Антонина Ильинична Капустина
Приход Шувое-Нареево Московской области
Во время разделения Русской Церкви недовольные реформами Никона ревнители русской старины уходили из Москвы на окраины области, где и селились в густых лесах на жительство.
Приход Шувое–Нареево основался в прошлом из пришлого люда, основавшего селение Шувое. Местность эта находится в глухом, трудно проходимом лесу, и сюда редко доходил зоркий глаз царских чиновников.
|
Медведев Илья Зотович, был уставщиком церкви д. Шувое |
Ревнители иноки-подвижники московских монастырей основали близ Шувое в густом сосновом лесу «Княжество»: сначала кельи для братии, а в последствии мужской монастырь, число иноков в котором доходило до 50 человек. Своими руками построили молитвенный дом и установили в нем принесенную ими из Москвы походную церковь. Долгое время совершали службу с приходящими священниками. Так как эти люди были весьма научены церковному уставу, чтению и пению, то служба совершалась строго по уставу. Она была ежедневной, но литургии совершались только по большим праздникам. Священники были верны старым уставам и обрядам, поэтому все церковные службы совершались в великой тайне из-за боязни преследования. Служебные книги хранились по лесам, в устроенных для этого потайниках. Хранили их с особой заботливостью.
Как только стало известно, что в Москве основалась Старообрядческая Архиепископия, радость монастырской братии была неописуема. Они немедленно избрали из своей среды человека весьма начитанного и вполне достойного для принятия священного сана – Смирнова Семена Федоровича. Было составлено прошение к Архиепископу Антонию с просьбой рукоположить Смирнова С.Ф. в священники д. Шувое и для близлежащих селений в местности «Гуслица». Будучи человеком начитанным и всесторонне развитым о. Семеон с большим усердием принялся за врученное пастырство, несмотря на преследование царскими властями. Им был построен в д. Шувое молитвенный дом, за что ему пришлось побывать в царской тюрьме. Из учеников о. Семеона вышли видные деятели церкви: епископ Виталий Петроградский, епископ Гурий Нижегородский, протоиерей Прокопий Сорокин, настоятель рогожского Кафедрального Собора, ныне почившие уроженцы с. Нареева знаменитые певцы Македон Симеонович Смирнов, обладающий выдающимся голосом, знаток крюкового пения, много лет управляющий хором Рогожского Кладбища и Макар Григорьевич Капустин, выдающийся чтец и уставщик при Рогожских соборах и многие другие уроженцы д. Шувое.
О. Семеон прослужил в шувойском приходе 29 лет. Пользуясь большим авторитетом среди старообрядцев, он благословил своим заместителем своего уставщика Климента Смирнова, который достойно управлял вверенной ему паствой 25 лет. После него служили другие: о. Григорий Юдин – 8 лет, о. Иулиан Батулин – 12 лет.
|
Деревянная церковь во имя Живоначальныя Троицы Шувое-Нареевского прихода |
В 1925 году на средства верующих была построена деревянная церковь во имя Живоначальныя Троицы Шувое–Нареевского прихода, настоятелем которой являлся протоиерей отец Петр Семенович Михеев. Он служил уже 27-й год и, несмотря на слабое здоровье, принимал активное участие во всех делах церкви, состоял членом Совета старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси и управлял благочинием старообрядческих приходов по Московской области.
При церкви имелся любительский хор до 30 человек - мужчин и женщин. По управлению церковными делами блестящим помощником отцу Петру являлся председатель церковного совета Емельянов Петр Константинович, он же уставщик, который, несмотря на свой преклонный возраст - 76 лет, заботливо исполнял свои обязанности по церкви.
После смерти уставщика Емельянова Петра Константиновича, на его должность выбрали нашего отца – Медведева Илью Зотовича, а настоятелем был в это время Сорокин Николай, уроженец д. Нареево. И прослужил наш папа при храме Шувое-Нареево лет 15, и за это время тоже много перетерпел всяких невзгод.
Но ревностно и достойно он совершал церковную службу до последних своих дней. Умер 3 сентября 1975 г., а продолжателем дела нашего отца - Медведева Ильи Зотовича - стал Рыдалин Нефедий Трифонович, который служит и по сей день, дай Бог ему здоровья и душевного спасения, чтоб послужил для нас подольше. Без таких для нас великих людей (если их не будет) мы очень осиротеем.
Всем преставившимся вернослужителям старообрядческой церкви вечный покой и царствия Небесного.
А церковным служащим сего времени дай Бог здоровья и душевного спокойствия. |