Аржанович Дмитрий,
выпускник МОУ «Авсюнинская средняя общеобразовательная школа»
Культурное и духовное наследие
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Приднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и т.д.
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.
Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом, связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано языческими мотивами.
Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в. Монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство.
Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.
Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день, стоит знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже.
Храм Рождества Христова в Мальково.
После удаления из Гуслиц основателя и первого настоятеля местного новообрядческого Спасо-Преображенского миссионерского монастыря игумена Парфения, произошедшего в середине 1872 года, возможность проводить здесь свою миссионерскую деятельность получил известный единоверческий архимандрит, выходец из беспоповского старообрядчества, о. Павел Прусский.
|
Храм Рождества Христова в Мальково |
Прежде, ввиду неприязненных взаимоотношений между Павлом и Парфением, который, также, будучи прежде старообрядцем, после своего присоединения к Церкви возненавидел все, что было связано с древним обрядом, даже в форме единоверия, о какой-либо деятельности по воссоединению местных старообрядцев на основе правил единоверия говорить не приходилось. Когда нелюбимый ни старообрядцами-гусляками, ни даже братией собственного монастыря Парфений был смещен с должности духовным начальством и удален в Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой лавре, Павел Прусский и основанное им миссионерское Братство Св. Петра Митрополита смогли начать свою работу по обращению населения гуслицких деревень. Павел Прусский и его Братство не пользовались особым успехом у местных старообрядцев в силу того, что единоверие, существовавшее в Никольском единоверческом монастыре в Москве, настоятелем которого был о. Павел и в котором базировалось Братство, заметно отличалось от настоящего старообрядческого и единоверческого обряда. Немногие обращавшиеся в единоверие после миссионерских бесед обычно отправлялись в Москву в Никольский монастырь, где и совершался чин их перевода.
В 1874 году к единоверию присоединился крестьянин деревни Мальково Рудневского прихода Андрей Степанов. Он происходил из среди местных старообрядцев белокриницкого окружного согласия, с детства, равно как и почти все дети гуслицких деревень был научен грамоте и церковному пению по крюкам, знал богослужение. В общественной мальковской моленной Андрей считался усердным прихожанином, пел на клиросе. Старался посещать каждую церковную службу. Каждый год бывал на исповеди у своего духовного отца старообрядческого священника Семена Епифанова, жившего в деревне Шувоя в семи верстах от Мальково. Епифанов был протопопом над всеми гуслицкими старообрядческими окружными священниками. Заметив усердие к богослужению у Степанова, он благословил его принять должность уставщика при общественной моленной. Степанов исполнял эту должность на протяжении нескольких лет: читал Евангелие, пел панихиды по усопшим. Андрей был человеком, духовно ищущим, и любил читать различную литературу. В 1872 году ему в руки попала книга "Восемь вопросов, поданных в Московский Духовный Совет бывшими членами Белокриницкой иерархии", резко изменившая его взгляды. Эту книгу Степанов читал своим землякам-старообрядцам, пытаясь объяснить важность изложенных в ней вопросов. Об этом сразу же сообщили Семену Епифанову, который приехал разбираться в Мальково. Беседа со Степановым положительного результата не принесла. Большая часть мальковцев слушать Андрея не желала, но пять человек селян все же оказались на его стороне.
В 1873 году, 30 ноября по старому стилю, в деревню Авсюнино того же Рудневского прихода посетил Павел Прусский. Он прибыл вместе с новым настоятелем Спасо-Гуслицкого монастыря о. Иеронимом для миссионерской беседы с местными старообрядцами. Во время этого мероприятия состоялось знакомство о. Павла с Андреем Степановым, который к нему быстро расположился и стал звать к себе в Мальково вместе с о. Иеронимом. Уже 1 декабря того же года оба отца-миссионера ответили на приглашение своим визитом. Степанов принял их к себе в дом и пригласил на беседу односельчан. Беседа затем продолжилась в доме местного старообрядца-беспоповца Артема Андреева. Доводы Павла Прусского сильно подействовали на Андрея и некоторых его односельчан. В начале 1874 года Андрей Степанов и еще двое мальковцев - Лазарь Иванов и Савва Давыдов, решили присоединиться к Церкви на правилах единоверия. Чин присоединения совершил сам Павел Прусский в своем Никольском единоверческом монастыре в Москве. В 1876 году к единоверию присоединилась жена Андрея Степанова и остальные члены его семейства, числом до десяти человек. После такого поворота события на Степанова ополчились его бывшие одноверцы, крайне недовольные его отступлением от окружного согласия и уводом всего своего семейства. Степанов же вместе с двумя своими собратьями по обращению начал работу по проповеди единоверия среди жителей Рудневского прихода на ежесубботнем базаре, устраиваемом в самом селе Рудня. Эти беседы не остались без плода: в 1883 году к единоверию присоединились брат Андрея Григорий Степанов, а также крестьяне Малькова Иван Савельев, Евтей Иванов, Макар Лукьянов, Федор Устинов, Матвей Ульянов и Емельян Савельев со своими семействами. Для совершения чина присоединения также ездили в Москву к Павлу Прусскому. В деревне было уже достаточно единоверцев для открытия здесь самостоятельного прихода. В 1884 году мальковские крестьяне-единоверцы обратились к священнику рудневского прихода о. Матвею Преображенскому с просьбой отслужить в их деревне общественный молебен по единоверческому чину. О. Матвей обратился за разрешением в Московскую Духовную Консисторию, откуда был получен следующий ответ: "...пока мальковские крестьяне не имеют единоверческого священника и единоверческого храма обряды совершать по православной церкви..." Новообращенным единоверцам не оставалось делать ничего другого, как добиваться устроения в своей деревне единоверческого прихода с церковью и священником. Единоверческий молитвенный дом в Мальково был построен в первой половине 1888 года. Его сооружение курировали сам Павел Прусский, настоятель Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря игумен Иероним и казначей Никольского единоверческого монастыря игумен Филарет. На строительство шли доброхотные пожертвования разных благодетелей, прежде всего Алексея Васильевича Смирнова, передававшиеся через о. Павла. В священники к новоустроенной моленной, по избранию прихожан был рукоположен Андрей Степанов, который и был отныне местным единоверческим священником до 1916 года. Молитвенный дом был открыт через совершение в нем водосвятия и окропление стен Святой водой. Вскоре было признано необходимым обращение моленной в церковь, так как для этого не требовалось особых затрат, а нужны были всего лишь алтарные принадлежности, вскоре приобретенные. Прихожане желали, чтобы освящение храма совершали знакомые им не первый год Павел и Иероним, при участии других священнослужителей. Но архимандрит Павел Прусский к тому времени был уже сильно болен и не смог приехать на место. С разрешения духовных властей освящение храма во имя Рождества Христова было совершено 18 декабря 1888 года игуменом Иеронимом в сослужении прибывших из Никольского монастыря иеромонаха Мелхиседека и иеродиакона Иоанна. Помимо прихожан храма на освящении было много местных старообрядцев, собравшихся посмотреть на редкое в этих краях торжество. Участие в освящении старообрядной единоверческой церкви игумена новообрядческого Спасо-Гуслицкого монастыря Иеронима вызвало определенные проблемы с благочинным единоверческих приходов Московской епархии, настоятелем Никольского храма на Рогожском кладбище о. Виталия Лебедева и священником московской Троицкой единоверческой церкви у Салтыкова моста о. Иоанна Звездинского, недовольных также искажением старого обряда, которое сплошь и рядом допускали Павел Прусский и его сподвижники из Никольского единоверческого монастыря и Братства Св. Петра Митрополита. Подобная практика и приводила к тому, что Братство и проповедуемый им искаженный вариант единоверия не пользовались особым успехом у старообрядцев-гусляков, крайне трепетно относившихся к древнему богослужению.
В Мальковском приходе после его открытия насчитывалось всего 6-8 семейств прихожан. Другие старообрядцы в "прусское" единоверие, в котором в отличие от обычного старообрядческого и единоверческого обряда допускались всевозможные отклонения, идти не желали. Примерно в 1889 году, в ночь под Рождество мальковцы были разбужены звоном колокола. Поначалу люди решили, что о. Андрей Степанов раньше начал служить всенощную, и только затем уже, когда зарево осветило всю местность, поняли, что случился пожар и горит единоверческий храм. Пожар случился внутри церкви, полностью сгорела как сам храм, так и его внутреннее убранство, включая несколько крупных икон, отнятых в свое время при разорении полицией моленной в деревне Селиваниха.
В 1895 году в Мальково была построена взамен сгоревшей и освящена 10 сентября по старому стилю новая каменная церковь с небольшой колокольней на столбах. Произошло это тщанием церковного старосты Герасима Петровича Потряшова и ряда других лиц, преимущественно жертвователей со стороны, среди которых главную роль играл Алексей Васильевич Смирнов. Церковных же сумм было затрачено семь тысяч рублей. В храме был всего один престол во имя Рождества Христова. Утварью, как отмечалось, храм был достаточен, по штату полагался священник и псаломщик, жалования было положено священнику 588 р., псаломщику - 196, церковной земли - 1 десятина, 250 квадратных сажен. Дома для священно- и церковнослужителей были построены Алексеем Васильевичем Смирновым в 1912 году. При храме была деревянная сторожка. В клировых ведомостях за 1909 год священником Христорождественской церкви в Мальково упоминается все тот же отец Андрей Степанов, которому в тот момент было уже 76 лет. В этом документе упоминается, что в апреле 1906 года за свое ревностное служение Церкви Божьей он был награжден набедренником священномучеником Высокопреосвященнейшим митрополитом Московским Владимиром, впоследствии Киевским и Галицким, прославленным ныне Православной Церковью в лике святых. При о. Андрее находилось его семейство в составе его жены, 79-летней Александры Савельевой, и детей: Никона (55 лет), Петра (49 лет), Тихона (46 лет) и Луки (42 лет). Обязанности псаломщика исполнял младший сын священника, Василий Андреев Степанов, 37 лет, имевший звание потомственного почетного гражданина. Упоминалось, что он обучался в Москве, в Никольском единоверческом монастыре в келье самого архимандрита Павла Прусского, где приготовлял себя к церковному служению. В 1898 году он был допущен к исполнению псаломщических обязанностей в церкви селения Мальково Преосвященным епископом Тихоном, викарием Московской епархии. В следующем, 1899 году, другим викарием Московским, епископом Парфением Можайским, он снова был утвержден на должности псаломщика этой церкви и посвящен в стихари. С 1898 года Василий Степанов также состоял законоучителем при новоустроенной мальковской школе грамоты. При нем находилась жена Екатерина и семеро детей в возрасте от двух до одиннадцати лет.5 В приходе Христорождественской в Мальково церкви в 1909 году было 22 двора: 16 в самом Мальково (59 мужчин и 50 женщин), 3 - в Авсюнино (7 и 9), по одному - в Понарино (1 и 1), Богородском (1 мужчина) и Абрамовке (3 мужчины и 2 женщины).Согласно клировым ведомостям Христорождественской единоверческой церкви в селении Мальково за 1916 год, в ней с 27 мая 1916 не было священника. Молитвой прихожан руководил исправляющий должность псаломщика местный крестьянин Никон Андреев Степанов шестидесяти лет, старший сын прежнего настоятеля о. Андрея Степанова, к тому времени, скорее всего, уже покойного. За исправление должности от Святейшего Синода ему полагалось получать 98 рублей и еще столько же казенного жалования. Старостой храма был его одногодок Петр Леонтьевич Воробьев. Последний имел награды за свою деятельность - малую золотую медаль 1904 года за Понаринскую школу и Орден Святой Анны 3-й степени, полученный в апреле 1915 года. Прихожан Христорождественской церкви в это время было всего 16 дворов (46 мужчин и 41 женщина), проживавших исключительно в самом Малькове.6 Куда делись упоминаемые в 1909 году шесть дворов в других селениях, неизвестно. В Авсюнинской церкви в этом году совсем не значится прихожан, поэтому отойти к ней они не могли. По некоторым данным накануне 1917 года настоятелем единоверческого храма Рождества Христова в деревне Мальково был упоминавшийся выше младший сын о. Андрея Степанова Василий, значащийся в 1909 году псаломщиком. Согласно тех же сведений в 1917 же году он был убит.7 Сразу же после революции мальковский храм был захвачен окружниками, которые устроили в нем моленную, вторую в данном селении. В Центральном Муниципальном Архиве Москвы сохранились документы о регистрации мальковской старообрядческой окружной общины за 1927 год. У нее было два молитвенных здания: летняя зимняя моленная и летний каменный храм, представлявший собой прежнюю единоверческую церковь. В последнем, имевшем размеры 26 на 14 аршин, был четырехъярусный иконостас, липовый, резной, с 35 иконами. Также сохранялось и другое храмовое имущество. В церкви служил во все воскресные и праздничные дни на общественных началах уставщик Никифор Иванович Смирнов, 72 лет, из крестьян деревни Мальково. Понедельно приходил служить и старообрядческий священник из селения Богородского, к приходу которого принадлежали мальковские старообрядцы, о. Иван Трофимов.8 Окончательно закрыт мальковских храм был в 1930-х годах и использовался как зернохранилище. Сразу после войны, в 1946 году, мальковский храм чуть было не был снесен местными властями. В настоящее время здание храма во имя Рождества Христова в селении Мальково уже не стоит пустым, постепенно не разрушаясь.
В деревне нашлись меценаты, которые выделили деньги на его восстановление. И уже в этом году там проходят службы.
Храм Святителя Петра Митрополита в Авсюнино.
|
Храм Святителя Петра Митрополита в Авсюнино |
1892 года в селении Авсюнино была открыта Братством Петра Митрополита школа. Через какое-то время возникла насущная потребность открытия при ней единоверческого прихода. 14 октября 1904 года Святейший Синод направил указ на имя Преосвященного Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, который гласил: "Согласно представлению Вашего Преосвященства и заключению Хозяйственного Управления, Святейший Синод определяет: при единоверческой церкви-школе в деревне Авсюнино, Богородского уезда, открыть самостоятельный единоверческий приход с причтом из священника и псаломщика и назначить на содержание их по восьмисот рублей в год, в том числе священнику - 600 руб., и псаломщику 200 руб., с отнесением сего расхода, со дня назначения причта и не ранее, как с 1 января 1905 года за счет кредита, ассигнованного от казны... О чем уведомить Ваше Преосвященство Указом".9Церковь святого Петра Митрополита была достроена только в 1905 году, "тщанием неизвестного жертвователя" и освящена 23 мая того же года Преосвященным Серафимом епископом Можайским, викарием Московской епархии в сослужении местного настоятеля о. Георгия Клюева и прибывшего из Москвы единоверческого духовенства. Первоначально предполагалось, что храм освятит бывший председатель Братства Петра Митрополита епископ Трифон Дмитровский, принимавший живое участие в деле устройства церкви, но тот не смог в виду болезни. Тот же неизвестный жертвователь, давший необходимую сумму на постройку храма, строил и дома для причта. В храме был один престол, рядом с церковью стояла простая колокольня на столбах. Согласно клировым ведомостям за 1916 год, при единоверческой церкви Петра Митрополита совсем не имелось прихода, так как она большей частью обслуживала нужды Авсюнинской школы. При храме полагалось быть священнику и псаломщику с общим жалованием причту 800 рублей. Церковной земли было всего 594 квадратных сажен. В церковной школе обучалось 41 мальчик и 29 девочек, все они были дети старообрядцев. Московское Братство Петра Митрополита ежегодно выделяло на содержание Авсюнинской школы 500 рублей. При церкви священствовал о. Георгий Васильев Клюев, 39 лет, назначенный сюда еще в самом начале. Он же состоял законоучителем при школе. Псаломщиком был 28-летний крестьянин Иван Анисимов Рыжов, выпускник Гуслицкой второклассной школы и Коломенского Духовного училища.10В журнале "Братское слово" за 1905 год есть подробное описание устройства единоверческого храма во имя Петра Митрополита в Авсюнино.
|
Помещение церкви деревни Авсюнино в настоящее время |
Поскольку храм Святителя Петра Митрополита в Авсюнино был при школе и считался домовым, его закрыли очень рано, сразу же после 1917 года. В самом начале 1920-х годов в этом здании уже был клуб. Куда делось церковное имущество, точно не известно, но скорее всего оно разошлось по соседним старообрядческим моленным. В настоящее время в помещении бывшей церковно-приходской школы по-прежнему размещается Авсюнинский клуб, а помещение церкви находится в заброшенном полуруинированном состоянии.
Община храма в г. Куровское начала работу по возрождению Авсюнинского храма.
Рудня-Никитское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1408 году митрополитом Киевским и всея Руси стал Фотий (уроженец города Монемвасии в Морее - Пелопоннес). В 1409 г. он посетил Киев, в 1410 прибыл в разоренную Эдигеем Москву. Следующей поездкой Фотия было посещение древнего кафедрального города своей митрополии - Владимира, где пробыл с конца июня до начала июля 1411 года. Он поручил прибывшему с ним греку, священнику Патрикию, охранять богатый Златоверхий Успенский собор. Но после отъезда митрополита город был опустошен татарами, а Патрикий принял мученическую смерть, не выдав порученные ему сокровища. Тогда ордынский царевич Талыча, захвативший Владимир, послал погоню за самим митрополитом. Фотий укрылся в глухих лесах в окрестностях озера Синег (Сеньга). Место напомнило ему пустыню благочестивого старца Акакия, где он воспитывался в юности. Здесь святитель Фотий построил малый деревянный храм Рождества Богородицы и провел в уединении около месяца, прежде чем миновала опасность плена, и он вернулся в Москву. При церкви была образована пустынь, где остался жить иеромонах Пахомий - болгарин, состоявший в свите Фотия, давний спутник и помощник митрополита. Впоследствии Фотий непрестанно заботился о своей пастве и оставил преемникам Церковь Русскую умиренною и воссоединившеюся под властью одного иерарха. Мощи блаженного митрополита Фотия погребены в северо-западном углу Московского Успенского собора. В 1471 году обретены нетленными и прославлены чудесами. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.
|
Рудня-Никитское Церковь Рождества Пресвятой Богородицы |
Летописную легенду о событиях на Синеге пересказал Карамзин, после чего места, где Фотий построил церковь, стали находить одно за другим. Сопоставление многих фактов позволило указать наиболее достоверное: нынешнее село Рудня-Никитское, возле ст. Авсюнино Казанской ж/д. Погост на р. Рудня стоял в местности, которая на протяжении столетий была «спорной»: здесь сходились рубежи трех княжеств — Рязанско-Черниговского, Владимиро-Суздальского и Московского. Рязанские князья были своеобразными первопроходцами в этих землях. Это значит, что погосты (места, где гостили князь и дружина во время поездки), возникшие на территории между Рязанью и волостью Гуслица, по своему происхождению - рязанские. Возможно, и название речки пришло из Черниговской земли: дно покрыто красно-бурым илом, а слово «рудый» в языках южных и западных славян означало «красный», «рыжий».
Церковь в честь Рождества Богородицы, построенная на Рудне, дала имя не только погосту, но и расположенной неподалеку деревне, населенной людьми, обслуживавшими погост. Вместо длинного слова «Богородицерождественский», относившегося к погосту, в просторечии употребляли «Богородицын», а деревню называли короче - «Богородская». Она существует и по сей день.
Влияние руднинской церкви Рождества Богородицы оказалось таким сильным, что после раскола церковь на Рудне стала «никонианской». Старообрядцам запретили строить свои церкви, но в большинстве старообрядческих деревень Гуслицкой волости престольным праздником остался праздник Рождества Богородицы. А в начале XIX в. в деревне Селиваниха, несмотря на запреты, была построена каменная молельня, посвященная Рождеству Богородицы.
100 лет тому назад священнику Н. Скворцову, изучавшему историю церквей Богородского уезда, крестьяне села Рудня показывали место, где прежде была церковь. Это место - в двух верстах от села, на горе. Там сохранились камни, выполнявшие роль фундамента деревянной церкви. Согласно легенде, церковь сгорела от удара молнии. В конце XVIII столетия причт и прихожане построили новую церковь на том месте, где она находится и сегодня.
В середине XIX в. монах Парфений, выбирая в Гуслице место для строительства Спасо-Преображенского монастыря, встретился со стариками из деревни Куровской и они сказали ему, что «в 15 верстах от Куровской, на Рудне, есть церковь, которую поставил митрополит Фотий». Село Рудня наряду с Ильинским Погостом была важнейшим экономическим центром Гуслиц. Здесь регулярно устраивались ярмарки, на которые собирались гуслицкие фабриканты, а также приезжали купцы из Москвы и других городов. Центральные части обоих сел были застроены постоялыми дворами, трактирами, лавками. Были здесь и дома иногородних купцов, которые вели постоянную торговлю с Гуслицким краем. Оба села во второй половине XIX века более напоминали внешним обликом уездные города. В годы репрессий испытания не обошли село стороной. Были обвинены тройками в контрреволюционной агитации и на Бутовском полигоне расстреляны (реабилитированы в 1989 г.):
- Пылинский Виктор Филимонович (1873 – 8.12.1937, белорус, образование низшее, священник в с. Рудня-Никитское);
- Баулин Тимофей Никифорович (1869-14.3.1938, русский, из крестьян, уставщик храма в Рудне-Никитском);
- Рогов Дмитрий Павлович (1871-14.3.1938, русский, из крестьян, родился в с.Рудня-Никитское Куровского р-на Московской обл.,. образование низшее, староста храма с. Рудня-Никитское).
Сейчас в Рудне-Никитском находятся два старинных деревянных храма и кладбище, обнесенные кирпичной стеной, и освященный колодец перед главным входом в ограду. Самый большой храм – Рождества Пресвятой Богородицы – построен в 1782 г., а тот, что поменьше – Рождества Христова – в 1720. Службы совершаются по праздникам и воскресеньям, настоятель – о. Василий.
Неподалеку от храма течет р.Вольная, левый приток Нерской. Такое название встречается в справочниках со второй половины XIX в. Оно происходит от финно-угорского Волна (Вольна). К реке Вольной, текущей в общем направлении с востока на запад, славяне пришли, очевидно, с юга. Освоились на левом берегу, а потом пошли осваивать правый берег – Заволенье (деревня с таким названием и поныне существует вблизи г. Куровское.
|
Контора при фабрике имени Пронина сохранилась до наших дней практически без изменений (здание построено С. Речистовым в 1930-х гг.) |
Три здания на территории Дороховского сельского совета были построены в 30-годы прошлого столетия плотником умельцем Семеном Речистовым. Это Титовская средняя школа, клуб имени Октябрьской революции, и контора при фабрике имени Пронина. О двух из них я поведу речь достаточно подробно, потому как я считаю, что они имеют прямое отношение к культурному наследию.
Контора при фабрике имени Пронина несет в себе одно очень примечательное – она сохранилась до наших дней практически без изменений.
Следующее из зданий Речистова – Титовская средняя школа.
Об истории этой школы я узнал из воспоминаний Эминет Павлы Петровны.
Школа и преданные ей люди.
Основой любой древней культуры является письменность. Обучение письму на Руси первоначально проходило при церквях ( как при храме Святителя Петра Митрополита в Авсюнино), а затем строились земские школы. Были такие школы и в нашем крае. Из воспоминаний Эминет Павлы Петровны, которая многие годы (с 1936 года) исполняла обязанности директора Титовской средней школы Куровского района Московской области.
|
Титовская средняя школа (1923-1970 гг., здание построено С. Речистовым) |
«В 80-90 года 19 века в районе, примыкающем к железной дороге Москва – Черусти, было построено 3 земские начальные школы: в д. Куровской, д. Старое Титово и селе Красное. Постройки были почти одинаковые: одноэтажные здания красного кирпича, в которых четыре классных комнаты, коридор, комната для учителя, кухня, внутренняя уборная с выгребной ямой. Два больших класса отделялись друг от друга деревянной раздвижной стеной, части которой собирались в виде гармошки, раздвигаясь в противоположные стороны, и закреплялись за стенкой. Образовывался зал. Так же были два крыльца с двойными дверьми: основное и хозяйственное; печное отопление под древесное топливо - печи голландки на два помещения, облицованные белой плиткой; отопление из коридора.
В школы были назначены учителя, выпускники из учительских семинарий. Первыми учителями в Титове были Чулков Павел Антонович и его жена. В дальнейшем Чулков перевелся в Куровскую, а жена его продолжала учительствовать в Титове. Выросли дети, которые продолжили дело родителей. Старший сын Владимир Павлович окончил исторический факультет и до самой воны был директором Титовской средней школы.
В 20-х годах 20 века в округе было построено целый ряд начальных школ: Заполицкая, Петрушинская, Зворковская, Мисцевская (в деревне Мисцево), Понаринская, Селиваниховская, Мальковская, Авсюнинская (в деревне). Я указываю только те, которые впоследствии стали учениками в Титово. Учеников стало много и стало ясно, что нужна, во-первых, семилетняя школа, а в дальнейшем и средняя (9-летка).
Инициатором постройки был и осуществил ее председатель Дороховского управления Авсюнинских фабрик , располагавшееся в железнодорожном поселке на фабрике им.Пронина (4 фабрики: Пронинская. Богородская (д. Богородское), Авсюнинская (д. Авсюнино), Титовская (Луч). Было выбрано место - на возвышении между д. Титово и д. Понарино, у дороги Мисцево-Селиваниха, примерно в 0,5 км от фабрики «Луч», на открытом месте. Школа планировалась двухэтажной, деревянной, на высоком кирпичном фундаменте, с подвалом выше роста высокого человека, высоким чердаком, широкими высокими окнами с двойными рамами и фрамугами вверху. На втором этаже нечто вроде небольшого зала, вокруг которого располагались классы. На первом этаже: вход, две уборные, раздевалка, два класса, кабинет директора, учительская. В том же здании около хозяйственного входа - большая кухня с плитой для приготовления школьных завтраков. Основным отличием от всех типовых школ было автономное водяное отопление на торфе или дровах. Откуда-то был привезен так называемый «стребелевский» котел из трех секций: по всем помещениям протянуты широкие трубы (это частично предупреждало аварию в случае недолгого отсутствия топлива); на чердаке установлен большой расширитель, соединявшийся с котлом. Непосредственно около хозяйственного крыльца вырыт колодец. Наливание воды в расширитель осуществлялось вручную по черной лестнице. В котел торф-кусок загружался из сарая. Электричество к школе протянули от фабрики «Луч». Ответственность за постоянное наличие торфа-куска возложили на Титовский сельский совет, за электричество на администрацию фабрики «Луч».
Школа получилась красивая, теплая и удобная. Открыли ее в сентябре 1923 года. Новое здание школы предназначалось только для старших (вначале для 5-7, потом до 9) классов. Младшие работали в старой земской школе в деревне. До войны из старших классов было сделано несколько выпусков.
Началась война. Осенью 41 года все классы и школьное имущество было размещено в нескольких домах в д. Старое Титово. Здание школы райвоенкоматом было отдано отводимым на отдых солдатам.
В тот год сильные морозы начались очень рано - в конце октября и вся и вся зима была необыкновенно холодная. Ни на фабриках, ни в колхозах транспорта почти не было. Подвозить торф было не на чем. Пока сохранялся запас, школа отапливалась, но к середине зимы топить стало нечем, и трубы лопнули, вода вылилась на пол, покрытый слоем соломы, все покрылось толстой коркой льда. Жить стало невозможно. Солдаты начали безобразничать. Колодец был заполнен чуть не до верха чем угодно, начиная от обрывков одежды до винтовок, частей пулемета, все это замерзло. Солдат убрали, а вконец испорченная школа, осталась стоять.
Перед войной школа имела статус средней. Учительский коллектив резко делился на 2 части: начальные классы (Вознесенский В.Д.-старейший учитель района, Катаев А.В., Янина М.И., Решетова Е.В., Владимирова П.А. Сухарева Н.В.) и предметники: Чулков В.П. - директор , историк, Чанцев - завуч, биолог, Кусовников -географ, Мнухин - физик, Сазонов - историк, 2 учителя физкультуры, Речистов - учитель труда, Нартова -немецкий язык, Егорова — математика, Блажевич - литература, Ивкина — русский язык, Селезнева - математик, Мнухина - история. Кроме того, пионервожатая, 3-е техничек, сторож, истопник.
В марте 42 года стало ясно, что на очистку здания и колодца из учителей начальных классов, техничек и местных (литовских и поселковых старших учеников) можно будет собрать человек 10-15, что было совсем мало. Деревенские женщины почти все работали на фабрике «Луч» и «Пронинская», имели в среднем 2-3 ребенка, держали скот, пахали на себе огороды и обрабатывали посадки, т.е. времени свободного у них не было. Юноши, еще не ушедшие на фронт, работали на фабриках и колхозе.
Председатель сельского совета Н.Е.Янина сама прошла по двум деревням Титово позвать на очистку всех, кто сможет. И народ пришел, очистку начали после посадки картошки, когда твердо установилось тепло. Закончили в августе. После этого пришли рабочие с фабрики «Луч» - проверить и чинить трубы по всему зданию. Казалось, к сентябрю будет все кончено, но... Оказалось, что разморозилась одна секция котла, без которой он не работает. Во всей округе от Шатуры до Покрова и Павловского Посада найти замену было невозможно. Помогли обширные связи главного механика фабрик Н.И.Анфиногенова. Секция нашлась на одной из московских ткацких фабрик. Привезли, а поставить помешала зима. Школу открыли в сентябре 43 года, сперва как семилетнюю, из-за нехватки учителей с высшим образованием. А в 1947 году - 8,9,10 классы. В старших классах были ученики и учителя, которые проходили программы, но экзамены приходилось сдавать в единственной официальной школе района - Куровской средней школе № 1.
С 1948 года Титовской школе был возвращен статус средней: вернулись некоторые с фронтов, пришли выпускники институтов, приехали из других мест, например чета Жемчуженых».
В 1970 году была открыта Авсюнинская средняя школа, поэтому Титовская школа была реорганизована.
Супруги Жемчужины.
В этом воспоминании встретилась одна фамилия – Жемчужины, я не могу не написать о них.
В 1952 году в деревню Титово приехали работать учителями русского языка и литературы супруги Жемчужины: Константин Михайлович и Олимпиада Осиповна. Жили они с 1941 года в Удмуртии - были эвакуированы из Ленинграда. Константин Михайлович работал директором школы, а Олимпиада Осиповна – учителям русского языка и литературы.
За многолетний педагогический труд Олимпиада Осиповна удостоена высшей награды Родины – Ордена Ленина, а Константин Михайлович медали «За трудовые отличия». Оба имели значки «Отличник народного образования».
Но, помимо воспитания подрастающего поколения, супруги Жемчужины много сделали для того, чтобы в родном крае развивалась культура. Им принадлежит заслуга создания хора при клубе имени Октябрьской революции. Но об этом позже.
Клуб имени Октябрьской революции.
Клуб имени Октябрьской революции, тоже был построен Семеном Речистовым. в 1926 году. Официальное открытие состоялось седьмого ноября. Следовательно, в этом году данной организации исполнилось 81 год. Так как клуб изначально был подчинен профкому фабрики им. Пронина, то здесь, в основном, проходили партийные собрания, выборы и суды «местного» значения.
|
Народный хор Авсюнинского ДК (в нижнем ряду в центре - руководитель Н.В. Манин) |
Существует поверье о том, что раньше стоял в деревне Мисцево старообрядческий храм. Большой был храм. Деревянный. После революции храм разобрали на бревна, из которых в последствии был построен, близ деревни Дорохово, на месте «красной» избы, клуб.
В 80-х годах клуб был перепланирован. Все пристройки были снесены. Остался один только зрительный зал и сцена, вокруг которых уже после были размещены различные комнаты и залы, но уже из кирпича. Здесь появились танцевальный зал, бар, видеосалон, детская и спортивная комнаты, зеркальный и лекционный залы, фойе, гардеробная, новое помещение для библиотеки и многое другое.
У клуба очень много имен: Клуб имени Октябрьской революции, затем в 90-х годах он был переименован в клуб «Текстильщик», затем – в ДК «Надежда». В помещении клуба с давних пор существует библиотека.
Библиотека
В 1929 году была открыта библиотека, под руководством Нехина Василия Андроповича. После него - Миляева Людмила Ивановна. А уже после нее – Сизова Елена Константиновна. О ней и пойдет речь.
1999 год. Фабрика, при которой состояла библиотека, переходит в частные руки. Клуб, финансировавший библиотеку, переходит в отдел культуры. А сама библиотека оказывается «ни к селу, ни к городу» и формально закрывается. Закрытие это было бы для читателей катастрофой. Ведь это означало, что около тысячи посетителей библиотеки не смогут получать книги. И среди этой тысячи немалое количество школьников, которым библиотека просто необходима. И поэтому она, формально оставаясь закрытой, продолжала работать, точнее, продолжала работать библиотекарь Сизова Елена Константиновна. Знала ли она, что ее ждет?
Вспоминаю, как я ходил в библиотеку года 3-4 назад. Вот она библиотека. Захожу внутрь. Первое, что «бросается» в глаза, это закутанность Елены Константиновны. Она в валенках, в теплых штанах и кофте, а поверх - меховая безрукавка. И только сейчас начинаю чувствовать, что в библиотеке очень холодно. Оглядываюсь: на потолках подтеки от весенних и осенних дождей - книги с верхних полок сняты, а за столом сидят ребята, в одежде и перчатках, и что-то переписывают. Елена Константиновна встречает меня и всех остальных приветливою. Рядом с ней на кафедре стоит несколько стопок книг, Это те книги, которые принесли сегодня. Помощников у нее нет, поэтому разбирать книги получается только в начале или в конце рабочего дня. Ведь каждый день сюда приходит от 50-ти до 100-а посетителей, и свободного времени остается немного. Одним словом, условия работы безработной по бумагам Елены Константиновны ужасные. А походы в администрацию заканчиваются ничем: ей просто-напросто предлагают отказаться от библиотеки. Она, конечно же, не соглашается. Так идут день за днем…
С первого взгляда казалось, что она к своему положению относилась с иронией. О своих попытках открыть библиотеку рассказывала бойко и весело. Но что скрывалось за этой веселостью, я сразу разгадать не смог. Только позже она сама рассказала, что каждый день был полон нервозности. Посетители подбодряли ее, но все-таки главной опорой для нее был муж, который во всем ее поддерживал, помогал в ремонте библиотеки. Елена Константиновна из-за своего положения иногда называла себя «призраком». Но это вовсе не призрак, а реальный человек.
Выросла она в Авсюнино. Ее мама работала воспитателем в детском саду, а папа раньше был авиа - механиком. Они создали крепкую, дружную семью, в которой росло трое детей. Елена Константиновна средняя из них. В детстве она практически не отличалась от других детей, но была одна особенность. Оказывается, когда девочке было около годика, ей давали не игрушки, а… книги! Да- да, именно книги. И, что самое удивительное, она не откидывала книги, не рвала их, а успокаивалась и начинала их вертеть! И однажды знакомая матери, увидев такую картину, сказала: «Ну, значит, всю жизнь с книгами проведет». И как в воду глядела. Шло время, девочка превратилась в скромную романтичную девушку, немного замкнутую и закомплексованную. После окончания школы, где она училась хорошо и имела всего две четверки, надо было выбирать дальнейшую дорогу. И ее выбор пал на Книго - торговый техникум. Как она сама сказала, ее больше привлекло то, что «книго», а не то, что «торговый». Ей удалось туда поступить. После окончания учебы она вернулась в свой родной поселок. И вот в августе 1985 года, когда ей было около 20 лет Елена Константиновна начала работать библиотекарем. В первый раз, увидев большое количество людей, она даже испугалась: «И как же я со всеми буду разговаривать? Здесь же так много незнакомых и таких разных людей». Но этот страх постепенно прошел. Сначала она была помощницей другого библиотекаря (Миляевой Людмилы Ивановны). А позже сама стала вести все дела.
В клубе успешно сосуществовали известные на весь район самодеятельные коллективы: духовой оркестр – Корней Листочкин, народный хор – Михаил Левтеев, драматический кружок – Георгий Ивахин, детская комната – Мария Поленова. Танцы под ВИА «Улица Ленина» памятны авсюнинцам и жителям окрестных деревень.
Народный хор. Самым старым из существующих сейчас коллективов является хоровая группа «Сударушки».
В 1954 году в клубе был образован народный хор. Организатором хора был Левтеев Михаил Дмитриевич./ Левтеев Михаил Дмитриевич 1922 года рождения, участник Великой Отечественной войны; служил в партизанском отряде в Брянских лесах. Имеет много боевых наград и благодарностей.
В хор ходили в основном молодые девушки. Состав хора был многочисленным – 25 – 28 человек. При выступлении вставали в 3 ряда(2-й и 3-й вставали на скамейки и стулья). Выступления хора приурочивались праздникам: Великой Октябрьской Социалистической революции, 8 марта, 1 мая и дни выборов.
А между этими праздниками хор выступал в соседних деревнях за плату, объездив все окрестные деревни: Селиваниха, Понарино, Титово, Богородское, Степановка, Абрамовка, Авсюнино, Мисцево, Петрушино, Велино, Деревнищи. Кроме соседних деревень ездил хо также на смотры в Куровское, в Наро - Фоминск, в Белые Дачи. Везде хор встречали переполненные залы и оглушительные аплодисменты.
Репертуар хора был в основном из песен советских композиторов: песни о Родине, колхозе, партии и лирические песни.
До 1964 года художественным руководителем хора был Левтеев Михаил Дмитриевич. С 1964 года по 1967 – Манин Николай Васильевич. А с 1967 по 1972 снова пришел Лифтеев. И в 1972 по 1995 год - вновь пришел Манин.
К 1961 году молодые участницы хора повыходили замуж, и хор стал малочисленным. А в 1964 году супруги Жемчужины: Константин Михайлович и Олимпиада Осиповна совместно со старейшей жительницей поселка Авсюнино, ветераном партии Юрченковой Екатериной Антоновной обошли сотни домов близлежащих деревень, приглашая людей участвовать в хоре. Ими же был организован хор пожилых людей, а к Новому году эти два хора объединились, и хор стал снова многочисленным – 25 – 28 человек.
Но постепенно опять кто-то вышел замуж, кто-то умер, кто-то уехал. И к 1972 году опять осталось 1 человек. Но периодически хор обновлялся (особенно при Манине Николае Васильевиче). Под его началом часто ездили выступать по деревням, в Куровское, ездили на смотр в Орехово-Зуево.
При хоре были созданы дуэты, трио и соло. Одни из лучших солистов были Гулина В. Ар., Камелина Е.П., Панин Егор. Одна из солисток – Журавлева Вера Александровой – окончила Егорьевское педагогическое училище, Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу вокала; затем она работала в Московской Государственной филармонии; ей было присвоено звание Народная артистка России. А лучший дуэт был дуэт сестер Вознесенских.
В поселке Авсюнино до сих пор живы первые участники хора: Маткина О.П., Климова Т.А, Шишкова Т.А.
С 1995 по 2004 год хора в клубе не было. А с 2004 года была организованна хоровая группа «Сударушки» из 9 человек, которая существует до сих пор. Руководитель – Костылев Вячеслав Анатольевич. Эта группа всегда выездная. Ее любят во всех деревнях и часто приглашают выступать.
«Приходи, Сказка!»
Совсем еще юный коллектив нашего ДК – Детская Театральная Студия «Приходи, Сказка!». Ей – всего 15, но эта студия уже оставила неизгладимый след на культурной жизни поселка.
В 1991 в клуб пришла молоденькая девушка, которую звали Аверина Наталия Владимировна. Ее приняли на работу (тогда директором была Янина Валентина Сергеевна) как художественного руководителя. Она занималась тем, что составляла сценарии конкурсных программ, всевозможных праздников и сама их ставила. Одной из первых ее программ была «Приходи, Сказка!» (смысл заключался в том, что сказки сменяли друг друга, а известные сказочные персонажи развлекали публику на разный манер), поэтому, недолго подумав, Наталия Владимировна так и назвала свой коллектив-Детская Театральная Студия» Приходи, Сказка!».
ДТС занимается постановкой сказочных спектаклей. Ни разу не было поставлено классических спектаклей, потому что убеждения руководителя заключались в том, что через сказку можно затронуть какие-то потаенные глубины. «Вообщем, сказка – это и есть наша жизнь. Это и составляет наше с вами бытие» (Слова Натальи Владимировны). А самой первой ее крупной программой, довольно-таки бравурной, была дипломная работа, которая называлась «Мисс Дюймовочка».5 девочек принимало участие этой программе. Они пели, танцевали, выполняли всевозможные задания. Всем девочкам тогда было по 5-7 лет. Победила тогда Епифанова Ирина.
После «Мисс Дюймовочка» были и другие программы: «Мальчишка с нашего двора», «Сладкая парочка» (которая проходила в 2 тура), «Хочу в артисты!». Это лишь немногие - только те, которые, на мой взгляд, были самыми эффектными.
Своеобразное амплуа ДТС – это серьезные спектакли, с сильной психологической подоплекой. «Во время спектакля на сцене должно происходить какое-нибудь чудо. Только тогда это будет запоминающее, только тогда это будут вспоминать по истечении многих лет.
Одно время в клубе было очень холодно. Детская Театральная Студия, впрочем, как и другие кружки клуба, даже в таких условиях продолжала свои репетиции. Казалось, что это даже больше сплотило коллектив. В холодном клубе проходили репетиции в валенках, в пуховых платках, в варежках. Готовыми, спектакли показывались в холодном помещении, а также выставлялись на сцену Авсюнинской средней школы.
Когда клуб был профсоюзным, существовали такие программы «в рабочий полдень». ДТС ходила по цехам близлежащих фабрик со своими номерами и отрывками из спектаклей. Это были их первые гастроли, первый выход «в свет». Позже они выезжали в город Куровское со своими спектаклями и программами.
ДТС является постоянным участником Фестиваля театрального искусства, который проходит в городе с 2000 года, при этом ежегодно привозит с него какие-нибудь награды.
В 2002 году, при поддержке управления Культуры, образовывается Молодежный театр. В него входит в основном старшая группа ДТС с некоторыми ребятами «с улицы». Они занимаются работой над более серьезными программами («Поклонись, Россия», «День Св. Валентина», «9 мая» и др.) и спектаклями( «Алые паруса», «Сестра моя Русалочка», «Обыкновенное чудо», «Тринадцатая звезда», «Медея», «Большая любовь Робина Гуда»).
Сейчас в ДТС занимаются около 25 человек, которые готовятся к новому восьмому Фестивалю театрального искусства.
В ночь с 26 на 27 ноября в здании ДК «Надежда» случился крупный пожар. Выгорело все деревянное (старое) здание, а кирпичные пристройки практически не пострадали. ДК «Надежда» временно разместили в здании Центра Дополнительного Образования детей. На 2007 год планируется закладка фундамента под новый ДК на поле возле 18 дома (ул. Ленина).
Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.
За последние семь десятилетий погибло немало памятников средневековой культуры. В годы революции и гражданской войны под предлогом борьбы с религией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В 30-е годы в старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового зодчества - храмы, монастыри, палаты.
В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказались невосполнимы, Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.
Ссылки:
- Повествование об обращении из раскола в православие крестьянина деревни Мальково Андрея Степанова. // "Братское слово", М., 1885, N7, сс. 459-465;
- ЦИАМ, ф. 203, оп. 364, д. 86, лл. 1-6;
- Освящение единоверческой церкви в Мальково. // "Братское слово", М., 1889, N5, сс. 394-401;
- "Старообрядцы", N2-3, Нижний Новгород, 1908, сс. 292-296;
- ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 478, лл. 47-50об;
- ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 479, лл. 75-82;
- Православная Гуслица и Сенежская волость. (Ликино-Дулево), б. г., с. 98;
- Центральный Муниципальный Архив Москвы (далее - ЦМАМ), ф. 1215, оп. 3, д. 125, лл. 1-25;
- ЦИАМ, ф. 3004, оп. 1, д. 7, л. 66;
- "Московские церковные ведомости", официальный отдел, 1904, N44;
Источники.
- Материалы краеведческого музея МОУ «Авсюнинская средняя общеобразовательная школа».
- Воспоминания Эминет Павлы Петровна, которая многие годы (с 1936) исполняла обязанности директора Титовской средней школы Куровского района Московской области.
- Интервью с главой МО «Сельское поселение Дороховское» Колупаевой Л.К.; с начальником управления культуры Орехово-Зуевского района Кашириной В.Ф.; с директором ДК «Надежда» (ранее художественным руководителем клуба «Текстильщик) Урываевой Н.В.; с бывшими директорами клуба Яниной В.С., Чернышевой О.К.; с заведующей поселковой библиотекой Сизовой Е.К.
- Помощь в поиске фотоматериала оказали Васина Р.В., Васильева Е.Н.
|