От драмкружка к театру

Лашкова Ирина,
учащаяся 11 класса Куровской гимназии.
Руководитель – Булыгин В.Е.

ОТ ДРАМКРУЖКА – К НАРОДНОМУ ТЕАТРУ.

Закончилась гражданская война, жизнь постепенно входила в мирное русло. Людям, уставшим от потрясений предыдущих лет, хотелось жить и работать по-человечески. Ведь не хлебом единым жив человек.

В деревне Куровская, насчитывающей к этому времени около 10 тыс. человек, живущих только фабрикой, хотелось интересного и разнообразного досуга. В 1923 году главой фабрично-заводского комитета был назначен энергичный молодой человек, пользовавшийся большим авторитетом среди односельчан, Михаил Григорьевич Сушонов.

Это именно он возглавил работу сразу двух коллективов: хорового и драматического кружков, численностью около 100 человек. Но ведь для занятий нужны помещения и Михаил Григорьевич добивается выделения площади в полуподвальном помещении в бывшей казарме фабрикантов Балашовых. В короткий срок здесь был создан рабочий клуб. Скупые сведения этого периода (воспоминания М. Г. Сушонова на тетрадном листке) не дают возможности в полном объеме очертить круг интересов и складывающегося репертуара драматического коллектива.

От этого далекого времени дошла до нас только уникальная фотография: действующие лица спектакля «Безработные с Белой». Кто они - эти самодеятельные артисты, каково содержание пьесы? - мы пока не знаем, но уверены, что дальнейший наш поиск увенчается успехом, и мы сможем приоткрыть завесу этой тайны.

Комнат для занятий кружков не хватало, поэтому в 1927 году было выстроено новое здание рабочего театра, который получил название «X лет Октября». Это было деревянное сооружение со зрительным залом на 250 мест, с рядом помещений для занятия кружков.

В районной газете «Ленинский путь» и газете «Вперед» - органе партийной и профсоюзной организаций Куровской фабрики нет - нет, да и промелькнут заметки о работе творческих коллективов:

«13 октября 1934 года в Куровском рабочем театре шла постановка «Чужой ребенок». Комедия в 3-х действиях, 5 картинах. Постановка осуществлена под рук. тов. Боровецкого».

«Драмкружок (рук. тов. Боровецкий) готовит пьесу Ник. Задонского «Ложный стыд», трактующую проблему взаимоотношений ребят и девчат в студенческом коллективе» - заметка от 22 апреля 1935 года.

В 1937 году осуществляется постановка ряда пьес классического репертуара «Мнимый больной» Мольера, «Без вины виноватые» и «Доходное место» А.Н. Островского, «Мещане» А. М. Горького.

Провести анализ этих постановок не представляется возможным, т.к. живых исполнителей этих спектаклей уже нет, а короткие заметки и объявления в газетах не дают достаточных сведений для аргументированного рассказа о качестве этих постановок.

1934 год является значительной вехой в развитии театрального дела в Куровское. В апреле этого года образовался театральный коллектив Куровской школы № 1 под руководством двух замечательных женщин Софьи Григорьевны Анисимовой и Ольги Владимировны Марковой, которые за свой многолетний педагогический труд были удостоены высших наград Отечества: ордена Почета и Ордена Ленина. В годы Великой Отечественной войны, так как все взрослое население страны находилось на полях сражений или на трудовом фронте, защищая нашу Родину от фашистов, агитбригада, созданная из школьников под руководством все тех же педагогов, вселяла дух своими выступлениями на колхозных полях, на сцене не отапливаемых рабочих клубов. Великая Победа далась нелегко. Многие из тех, кто выступал на подмостках, не вернулись домой. Вот как об этом вспоминала Софья Григорьевна Анисимова: «Не подозревали ребята, что для многих мальчишек то лето будет последним...Учительская память с благодарностью хранит в сердце всех выпускников предвоенных лет, особенно тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Это Юрий Морозов, Павел Родин, Юрий Кириков, Иван Комков, Костя Трофимов, Виктор Болдырев, Гена Полуянов, Владимир Садосюк, Николай Селезнев, Алексей Затравкин, Толя Смирнов, Виктор Тектов, Борис Шитиков, Алексей Медведев...Список велик...»

О деятельности этого театра сейчас мы собрали достаточно материала, но предстоит серьезное его исследование. Эта тема нашей следующей работы.

После войны клуб снова широко распахнул свои двери. Так как домашних кинотеатров не было, а «ехать в Москву за впечатлениями» было накладно, клуб, как прежде, был переполнен, желающими развивать свои творческие способности. Вновь оживилась работа драматического коллектива. Клуб обслуживал многочисленные торжественные районные мероприятия, поселок 26 декабря 1952 года получил статус города областного подчинения, поэтому на театральный коллектив было возложено немало обязанностей. Драматический коллектив в это время возглавлял известный в московских театральных кругах режиссер Вадим Парфенович Бутюгин.

Он был страстным поклонником А. Н. Островского, поэтому в репертуаре театра много пьес этого автора: «Лес», «Волки и овцы», «Не в свои сани не садись», «Бесприданница», «Не все коту масленица». Как видим, режиссер и труппа стремятся приобщить жителей нашего города к классике русской драматургии. Спектакли шли при полном аншлаге. Трудно было достать «лишний» билетик.

В 1963 году в городе был построен великолепный по тому времени Дворец Культуры - место притяжения многих куровчан.

Режиссеры В.Ионов и В. Змиев осуществляют грандиозную постановку пьесы Аграненко «Живет на свете женщина» (из жизни текстильного городка). Двери Дворца ломились от наплыва зрителей. Спектакль имел колоссальный успех и 3 года держался в репертуаре коллектива, что являлось высоким показателем театра. Блистательно выступила в роли Галины - главной героини пьесы ровничница, кавалер ордена Ленина Валентина Трифоновна Клюшкина, да и весь коллектив: от ведущего до режиссера, были охвачены единым порывом, играли на едином дыхании.

В 1972 году во Дворец культуры приехал молодой режиссер Маргарита Михайловна Юмина. О творчестве коллектива, получившего высокий статус «Народный», мы хотели бы остановиться более подробно, так как большой архив, предоставленный нам актером Народного театра, нашим учителем и руководителем поисковой группы Виктором Ефимовичем Булыгиным дает нам такую возможность. 9 лет шел коллектив Маргариты Михайловны Юминой к вершинам творческого мастерства. Для того чтобы получить звание «Народный самодеятельный», необходимо было выполнить ряд условий: в репертуаре театра должны были быть три действующих спектакля, предполагалось высокое мастерство актеров, высокая посещаемость данных постановок. Все эти трудности молодому коллективу единомышленников оказались по плечу. Первой глубокой и серьезной работой коллектива стала пьеса А. Арбузова «Город на заре». Она рассказывала о героических буднях комсомольцев тридцатых годов, бросивших дерзкий вызов вековой тайге, трудностям и лишениям во имя рождения на берегу Амура молодого солнечного города. В спектакле было занято более 30 актеров. О каждом исполнителей, о манере их игры, об их творческой мастерской можно было бы рассказывать и рассказывать. И все же следует упомянуть о том, что новая сценография, предложенная Сергеем Арцибашевым, известным сегодня актером и режиссером театра Маяковского, который в те годы был консультантом от Московского Дома художественного творчества и студентом ГИТИСа, сыграла значительную роль в динамике спектакля. Эта постановка была удостоена Диплома 1 степени на конкурсе театральных коллективов Московской области в 1978 году. Работа стала главной ступенью к вершине, на которую стремился коллектив - к созданию « Народного».

Следующий спектакль по сказке С. Я. Маршака «Горя бояться - счастья не видать». Премьера сказки состоялась 25 ноября 1979 года. В этом спектакле было все, что сказкам просто необходимо. Есть, над чем посмеяться и над чем задуматься. И все это было достигнуто тем, что коллектив под руководством М.М.Юминой был и остается единым творческим организмом, нацеленным на решение общей задачи, творчески относящийся к любимому делу. Один из принципов коллектива - работать без скидок на самодеятельность! Интересен такой факт, что в один и тот же день на экранах телевидения в те же часы шла та же самая сказка. И что удивительно, зал на 550 мест был заполнен до отказа, так что пришлось в проходах ставить дополнительные кресла. Зрители были в восторге от увиденного представления. Следующей работой драматического коллектива была пьеса С. Алешина «Если». Постановка была экспериментальной. В небольшом помещении, где актеры были «тет-а-тет» со зрителями можно было буквально дотронуться рукой. И откровенный разговор, который вели актеры между собой, заставляя зрителей быть соучастниками действия. Артисты сумели углубиться в человеческую сущность персонажей пьесы, сумели повести за собой зрителя в размышлениях о смысле жизни, о долге перед тем, кто рядом, о цене каждого слова и поступка. Спектакль имел ошеломляющий успех.

Публицистическую драму (а именно так определяет ее жанр автор пьесы Михаил Шатров) «Революционный этюд» театральный коллектив Дворца Культуры взял в работу, готовясь к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина - основателя Советского государства.

Коллектив был нацелен режиссером Маргаритой Юминой на внутреннее постижение образа, взятого для исполнения. Началась трудная внутренняя работа над образами. Участники спектакля читали различные документы, воспоминания друзей и соратников В. И. Ленина, посетили кабинет В. И. Ленина в Кремле, чтобы напитаться «духом времени» периода Гражданской войны. Репетиции шли далеко за полночь, так как большая сцена до одиннадцати часов вечера использовалась для демонстрации фильмов, концертов, вечеров. А надо было использовать сценическое пространство. Работа требовала огромного напряжения сил и духовных и физических, так как на репетиции приходили после напряженных трудовых будней: после рабочей смены, занятий в школах и институтах. «Вот почему труд этих людей, их вдохновение и увлеченность делом вызывает глубокое уважение. И хочется сказать им спасибо…». Это высказывание из рецензии на спектакль, опубликованной в местной многотиражке «Вперед».

В мае 1981 года драматическому коллективу Дворца культуры было присвоено высокое звание «Народный самодеятельный театр».

Успех каждого спектакля зависит от актера с его жестами, пластикой, голосом, ансамбля исполнителей, музыки, декораций, костюмов, технической оснащенности сцены, света. Ни один спектакль не получается без нелегкой, черной работы. Участникам Народного театра весело и интересно в любом деле, когда они участвуют в поиске, с высокой мерой ответственности выполняют то, что им поручено, бескорыстно и самозабвенно отдают каждую свободную минуту этому подчас нелегкому, кропотливому труду, преподают нам урок любви, непреходящей верности театру.

Благодаря неутомимой деятельности режиссера ММ. Юминой Народный театр в Куровское стал одним из немногих уголков города, где зрители чувствуют себя очень уютно. Здесь им дарят любовь, радость и счастье.

Вершиной творческого взлета Народного стал спектакль «Наш друг - Роберт Берне», показ которого был приурочен к проводившемуся в Москве Международному фестивалю молодежи и студентов в 1985 году. Об этом спектакле Куровского Народного театра писали в центральной печати критики ВНИИ искусствознания С. Румянцев и А. Шульпин. В статье С. Румянцева «Опера в Куровской» читаем: «Приготовившись смотреть спектакль с музыкой или обычную для самодеятельных коллективов «литературно-музыкальную композицию, я очень быстро понял, что слышу и вижу оперу. Настоящую оперу...» и далее «Сложная и богатая театральная форма, целиком, основанная на живой музыке... уже сама по себе представляет большую культурно-экологическую ценность. Высокий же уровень воплощения, делает ее и ценностью художественной». (Журнал «Советская музыка» № 8, 1985 год). Эту работу Народный театр осуществлял совместно с Люберецким ансамблем народных инструментов, под рук. Владимира Уфимцева (ныне Заслуженного артиста России, руководителя профессионального ансамбля «Горница»). Спектакль увидели тысячи зрителей не только нашего города, но и Люберец, Томилино, Гжели, Москвы. Эту постановку высоко оценили делегации Англии и Шотландии в Доме Дружбы народов с зарубежными странами. За 30 лет своей творческой деятельности режиссером М.М.Юминой осуществлено более 60 постановок, ряд из которых стал обладателем различных наград: это «Летним вечером» А. Шагиняна, «Нельская башня» А. Дюма, «Слово о полку Игореве» Л. Яхнина, «Гораций» Корнеля и др.

Заслугой Народного театра и, прежде всего, ее руководителя состоит и в том, что к Прекрасному приобщилось большое количество учеников куровских школ и близлежащих селений. При театре работает факультатив (с 1995 года). 4 года подряд проходит Городской театральный фестиваль, ведущую роль в котором играет Народный театр.

Интересна и многообразна жизнь театрального коллектива. У него много друзей не только в городе, но и далеко за его пределами. Театр связывают глубокие дружеские отношения с Третьяковской галереей, музеем М. М. Пришвина, музеем-заповедником «Танаис» (Ростовская область) и др.

Пусть живут традиции, заложенные Куровским Народным театром!