Обращение настоятеля Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря
отца Георгия к участникам I (первой) конференции «Гуслица старая и новая».

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан святителем Филаретом митрополитом Московским и Коломенским в 1858году.

Тогда, дорогие друзья, смысл и цель основания этого монастыря выражался в том, чтоб в крае, где преобладает старообрядческое население, устроить форпост господствующих русских православных церквей.

Задачи монастыря ставились очень широкими: просветить старообрядцев и добиться того, чтоб старообрядство прекратило свое существования в Гуслице. Для этого в монастыре была создана библиотека, благотворительные учреждения, школа. Монастырь просуществовал 70 лет.

С наступлением гонительного, безбожьего времени в равной степени пострадали и старообрядцы, и монахи этой обители. Теперь же по прошествии 150 лет, когда началось основание монастыря, совершенно изменилась ситуация и в стране и в мире, и в отношении между религиозными конфессиями. Когда-то старообрядчество представляло действительную угрозу Господствующей церкви. В разных согласиях, прибывало до 1/3 русского населения нашей страны. Теперь же мы живем в особое время, когда враг нашей церкви не старообрядцы, а наша бездуховность, это пропагандируемый всюду разврат- это те условия жизни, в которые мы были поставлены за последние 10-ти летия. Задачи теперь и у старообрядцев, и у русской православной церкви совершенно одинаковы – это спасение верных чад обоих церквей от ига антихриста, от духа теперешнего времени, который притворно развращает и губит наших людей.

Отношения со старообрядцами всегда складывались не просто, но в теперешней ситуации все очень сильно изменилось. И когда-то две разные воюющие конфессии, казалось, были непримиримыми между собой, но на сегодняшний день у нас прекрасные отношения со священниками русской православной старообрядческой церкви, и хорошие отношения с мирянами, некоторые старообрядцы приходят молиться в нашу святую обитель. Братья обители бывают часто в гостях в старообрядческих храмах у старообрядческого духовенства.

И если ставить вопрос об объединении церквей, то, как мне кажется, он задан еще очень рано. И то, что старообрядчество сохранилось и сохранило все свои устои неизменными и не запятнанными для нас является большой ценностью, потому что в жизнь старообрядцев мы заглядываем как в энциклопедию русской жизни и любой недоуменный вопрос в священной практики и вопросов христианской жизни, мы стараемся решать таким образом, что сначала узнаем, как же он решается у старообрядцев. Для нас их мнение является авторитетным и ценным всегда, потому что оно непреложно и неизменно уже 300 лет.