Ю.А.Карякин,
директор Ильинской средней школы.

Исторической столице Гуслиц – 420.

1. История края.

История каждого населенного пункта неразрывна от истории всей окружающей местности. Ильинский Погост, ранее Погост на Гуслице и немного позднее село Гуслицы – являлся центром древней волости Гуслица. Впервые об этой волости мы узнаем из духовной грамоты (завещания) Великого Московского князя Ивана Калиты в 1339 году, где он завещает волость княгине, жене своей Ульяне с «меньшими детьми». Такие грамоты он писал перед каждой поездкой в Золотую Орду, опасаясь за свою жизнь. Дмитрий Донской (1359-1389 гг.) окружающие волости и Гуслицу передает на основании такой же грамоты своему сыну Петру. После смерти Петра территория возвращается в великокняжеское владение, да и большую часть своего существования она такой остается, став в последствии дворцовой волостью.


Выпись о меже Ощерино, где впервые упоминается Ильинский Погост.

Царь Иван Ш в своем завещании (1504 г) передал местность в составе других Замосковских земель своему сыну Андрею. После смерти Андрея удел перешел к его сыну Владимиру, прозванному Старицким. В 1566 году Иван Грозный забрал его земли, дав ему взамен другие территории.

После победы над шведами в 1710 году Петр I наградил вотчиной, в том числе и Гуслицей князя Александра Даниловича Меньшикова. В 1727 году Екатерина I отбирает земли, приносящие доход у князя, а он отправляется в ссылку на Урал. Петр II передал волость генерал-поручику Степану Васильевичу Лопухину, близкому родственнику первой жены Петра I. Он поставил здесь новую церковь во имя пророка Ильи, выстроил деревянный дворец со светлицами и завел огромную псарню из борзых и гончих собак.

При Елизавете Петровне в 1743 году Лопухиных обвинили в государственном преступлении и сослали в Сибирь. При описании волости в эти годы в ней было 46 деревень, одно село, в них 871 крестьянский двор, а в них 3111 душ мужского пола и 3068 женского, хмеля собирается 1647 пудов, кроме того в волости числится 37 пустошей, три мельницы, три погоста, пять церквей. Екатерина II Лопухиных прощает, но из ссылки живой возвращается лишь Наталья Федоровна Лопухина с детьми, они получили назад часть Гуслицы. Затем земли волости частями попадают во владение горнозаводчика Никиты Никитовича Демидова, полковника Ивана Петровича Мусина-Пушкина, графа Ивана Александровича Зотова, князя Голицына Петра Алексеевича, княгини Шаховской Натальи Дмитриевны, штаб-ротмистра Норд Егора Егоровича и других помещиков. 1


Церковь Воскресения в селе Ильинский Погост (с. Гуслицы).
Фото начала 20 века.

С образованием уездов большинство селений отошли к Богородскому уезду, после отмены крепостного права на территории были образованы Ильинская, Беззубовская и Дороховская волости. В 1899 году в Ильинской волости 21 населенный пункт, 12303 жителя, 187 различных промышленных заведений и 75 торговых.

В 1922 году две волости - Ильинская и Беззубовская были объеденены в одну Ильинскую и присоеденены к Егорьевскому уезду. В 1929 г. Ильинская волость отошла к вновь образованному Куровскому району. В Егорьевском районе остались Челохово, Панкратовская, Горшково, Гридино, Нареево и Шувое. В составе Куровского района позже остальные селения вошли в Орехово-Зуевского район.

2.Первое упоминание.

Днем рождения населенного пункта считается наиболее раннее упоминание о нем в сохранившихся письменных документальных источниках. Ильинский Погост находится почти в самой дальней точке от районного центра города Орехово-Зуево и всего в 10 км от города Егорьевска.

В разное время названия Ильинского Погоста:

Погост на Гуслицах,
Погост на Околице,
Погост на Поповке,
село Гуслицы - самый длительный период,

и лишь с конца ХIХ века получил сегодняшнее название. Околица, Камышовка, Поповка, Севастьяниха – так в разное время называли речку, протекающую через село. Являясь волостным и историческим центром Гуслицы, Погост вместе с ней принадлежал к Московскому княжеству, а затем в составе Богородского уезда входил в Московскую губернию.


Воскресенская церковь (фото 2004 года)..

Дальнейшее повествование не может обойтись без упоминания деревни Ащерино, которая раньше была селом. Те, кто внимательно изучал или знакомился с описанием Гуслицы наверное заметили, что Ащерино никогда не перечисляется в ее составе, хотя расположено в нескольких километрах от Ильинки. Село имеет свою, отдельную от Гуслицы историю. Возникло приблизительно в начале ХV века, первое время именовалось Захарьинское, по имени своего владельца, по предположению Смирнова В.И. потомка Федора Андреевича Кошкина-Кобылина. Затем было передано Коломенскому наместнику Ивану Васильевичу Ощере. После его смерти жена и сын передали сельцо Захаринское, Ощерино тож, в Московский Богоявленский монастырь на «помин души усопшего и всего рода ». Несколько раз после этого происходит уточнение границы между землями монастыря и Гуслицы, тогда это называлось межеванием. Одно такое межевание было проведено в 1584-1585 годах, новый год начинался тогда не с января, вот откуда появилась двойное число. Текст хочется воспроизвести полностью, местные жители узнают много названий дошедших до наших дней.

Вот как выглядит «Выпись о меже между землей села Ощерина и землей царевых деревень Гуслицкой волости.» и именно в ней находится первое упоминание об Ильинском Погосте.


Здание клуба (фото первой половины 20-го века), ранее трактир Петрашова (ныне частный дом).

«Лета 7093 года межа ощеринская с царевой и великого князя землею деревень Гуслицкой волости из реки Гуслицы по конец омута Кривого против деревни Семеновской и с реки на берег к березе а на березе две проросли от березы через болото к ольхе на олхе насечена гусина плоть до просека к игнатовскому. Направо земля села Ощерина а налеве дворцовая деревни Игнатовой. Посторонь осина на ней насечено в корню горбата. На всход от осины остяком к воротам и к дороге что ездят из Ощерина в Игнатово на востоке дуб на дубу натесь стара да к березе а береза наклонена на сход а на ней проросль да иверень старинской высечен против савинского дуба да к двемя березам а на них проросли да одна на сход а другая на полдни против Васильевской пашни деревни Игнатовской да осяком же игнатовским до Василевской новины что Истома Лукьянов отцеловал против Залисного от Васильевской новины осяком ощеринским направо вяз от вязу налево к дубу по конец новины что отцеловал Истома Лукьянов да к Ондриевской ниве и около нивы лесом к сосне болотом а сосна на полдни поклонена а на ней проросли на полдни ж на праве земля ощеринская а налеве дворцовая деревня Беззубовская и с Кривцов пойдя стежкой на беззубовское поле направо середи болота да от сосны Мякинкиным болотом половина болота Ощеринсково а другая Беззубова да болотом к дубу что стоит на дороге от Ощерина к Беззубовской на дубу две насеки а дуб стоит налеве у дороги через дорогу к двум липам а липы у дороги налево а от липы к двум дубам меж и подле Беззубовской пашни да межой к озерку по конец заложново поля беззубовского у озерка дуб а от озерка к двум дубам а меж дубками дорожкою от беззубовских в Митрохинскую пустошь от дубков потоком по конец пашни заложного поля беззубовского в потоке ель на ней насека старая да болотом в Десну реку веше мельницы да рекой Десною к мельнице вниз против деревни Внуковской Гуслецкие ж волости да вниз рекою Десной половина реки ощеринской а другая деревни Внуковской а на реке мельница Ивана Негодяева крестьянина да Десною рекой ото Внуковской деревни вниз до старого перевивисья из реки направо к дубу на дубе насечено .Направо земля ощеринская а налеве пустошь Митрохинская да от дуба болотом к двум дубам из одного корень на дороге что ходят из Ощерина прямым путем мимо Митрохинской на погост Илие великому да митрохинской новине к дубу а на дубу проросль от дуба межой болото против пропастища да к сосновому пню и к колоде сосновой да межой ж к дороге к большой и старым осяком к касимовской да через дорогу через большую межей к березовой проросли налеве земля Гуслицкой ж волости пустошь Митрохинская да старым осяком межой к сосне да через болото к реке Гуслице осяком старым да к еле на ели проросль стоит над рекой на берегу на ней насечено да Гуслицей рекой вверх половина реки ощеринская а другая Гуслицкой волости до омута до Кривого и до Чудовской деревни села Высокого до Семеновской.» 2


Письмо из Богородского уездного Совета в школу села Гуслицы.

В межевании упоминается Погост. Некоторые слова легко объясняются с помощью толковых или исторических словарей. В тексте писца не наблюдаются знаки препинания. Ориентиры взяты не топографическим способом, а в основном это реки, болота, дороги, деревья и т.п.

Скорее всего Ильинский Погост значительно старше, так как посады и погосты одни из самых древних населенных пунктов нашей местности, пожалуй старше только селища и городища. Наверное исследователям и краеведам предстоит еще сделать открытия по более раннему упоминанию села, но пока найдено только это.

75 лет Орехово-Зуевскому району, 665 лет Гуслице, 420 лет Ильинскому Погосту- это страницы нашей истории, истории Малой Родины – части большой России.

3. Религиозный центр. Гуслицкие храмы.

Редко какой населенный пункт, тем более расположенный в сельской местности, может гордиться тем, что в нем было одновременно три церкви. Так в селе Гуслицы одновременно в XVII-XIX веках стояли: церковь святого пророка Ильи, святого Чудотворца Николая и во имя Казанской Пресвятой Богородицы.

Самым древним был храм святого пророка Ильи, как гласит народное предание, он существует еще с тех пор, когда прибывшие миссионеры крестили жителей. Этот храм много раз перестраивался, расширялся, обновлялся. По окладу записанному в Патриаршей приказной книге в 1628 году – «деревянная церковь, построена изстари, с приделом святого Николая Чудотворца». В писцовых книгах Приказа Большого Двора писца Василья Отяева, да подъячего Василия Арбенева в 1631 году описана в следующем порядке: « деревянные клетцки, а церкви образов: образ Воскресенья Христова писан на золоте, икона двулистовая; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии писан на золоте, икона двулистовая, в киоте деревяном; образ пророка Илии писан на прозелени, венец и грива серебряные басемные, позолочены, да две гривны битые серебром же позолочены, икона четырехлистовая в киоте деревянном; двери царские с евангелистами и с сенью, сени и столбцы писаны на прозелени, деисус – семь образов, иконы трехлистовые; в алтаре на престоле образ Пресвятой Богородицы Одигитрии писан на золоте, венцы и гривны серебряные, басемные, позолочены, на престоле евангалие тетр, печать московская, крест воздвизальный деревянный, сосуды церковные – потир, дискос и лжица и блюдца оловянные, покровцы тафтяные.Книги: апостол тетр, минея общая печатная, московской печати, триодь цветная, шестодневец в полдесть письменная, потребник и служебник печать московская, псалтырь и часослов печатный. Да в приделе Николая Чудотворца, а в нем образов: Николая Чудотворца, писан на прозелени, трехлистовой, венцы и гривны у Спасова и Богородицына и у Николина образа басменные, позолочены, третья гривна сканная, серебряны позолочены; двери царские с евангелистами на бели, по обе стороны деисуса четыре образа; образ Вседержителя Спаса писан на бели, образ Пресвятой Богородицы Одититрии писан на красках, образ Николы Чудотворца писан на прозелени, образ Страстотерпца Христова Георгия на бели, четырехлистовые, свеч поставных с красками и с насвешниками в настоящей и в пределе семь; поникадило невелико медное, два кадилы медных, ризы и стихари ветхи, полотняные; у церкви паперть вырубная, а на паперти два колокола, весом пудов 12, да клепало железное. В церкви образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение мирское. Да на погосте во дворе поп Роман Фомин, во дворе поп Владимир Фомин, во дворе поп Матвей Фомин, пономарь Бажен Фомин, во дворе земской дьячок Богдашко Степанов, во дворе просвирница Анница; пашни паханой церковной 3 четверти с осьминой, да лесом поросло 12 четвертей с осьминой в поле, сена 30 копен, лесу десятина.» 3

Сохранились подробные описания ее, составленные в 1646, 1680, 1710, 1728, 1742 и последующих годах. Количество икон, старых богослужебных и духовных книг, хранящихся в храме постоянно увеличивалось. Там находились межевые и метрические записи местности. В 1678 году добавилась колокольня «о семи углах, на ней пять колоколов». На погосте на церковной земле были « поп Григорий Романов, у него сын поп Афанасий, во дворе поп Иван Григорьев, во дворе дьячок Сергушка Григорьев, во дворе дьячок Дейка Григорьев , пономарь Ивашко Иванов, просвирница, Марфа Андреева и двор бобыля; под дворами и огородами усадебной земли две с половиной десятины». 4 В 1680 году во дворе поп Афанасий Григорьев и поп Михаил Ассонов. В 1710 году церковь пятиглавая с деревянными крестами опаяными белой жестью, внутри добавились трапезная и образа Живоначальной Троицы, Архангела Михаила, преподобного отца Сергия, Печерской Богородицы, Пресвятой Казанской Богородицы, Богородицы Одигитрии Смоленской, Московских Чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и Филиппа, Бориса и Глеба, Изосима и Савватия Соловецких чудотворцев и другие. С середины XVIII– церковь на фундаменте и под металлической крышей. В ночь на 21 сентября 1857 года она сгорела со всеми иконами и утварью.


Гуслицкая церковно-приходская школа. 1911 (1912) год..

В 1676 году местными попами Григорием и Иваном в селе построена другая церковь, во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Около церкви с трех сторон находились паперти и лестница для подъема наверх. Крыша была из теса. В церкви: «царские двери, сени и столбцы, да местных образов: Всемилостивого Спаса, Пресвятой богородицы Казанской, венцы и цаты серебряные, золочены с каменьями, в киотах, образ Иоана Предтечи, Преподобного Сергия, у Богородицы образа подпись и ожерельице жемчужные с каменьями, на престоле евангалие печатное, оболочено бархателью, распятие и евангелисты медные, за престолом образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, оклад чеканный, пелена бархательная, на северных дверях образ Архидиакона Стефана, на южной двери образ Архангела Михаила. Перед местными образами две лампады белого железа. Хоруговь». Точных сведений о судьбе этой церкви нет, но при передаче Гуслицы в 1710 году князю Меньшикову в описи она не упоминается. Есть предположение, что как все храмы погоста – она сгорела.

В 1710 году впервые упоминается другая церковь во имя Чудотворца Николая, деревянная, одноглавая. В ней «царские двери, сень и столбцы резные, золочены, по правую сторону местных икон: образ Всемилостивого Спаса писана на золоте, образ Николая Чудотворца, на нем венец и гривенка серебряные, резные , золоченые, на другую сторону: образ Пресвятой Богородицы Боголюбской венец с сиянием гладкой с репьями, убрусь и ожерельице низаные, на Спасителевом образе венчик серебряный, перед местными образами 4 лампады медных; в диесусе образ Всемилостивого Спаса, перед ним паникадило медное о дву ярусах; да апостолов 12 икон; в алтаре на престоле евангалие, оболочено бархатом красным, распятие и евангелисты серебряные резные белые, крест благословенной распятие и оклад литые, за престолом крест выносной большой, на жертвеннике сосуды оловянные. Колокольня рубленная осьмигранная, верх шатровой, на ней 5 колоколов».


Здание Ильинской средней школы 50-60 гг. 20-го века, ранее дом купцов Петрашовых.

В записной книге исходящих бумаг Синода Казенного Приказа от 28 октября 1730 года зарегистрировано разрешение «вместо ветхой Николаевской церкви» построить камергеру Степану Васильевичу Лопухину на том же месте новую церковь во имя того же престола. За это взято с него с него «три алтына и две деньги». Такая церковь им была выстроена заново, она считалась домовой церковью Лопухиных.

Народные предания упорно говорят о том, что какая-то церковь переносилась из Ощерина в Ильинку. Если это так, то скорее всего это вышеназванная - Николая Чудотворца. Последний раз в Ощерино она упоминается в 1704 году, «стояла без пения». На этом месте в Ощерине, была поставлена часовня с колокольней, со старинным иконостасом и с иконой Николая Чудотворца, которая слыла по местному округу под именем «Николая Ащерского». 5 Часовню помнят старожилы. Церковь такого же святого упомянута на погосте через несколько лет после этого.

В 1742 году в вотчине Лопухина при церквях были священники: Алексей Деев 1701-1710 г.,Иван Петров 1701-1726г.. Афанасий Пименов 1701-1742 г..Егор Семенов 1726-1742 г.; дьяконы Ефрем Борисов, Василий Афанасьев; дьячки Иван Егоров, Яков Алексеев, Алексей Васильев и Дмитрий Иванов.

Эта церковь была упразднена в 1852 году за ветхостью и разобрана.

Задолго до этого церковные власти и верующие задумали возвести более достойную каменную церковь. Такая возможность появилась лишь в начале XIX столетия, когда церковный притч стал сдавать свои церковные земли под базары, торговые ряды, лавки, гостиницы. С первых же лет удавалось собирать до 14 тысяч рублей, да еще церковь сдавала в наем мельницу и кожевенный завод. Строительство новой Воскресенской церкви с приделами: главный Воскресения Христова, и два во имя св. пророка Ильи и св. Николая Чудотворца. Строительство началось в 1822 году, освящен храм, вместимость до 2 тысяч человек, был только 22 сентября 1840 года, в этом году ему исполняется 165 лет. Освящение проводил митрополит Московский Филарет. Священниками церкви были Дмитрий Кудрявцев, Василий Соколов, Василий Руднев. Старостами в течение трех десятилетий избирались Петрашовы Семен, Петр и Василий из Беззубова. Колокольня была пристроена в 1850 году, а церковно- приходская школа построена в 1868 году (в настоящее время это небольшое здание слева от входа на церковную территорию).

Строительство такого большого храма преследовало еще и другую цель – оказать давление на старообрядцев, заставить их переходить в православную веру.

Самая ближняя старообрядческая с куполом моленная находилась через реку за сегодняшней больницей. Уничтожена она была только в послевоенные годы.

В 1840 году Воскресенская церковь делает запись о количестве прихожан в ведомости 6 :

По части 1 священника, вотчины действительной камергерши Ольги Александровны Жеребцовой, которая «тут же живет»

Православных Старообрядцев
дворов мужчин женщин дворов мужчин женщин
д. Печурино 7 23 28 29 136 152
Старая 7 34 34 23 100 121
Сенькина 25 106 113 22 118 137
Внуковой 26 83 115 5 37 37
Чичовой 5 13 14 15 85 113
Столбуновой 2 4 6 25 150 142
Давыдовской 5 20 51 25 150 142
Максимовской - - - 27 147 145

Вотчина Ивана Петровича Мусина-Пушкина, «который не живет»

Беззубовой 53 238 210 13 67 59
Барышовой 2 16 11 17 105 104

По 2 священнику Жеребцовой вотчины

Кругловой 1 1 45 208 225
Поминовой 2 4 3 36 220 217
Костеневой 22 67 85 2 11 15
Чолоховой - - - 27 110 119

Мусина-Пушкина

Игнатовой 18 60 62 22 88 99
Бодаговой 49 155 158 9 40 34
Иванищевой 13 45 54 28 152 144
Панкратовской - - - 20 103 96
Зевневой 1 1 1 63 244 257

Князя Голицина

Сельцо Устьяново 36 136 146 49 179 146
Сельцо Ащерино 36 158 147 5

По линии 3 священника, вотчина госпожи Жеребцовой

Сельцо
Слободищи
1 4 4 33 186 179

Мусина Пушкина

- - - 33 186 179
Юрятиной   1   19 89 101

Графа Зотова

Сельцо Гридино 53 201 191 50 215 201
д. Нареевой 10 31 37 47 188 201

Вольных хлебопашцев

д. Шувоя 17 62 62 58 334 331
Слобода Абрамовка 7 28 20 49 351 310

4. Торговый центр.

С начала XIX века жизнь в селе кипела, особенно в выходные и праздничные дни. Здесь проходили две большие дороги: Касимовский тракт через деревни Поминово, Пичурино и Коломенская дорога шла через Слободищи, мимо бывшей фермы, далее через церковную площадь и около современной школы, через Внуковскую .От больших дорог к центру и около центральной площади тянулись сплошные лавки и торговые ряды с товарами, привозимыми купцами из Бронниц, Коломны, Касимова, Москвы, Егорьевска, Богородска. Для приезжающих и посетителей были открыты двери чайных, трактиров, харчевен, гостиниц. Вдоль улиц и по постоялым дворам стояли телеги и повозки с лошадьми, ожидая торговых людей, а часто и веселых, подгулявших хозяев. «Гул людского моря, гомон, ржание лошадей, крики продавцов, извозчиков» составляли картину этих дней.

Достоверно известно, что в 1816 году церковный притч с благославления архиепископа Московского Высокопреосвященного Августина открыл на церковной земле еженедельный (воскресный) базар, который в первые годы давал «доходу церкви до 5 тыс. рублей, а в последующие и до 13-14 тысяч, из коих 2/3 оставались в церкви». Кроме базаров 5 раз в год проводились крупные ярмарки, в основном это было по церковным и престольным праздникам: 6 января, 25 марта, 9 мая, 20 июля и 6 декабря.

В Гуслице и округе не хватало своего хлеба. «Хлебопашеством жители занимаются не охотно, так как плохое качество земли не дает должного вознаграждения». 7 Хлеб привозился из близлежащих губерний: Рязанской, Тульской и других. Он и был первым товаром на базарах и ярмарках. Церковь сдает в аренду землю под торговые ряды для торговли «красным товаром и под хлебные и мелочные лавки», под строительство трактиров, амбаров, гостиниц. Сохранились договора на аренду земли, которые заключались с купцами и местными крестьянами. Расценки того времени: взвесить и обмерить воз – 20 коп., с мясников и рыбников за воз – 80 коп., с овчинников за год 15 руб., с торгующих серпами, косами, топорами, сапогами и шляпами за место – 20 коп. За торговлю ведрами, кадками, дранью, тесом, кирпичом, дегтем в день 1 руб.; «красным» товаром за место 1 руб., в праздник 20 руб. Так в 1843 году за недособранную сумму с базарной земли 1154 руб.50 коп был переизбран церковный староста. В списке должников за аренду земли и торговлю: крестьянин д. Бодаговой Иван Фадеев «со товарищи», крестьянин села Устьяново Перфил Сергеев, Аверкий Филиппов из д.Сенькино и многие другие. 8 Как мы видим церковь и ее притч выступали в то время самым главным предпринимателем. Был заключен договор с купцом Макаровым из Москвы и его однофамильцем, а может быть и родственником, крестьянином из деревни Цаплино на строительство на месте Ильинских хмельников на реке Гуслице мельницы. За аренду земли под мельницей в 1796 году платится 300 руб в год. В 1826 году наследники Макаровых за мельницу и кожевенный завод на церковной земле платят 750 руб. По разрешению Московской духовной консистории в 1856 году церковные служители отдают за 150 руб в год Богородскому акцизному обществу деревянное строение для водочного магазина.

Характерное представление об этом дает описание одной из центральных Московских газет в 1883 году: « Ильинский Погост является центральным селением, куда стекается и по делу, и без дела все население Гуслиц, особенно в базарные воскресные дни. Когда-то здесь торчали только одни поповские усадьбы и ветхие, убогие домишки местных приходских причетников. Теперь, сравнительно с прошлым, Ильинский Погост совсем неузнаваем. Постройки носят отпечаток городской архитектуры; в местечке насчитывается до двухсот торговых помещений со всевозможными товарами, и, вдобавок, как необходимая принадлежность всякого бойкого торгового пункта, имеется не менее десятка довольно обширных трактиров, не считая уже других распивочных заведений.

Наибольшей известностью пользуется гостиница Петрышова. В громадный Петрышевский сарай- трактир в праздничные дни набивается до трех- четырех тысяч гуслицкой демократии; тут просто идет дым коромыслом. Гостиница Михалева служит местом собраний степенных гуслицких коммерсантов, заглядывающих в Ильинское по делам. Но самым разухабистым во всех отношениях является уютный трактирчик, куда съезжаются кутнуть юнцы здешних фабрикантов, перекинуться в три листика, или постучать рублики, эдак по полтора». 9

5. Административный центр.

Образование вида поселений – погост – относится к X-XI векам. На протяжении всех последующих веков значение слова и понятие менялись. При княжне Ольге прекратились грабительские походы-набеги дружинников по сбору дани в Киевской Руси. Были утверждены периодичность и центры сбора – погосты, где останавливались сборщики податей. Скорее всего слово однокоренное в первоначальном значении со словом - погостить, гость, а этих населенных пунктах были гостевые дома, где останавливались княжеские представители. Сюда стекалась дань с близлежащих населенных пунктов.

В центре погостов вырастали церкви, а рядом и кладбища. Поэтому позже понятие погоста в народе утвердилось, как захоронение. В некоторых толковых словарях еще позже стали толковать значение этого выражения, как торговое место. На примере нашего села мы видим, что и это соответствует действительности.

Являясь центром I стана село Гуслицы являлось местом набора в рекруты, здесь жили жандармский и полицейский чин, становой, через центр стана шла почта.

Значение Ильинского Погоста, как волостного центра сохранялось на протяжении многих веков и было утеряно только в 1922 году. Почему так? Такие перспективы, такой мощный центр в прошлом не стал районным центром или хотя-бы городом. Ответ прост - являясь привилегированным торгово- купеческим- религиозным селом, где не жили крестьяне и ремесленники, а значит и не открывались и не развивались мануфактуры и промышленные предприятия. Село, хотя очень способствовало развитию производств в соседних населенных пунктах, само не дало себе дальше развиваться. Сюда лучше всего подходит выражение по Далю: «Звона много, а хлеба нет».Теперь мы можем только утверждать: Ильинский Погост – исторический центр Гуслицы. Сегодняшним центром Гуслицы несомненно является город Куровское.

6. Гуслицкая летопись.

Несколько лет назад мы с учителями и старшеклассниками захотели посмотреть как отображена наша местность в различных летописях. Кстати наибольшее отражение мы нашли в Воскресенской летописи – там есть упоминание о финно-угорских племенах населявших междуречье Оки и Волги, заселении края вятичами, образе их жизни и обычаях, о битве на реке Нерской (ранее Мерска) в 1209 году между Рязанским и Владимирским князьями. 10 Там же повествуется о проходе в 1608 году по вышеупомянутой Коломенской дороге через село Гуслицы «литовских людей и русских воров», которые были разбиты в 10 км от села Высокого (г.Егорьевска) «Дмитрием Пожарским с ратными людьми» пришедшими с Коломны.

Каково было наше удивление , когда в бумагах архива одного из местных краеведческих музеев мы нашли летопись нашего села Ильинский Погост. 11 Летопись охватывает вторую половину 19 века, насчитывает 57 листов, велась священниками Воскресенской церкви, расположенной в селе. Так в 1868-1886 годах записи вел Дмитрий Кудрявцев, 1887-1889 –Василий Соколов, 1890 Василий Кузнецов, 1891-1898 Алексей Глаголевский. Годовые записи заверялись всеми членами притча. И сегодня благодаря их труду, мы увидим перед собой яркие, документальные картины жизни нашего села почти на протяжении всего XIX века.

Летописцы делали записи: о строительстве и устройстве храмов округи, об особо чтимых святынях, о благосостоянии прихожан, о необыкновенных явлениях природы, о выдающихся жителях и мастерах прихода, о посещении епархиального начальства, о богодельнях, больницах, школах находившихся при церкви, об особенных приключениях прихожан, о штате притча, о послужных списках членов притча, о родившихся и умерших.

  • 1865 г. – май, 9 день, в день праздника Святого Чудотворца Николая, который празднуют село Гуслицы и приходские деревни Беззубово и др., в какой ежегодно бывает ярмарка на церковном базаре, по окончании Божественной литургии в 12 часов дня случился пожар у проживающих на церковной земле в селе Гуслицы крестьянских братьев Богдановых в их собственном постоялом доме. Пламя пожара сперва объяло соседние с домом Богдановых дома дворников, потом гостиницы, и наконец, все торговые лавки, хлебные сараи и амбары базара церковного, и словом, все село Гуслицы … истребило в нем до 30 домов и до 300 лавок, сараев, амбаров со всем товаром. И если уцелел Воскресенский Храм находившийся среди пламени, то видим не иначе как под охраной провидения Божьего и покровительством тезоименитого в сей день святителя. Но сие несчастие не кончилось над одним Гуслицким селением. При сильном ветре пламя пожара по церковному лесу пришло в соседнюю деревню Внуково и в ней истребило 13 домов со всем имуществом и перешло в деревню Беззубово, в ней обратило в пепел до 110 домов со всеми постройками и спасти ничего не могли. За 4 часа люди остались без одежды и жилья и пищи… То был гнев Божий.
  • 1869 г. – Перемен в церкви никаких не было. Приход состоит из из православных и раскольников, умственное развитие их невысоко. Пропитание и все средства к жизни прихожане добывают выработкой нанки и других бумажных материй, получаемых от фабрикантов и живут очень недостаточно. Родилось мужского пола 99, женского 101, браком сочетались 60 лиц. Умерло 63 из них женского 49. Не было на исповеди и у святого причастия муж 15, жен. 6.
  • 1871 г. – из раскола присоединилось 6 лиц.
  • 1878 г. – С окончанием войны с Турцией промысловые занятия и торговля оживились. Поморов в этом году не было.
  • 1880 г. – Рост дороговизны хлеба до 1 руб.80 коп., таких цен не было 90 лет. Сбыт нанки упал… и как они переносят это злополучное время – одному богу известно. Церковный староста Беззубовский крестьянин Семен Петрашев, как одинокий в семье и по торговым занятиям, требующих частых отлучек, отказался от должности церковного старосты.
  • 1881 г. – Хлеба родились хорошие, никаких болезней и смертей не было. Занятия жителей ткачеством и торговля шли вяло. Пришла весть о смерти государя, все прихожане в слезах. Старший священник Дмитрий Кудрявцев награжден наперстным крестом. Возобновилось строительство часовен старообрядцев.
  • 1882 г. – В сем году в 24 день декабря замечено и видимым было необыкновенное на горизонте. В самый полдень светящее солнце во время блеска было окружено и как бы опоясано длинными радужными полосами света, справа и слева пересекаемы таковыми света столбами, которые образовали два креста в самом верху солнца. Было ли оно предвестием милосердия и благодати божьей или знамением, гнева Бога к нам грешным. Июля 1 день село пострадало от града необыкновенного веса и размеров. В тех домах, которые пришли на ветер, несущий град, не осталось ни одного стекла. У одних только священно - служителей церкви побито градом хлебов на 500 рублей. У прихожан кроме хлебов побиты и хмельники и сады. 6-7 зерен града весили фунт. Умерло много от болезней – 261 человек. В два раза больше , чем обычно.
  • 1883 г. – Радовались все избранию нового царя (15 мая), в селе Гуслицы, центр прихода, три вечера почти во всех домах была устроена посильная иллюминация – горели плошки и стаканы, фонари разных цветов, свечи, было много гуляющего народа.
  • 1884 г. - …так как свелись леса, болота, ручейки и речки обмелели или обсохли, а потому мало издают паров, от недостатка влаги - больше засух. Но в этот год откуда-то взялось невиданное доселе обилие дождей. Сколько эти дожди произвели наводнений, а наводнения разрушили и унесли жилища, имения, хлеба, а сколько потопили покосов, огородов, что кажется и посчитать невозможно. Бывали и в прежние годы обилие дождей, но как в 1884 году живущие около 100 лет не помнят… А частые громы и молнии поразившие многих людей и животных. Жаль только, что неся разные несчастья и лишения, мало смиряются перед карающим провидением, все это дополняет нищету Гуслицкой местности. Раскол поднимает выше голову, все дерзостней, без всякого стеснения, попы их с длинно отращенными волосами, в поповских шляпах и высоких шапках, расхаживают как официальные священники, колоколов во всякой деревне понавешали с избытком. Хотя объясняют- сторожевые, но к службе своим звонят. Мало таких лет, во всем решительно неудачных можно припомнить.
  • 1885 г. - …старообрядцам указано на незаконную установку креста в 5 четвертей на кладбищенскую входную калитку. Они сняли, но с большим ропотом. Сразу после этого последовал пожар в доме священника Дмитрия Кудрявцева. От этого пожара загорелся на колокольне фонарь, колокольня стояла в 70 саженях от дома. И огонь истребил главу, яблоко, крест и решетник по куполам, стоявшим до 3000 руб. Были пожары и пострашней в 1857 и 1865 годах… И еще одно бедствие постигло Гуслицкую церковь в сем году – от частых набатных звонов разбился большой колокол весивший 263 пуда, служившей церкви 27 лет. Колокол перелили и теперь новый в 478 пудов привезли из Москвы. 10 марта он был поднят и повешен. Звук его слышала вся Гуслицкая округа.
  • 1886 г. – Пострадав от пожара священник Дмитрий Кудрявцев искал нового прихода с усадьбой и был назначен священником при Козьмодемьянской церкви Бронницкого уезда, прослужив в Гуслице 30 лет. На его место был назначен священник села Карпово Михаил Егорович Розанов и прибыл новый священник Сергей Александрович Альеров. Отремонтирована колокольня, крест, купол
  • 1887 г. – штат церкви сокращен, вместо 3 священников осталось 2, дьяконов и псаломщиков 6. Староста деревни Игнатовой Иван Демидов на свои средства приобрел для церкви за 420 руб ковчег серебряный с золочением.
  • 1889 г. – В сем году свирепствовала страшная буря. В деревнях крыши и сараи разметала на далекие расстояния, в лесах с корнем вырваны деревья, с колокольни сорвано железо. Пожар в булочной.
  • 1890 г. – Пожар в земской больнице. Частые пожары, горели болота, леса, деревни. Воздух наполнен гарью, отчего не видно лучей солнечных.
  • 1891 г. – Страшный неурожай хлебов, цена 1руб50 коп за пуд. Весной нельзя было купить зерна для посева. Снег начал таять еще в феврале, а 1 марта нельзя было ездить на санях. По народным приметам это не сулило ничего хорошего. За лето не выпало даже и 10 дождей. Не родился и корм скоту. Заработки на дому, ткачество упали до минимума. Раньше семья зарабатывала по 10 руб. в месяц, ныне едва по 4. Питались одним картофелем. Молились о прекращении засухи.
  • 1892 г. – В селе Гуслицы сгорело 4 гостиницы, а приходе сгорело 300 дворов. Это довершило народные бедствия. В связи с этим совершали крестные ходы в каждую деревню. Из Гуслицкого Спасо- Преображенского монастыря взята икона Святого Спасителя с которой ходили по деревням.
  • 1893 г. – Благополучный год. Хлеб дешев, заработки выше прежних годов, хмель цена до 30 рублей за пуд. Храм поновлен, вновь переписаны иконы.
  • 1894 г. – Господь взял императора Александра II. Родилось 117 мальчиков и 119 девочек. Браков 18. Умерло 97 муж и 39 жен. пола. Присоединилось из раскола 11 человек.
  • 1897 г. – В сем году прихожанин церкви из деревни Алексеевской, бывший крестьянин, а теперь купец 2 гильдии Иван Капустин пожертвовал в храм икону св. Феодосия, архиепископа Черниговского, освященную в городе Чернигове. Староста церкви Иван Демидов отказался продолжить службу, на его место избран Иван Герасимович Петрашов из деревни Беззубово.
  • 1898 г. – Открыто женской отделение в Спасо- Преображенском монастыре. Приступили к ремонту и расширению теплой церкви нашего села.
  • 7. Образование.

    Являясь торговым и религиозным центром края, с. Гуслицы несло и свои просветительские функции.

    Старообрядческая Гуслица поставляла по всей стране изумительные рукописные книги, главным оброзом певческие, украшенные красочным, с золотом, неповторимым орнаментом. Прославилась местность иконами местного письма, медным литьём. Много таких книг, икон собрано и сохранено археографами МГУ во время экспедиции в Гуслицу. Старший преподаватель МГУ Е. А. Агеева приводит свидетельства ХIХ в., что "многие пожилые люди могут вести спокойный диалектический спор об отличиях своего учения...", а старожилы окрестностей рассказывали:" гусляки - они все как священники были," "... в Гуслицах писанина была" ( т.е. переписывались книги).

    В книге "Старообрядческая палестина" В.С. Лизунов приводит примеры из многочисленных литературных источников, как гусляки добивались почти поголовной грамотности ещё в те далёкие годы.

    "... обучение организовывали в скитах. Там же действовали канцелярии, в которых переписчики производили точную копировку древних книг, изданных при пяти первых русских патриархах."

    Существовали "подвижные школы". Учитель - старец с необходимыми учебниками - переходил из одной деревни в другую. Сохранились воспоминания о колейцах, одиноких женщинах, занимающихся исключительно обучением деревенских детей грамоте и чтением канонов.

    Так борьба за чистоту древлеправославной, старообрядческой веры поддерживала в крае довольно высокий уровень грамотности.

    Это подтверждают найденные "Книги записи гражданского состояния" нашей церкви с 10 мая 1779г., где заносились бракосочетания, рождения, смерти. В записях указывалось, что венчающиеся "православную веру исповедывают, кровного родства не имеют..., родительское дозволение имеют," "вступают в брак непринужденно, необходимые лета имеют." В подтверждение, кроме священнослужителей и поручители - прихожане собственноручно подписываются довольно разборчивым подчерком - "К сему руку приложил крестьянин деревни - и подпись."

    Православное начальство стремилось увеличить своё влияние. Одной из приоритетных задач церкви было воздействие на умы и души гусляков через образование. В 1868г рядом с храмом вырастает специально построенное для обучения детей каменное здание, до последнего времени это и считалось датой организованного начала просветительской деятельности в с. Гуслицы.

    Знакомство с Гуслицкой летописью, архивами церкви, "Воскресенской, что в селе Гуслицах" позволяет сказать, что открытие приходского училища относится к более раннему периоду - 1861г. Что это, просто совпадение с годом отмены крепостного права или желание задержать в местности крестьян хотя бы таким способом - остается сейчас только гадать.

    Но в любом случае открытие училища для обучения "поселянских детей" состоялось ещё до строительства специального здания. Помещалось оно сначала в "церковной очень скудной и тесной сторожке, а затем и в доме священника Василия Соколова".

    По результатам полугодий составлялись списки учеников с указанием успеваемости и поведения. Такие ведомости подписывались всеми священниками и дьяками храма. В этих ведомостях указывались имена и фамилии учеников, с какого времени поступил в училище, чей сын, сколько лет, вероисповедание.

    В 1864г обучалось 12 мальчиков, возраст от 9 до 14 лет, трое детей обучаются уже третий год, т.е. обучение первое время трехгодичное. В эти годы в школе обучаются только крестьянские, "временно-обязанные" дети.

    Из 12-ти обучающихся -"2-е православной веры и 10 - раскольников." Церковь обучала всех детей, может это делалось для усиления своей веры.

    Ведомость за 1866 год показывает, что в доме священника обучались уже 20 мальчиков и впервые в училище было зачислено 2 девочки. Возраст с 5 до 10 лет. Вместе с крестьянскими детьми уже обучаются несколько детей священнослужителей и мещан.

    Изучаются катехизис, священная история, арифметика, чтение книг церковной и гражданской печати, чистописание. Оценка знаний не баллами, а словесная, отражающая качество знаний: хорошо, изрядно, очень хорошо, нехудо, порядочно не много, очень порядочно.

    В 5-и или 10-и бальную систему не переводится при большом желании. Оценка в графе "Кто какого поведения" - очень хорошо, скромно, хорошо, весьма скромно.

    Много фамилий в списках те, которые сейчас у Ильинцев. Большинство образовано от имен, меньше от занятий промыслами, еще меньше от птиц и животных.

    В эти годы деятельность учителей - наставников принимают на себя приходские священники храма: Дмитрий Кудрявцев, Василий Соколов, Василий Руднев. В финансовых документах церкви никакой оплаты за педагогический труд не значится.

    Найдено направленное через I стан в Гуслицкое сельское училище положение о начальных народных училищах от 1864г. Бумаги высланы Богородским уездным училищным советом, где оговариваются виды училищ, задачи религиозных, нравственных и полезных знаний, финансирование, кадры. Записано, что преподавание только на русском. Руководят деятельностью училищ губернские училищные советы. Допускается найм учителей. Контроль за деятельностью училищ возлагается на церковь. Она обладает возможностью делать замечания учителю и доносить о недостатках уездному совету.

    Именно в эти годы губернским советом ставятся задачи по приему в училища как мальчиков, так и девочек. Причем даются рекомендации об обучении "девочек сверх того и свойственным в крестьянском быту рукоделиям."

    В 1868г училище переходит в специально построеннное рядом с Воскресенской церковью каменное здание.

    В 1869г в училище 30 человек обоего пола, в 1870г - 35 человек, 1871г - 32 человек.

    В 1877г церковно-приходское училище "по неимению средств к содержанию... и по неимению постоянного учителя... о коем убедительно просили Богородскую Земскую управу и испросить не могли" закрывается.

    В 1879г Богородское земство открывает в селе свое училище, прислав учителя. Церковь продолжает шефствовать над обучением детей. Берет на себя обязательства по выделению помещения, мебели, квартиры учителю и обеспечивает отопление. Вместе с учителем многие предметы, список которых не претерпел особых изменений, продолжают вести местные священники.

    Земская школа одногодичная. С 1884г. срок обучения двухлетний, с конца 90-ых годов продолжительность увеличена до 3-ех лет.

    В 1881г в училище обучается 58 мальчиков и 12 девочек.

    В 1886г открыли школу в "д. Беззубово", где обучается до 100 мальчиков и девочек.

    В 1890г в Гуслицком училище 38 мальчиков и 26 девочек, в земской школе д. Беззубово 103 мальчика и 93 девочки.

    В 1895г в школах волости 246 учащихся, в 1897г в округе уже 6 школ, в т.ч. вновь открытые д. Горшково, Давыдовской, Старово. Всего в них обучается 450 детей.

    К началу ХХ в в школах обучалось более 500 человек.

    Школьные учителя имели слабую подготовку, часто менялись. Исключение составлял Булочников Сергей Андреевич, который работал в школе с конца ХIХ в. до 1925г. Он считался учителем, а его помощниками были Журавлев Иван Иванович (ушел перед революцией в псаломщики - так назывались дьячки в православной церкви), а другого помощника учителя Вяльцева Ивана Федоровича взяли на на службу в армию в начале войны. Другие учителя, прибывшие вместо выбывших, работали мало, в памяти народной не удержались.

    Зав. школой был благочинный (старший священник в православной церкви) Александр Глаголевский, он же был и её попечителем. Вместе с ним закон божий преподавал диакон Кедров.

    Дисциплина в школе была суровой. Квадратной линейке в руках учителя часто приходилось "работать". Ставили провинившихся на колени, оставляли часа на 3-4 без обеда, ударяли головой о доску. Об этом рассказала ученица школы, а впоследствии (с 1919г) учительница той-же школы Голикова Татьяна Константиновна. Занятия в школе начинались в 8.00 и с перерывом на обед продолжались до 15.00. В выпускном классе устраивались экзамены. На них присутствовали представители Московского Епархиального училищного совета Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря, местное духовенство, учителя. По окончании школы выдавалось "Свидетельство", а за отличные успехи и "христианское" поведение награждали "Похвальным листом".

    Старожил Кручинин Сергей Иосифович (1896г.р. из д.Поминово) рассказывает, что обучение в начале ХХ века было платным. В то время срок обучения был 3-х годичным. Ему удалось закончить 2 класса, а из 3-го его удалили за невзнос платы за обучение.11/

    Образование после 1917 года в Ильинке отдельная не менее интересная страница, о ней пойдет разговор следующий раз. А сегодня мы можем сказать, что Ильинской школе, организованному обучению в селе в 2011 году будет 150 лет. Это наверное одна из самых первых открытых в Гуслице и округе школ.

    Продолжение в следующих номерах:

    • Пути, дороги.
    • История Ильинских кладбищ.
    • Лопухинский дворец.
    • Предприятия, мануфактуры, ремесла.
    • Гиляровский, Толстой, Перегудов.
    • Легенды неподтвержденные.
    • Старые здания.
    • Продолжение истории образования.
    • Люди села.
    • Более подробная история Воскресенского храма.
    • Старообрядчество.
    • Колхозное и совхозное движение.
    • Сегодняшний день села.

    Литература:

    1. Гуслица – старая и новая. Материалы научно - практической конференции. Москва 2004г. стр. 24.
    2. ЦГИА, ф.834, оп 1517, л 195-198.
    3. В. и Г. Холмогоровы. «О церквях и селах» Вохонская десятина стр.22.1868г.
    4. там же стр.25.
    5. Священ. Н.Скворцов. «Уничтоженные в Богородском уезде церкви».Московские церковные ведомости. 1901 г. № 33-38.
    6. ЦИАМ. ф.203, оп.555,д.47.
    7. Справочная книжка Московской Губернии. А.П.Шрамченко.М.1890г.
    8. ЦИАМ. ф.203,оп.555,д47.
    9. «Московский листок»,1883г, №270, 30 сентября.
    10. Ф.4. Оп.1.Д.59.Егорьевский краеведческий музей.
    11. Материалы музея Ильинской средней школы, собранные П.А.Нырковым и материалы личного архива Карякина Ю.А.