Михаил Михайлович Обрубов,
инструктор-методист ДДЮТ, художник по фарфору;
Галина Николаевна Обрубова,
педагог-организатор ДДЮТ, художник по фарфору.

КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР:
ОТ БЕЗВЕСТНЫХ МАСТЕРОВ ДО СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ.

Кузнецовский фарфор – явление чисто русское и по корням своим и по вершинам. Корни тянутся из Гжели, где более 600 лет назад уже существовали керамические промыслы. «Гжель» времён Кузнецовых – это не та «кобальтовая гжель», к которой мы все привыкли. В то время изделия гжельских фабрик украшала многоцветная яркая мазковая роспись с частым использованием подглазурного кобальтового подмалёвка, как контрастного цвета для расширения цветовой гаммы.

Первое кузнецовское предприятие основал кузнец Яков Кузнецов, который не пошел по пути освоения новой профессии, а выступил как предприниматель, предпочитая использовать наёмный труд. Недостатка в мастерах в Гжели не было, но количество мелких фабрик было столь велико, что Кузнецовы решают перевести производство в более выгодное место. Терентий Яковлевич Кузнецов покупает у помещиков Сарычевых пустошь около деревни Ликино Покровского уезда Владимирской губернии, рядом с большими залежами торфа.

Но, видимо, не только торф привлёк внимание предпринимателя: дорога, ведущая из Гжели в Дулёво, проходила возле фарфоровой фабрики, а точнее сказать – через неё. По сведениям А. Д. Коновалова, фабрика, которая заинтересовала Кузнецова, была открыта Антоном Трофимовичем Сафроновым в 1814 году. Сейчас, рассуждая о стиле кузнецовского фарфора, можно сказать, что на основателя Дулёвского фарфорового завода Терентия Кузнецова несомненное влияние оказали изделия Сафроновской фабрики, тяготевшие в свою очередь к гарднеровскому фарфору.

Кузнецовский стиль – это европеизированная Гжель. Гарднер копировал Мейсенские изделия, Сафронов перенимал эстафету у Гарднера, по своему адаптируя и упрощая формы и росписи. Рассматривая изделия Сафроновской фабрики, находившейся в деревне Короткой (ныне д. Коротково, окраина г. Ликино-Дулёво), нельзя не отметить самобытность изделий и талантливость мастеров. Пейзажные мотивы оригинальны, а фигурные композиции сделаны довольно искусно. Если учесть, что кроме приглашённых гжельских живописцев, Кузнецов перевёл в Дулёво ещё и сафроновских, то взаимное влияние дало толчок к созданию нового стиля: более упрощённого по сравнению с Сафроновским, но более изысканного, чем гжельский.

Привлекая местных крестьян для работы на фабрике, Кузнецов, скорее всего не старается обучить высокому мастерству всех живописцев. Большая часть живописок обучалась самым нехитрым приёмам росписи, часто исполняя всю жизнь один и тот же рисунок. В этом крылась причина дешевизны кузнецовских изделий. В соавторстве с довольно профессиональными модельщиками и скульпторами живописцы создавали конкурентно-способный фарфор. Большие тиражи и соответствующее качество скоро вывели дулёвский фарфор в число ведущих фарфоровых предприятий.

Весь фарфор выпускался под кузнецовским клеймом анонимными авторами. Ни о каких авторских правах речь конечно не шла. Творчество уже являлось наградой. Потребность делать свою работу искуснее двигала народными мастерами, и наиболее талантливые из них создавали новые живописные приёмы, которые делали изделия наряднее. При этом нужно было сохранить и легкодельность приёмов, потому что требовалась определённая норма выработки.

Нам известны имена некоторых профессиональных художников, которые сотрудничали с Кузнецовыми и работали в Дулёво по договору. Один из таких художников видимо выполнял обязанности главного художника, но называлась эта должность: заведующий художественной частью. Сохранилась афиша, в которой говорится о режиссере А. В. Простакове, работающем художником на кузнецовской фабрике. Большей же частью сотрудничество Кузнецовых с известными художниками носило случайный характер: объявлялись конкурсы на создание рисунков или покупались готовые работы. Известен конфликтный случай использования в тираже рисунка М. Врубеля, с которым это не было оговорено.

Были сделаны попытки привить академические традиции на дулёвской почве: с этой целью из Петербурга был приглашен художник Н. Ф. Топоров, поставленный смотрителем в живописный цех. Но академическое письмо с большим трудом давалось дулёвским мастерам, не имеющим систематического образования. Навыки, полученные от Петербургских художников, проявились позднее у следующего поколения живописцев, которых уже вполне можно назвать художниками. Но если с академическим письмом возникали сложности, то орнаментальные мотивы выполнялись дулёвскими мастерами на высоком уровне. Даже, то небольшое количество изделий, которое мы можем изучать в витринах музея дулёвского завода, говорит о том, классическая прививка послужила на пользу. Исполнительского мастерства дулёвцам не занимать. И всё же завоевать аристократический рынок Кузнецову не удалось. На то были свои причины.

Можно сказать, что Кузнецовы опирались не на индивидуальных художников, а на народную традицию и живую среду: мастерство шлифовалось от поколения к поколению. Но переучивать сложившихся живописцев гораздо труднее, чем научить молодых. Известно, что дети живописок нередко вырастали рядом с работающими матерями ещё с колыбели, и с 6-7 лет уже поступали учениками к живописцам. Мазковая живопись имеет совершенно другой подход, чем академическая: и променять свободный лихой мазок на длительное и нудное рисование не каждый живописец способен. Мастера академической живописи по фарфору тоже воспитывались с пелёнок.

В 1908 году на Дулёвской фабрике работало 1189 живописцев:

  1. Мужчин – 407
  2. Женщин – 734
  3. Подростков – 48

Опираясь на материалы данные в приложении к книге «Кузнецовы. Династия. Семейное дело», которые собрали два замечательных соавтора Е. Галкина и Р. Мусина, мы можем привести список художников, скульпторов, формовщиков и живописцев, награждённых за участие в Нижегородской ярмарке 1896 года.

  1. Скульптор, крестьянин Козьма Иванович Колосов (сл. 20 лет)
  2. Главный мастер, крестьянин Антип Андреевич Стручков (сл. 17 лет)
  3. Помощник смотрителя, крестьянин Осип Афанасьевич Скворцов (сл. 19 лет)
  4. Формовщик, крестьянин Иван Матвеевич Леонов (сл. 32 года)
  5. Формовщик, крестьянин Фома Харитонов (сл. 20 лет)
  6. Формовщик, мещанин Иван Сергеевич Куракин (сл. 20 лет)
  7. Формовщик, крестьянин Сергей Хромов (сл. 17 лет)
  8. Формовщик, крестьянин Пимен Ширин (сл. 17 лет)
  9. Формовщик, крестьянин Василий Карпов (сл. 7 лет)
  10. Формовщик, крестьянин Василий Скрыпов (сл. 18 лет)
  11. Формовщик, крестьянин Матвей Рещиков (сл. 19 лет)
  12. Формовщик, крестьянин Степан Егорович Жарков (сл. 15 лет)
  13. Мастер, крестьянин Алексей Кучеров (сл. 22 года)
  14. Художник, крестьянин Николай Федорович Торопов (сл. 15 лет)
  15. Художник, мещанин Иван Васильевич Дудин (сл. 7 лет)
  16. Живописец, крестьянин Иван Васильевич Круглое (сл. 20 лет)
  17. Живописец, крестьянин Дорофей Петрович Ланцов (сл. 20 лет)
  18. Живописец, мещанин Ксенофонт Николаевич Петров (сл. 19 лет)
  19. Живописец по фарфору, крестьянин Иван Яковлевич Снопов (сл.8 лет)
  20. Живописец, мещанин Владимир Константинович Бельхерт (сл. 5 лет)
  21. Смотритель, крестьянин Петр Феоктистович Козловский (сл. 30 лет)
  22. Смотритель, крестьянин Федор Григорьевич Маслов (сл. 23 года).

История сохранила нам документы на представление художников к почётным званиям и медалям, составленные Правлением Товарищества М. С. Кузнецова.

АВТОРСКИЙ ФАРФОР.

Имена первых кузнецовских мастеров нам не известны. Изделия с подписью автора не могли появиться в те времена. Право личной подписи на донышке фарфоровых изделий художники дулёвского завода получили уже после национализации фабрики. Поэтому авторский фарфор имеет небольшую историю. Кузнецовский стиль постепенно уступил своё место многообразию авторских стилей, где лидеры и ведущие художники могли меняться очень часто.

Первые годы после революции тон на заводе задавали ещё кузнецовские мастера: Ф. Ф. Маслов (сын Ф. Г. Маслова смотрителя за художественной частью живописного отделения), И. Г. Коньков, Прохоров, В. П. Мысягин (приехавший из Риги). Все они были хорошими портретистами, колористами и владели многими техническими приёмами. Уроки школы императорского завода всё-таки не пропали даром. Фарфор этих лет, выставленный в музее дулёвского завода, отличается многодельностью и мастеровитостью. Видно, что времени у мастера было достаточно для того, что бы не спешить, и делать свою работу добротно. Заметно и то, что работали уже не провинциальные самоучки, но мастера своего дела. Ученики, которых закрепляли за каждым маститым художником, не только могли следить за творческим процессом, но и принудительно стояли за спиной и «смотрели в кисть». Такой способ обучения вкупе с практическими занятиями был наиболее эффективным. Хотя, конечно, не все художники хотели делиться секретами своего мастерства. Поэтому в 30-е годы возникла необходимость в полноценном профессиональном обучении.

Назрела необходимость перестройки всей художественной работы на заводе, привлечения к ней мастеров декоративно-прикладного искусства.

Поиски путей оформления современного фарфора возглавил Петр Леонов, назначенный в 1931 году главным художником завода. В 1932 году он создает на заводе творческую художественную группу, в которую вошли Иван Коньков, Василий Мысягин, Николай Матвеев и другие представители старого и молодого поколений. Эта группа составила основу художественной лаборатории (1). Вот как описывает становление работы художественной лаборатории А. Д. Коновалов.

«Первыми работами лаборатории были юбилейные росписи, посвященные 100-летию завода. Новый фарфор удивлял не только своей яркостью, буйством красок и смелой компоновкой, но и громкими, интригующими названиями: «Бабы рязанские», «Черные глаза», «Братишки», «Весна в Москве». Рисунки, созданные П. В. Леоновым, получили название «ситцевых». Они напоминали броскую и жизнерадостную расцветку русских ситцев. «Ситцевые» рисунки сплошным ковром покрывали поверхность чашек, широким бордюром ложились на края тарелок и блюдец, сохраняя некоторую, свойственную текстилю, повторяемость. На рынке эта посуда быстро покорила покупателей.

Ценность находки состояла не только в замене старых «буржуазных» рисунков. «Ситцевая» роспись стала началом обращения художников к народному искусству, обращения, которое было одним из самых значительных явлений в искусстве советского фарфора середины 30-х годов. Художники вернулись к крестьянскому фарфору старой Гжели, вспомнили полузабытые розаны и агашки, стали творчески использовать то, что когда-то приносило славу русскому фарфору и могло снова войти в жизнь, оживить современный художественный фарфор.

В 1934 году для поисков и создания нового фарфора на завод приглашаются известные советские художники Петр Кончаловский и Павел Кузнецов. П. П. Кончаловский создал несколько красивых и современных сервизов, украшенных размашистыми, радующими глаз «помидорами», «огурцами» и «редисками». Но эти сервизы оказались очень сложными, трудоемкими и не подходили для массового производства. Недостаточное знание специфики фарфорового производства не позволило П. П. Кончаловскому создать для завода новые образцы. Его сервизы остались жить только на выставках и в художественных музеях.

Среди первых скульпторов, начавших работать на заводе, были Надежда Замятина, Алексей Сотников и Павел Кожин. Для выполнения отдельных творческих заданий привлекались московские ваятели В. Ватагин, И. Чайков, Н. Данько, А. Семенова, И. Ефимов, И. Слоним.

Огромным успехом пользовались жанровые статуэтки А. Сотникова и анималистическая скульптура П. Кожина. Выпускаемые большими тиражами, они стали достоянием самых широких слоев населения. Они украшали интерьер, воспитывали эстетический вкус.

Но не мелкая пластика определяет художественное лицо завода, а столовая и чайная посуда: ее формы, ассортимент, росписи.

Талант дулевских мастеров живописи развивался в художественной лаборатории. Здесь создавал прекрасные, в традициях старорусского письма по фарфору, букеты цветов и розы Василий Мысягин. В лаборатории раскрыли свое дарование Михаил Кротов, Александр Прохоров, Федор Маслов, Вера Юрьевская, Павел Леонов.

М. Кротову полюбились темы «помидоров», «огурцов», «кленовых листьев», которые он писал свежо и интересно. Мастером портрета и подглазурных росписей проявил себя А. Прохоров. Виртуозно делал филигранные узоры по мастике, орнаменты «травленый борт» Ф. Маслов. Тонкий график Павел Леонов принес в декорирование посуды геометрические орнаменты и стилизованные растительные мотивы.

Выставки изделий завода в Москве в 1934—1935 годах подтвердили правильность художественного направления. Весь 1936 год художники готовились к Всемирной выставке в Париже. Скульптор А. Г. Сотников изваял для выставки барельеф «Голуби». Чайные сервизы «Ласточки» и «Цветы» исполнил И. Г. Коньков. Творчество П. В. Леонова было представлено декоративными сервизами «Красная Армия», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Маша выбирает себе жениха», «Петухи», «Луг».

Всемирная Парижская выставка (1937 год) принесла заводу мировое признание. Жюри выставки присудило заводу высшую награду—«Гран при»; девятью золотыми и семью серебряными медалями было отмечено творчество художников и скульпторов. Подготовка к выставке выявила немало способных художников, лучшие из которых пополнили художественную лабораторию. К творческой работе были привлечены Хрисанф Салин, Виктор Колганов, Сергей Январев, Виктор Дорофеев и другие. Приход этих мастеров в художественную лабораторию помог развить народные традиции и сохранить ту самобытность, которая с давних лет свойственна лучшим изделиям завода.

Конец 30-х годов ознаменован созданием ряда уникальных изделий. К 20-летию Великого Октября по эскизам П. В. Леонова были созданы декоративные сервизы, оформленные по темам орденов Ленина и Красного Знамени. И. Коньков и С. Январев расписали большие декоративные вазы и пловницы, посвященные покорению Северного полюса и рекордным дальним полетам советских летчиков. Архитектура новой Москвы нашла отражение в работах В. Колганова, В. Дорофеева и Павла Леонова.

В 30-е годы А. М. Горький обратился с письмом в Главфарфор с просьбой принять на Дулевский завод группу молодых художников из Палеха и тем самым присовокупить народные традиции палехского письма к письму по фарфору, что он считал очень важным и нужным. Вскоре 36 палешан приехали в Дулево. Незнакомые с канонами и традициями оформления керамики, они без творческой переработки перенесли мотивы рисунков с палехских шкатулок на тарелки и блюдца. «Слияния» не произошло, творчество палешан в фарфоре не оставило заметного следа. Даже отдельные удачи — использованные в деколях рисунки «Павлин», «Сказочный град», «Сказка» — просуществовали в массовом производстве недолго.

Перед Великой Отечественной войной завод, на котором работало 3866 человек, достиг высокого выпуска продукции. В 1940 году он произвел 32 814 тысяч изделий, в том числе 3748 тысяч тарелок. Все оригинальнее и привлекательнее оформлялась посуда. Все более разнообразной и интересной становилась на заводе творческая жизнь. А. Сотников создал архитектурные ансамбли из фарфора — фонтаны и фризы для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и санатория в Кисловодске. По эскизам П. Кожина завод изготовил для ресторана «Арагви» скульптурный фонтан «Лани с тиграми».

Дулевский фарфор получил высокие оценки на всесоюзной выставке «Индустрия социализма» (1938 год), Международной выставке в Нью-Йорке (1939 год), на выставке «Архитектура интерьера» (1940 год). Коллекцию заводских наград пополнила Большая золотая медаль Турецкой международной ярмарки (1939 год).

В 1935 году открылся Дулевский художественно-керамический техникум, 170 учащихся которого готовились стать техниками-технологами и художниками по фарфору.

Новое учебное заведение имело хорошо подготовленный преподавательский состав. Курс тонкой керамики читал профессор С.Г.Туманов, минералогии — С.М.Гусев, физики — И.П.Горбунов, химии — З.Г.Потапова, долгие годы работавшая заведующей учебной частью техникума.

В 1939—1940 годах при техникуме действовали организованные Главфарфором и главным художником главка В.К.Зубаревой курсы, на которых обучались без отрыва от производства ученики мастеров-художников, принятые в художественную лабораторию. Молодые, способные к творчеству рабочие получали здесь теоретические знания, изучали искусство и его законы. Графику и шрифты преподавал профессор М.И.Жук, производство керамических красок — инженер красочного завода М.В.Лосева, технологию фарфора — В.Г.Юрьевская. Вера Гавриловна, прекрасный художник-портретист, работала в ту пору на фарфоровом заводе и хорошо знала технологию производства. Первый директор техникума — Иван Гаврилович Губанов, он работал немного и вернулся на красочный завод, его сменил Николай Кириллович Журавский, впоследствии начальник Главфарфора.

К 20-летию Октября в Москве открылась постоянно действующая выставка "Индустрия социализма". В ней участвовало 30 художников и скульпторов Дулевского завода. Художник И. Г. Коньков расписал цветами кобальтовый столовый сервиз, А. И. Прохоров исполнил портрет Шота Руставели. Художник П. А. Леонов представил кофейный сервиз, расписанный на тему канала Москва-Волга. Выставили свои работы И. П. Зорин, Н. А. Хренов, скульпторы А. Г. Сотникова и Н. А. Замятина. Главный художник завода П. В. Леонов исполнил столовые сервизы, посвященные орденам Ленина, Красного Знамени.

В 1937 году прошла Всемирная выставка в Париже, которая принесла всемирное признание и большой успех художественному фарфору Дулёвского завода.

Во время войны не смолкала муза художественного фарфора. Именно в это время на заводе был исполнен скульптурный портрет "Партизанка" работы знаменитой ваятельницы В.И.Мухиной. "Партизанку" В.И.Мухина лепила в 1942 году, когда мир узнал о Зое Космодемьянской. В разгар войны Мухина приезжала на завод в Дулево. Автобусы тогда не ходили. Мухина и главный художник Главфарфора В.К.Зубарева добрались паровиком до Куровской, оттуда с рюкзаками за плечами, пешком, а это около 20 верст, в Дулево. Скульптуру отлили в фарфоре и обожгли. В.И.Мухина отказалась от причитающегося ей гонорара, передав свою работу безвозмездно заводу.

Салют Москвы увековечил в декоративной вазе "Знамя Победы" И.Г.Коньков. Скульптурную композицию "Танк в атаке" вылепил известный художник-монументалист Александр Дейнека, приезжавший в Дулево в 1942 году.

Известный скульптор А. Г. Сотников во время войны работал в студии военных художников имени Грекова. Сделанные им вещи он привозил в Дулево и исполнял в фарфоре. Так появились его композиции "Разведчик", "Наблюдатель на позиции", "Встреча героев", "Горнист". В дни, когда шли ожесточенные бои на улицах Сталинграда, он создал скульптуру "Мы победим". В конце 1943 года Алексей Георгиевич начал работу над большой, более метра в высоту, декоративной вазой "Победа". Она была закончена весной 1945 года и приобретена Центральным Домом Советской Армии.

После войны керамический техникум уже не готовил художников и скульпторов. Выпускались техники-технологи для фарфорофаянсовой промышленности. Подготовкой квалифицированных рабочих — формовщиков, модельщиков, живописцев занялось художественно-ремесленное училище № 58, которому отдали одно из производственных помещений.

Училище открылось в 1945 году, директором назначили Георгия Ивановича Фомина, художника и учителя. Отбор в училище, особенно на живописное отделение, был строгим. Принимали юношей и девушек, умеющих и любящих рисовать. Учили их опытные технологи, художники, скульпторы, высококвалифицированные мастера. Среди мастеров производственного обучения — искусные рабочие-живописцы, вернувшиеся с войны: А.Н.Мальков, В.В.Уткин, Г.И.Уткин и другие. Учащиеся занимались в хорошо оборудованных классах и мастерских. Стены рисовальных классов украшали слепки с античных скульптур, эскизы художников по фарфору. Для учащихся собрали библиотеку с богатым выбором книг по искусству и технологии фарфора. Умело руководила учебно-воспитательным процессом Э.И.Каплан. Занятия по истории искусств вел скульптор Н.П.Пустыгин.

В 1948 году состоялся первый выпуск училища. Удостоверение номер один получил живописец Виктор Ригин. Он, начав работать в живописном цехе, проявил незаурядные способности, был переведен в художественную лабораторию. Окончив вечернюю школу, поступил в Высшее художественно-промышленное училище — Строгановку. Вернулся на завод, работал заместителем главного художника. В 1969 году В. Д. Ригина избрали секретарем парткома, в 1971 году назначили директором завода. Осенью 1973 года он занял пост заместителя министра легкой промышленности РСФСР. Выпускники ХРУ Геннадий Мызников — известный художник, член-корреспондент Академии художеств России; членами Союза художников России стали скульптор Алексей Гузанов, создавший много форм новых чайных, кофейных сервизов и других изделий; известный художник Анатолий Строчилин; искусствовед, долгие годы работал редактором отдела архитектуры и искусства Большой Советской Энциклопедии Виктор Синюков.

Кадры художников фарфорового завода пополнялись выпускниками художественных институтов, большинство из которых тяготело к скульптуре. Многие жили в Москве, имели там свои мастерские. Но они увлекались фарфором, приезжали в Дулево, привозили свои работы, выполненные в глине или пластилине. Здесь с помощью местных форматоров делали модели, формы, отливали скульптуры в фарфоре, обжигали. Дулевский фарфоровый завод стал для них вторым домом.

Кадры художников-живописцев, как правило, пополнялись из местных рабочих живописного цеха, прошедших выучку у старых мастеров. После войны некоторые из них поступали в высшие художественные заведения.

В 1945 году на завод поступила одаренная ваятельница Аста Давыдовна Бржезицкая. Она проработала здесь около полувека, создала много скульптур, запущенных в производство. Ее работы до сих пор выпускает завод. Сразу же после окончания Московского института прикладного и декоративного искусства приехала в Дулево Нина Александровна Малышева, мастер жанровой скульптуры. В 1951 году началась творческая работа Ольги Михайловны Богдановой, фигурам которой свойственны поэтичность, душевность. Примерно в то же время в художественную лабораторию пришли художница Маргарита Михайловна Шепелева, скульптор Галина Дмитриевна Чечулина и другие.

Художественная скульптура развивалась, а формы посуды обновлялись плохо, не лучше было и с рисунками для массовой посуды. Заводу был нужен художественный руководитель. В 1950 году на завод вернулся П.В.Леонов. Его назначили главным художником».

СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ.

До 1982 года, на протяжении 40 лет, П.В.Леонов возглавлял художественную лабораторию ДФЗ, в которой творили замечательные художники. С его именем связано создание нового советского стиля росписи: рождение нового «дулёвского фарфора». Основанный на народной традиции, такой стиль своими яркими, солнечными и веселыми красками создает праздничное настроение. Этот самобытный, расписной фарфор получил признание не только у нас в стране, но и за рубежом. Всемирные выставки награждали его высокими наградами. Это было в Париже в 1937 году, Нью-Йорке - в 1939-ом, Брюсселе - в 1958-ом, Остенде - в 1959-ом и Праге - в 1962-ом. Сервизы-подарки американскому президенту Рузвельту, английской королеве, Мао Цзе-Дуну были в разные годы выполнены на заводе.

Петр Васильевич Леонов (1910-1982) родился в селе Лютое Ливенского уезда Орловской губернии. Отец – врач, мать – домохозяйка. Учился в Северо-Кавказском архитектурно-художественном институте в Краснодаре. Один из первых учителей – архитектор и художник Павел Мове. 20-летний П. В. Леонов некоторое время работал на платочной Старопавловской фабрике в Павловском Посаде. Переработав и применив свой опыт работы, он создаёт «Леоновский стиль», который надолго станет ведущим и успешным для завода.

Для Дулёва было большим событием, когда в 1970-ом году Петр Васильевич Леонов, в год своего 60-летия, стал Заслуженным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина, награжден орденом Ленина и впервые избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР среди художников декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности.

Эстафету развития художественного фарфора от Леонова приняли сначала Кукушкин Константин Григорьевич, Яснецов Юрий Владимирович, а с 1990-ого Наталия Николаевна Ропова. Ей тоже в 1996 году присвоено звание Заслуженного художника России, а в 1999-ом за произведения из фарфора последних лет она награждена дипломом Российской Академии художеств.

У Матвея Сидоровича Кузнецова был девиз: «Производить дешевый и качественный фарфор!». В Дулёво традиции Кузнецова продолжаются. Художественная лаборатория завода своей постоянной обязанностью имеет создание образцов для массового производства.

Одних живописцев в 80-х годах работает больше тысячи. Старая школа скульпторов: Сотников Алексей Георгиевич и замечательные художники-скульпторы - Аста Давыдовна Бржезицкая, Галина Дмитриевна Чечулина. Художник Яснецов Владимир Клементьевич мог один создавать такое количество рисунков, что их хватило бы для отдельного фарфорового завода. Хорошие работы для производства у Медведева Сергея Евстигнеевича, Кукушкина Константина Григорьевича, Захарова Георгия Сергеевича, Васильева Владимира Николаевича, Городничева Валентина Александровича – он и сейчас работает. Нельзя не упомянуть скульпторов, посвятивших всю жизнь моделированию чайных и кофейных сервизов, столового ассортимента: Алексея Гузанова и Анатолия Рыжкова. Алексей Карпов – трудится на заводе более 30 лет и создаёт рисунки с тонким знанием мазковой росписи! Ширина Валентина, Безенкова Марина делают замечательные работы. Виктор Ропов исполнял талантливые работы на космическую и спортивную тему. Традиции пейзажной и цветочной живописи развивали Михаил и Галина Обрубовы.

В 80-е годы был построен пятиэтажный инженерно-лабораторный корпус, где разместились художественная лаборатория, музей, ассортиментный кабинет. Художественная лаборатория разместилась в пяти комнатах, где каждому художнику и живописцу было оборудовано отдельное рабочее место. Кабинет главного художника занял Константин Григорьевич Кукушкин. Его заместителем стал Юрий Яснецов.

В 1982 году дулёвцы отметили 150-летие завода. На нем работало 4721 человек. Средний размер зарплаты составил в 1979 году 152 рубля. Над созданием новых форм посуды и росписей фарфора работал коллектив художников, в числе которых 21 член Союза художников СССР.

ДФЗ в 1988 г. выпустил 76 млн. штук изделий, столько в течение года не выпускал ни один фарфоровый завод СССР и Европы.

Середину 80-х годов смело можно назвать пиком советского периода Дулёвского фарфора. Всё старшее поколение художников состояло в Союзе художников СССР, который имел план периодических областных, республиканских и всесоюзных выставок и приглашал к участию на них всех художников ДФЗ. Для участия в любой престижной выставке художнику по фарфору требовалось сделать достойную работу и пройти выставком. Руководство художественной лаборатории поощряло творческие поиски и участие молодых художников на советах и выставках. Была хорошо отлажена работа заводских художественных советов и, начинающие свой путь художники, могли получить консультации и комментарии маститых художников. При желании, любой художник мог поработать над формой и росписью самостоятельно, но мог и воспользоваться помощью профессиональных модельщиков, которые были закреплены за художественной лабораторией.

Большой состав коллектива давал возможность всегда иметь запас художественных образцов и быть впереди потребительского спроса. У художников хватало времени для изготовления образцов для массового тиража и для исполнения творческих работ. Администрация никак не препятствовала полёту творческой фантазии, и качество работы ограничивалось лишь фантазией и профессионализмом самого художника. На многие эксперименты руководство закрывало глаза, если художник успешно участвовал в разработке новых образцов и брал призовые места на Всесоюзных художественно-технических советах проводимых ВИАЛЕГПРОМОМ. В эти годы на пике своей активности работает Владимир Яснецов. Уникальные работы делает Галина Соркина. Художники создают новые формы и объединяют пластику и живопись в единый образ, где всё дополняет друг друга. Несомненно, что в эти годы было сделано очень много удачных произведений не только для выставок, но и для производства. Новые рисунки для деколи «Диалог» и «Лунная дорога», созданные М. Обрубовым, получают призовые места на Всесоюзном художественном совете и до сегодняшнего времени выпускаются дулёвским заводом. Ярким специалистом по кистевой росписи становится Наталья Ропова. Продолжает развивать народные традиции Сергей Евстигнеевич Медведев. Марина Безенкова создаёт интересные графические работы. Алексей Карпов делает своё замечательное «Посвящение Кускову». Многие художники и скульпторы работают в соавторстве, участвуют на всесоюзных и республиканских выставках, делают персональные выставки.

Искусствоведы, работавшие как специалисты по фарфору, принимали активное участие в художественных советах и консультировали художников по вопросам истории фарфора и художественным направлениям. Выписывались новые журналы по дизайну и конструированию. Проводились ежегодные выездные Всесоюзные художественные советы для показа новейших художественных образцов и авторских работ, где можно было встретить художников со всех заводов страны, обменяться новостями и поучиться.

При Высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной был организован институт повышения квалификации для художников по фарфору, где за 6 месяцев обучения с отрывом от производства специалист исполнял и защищал дипломный проект, который при отличной оценке рекомендовался для внедрения в производство.

Постоянный творческий обмен формировал новое поколение художников по фарфору, которые свободно работали и с формой и с росписью изделий, решали сложные пространственные задачи и создавали тематические композиции. Лучшие работы художников по фарфору приобретались музеями и фондами, печатались в альбомах, каталогах и журналах. Работала сеть художественных салонов.

Интерес к авторскому фарфору был очень высок, и некоторые организации стали инициаторами лотерей и аукционов. В 1989 году администрация ДФЗ предоставило художникам уникальную возможность изготовить для участия в аукционе, организованном Фондом Культуры, неограниченное количество авторских работ. Был определён премиальный процент от продажи изделий, который художники получат по результатам аукциона. Аукцион прошёл довольно успешно и мог бы послужить началом нового периода коммерческого успеха авторского фарфора. Но слишком откровенные успехи художников вызвали естественную реакцию, и директор ДФЗ М. Б. Борисов решил не искушать работников завода дополнительными заработками художников.

Перестройка принесла надежды на финансовую независимость художников по фарфору, как авторов и исполнителей собственных произведений. Спрос на художественный фарфор был большой. Возможно, это привело к резкому расслоению художников: на людей, сумевших вписаться в новые экономические условия, и на людей, привыкших к спокойному течению заводской жизни. Владимир Яснецов устраивает персональную выставку в Музее Декоративно-прикладного искусства. Вскоре ему присваивают звание Заслуженного художника России. В эти же годы организуется Товарищество «Кузнецовский фарфор», малое предприятие, объединившее художников, решивших выпускать авторский фарфор. Наибольшей удачей этого предприятия было создание творческой группы из живописцев, которые хотели создавать свои авторские рисунки. Некоторые живописцы действительно осуществились как художники по фарфору, став ядром предприятия. Николай Резчиков сделал свои первые самостоятельные работы именно там. Многие художники, которые не смогли бы попасть на Дулёвский завод, познакомились с фарфором на малом предприятии. Но, конечно, костяк предприятия – это Яснецовы – одна из самых сильных династий художников по фарфору. Все члены семьи связаны с производством фарфора, и большинство из них художники.

В те же годы было организовано предприятие «Белый лев», которое занималось исключительно авторским фарфором и выставочной деятельностью. Вступив в палату Высокохудожественных производств России, «Белый лев» весь период своего существования представлял авторский фарфор на отечественных и зарубежных выставках.

В 90-е годы начались социальные катастрофы, которые не способствовали спросу на произведения искусства, и интерес к художественному фарфору начал быстро угасать. Прекратились выставки и советы, развалился ВИАЛЕГПРОМ, рухнул и СССР. Всем стало явно не до художественного фарфора. Заводские художники потеряли все свои привилегии и возможности. Была проведена реорганизация работы художественной лаборатории. Живописцы копировщики были переведены в живописный цех на сдельную работу. Количество художников стало неумолимо сокращаться. Во главе всей деятельности встали деньги. Нужно было выживать в сложнейших условиях, созданных неумелыми реформаторами. К чести руководства завода можно сказать, что вопреки всем событиям художественная лаборатория была сохранена, и производственный процесс ни разу не прервался. ДФЗ стал одним из немногих заводов, где всегда вовремя выплачивалась заработная плата, не было безнадёжных простоев и самоубийственного разворовывания оборудования и сырья.

В 1992 году завод был преобразован в акционерное общество закрытого типа "Дулёвский фарфор". В 1993г. выпуск продукции сократился на 30%. Уменьшались объемы производства, сокращалось число работников, рос бартерный обмен.

В 1995 году Л. В. Андреевой была подготовлена и осуществлена в залах новой Третьяковской галереи на Крымском мосту выставка, которая стала самым ярким событием для ценителей фарфора: «Русский фарфор. 250 лет истории». Впервые были выставлены вместе изделия лучших российских производств и авторов, собранные по всем музеям. Выставка такого масштаба была уникальна и по количеству и по качеству. Почти все художники завода приняли участие в проекте, не только музейными работами, но и лучшими изделиями, которые были специально выбраны и сделаны для выставки. Это была лебединая песня фарфоровой империи. Русский фарфор переживал серьёзный кризис. Многие заводы закрывались или сокращали художественные лаборатории. На Дулёвском заводе в 1997г. выпущено 29 млн. изделий, численность работающих снизилась до 2621 чел., шла реорганизация художественной лаборатории. Выставочная деятельность фактически прекратилась. Участие на выставках-ярмарках стало платным.

Фарфоровая промышленность разваливалась на глазах. Но обвал рубля в августе 1998 года создал благоприятные условия на рынке сбыта фарфорово-фаянсовой продукции - стало выгоднее покупать товар не за рубежом, а на российских заводах. Быстро были распроданы образовавшиеся на заводе запасы, и стал наращиваться выпуск изделий. В 1999 г. реализации продукции достигла 42,3 млн. штук изделий, что на 14 млн. больше, чем в 1998 году, в 2000 г. - 44,9 млн., в 2001 г. - 36,8 млн. Число работающих 2887 чел.

В апреле 2002 г. после ухода на пенсию М.Б.Борисова генеральным директором ЗАО "Дулёвский фарфор" избран Юрий Павлович Шинкаренко. Ему 50 лет, по образованию - инженер теплоэнергетик. На завод поступил в 1970 году. После службы в армии работал ставильщиком-выборщиком в цехе обжига, мастером, заместителем секретаря парткома, начальником цеха обжига, заместителем генерального директора. Но в связи с открывшейся вдруг тайной скупкой акций, положение завода стало критическим, и произошли перевыборы.

ЗАО «Дулёвский фарфор» было преобразовано в Производственный Кооператив. Председателем Правления становится Наталья Николаевна Захарова (бывший секретарь парткома завода, потом начальник склада готовой продукции), которая взяла на себя неблагодарную и опасную миссию защитника общественных интересов. История противостояния ещё найдёт своих летописцев. Завод работает, несмотря на все существующие трудности, и обновляет свой ассортимент, радуя покупателей. Будущее российского фарфора далеко не безоблачно в условиях рыночной конкуренции и глобализации. Миссия художника в нашем современном мире становится все более трудной: деньги стали мерой всех товаров, и бескорыстное служение искусству становится анахронизмом. Сейчас самое время вспомнить Кузнецовский опыт, где качество идёт в ногу с количеством, техника идёт в ногу со временем, а стратегия основывается на специалистах. Костяк художественной лаборатории составляют сейчас: Наталья Ропова, Алексей Карпов, Виктор Ропов, Марина Безенкова, Валентина Ширина, Наталья Садова, Дмитрий Верчинский. Сейчас на заводе работает талантливая молодежь - Диана Ропова, Ольга Коришева, Тискова Ирина. Ведущий скульптор завода – Игорь Силкин. Скульпторы-модельщики: Алексей Звягин и Алексей Лобков. Это сильный творческий коллектив, способный не только исполнять поставленные задачи, но и творить самостоятельно. В новых условиях промышленной конкуренции, они способны отстаивать марку Дулева на высоком профессиональном уровне.

РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Условно мы можем разделить рынок на три сегмента: дешёвая посуда, праздничная и ресторанная посуда и элитная высокохудожественная. Сектор дешёвой посуды перенасыщен привозной китайской, турецкой и украинской.

Конкурировать с китайцами в дешевизне практически невозможно, как невозможно конкурировать с европейцами в качестве фарфора. Мы попытаемся проанализировать третий сегмент. Что же представляет собой элитный высокохудожественный фарфор?

Говоря понятным языком, это – произведение искусства, выполненное по проекту автора, при его непосредственном участии, из фарфора, с авторской подписью. Элитный высокохудожественный фарфор можно охарактеризовать: как «Авторский фарфор», поэтому в дальнейшем мы так и будем его называть. Сейчас появилось ещё и модное заграничное словечко: посуда от «кутюр». Многие известные модельеры, дизайнеры и иные так называемые «публичные люди» стали использовать свою известность в коммерческих целях и выпускают сувениры и посуду под собственной маркой. Эта часть рынка очерчена известностью автора и его популярностью, и охраняется авторским правом. На «автора» естественно работают целые команды профессиональных исполнителей, которые и придают изделиям товарный вид. Вполне возможно, что часть таких «авторов» могла бы размещать свои заказы и на заводе, но для этого нам нужно создать необходимые условия. Ещё хотелось бы отметить другой сектор рынка, менее массовый, но тоже очень значительный – это заказные изделия. Проблема освоения этого сектора – это правильная организация приёма заказов и быстрое и качественное исполнение. К этому сектору относятся и возможные правительственные заказы, за которые тоже нужно бороться. Вообще нужно попытаться довести до чиновников, что собственное производство фарфора – это дело государственной важности.

Завод имеет техническую базу, на которой можно изготовить любые керамические изделия любого уровня и качества, при наличии профессиональных работников. Завод может без ущерба и без миллионных затрат развивать сразу несколько направлений. Здесь проблема – в подборе кадров и в правильном распределении заданий. Необходима денежная заинтересованность в конечных результатах труда. Мы считаем, что современный фарфор должен развиваться, именно, как авторский фарфор, и ведущая роль здесь, конечно, принадлежит художникам. Возможно, что художникам удастся сделать новый прорыв и в области массового производства, создав русский стиль к которому так настойчиво шёл М. С. Кузнецов, традиции которого мы пытаемся сейчас заново осмыслить и продолжить.

Примечания:

  1. Сведения по истории образования художественной лаборатории ДФЗ собрал и записал А. Д. Коновалов (журналист и краевед), памяти которого мы посвящаем данную публикацию.

Источники:

  1. Галкина Е., Мусина Р., Кузнецовы. Династия. Семейное дело – М., 2005
  2. Ликино-Дулёво. Очерки по истории Города - Владимир. 2002
  3. Русский фарфор. 250 лет истории – М.,1995
  4. Русский фарфор – М., 1993 г.
  5. Секреты старых мастеров. Дулёво – М., 2006
  6. Коновалов А. Д., Сказ о Дулёвском фарфоре – М., 1975