр, вернув реке ее исходное название «Дроздна» и установив соотвествующие дорожные знаки.

Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ РФ «О наименованиях географических объектов» (1997 г., в редакции, действующей с 1 января 2009 года),     «переименование географических объектов допускается также в целях возвращения отдельным географическими объектам наименований, широко известных в прошлом и настоящем».

Таким образом, никаких юридических препятствий к переименованию не имеется, и речь идет лишь о принятии некоторого количества соответствующих решений. Восстановление названия «Дроздна» сделает честь Орехово-Зуеву и будет иметь безмерное значение для воспитания любви к Отечеству. 

Image
 


[1] См., например, Полное собрание русских летописей. Т. VII. С. 116.

[2] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 12608.

[3] Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. Историко-географическое исследование. М., 2002. С.190.

[4]   Юшко А.А. Московская земля IX – XIV вв. М.. 1991

[5]  Зайцев А.К. О малоизвестных поселениях Подмосковья первой трети XIII в.// древнейшие государства на территории СССР. М. 1989. С.  67.

[6] Полное собрание русских летописей. Т. 1.М. 1962. С. 379.

[7] Там же. Т. VII. С.  92