Н.Н. Артемова, директор Егорьевского
историко-художественного музея.

ЛЕТОПИСЬ ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ГУСЛИЦ.

Гуслицы - так с древности называется местность на юго-востоке Московской области, охватывающая территории современного Орехово-Зуевского и Егорьевского района.

По берегам реки Гуслицы (притоку Нерской, впадающей в р.Москву) издавна селились староверы-поповцы. Они славились удивительной предприимчивостью, преуспели в развитии ткачества, плотницкого мастерства, извоза, торговли и, особенно, в разведении хмеля. Они стали хранителями исконной русской культуры в непосредственной близости к Москве, создали свои мастерские, выработали свой «гуслицкий» стиль в иконописи, медной пластике, в искусстве переписывания и украшения книг, рисования лубка, крюковом пении.

Такого яркого, пышного орнамента с неизменным присутствием птичек: печальных, ликующих, спящих, трепещущих, - одним словом, ни разу не повторяющихся в одной книге, не знают другие старообрядческие центры.

Их иконы отличает сочетание глубокого синего, красного, охристого и обязательное присутствие штриховки (как в книжных орнаментах, так и в иконах). Для нанесения штрихов на красочный слой доски использовали насечку - стальную палочку не более пяти дюймов, один конец которой был покрыт штрихами вдоль и поперек1.

Наличие тайных типографий, где печатали старообрядческие книги, искусство гравировки, медного литья создали благоприятную почву для изготовления фальшивых ассигнаций и монет, фальшивых паспортов («малашек») и свидетельств погорельцев («викторок»), которые давали право их владельцам на сбор подаяний.

О делании фальшивых денег в Гуслицах писал В.А.Гиляровский, А.Мельников-Печерский, Иван Шевелкин - бывшие большими противниками раскола. Этот промысел имел реальные причины. Однако, Гуслицкая летопись, которую мы будем рассматривать ниже, ни разу не упоминает о раскольниках-фальшивомонетчиках, хотя от такого аргумента против раскольников вряд ли смог удержаться православный миссионер, испытывая большую неприязнь к дерзким еретикам.

Не занесены в летопись сведения об обманах, кражах, разбое и убийствах, которыми якобы славились Гуслицы. За все 30 лет, которые охватывает летопись, рассказано только об одном случае поджога дома православного священника.

Сказочные богатства гусляков, которые происходят от грабежей и так же вызывают большие сомнения. За все время летописания разные авторы сетовали на нищету, неурожаи, частые пожары, происходившие в приходе: «... и как переносят они это злополучное только Богу известно» 3.

Церковные летописцы подтверждают существование в Гуслицах между старообрядцами бурной полемики вокруг знаменитого Окружного послания. Несомненно, это был крупный богословский старообрядческий центр.

Гуслица оставила большой след в развитии традиционной культуры. Ее влияние распространялось на такие центры народных промыслов как Гжель, Павловский Посад, Ликино-Дулево, Палех. Некоторые исследователи распространяют границы Гуслиц как этнокультурного сообщества на все эти местности, и все они сходятся на том, что Гуслица - малоизученный старообрядческий центр, привлекающий в последнее время все большее внимание ученых.

Церковная летопись Воскресенской церкви села Гуслиц Богородского уезда1 велась 30 лет с 1868 по 1898 гг. Её авторами, в силу естественных причин, были разные священники, а сделанные годовые записи заверялись всеми членами причта. Для удобства летописцам был предложен вопросник, состоявший из 15 пунктов: о первоначальном устройстве храмов, об особо чтимых святынях, о составе прихода и его изменении, о борьбе с расколом, об отношениях раскольников к православию, о благосостоянии прихожан, о необыкновенных явлениях природы, о выдающихся жителях прихода, о посещениях епархиального начальства, о богадельнях, больницах, школах, находившихся при церкви, об особенных приключениях прихожан, о штате причта, о послужных списках членов причта, о родившихся и умерших.

Первые летописные записи отличает большое прилежание и желание дать исчерпывающие ответы на все вопросы. Но затем, в поле зрение авторов остаются не более 5-6 самых важных пунктов, текст сжимается до одной страницы.

Очень неспешно, однообразно текла сельская жизнь. Почти все записи начинаются словами: «В сем году никаких событий особенной важности в Гуслицком приходе... ни замечено, ни предъявлено не было» 2.

Иногда сельскими священниками делается попытка дать анализ важным общественным явлениям, изложить свою личную точку зрения на событие. Подчас простое изложение тех или иных фактов дает бесценную информацию о жизни, обычаях, взаимоотношениях гусляков. Манера изложения некоторых бытописателей может претендовать на яркое самобытное литературное произведение, являя образец очень емкого, частью уже утраченного, русского языка.

Здесь мы попытаемся дать краткий обзор церковной летописи как исторического источника по нескольким вопросам, которые наиболее полно освещались на протяжении 30 лет духовными пастырями Гуслиц.

1. Церковная жизнь.

Летопись начинается с истории храмов Гуслицкого прихода.

Самым первым был храм во имя св. пророка Илии, который возник ранее 1769 г., скорее всего в 1600-ых годах, о чем можно судить их межевых книг, хранившихся в церкви3. Устное предание говорит, что сей храм находился ранее в селе Ажцерино в 4-х верстах от Гуслиц. Сельцо принадлежало до XVII века Московскому Чудову монастырю. Храм перенесли в Гуслицы, а в Анцерино на этом месте поставили часовню с колокольней.

Обширная церковь была сооружена из лучшего соснового борового леса на каменном фундаменте, покрыта железом. Она сгорела в ночь 21 сентября 1854 года во время всеобщего гуслицкого пожара со всеми священными древностями4.

Храм во имя святителя Николая стоял в 14 саженях от Ильинской церкви. Был деревянный, теплый, небольших размеров. Богослужения проводились по воскресениям и зимой. За ветхостью, по распоряжению митрополита Московского Филарета, он был в 1852 г. упразднен5.

Воскресенский Трехпрестольный каменный храм появился в Гуслицах благодаря возникновению базара.

Из-за неплодородной земли гусляки часто пускались за хлебом в отдаленные места, привозили его не только для себя, но и на продажу.

В 1816 г. в Гуслицком причте открыли еженедельный базар, который дал церкви, в первый же год доход в 5000 рублей, возросший впоследствии до 14000 рублей. В 1822 г. приступили, с благословения Московского митрополита Серафима, к сооружению храма во имя Воскресения Христа Спасителя, с приделами во имя пророка Илии и святителя Николая6.

22 сентября 1840 г. храм был освящен Московским митрополитом Филаретом. С этого же года село Гуслицы стало именоваться Ильинским погостом.

В 1850-ых годах была построена каменная колокольня и каменная с железными решетками кладбищенская ограда. В Гуслицкий приход входило 30 деревень с населением в 12000 человек. В 1864 году с построением в Гридино-Шувое Казанской церкви в ее приход отошли Нареево, Шувое, Абрамовка, Иванищево, Устьяново7.

Летопись скрупулезно фиксирует изменения в составе причта, время поновления храма, иногда указывает имена мастеров, ценные вклады в виде икон, ковчегов, резного иконостаса, облачений и т.п.

Летопись отмечает особую роль Беззубовских крестьян Петрышовых в благоустраении Воскресенской церкви: Василий Петрышов - строитель церковного каменного училища и придельных иконостасов, брат его Петр -громадной колокольни, сыновья его Семен и Герасим - инициаторы больших реконструкций. В общей сложности они все более четверти века прослужили церковными старостами . Важным событием в жизни прихода было весьма частое принесение в Гуслицы из соборной Бронницкой церкви очень почитаемой иконы Иерусалимской Божией Матери.

Духовенство встречало икону при большом стечении народа на границе прихода. Шествие сопровождалось пением хора. Икону брали для совершения молебна в каждую деревню, заносили в дома, где так же совершали богослужение9.

Яркой зарисовкой жизни Гуслиц стало описание такого факта: в 1884 г. во время набатных звонов был разбит большой колокол весивший 263 пуда. Его перелили с добавлением металла, увеличив вес до 478 пудов. Новый колокол везли из Москвы. За десять верст множество гусляков вышли встречать подводы, выпрягли лошадей и с усердием везли его на себе10.

2. Выдающиеся события в приходе.

Церковная летопись была начата спустя несколько лет после отмены крепостного права. Событие, потрясшее все устои общества, не могло оставить летописца равнодушным.

Поистине бесценен для историка взгляд сельского священника, увидевшего и по своему объяснившего неудачные последствия великой реформы для своих прихожан. С горечью он отмечает, что год от года растет среди крестьян нищенство, воровство, обман, неблаговидные поступки, падает нравственность и благосостояние. Причину этого он видит в самих крестьянах, которые не исполняют перед своими бывшими помещиками повинностей за владение землей. Те же беспощадно за недоимки на законном основании продают последнее достояние крестьян.

Довершают их бедственное положение пожары и пьянство, не сдерживаемое уже барскими розгами11.

Летопись подробно живописует наиболее важные события в жизни империи, реакцию местных жителей на кончину императоров, коронацию, войны.

За период, охватываемый хронологическими рамками летописи, сменилось на троне три государя. Кончина Александра III и восшествие на престол Николая II констатированы с пафосом, но всего несколькими строками.

Совсем иную реакцию вызвала мученическая кончина Александра П. Летописная запись за 1881 год гласит, что трагическая весть повергла в ужасную скорбь народ, особенно бывших крепостных. Гуслицкие крестьяне из 24 деревень «поспешили в село, они всевозможно старались узнать о верности сей вести, а никак не могли ни от кого получить этой верности. Ждали известия от приезжих из столицы или из полученных газет, но ни тех, ни других к величайшему несчастью не было...» 12

Когда подтверждение было получено, и назначена заупокойная литургия, то «никогда, кажется, Гуслицкая церковь не имела в себе такого стечения народа... Да заслужить такую скорбь и плач о себе удостоились очень немногие из венценосцев» 13.

Когда спустя два года состоялась коронация Александра III, то казалось, что «весь гуслицкии православный народ кроме старого и малого был если не в столичном храме Успения Богоматери, то по крайней мере, в стенах священного Кремля.. .» 14. В самих Гуслицах флагов было много, три вечера на всех домах была устроена иллюминация - горели «плошки, и стаканы, и фонари разных цветов, а в прочих домах на окнах - свечи.. ,» 15.

Было множество гуляющего народа, а пьянства совсем не было.

Автор летописи счел нужным занести на ее страницы за 1878 год свои наблюдения за состоянием общества после окончания русско-турецкой войны. Он отмечает, что оживились промыслы, занятия и торговля прихожан, виден общественный подъем, так как исполняются финансовые повинности, растут пожертвования на нужды больных и раненых на войне, люди с гордостью относятся к успехам отечественного оружия, молодое поколение с радостью исполнят воинскую повинность16.

3. Материальное и нравственное состояние прихожан. Борьба с расколом.

Сельские священники дают довольно подробную картину занятий и благосостояния своих прихожан. Основные доходы жители получали от выделывания нанки, разведения хмелевых садов, возделывания огородов. В самые благоприятные годы стоимость одного пуда хмеля доходила до 30 рублей, что заметно улучшало положение гусляков.

Вообще они жили скудно. Низкие заработки, неурожай хлебов и овощей, недостаток работ и промыслов - все это дополняло нищету Гуслицкого края.

Летопись отмечала, что приход церкви большей частью состоит из раскольников-поповцев, разделенных на окружников, принимающих послание Епископа Московского и Владимирского Антония, и на неокружников отвергающих его.

Число раскольников в 3 раза превышает численность православных17(так в тексте). Да и православные все почти без исключения к церковному богослужению «холодны вовсе» .

За 10 лет с 1859 по 1869 гг. церковь в присоединении раскольников к православию не преуспела, увеличив число прихожан всего на 30 душ обоего пола19. За последующие 30 лет летопись фиксирует ежегодно 2-3 новообращенных, умалчивая об обратном процессе возвращения в раскольническую веру. Один из авторов летописи характеризует гусляков как людей не очень закоснелых в расколе, общительных, но норовистых и пронырливых, разделенных раздорами и прениями между собой. Доходило до того, что каждая деревня требовала назначения к себе своего попа.

Крепки между ними родство, дружеские связи, помощь богатых бедным.

Указывается на свободное сожитие в раскольнических семьях, расторжение и вступление во2иЗ брак от живых жен, очень быстрое погребение даже насильственно умерших .

В некоторых деревнях, где раскольников большинство, наблюдаются даже гонения на православных.

В 80-е годы, почувствовав большую свободу, раскольники сделались, по мнению летописца, дерзки и своенравны: «Попы их с длинными отращенными волосами, в поповских шляпах, или высоких шляпках, / расхаживают как официальные священники; во всякой деревне навесили колоколов с избытком под видом сторожевых...» 20.

В деревне Игнатьевой двое раскольников публично поносили святых, прославлявшихся церковь после 1667 г. Дело дошло до суда, но было оставлено без последствий.

Дерзость их достигла того, что в 1880 г. печуринские и поминовские раскольники в нарушение закона перестроили свою ветхую часовню, сделав ее в таком виде и прочности, какого та не имела никогда. Формальное следствие вновь окончилось ничем22.

В 1885 г. опять же в нарушение закона раскольники с.Гуслицы установили калитку на своем кладбище с огромным крестом в 5 четвертей. Священник Воскресенской церкви Дмитрий Кудрявцев потребовал крест снять, что было исполнено. Но в ночь начался большой пожар в доме священника, обгорела колокольня. Лишенный имущества Дмитрий Кудрявцев вынужден был попроситься в другой приход23.

Главная задача церкви - борьба с расколом в Гуслицком крае подкреплялась большими вложениями на расширение, убранство церкви, чтобы утвердить авторитет и торжество официальной веры.

Часто святыни, приносимые из Соборной Бронницкой церкви, из Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря передавались на время раскольникам для совершения молебнов, т.к. это примиряло многих старообрядцев с миссионерами.

Одна из самых приоритетных задач церкви была в том, чтобы воздействовать на умы и души гусляков через образование.

Первая церковная школа открылась при Воскресенской церкви в 1868г., в церковном каменном доме для 30 мальчиков. Без всякого вознаграждения их обучали три священника. В 1877 г. из-за неимения средств и постоянного учителя школа была закрыта, а в 1879 г. передана в ведение Богородского Земства. От земства были напрвлены учитель и законоучитель, а церковь, сочувствую народному образованию, предоставляла помещение и квартиру учителю24.

В 1886г. открывается земская школа в деревне Беззубово в деревянном доме, выстроенном братьями Петрышовыми, где обучаются уже до 200 мальчиков и девочек 5.

В 1897 г. возникают еще 3 церковно-приходские школы в деревнях Горшково, Давыдово, Старое .

Автор летописи сетует на то, что школы, в которых половина учеников - старообрядцы, переполнены, велика нужда в Гуслицах в образовании. Нужны новые рассадники просвещения в раскольничьем месте, без которого борьба с расколом в Гуслицах невозможна27.

К концу века при церквах в Гуслицах действуют противораскольнические миссионерские библиотеки.

В 1888 году организовываются беседы со старообрядцами. Почти каждое воскресенье раскольники и старообрядцы собираются в местную церковь или в церковно-приходскую школу. Нередко диспуты выходят за рамки приличия. В собеседовании нередко принимает участие известный миссионер и знаток раскола Алексей Шамин .

Миссионерская деятельность церкви дает свои плоды. Запись за 1898 г. фиксирует рекордное число присоединившихся из раскола - 12 человек30.

4. Особые явления в природе и выдающиеся события в приходе.

В Гуслицкую летопись подробно занесены природные катаклизмы, случившиеся в приходе.

Буйства стихии воспринимались как наказание за грехи и первые сообщения о природных аномалиях появились после гибели Александра II, которые стализатем происходить достаточно часто. Самое необыкновенное и никогда не виданное явление было 27 декабря 1882 года ровно в полдень. Солнце окружили длинные радужные полосы света, пересекаемые столбами, которые образовали два креста. Над солнцем сиял опрокинутый полукруг31.

В этом же году 1 июля был град необыкновенного веса и размера. 6-7 градин весили 1 фунт. В некоторых домах не осталось ни одного целого стекла. Были побиты хлеба, хмелевые сады. В этом же году в приходе от болезней умерло в 2 раза больше народа, чем обычно - 261 человек.

В 1884 году в Гуслицах случилось наводнение, какого не помнили 100 лет. Страшные громы и молнии поразили многих людей и жилища, пострадали покосы и хмелевые сады, случился неурожай. «Мало таких лет во всем решительно неудачных можно припомнить как в 1884 году» 32. В ночь с 10 на 11 сентября 1889 г. в Гуслицах разразилась страшная буря: разметало крыши сараев и овинов, с корнями вырвало много деревьев.

В 1891 году снег начал таять уже в феврале, а 1 марта уже нельзя было ездить на санях. По народным приметам, как отмечает летописец, это не предвещало ничего хорошего33.

Началась дикая, страшная жара, которую не помнили 90-летние старожилы. За весну и лето не выпало и 10-ти дождей. Все еще усугублял жгучий ветер, который иссушал все. Не родилось ни хлеба, ни корма для скота, начался голод.

Особое место в летописи отводилось описанию пожаров. Они случались регулярно, уничтожая подчас целые деревни. Самые крупные пожары были в 1865 г., когда пламя уничтожило 30 домов и 300 лавок в Гуслицах и 110 домов во Внуковской и Беззубово34, и в 1890 г. Летопись отмечает, что в этом году были «страшные, опустошительные пожары, горели торф, болота, леса, не было видно лучей солнца» 35.

Завершая обзор этого уникального исторического источника, необходимо отметить, что он дает редкий и беспристрастный материал для исследования старообрядчества, миссионерской деятельности господствующей церкви, о развитии сельского образования, о демографии, климатических явлениях, общественных настроениях, народных обычаях, истории данной местности и ее храмах.

 

  1. Сб. статистических сведений по Московской губернии. Т.VII, Вып. III, М., 1882 г., с. 83-87
  2. Мельников И.П. Собр. соч. т. 7, М., 1976, с. 410
  3. ЕКМ, ф. №4, оп. 1, л. 24 об.
  4. Егорьевский краеведческий музей. Ф. № 4 оп. 1 д. 59
  5. Там же, л. 22
  6. Там же, л. 3 об.
  7. Там же, л. 3 об.
  8. Там же, л. 4
  9. Там же, л. 5
  10. Там же, л.7
  11. Там же, л.25 об.
  12. Там же, л. 15 об.
  13. Там же, л.38
  14. Там же, л. 10
  15. Там же, л. 26 об.
  16. Там же, л.27,27 об.
  17. Там же, л. 32
  18. Там же
  19. Там же, л. 22
  20. Там же, л. 7 об.
  21. Там же, л. 14 об.
  22. Там же, л. 8
  23. Там же, л. 8 об.
  24. Там же, л. 36
  25. Там же, л. 25 об.
  26. Там же, л. 37
  27. Там же, л. 23 об.
  28. Там же, л. 41
  29. Там же, л. 55 об.
  30. Там же, л. 56
  31. Там же.
  32. Там же, л. 45
  33. Там же, л. 57 об.
  34. Там же, л. 29 об.
  35. Там же, л. 35 об.
  36. Там же, л. 49
  37. Там же, л. 11
  38. Там же, л. 48