Е.В. Старшов., преподаватель воскресной школы
Орехово-Зуевского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы.

СМИРЕННЕЙШАЯ ЭПИСТОЛИЯ ИГУМЕНА ГУСЛИЦКОГО МОНАСТЫРЯ ПАРФЕНИЯ ИЗ ФОНДА МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСТСТОРИИ.

История современного Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря неразрывно связана с именем его основателя - отца Парфения, направленного в Гуслицу московским митрополитом Филаретом (Дроздовым) для основания в этом крае православной обители. Ее строительство началось в начале 1859 года под особым покровительством императора Александра Второго и митрополита Филарета. Довольно скоро были возведены деревянная церковь, кельи и иные постройки. Позднее, уже при преемнике отца Парфения игумене Иерониме, монастырь был обнесен кирпичными стенами и украшен великолепным Преображенским собором. Закрытый в 1927 году, монастырь был возрожден в 1998 - таковы краткие исторические вехи созданной отцом Парфением обители. В то же самое время о личности самого основателя Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря известно до боли мало, и в современных изданиях, посвященных истории нашего края, его образ трактуется порой полярно противоположно, что, к сожалению, объясняется обстоятельствами многолетней давности, к которым можно отнести и отсутствие плодов ожидаемого от отца Парфения «миссионерского чуда», сложные отношения с местным населением и экономический упадок монастыря. К сожалению, все это заслоняет главное - личность человека: талантливого писателя, ценимого Тургеневым и Салтыковым-Щедриным, ревнителя народного просвещения, большого знатока церковного искусства, благотворителя и странноприимца. Гуслицкий монастырь - это его детище, с которым он был насильно разлучен в 1872 году. Даже один только тот факт, что отец Парфений - основатель красы Орехово-Зуевского района, делает для нас особо ценным любое документальное свидетельство его трудов и жизни. Тем больший интерес составляет для исследования истории нашего края представляемый автором документ - "Смиреннейшая эпистолия Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря игумена Парфения Его Преосвященству Преосвященнейшему Игнатию, Епископу Можайскому, Викарию Московской Митрополии и разных орденов Кавалеру", обнаруженная в фонде Московской Духовной Консистории Центрального Исторического Архива Москвы в деле «0 построении двух каменных храмов в деревнях Зуево и Дубровка", которое, кстати говоря, под этим названием даже не значится в архивных описях! В своей эпистолии отец Парфений затрагивает интереснейшие вопросы, среди которых едва ли не самым значимым является следующий: об отношениях православных и старообрядцев (пользуюсь терминологией документа).

Сначала - небольшое предуведомление. Одним из сложившихся у нас и, к сожалению, широко распространившимся мифом является следующий, что во второй половине 19 века зажиточные старообрядцы препятствовали православному храмоздательству или, по крайней мере, не участвовали в нем финансово, отчего само строительство было проблематичным и долгим. Так, например, пишу т о возведении Зуевской Богородицерождественской церкви - а вот слова самого храмоздателя Иова Васильевича Захарова, друга отца Парфения, к записям которого я еще вернусь: строительство предполагается завершить "в черне в два лета" (ЦИАМ, ф.203., оп.446, д.14: первое прошение Иова Захарова епископу Игнатию). Итак, что же пишет отец Парфений по этому вопросу? "19 числа сентября сего года строитель...церкви в деревне Зуевой Богородского уезда Иевлей Васильевич бывши у меня от лица всей общественности…(просил) чтобы я ... побывал в Зуеве и утешил скорбящих (о задержке разрешения на постройку – Е.С). Я все пренебрег, как-то: старость свою и 30-верстную грязную по ступицу дорогу,20 числа прибывши в деревню Зуево, где уже меня дожидались, встретили с восторгом, все кланяются в ноги и просят защиты и все это; картина была поразительная, почти асе раскольники и все разных сект (так в документе - Е.С.) как единодушно желают православной Церкви. Я было предложил им - не лучше ли бы просить Церковь на правилах Единоверия, на что и православные согласны: но Зуевцы отвергли мое предложение и сказали «Батюшка! Мы теперь уже не те старообрядцы, которые были назад тому 50 лет, мы хорошо поняли, что Церковь Христова должна быть едина истинная, а когда Греко-Российская истинная, в которой полный чин иерархии, то зачем же нам пролазить в нее дирой, мы лучше прямо взойдем, мы уже решились во что бы то ни стало, а Церковь выстроить одну образцовую во всей России. Ежели откажет Епархиальное Начальство, то поедем в Санкт-Петербург, будем просить Святейший Синод, а он откажет - будем лично просить Государя Императора: я их успокоил тем, что я похлопочу ... ибо Зуево для меня дорого, десять лет ухаживал за Зуевцами, каждый год раза по три нарочно ездил убеждать их к построению Церкви, ибо блаженной памяти Митрополит Филарет несколько раз мне напоминал о Зуеве, чтобы построить Церковь" (ЦИАМ ф,203., оп.446, д.14.Смиреннейшая эпистолия игумена Парфения). Могут возразить, что это предвзятость автора эпистолии - но далее он приводит конкретные факты и имена! "На Фоминой неделе (зуевцы) сделали валовую сходку, крестьяне, и купцы позвали из Дубровки приходского священника и все единогласно сказали - надобно строить Церковь и тут же выбрали строителя. Старообрядец Новоселов объявил, что он жертвует своей усадебной земли 4 десятины под Церковь и один миллион кирпича, Зимин купец тоже миллион кирпича жертвует, крестьяне четыре десятины для Церковнослужительских домов" (ЦИАМ, там же). Таково документальное свидетельство о сотрудничестве православных и старообрядцев в деле храмоздательства. Ввиду особой важности этого вопроса для местного краеведения для подтверждения вышесказанного приведу еще несколько документов. По статистике Московской Духовной Консистории Зуево никак нельзя причислить к населенным пунктам с преобладающим нестарообрядческим населением: "В деревне Зуевой дворов православных 30; душ мужеска пола 99 и женска 103; раскольииков дворов 92, душ мужеска пола 277, женска 324" (ЦИАМ ф.203, оп.446, д.14:Указ Московской Духовной Консистории о постройке каменных церквей в деревнях Зуево и Дубровка). "Раскольники имеют в Зуеве до десяти моленных" (ЦИАМ, там же). Зуевский храмоздатель, крестьянин, а впоследствии московский купец второй гильдии Иов Васильевич Захаров так пишет о прошлых и настоящих взаимоотношениях православных и старообрядцев: "Православные жители деревни Зуевой всегда имели сердечное желание ... иметь свой отдельный храм., но малочисленность православных пред богатыми именуемыми разных сект (так в документе - Е.С.) старообрядцами не дозволяла иметь храма. В 1859 году некто г.Ильин, занимаясь у нашего помещика г.Рюмина землемерством начал хлопотать о построении церкви в деревне Зуевой, но сильная рука именуемых старообрядцев заградила нам уста.... В настоящее время (май 1871 г, - Е.С.) в деревне Зуевой обстоятельства изменились, нравы старообрядцев стали мягче, на православную церковь начинают смотреть с благоприятной точки, когда мною объявлено было желание построить каменный трехпрестольный храм в деревне Зуевой, старообрядцы первые в восторге приняли мое заявление и для сооружения храма на первый раз триста тысяч кирпича пожертвовали, до 15 тысяч деньгами, все один пред другим наперерыв заявляют свои жертвования и с достоверностью можно сказать, что храм будет выстроен в черне в два лета. " (ЦИАМ ф.203, оп.446, д.14: Первое прошение Иова Захарова епископу Игнатию Можайскому). Таким образом, очевидно, что уже 140 лет назад возникли хорошие предпосылки для ненасильственного преодоления раскола путем естественного сближения ,и в этом надо отдать должное и гуслицкому игумену Парфению, вспомнив подвижнические миссионерские труды почтенного старца ,отражение которых мы видим в цитированном выше отрывке из его "Смиреннейшей эпистолии". Его позвали утешить верующих, и он презрел все: "как-то старость свою и 30-верстную грязную по ступицу дорогу". Узнав о сходке крестьян и купцов, постановившей, что Церкви - быть, он пишет: "Я по возвращении своем узнавши об этом благом намерении много радовался и утешался, что не остались мои труды и хлопоты всуе" (ЦИАМ, ф.203,оп.446, д.14:Смиреннейшая эпистолия…).

В "Смиреннейшей эпистолии" отца Парфения есть еще одно интересное место, описывающее Зуево, каким оно было в 1871 году. Гуслицкий игумен пишет:"Скажу Вам о деревне Зуеве: это один из самых богатейших уездных городов - до десяти тысяч жителей, 120 дворов жителей и 120 дворов чужестранцев, разных мастеровых до семи тысяч рабочего чужестранного фабричного народа; наполовину все каменная постройка, а хотя есть и деревянная, но почти вся полукаменная; под всяким домом - торговый магазин, и вся обстроена фабриками подобно великому городу; до десяти моленных разных сект, почти в каждой ежедневная служба; напротив Зуева чрез реку Клязьму во Владимирской губернии Морозовские фабрики подобны столичному городу, на которых проживают около 25 тысяч человек фабричных; обои стороны соединены мостом, и вечно над Зуевом стоит облако дыму от паровых машин.... Можно ли такому месту отказать в постройке Церкви? Тут пять Церквей можно выстроить, все будут полны, выстроены и украшены.Здесь и судоходная река, и станция железной Нижегородской дороги" (ЦИАМ, там же).

Но увидеть свою мечту воплощенной игумену Парфению было не суждено. "Подъемные деньги",полученные на монастырь, быстро закончились, содержать же целую обитель и училище на пожертвования благотворителей и свечной доход столичных часовен становилось все менее реально, больших расходов требовали больница, богадельня и странноприимный дом. Одной из последних и, к сожалению, тщетных попыток спасти положение явилось создание при монастыре подсобного хозяйства. Окончательно экономика монастыря, имевшего на рубль дохода два рубля долга, была подорвана большим пожаром 1868 года. Инспектор архимандрит Пимен, бывший в довольно натянутых отношениях с игуменом Парфением, посетил монастырь в 1871 году и, посоветовав сократить количество насельников и ликвидировать убыточное хозяйство, инициировал сбор комиссии по расследованию упадочных дел монастыря. Итогом ее деятельности и стало отстранение отца Парфения от руководства монастырем в 1872 году. Скончался он шесть лет спустя в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, где и был погребен. Главный же престол Зуевской церкви был освящен в 1890 году: как видим, Иову Захарову также не удалось выстроить храм за два года, но произошло это отнюдь не от противодействия старообрядцев, как документально было доказано выше, но по другой причине: одновременно с зуевцами их соседи дубровцы также подали контрпрошение в Московскую Духовную консисторию о постройке каменного храма в своей деревне, и у каждой стороны была своя правда; консистория долго разбиралась в этом деле, собрала большое количество документов, послала инспекторов, и в итоге вынесла поистине Соломоново решение: строить каменные храмы в обеих деревнях. Сегодня Зуевская Богородицерождественская церковь, о возведении которой ходатайствовал гуслицкий игумен - кафедральный собор Орехово-Зуевского благочиния; дубровской церкви повезло меньше: в 1925 году храм "во имя Живоначальныя Троицы с приделами Св.Благовернаго Князя Александра Невского и св.Марии Магдалины", более известный, как Крестовоздвиженский на Подгорной был закрыт, разорен и изуродован. В таком состоянии он и был возвращен Православной Церкви. Он очень нуждается в нашей заботе и помощи - Дом Бога и свидетель истории.