Банцекина Г.Д.,
учитель истории МОУ «Соболевская средняя школа»

Хотеичи - западная граница Гуслиц

Село Хотеичи расположено при слиянии реки Нерской и ее притока Гуслицы, входящих в левобережную часть бассейна Москва - реки.

Станок по производству гребней

Нерская берет свое начало из общирных болот северо-восточной части Московской области и протекает по древней Мещерской низменности. Общая длина реки 84 км. На своем пути Нерская принимает слева три притока – Гуслицу, Вольную и Сухан, а справа – Понорь и Сеченку. В её бассейн входят также озёра – Жуково, Язвицкое, Белое и Лебединое. Источниками питания реки являются, в основном, болота, расположенные почти на всем протяжении по обеим ее сторонам. Река извилистая, ее берега пологие, невысокие. При впадении в нее притока Гуслицы Нерская в период половодья выступает из берегов и заливает прибрежные места. Село Хотеичи находилось на перекрестке водного и сухопутного путей. По реке Нерской с начала XIV века проходила дорога из Москвы во Владимир-на-Клязьме. По мере истребления лесов и обмеления рек водные пути приходили в упадок. Стали развиваться сухопутные дороги.

На путях сообщений по старому Касимовскому тракту стали возникать крупные населенные пункты. На левом берегу реки Нерской и ее притока Гуслицы и образовалось поселение, которое дошло до нашего времени под названием «Хотеичи». Предание говорит, что название село получило оттого, что первым поселенцам предоставлялась возможность выбирать место для поселения там, где кто хочет. От слова – «хочет – хотеть» и получило село название.

С XIV века село Хотеичи входило в район, который назывался Гуслицей. Последним владельцем села в XIX веке стал тайный советник Позен.

Свое владение селом он начал с того, что присвоил себе общественную водяную мельницу на реке Гуслице и при ней 60 десятин заливных лугов, принадлежавших крестьянам. Кроме того, помещик Позен присвоил 150 десятин (1 десятина равнялась 2400 квадратным саженям, или 10925 м2) ранее купленной крестьянами земли «Прудное» в южном направлении от села и отобрал у крестьян все лучшие земли взамен неудобных. Против притеснений помещика крестьяне села вели борьбу, но ничего не могли сделать в условиях царского самодержавия. За очередную попытку подать жалобу на помещика в 1858 году 10 крестьян села были подвергнуты наказанию плетьми.

После освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 году больших изменений в сельском хозяйстве села не произошло. По переписи 1869 года в селе значилось 434 хозяйства с населением 2376 человек. Село имело 1147 десятин пахотной земли. Известно, что крестьянин Богородского уезда, за редким исключением, мог обеспечить мало–мальское благосостояние своей семьи за счет земледелия. По количеству пахотной земли на один крестьянский двор – 1,8 десятин, Богородский уезд занимал последнее место. Для сравнения: в Московском уезде - 2,7 десятин; в Можайском - 5,7 десятин. Надо было искать средства для того, чтобы оплатить налоги, восполнить дефицит в продовольствии, купить сельскохозяйственные орудия, накормить, одеть и обуть семью. Не отрывая окончательно крестьян от земли, промыслы служили большим подспорьем для крестьянского хозяйства. Известный исследователь кустарных промыслов Андрей Исаев, приведя пример одного из крестьянских дворов, вычислил, что доходы от земледелия в нашем крае могли покрыть не более 44% семейных расходов, а остальные 56% семье необходимо было восполнить побочными заработками,  в том числе промыслами.

Колода для правки гребней

Подавляющее большинство жителей стало заниматься различными промыслами. Производили на дому работу, предоставляемую промышленниками. Вырабатывали ткани: нанку, серпянку и другие сорта, производили размотку пряжи на дому. Некоторые крестьяне уходили на работу на расположенные недалеко фабрики и предприятия. Но самое большое распространение среди жителей села издавна получил кустарный промысел по обработке рогов и производству гребней.

Вот как описывает жизнь хотеических гребенщиков газета «Московский листок» (№ 187 от 9 июля 1884 года):

 «Население Хотеичи живет, так сказать, особняком от остальных селений, прилегающих к селу. Всюду здесь распространена по окрестности ткацкая промышленность, а жители села Хотеичи все поголовно занимаются фабрикацией [изготовлением – Ред.] роговых гребней. Это специальность хотеических обитателей. На задворках, там и сям, разбросаны мастерские и курильни для распаривания бычьих рогов. Выделкою гребней занимаются здесь и стар и млад. Фабрикация гребней до последнего времени давала хороший заработок: взрослые получали 1 рубль и 1 рубль 20 копеек в сутки, а дети и подростки – 50-60 копеек. Теперь промышленность эта … также завяла. Фабриканты и содержатели мелких мастерских съежились и сетуют на плохой сбыт своих изделий, вследствие чего и понижается заработная плата.

Изделия хотеичских кустарей
(гребни, заколка, карандашница)

Гребенщики не засиживаются, однако, дома. Ежегодно, весною, молодые работники отправляются на сторону, «в перезубку» (местное выражение), для зубрения и починки старых гребней. Свои экскурсии [поездки – Ред.] хотеичевцы совершают очень далеко, они странствуют по всем губерниям европейской России и возвращаются домой поздней осенью. Ловкий работник, непьющий, возвращается домой с порядочными, для деревни, деньгами – приносит 100 - 150 рублей».

По данным 1890г. в селе насчитывалось более 500 промышленников с производством от 3,5 до 5,5 миллионов гребней. Фактически все население села в это время занималось изготовлением гребней.

В конце XIX века в селе Хотеичи стали появляться предприниматели, которые становились продавцами рогов и скупщиками готовой продукции. В справочной книге Московской губернии за 1890 год А.П. Шрамченко, давая описание уездов, большое внимание уделяет и гребешечным заведениям села Хотеичи. Подобных заведений он перечислил 25. Самыми крупными из них были гребешечное заведение Василия Ивановича Аверьянова, где работало 11 человек, Акима Игнатьевича Гордеева - 12 человек, Василия Антоновича Зухина - 19 человек, Герасима Семеновича Куркова - 12 человек, Ивана Артомоновича Подоруева - 12 человек, Федора Моисеева - 12 человек. Управляли заведениями сами владельцы. Многие кустари сталкивались с затруднениями заготовки сырья. Сырье получали от хозяина и производили работу на дому, затем сдавали гребешки предпринимателю и получали от него плату. В работе кустарей стало происходить разделение труда.

Рассказывает Лугов Федор Андреевич 1923 года рождения:

«В 11 лет я стал в грелках у отца, учиться отец не пускал. Сам вставал в 3-4 часа утра, а меня будили в 5 часов. Мой отец, Андрей Харитонович, был правильщиком. Процесс производства гребней нелегкий. Сам я прошел путь от грелка до правильщика, а затем стал сам делать гребешки, научился у соседа. За 400 рублей купил станок. За рогами ездили на мясокомбинат, в основном в Москву. До станции Анциферово – пешком, а там садились на поезд.

Все производство гребней можно разделить на три этапа. Вначале на пиле разрезали рог – на 3 части. Нарезанные штуки бросали в котел с горячей водой и ставили на горн. Затем лопаткой их вытаскивали. По две штуки надевали на грелки (круглые деревяшки) на горне, на углях грелки крутят. Как рога нагреваются, грелка отдает их правиле. Грелками, в основном, были дети.

Правильшик разрезает рог колупашником и обрезает им верхний слой («снимает рубашку»). Затем рубашку кладет в горн, пока не будет мягкая. Затем клещами разгибает рубашку. Все неровности на рубашке обрезает шпагой. Неровности внутри ровняет трубочкой, и снова на угли, чтобы были совсем мягкие. Потом правильщик по штуке кладет в колоду между сырьями (10-15 минут). Затем первые четыре плашки вытаскивает колупашником из колоды и передвигает их дальше на четыре, и так до тех пор,  пока колода не заполнится.

Гребенщик обрезает плашки на форму гребешка межумком (пилкой). Затем кладет 50-60 штук в ведро с горячей водой. Так они стоят до утра. В четыре часа утра необходимо терпужить (снимать верх рубашки, очищать плашку, затем плашку делают формой гребешка равняльником и, уже готовую, зубят на частые и мелкие зубья). После на терпуге снимают стружку с рога».

Вот таким долгим был путь производства гребня. Правили гребешки в лачужке, которая обычно стояла за домом. Однако не все дети могли быть в грелках у своего отца, некоторых, как, например, Евтеева П.А., отец отдал в грелки к И.О. Моисейкину, когда ему исполнилось 8 лет. Рабочий день начинался в 2 часа ночи. Мальчики, а таких как он было несколько человек, должны были раздувать огонь. Оплата - одна копейка в день. Хозяин был старовером, молиться богу вместе с ним мальчикам не разрешал, так как они были православными.

Таким образом, необходимо указать на несколько существенных зол, которые сопровождали гребенное производство – это непомерно длительный рабочий день, а также втягивание в работу малолетних детей, часто во вред учебе, умственному развитию.

С конца XIX столетия село Хотеичи считалось селом кустарей – ремесленников по обработке рогов и изготовлению гребней. В.И. Ленин в книге «Развитие капитализма в России» берет для характеристики в русской промышленности хотеических кустарей как наиболее ярко выражающих капиталистическую форму производства, в основе которой лежал ручной труд. Он указывает на тяжелые условия труда рабочих-кустарей села. Рабочий день длился более 14 часов. В душных парилках с раннего утра и до поздней ночи работали взрослые и дети. Хозяева требовали высокую норму выработки, а платили мало. Притом кустари получали не деньгами, а товарами. О работе кустарей-надомников В.И. Ленин говорит следующее: «…положение надомников еще хуже, чем даже наемных рабочих на крупных заведениях. Нужда заставляет их насильно эксплуатировать труд своей семьи и удлинять рабочий день, сажать за работу подростков. Зимой в Хотеичах работа начинается с часу ночи, и трудно сказать, наверное, когда она прекратится в избе «самостоятельного» кустаря, работающего на сделку» (Ленин В.И., Том III, стр. 360).

В начале XX века, перед первой мировой войной, село представляло крупный населенный пункт, входивший в состав Ильинской волости Богородского уезда Московской губернии. По переписи 1897 года в селе значилось 2494 человека жителей. Жители занимались, по-прежнему, кустарным промыслом, сельским хозяйством и мелкой торговлей. Крупными промышленниками гребешечного производства в это время в селе были братья Курковы – Антон Герасимович и Иван Герасимович. Они имели фабрику по выработке гребешков с постоянными рабочими и надомными, работающими сдельно. Видными промышленниками села были также Киров Семен и Лафетов Яков. Киров Семен занимался производством гребешков, выработкой кожи, торговлей. Лафетов Яков вырабатывал кожи.

Предприниматели обычно занимались и торговлей. Они имели магазины с товарами и отпускали часто своим рабочим товары в кредит. Специальной торговлей занимались Зухин Василий, который имел магазин по торговле различными товарами, а также Киров Иван. Киров Иван и Кумарев Андрей имели постоялые дворы для приезжих. В селе было два трактира, которые содержали братья Егоровы.

Из всех промышленных предприятий и заведений наиболее значительным предприятием была фабрика Курковых по обработке рогов и производству гребней, созданная в 1904 году.

Единственными местами отдыха и развлечения жителей были трактиры, торговые лавочки и чайные, куда кустари несли свои скудные заработки: там пропивали заработанное, устраивали кулачные и петушиные бои. Петушиные бои часто переходили в кулачные бои между зрителями. В кулачных боях выступало все мужское население одного конца села – западной стороны, которая называется «горель», против восточной стороны, называемой «мыза». Часто кулачные бои проводились между селами и деревнями. Так, например, жители села Хотеичи и деревень Лашино и Алексеевская выступали против жителей деревень Поминово и Сенькино. Кулачные бои часто длились до поздней ночи и кончались травмами и увечьями.

До Октябрьской революции 1917 года село представляло собой поселение ремесленников с типичной культурой феодального времени 18 и 19 столетий.

Население села в основном встретило Октябрьскую революцию доброжелательно, хотя в политике разбирались не многие. Тем не менее, среди кустарей появились передовые люди, которые с первых дней после революции стали создавать органы советской власти на селе. Руководство Совета первое время возглавлял староста Шинков Никита. В селе появились первые коммунисты: Гражданов Алексей Александрович и Струнов Иван Ефимович, которые являлись представителями волостного и уездного органов советской власти. В селе был создан крестьянский комитет бедноты, который возглавлял житель села Горячев Калина. В 1918 году в селе произошли волнения, вызванные представителями местного кулачества. Во время приезда в село продовольственного отряда, состоящего из нескольких человек вооруженных красноармейцев, в селе происходил крестный ход верующих по случаю молебствий, связанных с борьбой против засухи. В селе и его окрестностях длительное время не было дождей. Староста села Шинков Никита привел красногвардейцев в дом кулака-гребенщика Буланова И.Ф., задерживавшего выдачу продовольствия жителям. В доме Буланова в это время находилась только его жена, которая подняла шум и стала звать на помощь, выкрикивая слова: «Караул, грабят!». В это время на улице был народ, возвращавшийся с крестного хода. Мужское население, захватив первое попавшееся оружие (колья, вилы ит.п.), а затем и огнестрельное оружие, отнятое у красногвардейцев, набросилось на красногвардейцев и зверски убило четырех человек. Один из красногвардейцев подорвался сам от неумелого пользования гранатой. Чувствуя угрожающую опасность со стороны карательных органов советской власти, жители села направили делегацию в уездный город Богородск с заявлением о том, что неизвестные вооруженные лица учинили в селе грабеж и население вынуждено было принять меры по защите. В село выехали представители чрезвычайной комиссии («ЧК»), которые установили виновников и организаторов происшедшего события. Виновники понесли заслуженную кару – высшую меру наказания получили шесть человек: Тилюканов Иван, Качнов Илья, Сокольцов Яков, Кизин Иван, Ганькин (Бодонин) Семен и Филотов Николай. Некоторые из главных виновников успели скрыться бегством из села.

До коллективизации жители села занимались гребешечным производством, отодвигая сельское хозяйство на второй план. После коллективизации жизнь изменилась. Станки местная власть стала отнимать, но жители умудрялись прятать оборудование кто в подпол, кто на навес.

«Два раза, – рассказывает Федор Андреевич, – ко мне приходили с обыском, но бог миловал, так и занимался, пока были силы». А вот Милехина Климана Андреевича и Шемина Сергея после конфискации оборудования осудили на 1,5 года. Со сбытом не было проблем, в село приезжали клиенты прямо на дом, в основном люди с Кавказа. В годы войны и после войны хотеические гребенщики продолжали свое ремесло. Только теперь женщины заменили мужей. Готовую продукцию возили в Москву, сдавали оптом по 2 рубля – 2 рубля 50 копеек за штуку. Реже продавали на рынке в розницу. Так дороже, но опаснее: если милиционер увидит, отберет всё.

Валентина Семёновна Бурова с изделиями кустарного промысла села Хотеичи

Рассказывает Бурова Валентина Семеновна: «Было мне 20 лет. Собралась я замуж. Время послевоенное, голодное, денег нет, а платье сшить свадебное хочется. Отец до войны делал гребешки. Рога дома остались и отдали мы их Зуйкову Л., чтобы тот сделал нам гребешки. И вот с готовой продукцией поехала я на машине в Москву. Перед деревней Соболево останавливает машину милиционер и обыскивает нас. У меня гребешки, их отобрали, а на меня заявление в милицию. Я понимала – посадят, да тем более я была секретарем сельского совета. До сих пор я вспоминаю со словами благодарности военкома, только вот фамилию-то я его не помню, он сказал, что поможет, переговорит с начальником милиции, чтоб не дали ход делу. Так и получилось: вызвали меня только в район. Я объяснила, что хотела денег на свадебное платье заработать. Объявили мне выговор. Так на всю жизнь запомнила я эти гребешки. Однако благодаря им не пухли мы с голоду. После войны известными правильщиками были Архаров Василий, Струпины Василий и Тимофей. Рога зубили Ганькин, Пирогов Ефим. Эти двое работали в паре и занимались гребешечным ремеслом до 1999 года. После смерти обоих закончилась история гребенного производства. Так в конце XX столетия  в селе Хотеичи был окончен гребешечный промысел.