ОТ РЕДАКЦИИ
Уважаемый читатель! Перед
Вами второй выпуск альманаха «Гуслицы».
Первый, увидевший свет в самом конце
2004 года, вызвал по большей части,
положительные отклики. Издание понравилось
и самим жителям Гуслиц и других частей
Орехово-Зуевского района, а также тем,
кто проживает в сопредельных регионах
и даже далеко от нашего края. В последнем
случае люди открывали для себя неизвестный
край, имеющий уникальную историю и
культуру, да и зачастую сами гусляки
порядком подзабыли свое прекрасное
прошлое. Альманах «Гуслицы» пришелся
ко двору как и простым читателям, так и
представителям большой науки: историкам,
фольклористам, этнографам. Все они
высоко оценили выход нашего издания.
Но были и нарекания в адрес создателей
альманаха за те или иные ошибки, явные
и мнимые. Что же, на всех не угодишь.
Справедливые замечания мы учтем при
дальнейшей работе, а что же касается
иных… Мы считаем необходимым продолжать
издание альманаха, чтобы он был важным
подспорьем для изучающих историю и
культуру как самих Гуслиц, так и
Подмосковья и России в целом.
Мы считаем,
что альманах не должен содержать в себе
только исторические материалы. История
в чистом виде в настоящее время интересна
далеко не многим. К тому же что считать
историей? То, что произошло третьего
дня - уже история. Гуслицы живы до сих
пор, в них происходит немало интересного.
Это также достойно отражения на страницах
альманаха. Исследователи будущего будут
нам за это благодарны так же, как мы
сейчас благодарны авторам старых изданий
опубликовавшим немало интересных
сведений о современных им событиях,
пусть даже и незначительных с точки
зрения глобальной истории.
Помимо
истории Гуслицы, равно как и любой другой
край, славны своей уникальной самобытной
культурой. Поэтому имеет смысл публиковать
материалы посвященные гуслицкой
иконописи, гуслицкому медному литью,
книжному делу и т.д. Особенно интересны
материалы по местному фольклору, прежде
всего музыкальному – тема, которая к
величайшему сожалению в большинстве
случаев интересует исключительно
специалистов. Между тем Гуслицы, равно
как и соседние регионы Восточного
Подмосковья, сохранили немало таких
элементов народной культуры, которых
не найти в других краях России. Все это
также необходимо доводить до сведения
жителей Гуслиц и не только их. А что уж
тут говорить об устном фольклоре,
который, между прочим, является и
историческим источником!
В изучении
прошлого Гуслиц есть и определенные
трудности, своеобразные «подводные
скалы». К примеру - это наличие в прошлом
в крае целой криминальной культуры
выраженной в изготовлении фальшивых
денег, сборе «на погорелое», разбое и
т.п. Иногда исследователи, сталкиваясь
с подобной информацией, стараются как
бы не замечать ее, умалчивать обнаруженные
где-либо факты. Делают они это из чувства
этики: зачем мол вспоминать о негативе,
гнать «чернуху» и т.д. Но дело в том, что
этика эта оказывается ложной. Настоящий
исследователь должен изучать прошлое
своей страны, своего края таким, какое
оно было на самом деле, ничего не утаивая
и ни чего не приукрашивая. В противном
случае получится не подлинная история,
а фантазия отдельно взятого историка
на заданную тему. К сожалению, в истории
нашей страны подобных «фантазий»,
искажений и прочего очень много. Даже
стало нормой историкам разных наций,
разных политических убеждений переписывать
историю, так как им это вздумается. И
это не для кого не секрет. В первом
выпуске альманаха мы избегали давать
материалы, касающиеся темной стороны
прошлого Гуслиц, но в этом выпуске мы
уже даем некоторые из них. Культура и
история края должны быть освящены
полностью, без купюр и без прикрас.
Только так мы сможем понять, какова
наша полная история, какова судьба нашей
страны, и в конце концов, кто же мы такие
на самом деле? Надеемся, что в дальнейшем
появятся, в том числе и на страницах
нашего альманаха, материалы представляющие
собой своеобразные исследования-размышления
на тему «темной» стороны гуслицкого
прошлого, причин ее возникновения и
развития.
Нас
многие упрекают в том, что в альманахе
слишком большой процент материалов
посвящен религиозным сюжетам. Упрек с
одной стороны справедливый, но в то же
самое время мы испытываем голод в статьях
на другие темы. Гуслицы – это и
интереснейшая экономическая история,
текстильные фабрики и другие заведения
существовали в прошлом в большинстве
гуслицких селений, в Хотеичах существовал
гребешный промысел и т.д. Было немало и
других промыслов: топорный в Беливе,
корзиночный в Загряжской, а также другие.
До сих пор «белым пятном» является и
история знаменитого в прошлом гуслицкого
хмелеводства, о котором мы в первом
выпуске опубликовали неплохую подборку
из «Московского листка». Также практически
полностью остается неизученной история
сельского хозяйства в Гуслицах в целом.
Это касается и колхозов и совхозов,
которые существовали на гуслицкой
земле. Хотя сюжеты связанные с советским
периодом истории нашей Родины некоторым
не нравятся, но этой часть нашего
прошлого и она также должна быть освещена.
Есть и еще очень много сюжетов касающихся
прошлого и настоящего Гуслиц, которым
найдется место на страницах нашего
альманаха. Проблема здесь только одна
– отсутствие авторов по этим темам. Наш
альманах будет публиковать только
серьезные материалы,
написанные на основе архивных, газетных,
иных опубликованных материалов, а также
воспоминаний очевидцев. Пока с нами
сотрудничает небольшое число
исследователей, включая членов
редакционного совета. Каждый из них
является специалистом по своей теме,
написание хорошего материала, допустим,
по теме гуслицкого хмелеводства потребует
значительного исследования, которое
может продолжаться иногда даже годы.
Мы приглашаем
к сотрудничеству новых авторов и
исследователей из Орехово-Зуевского,
соседних районов, Москвы, а также других
мест, которые могли бы помочь нашему
изданию в постепенной ликвидации этих
и других «белых пятен». Также мы будем
продолжать воспроизведение на страницах
альманаха и старых публикаций, посвященных
Гуслицам, дабы помочь этими полузабытыми
материалами исследователям края.
Итак, перед
Вами второй выпуск альманаха «Гуслицы»,
посвященный одному из интереснейших
краев Великой России, который прежде
именовали даже «Старообрядческой
Палестиной». Мы постарались сделать
его насыщеннее и интереснее, но судьей
здесь может быть только сам читатель.
Хочется также заметить, что альманах
предназначен не только для жителей
края, но и для пропаганды его истории и
культуры для обитателей других регионов. |