Г.Д. Банцекина,
учитель истории Соболевской средней школы
ХОТЕИЧИ – ЦЕНТР ГРЕБЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.
По старому Касимовскому тракту,
на самой границе Московской губернии,
на берегу р. Нерской, при впадении в нее
р. Гуслицы, расстилается громадное село,
на протяжении целых трех верст. Это и
есть многолюдное село Хотеичи, в котором
насчитывается до 3000 душ. Постройки
обыкновенные, сельские. Кроме главной,
длинной улицы, в селе распланировано
много побочных улиц и переулков. Над
крестьянскими постройками возвышается
громадный храм, стоящий на возвышенности,
на крутом берегу реки Нерской.
Население Хотеич живет, так
сказать, особняком от остальных селений,
прилегающих к селу. Всюду здесь
распространена по окрестности ткацкая
промышленность, а жители Хотеич все
поголовно занимаются фабрикацией
роговых гребней. Это специальность
хотеических обитателей. На задворках
там и сям разбросаны мастерские и
курильни для распаривания бычьих рогов.
Выделкою гребней занимаются здесь и
стар, и млад, исключая женщин, которым
эта тяжелая и нечистоплотная работа
совсем не с руки. Фабрикация гребней до
последнего времени давала хороший
заработок: взрослые работники получали
1 рубль и 1 рубль 20 копеек в сутки, дети
и подростки - 50-60 копеек. Теперь
промышленность эта, под влиянием
всеобщего застоя в делах, также завяла.
Фабриканты и содержатели мелких
мастерских съежились и сетуют на плохой
сбыт своих изделий, вследствие чего и
понижается заработная плата.
Гребенщики, однако, не засиживаются
дома. Ежегодно, весною, молодые работники
отправляются на сторону, «в
перезубку» (местное
выражение), для зубрения и починки старых
гребней. Свои экскурсии хотеичевцы
совершают очень далеко: они странствуют
по всем губерниям европейской России
и возвращаются домой поздней осенью.
Ловкий работник, не пьющий, возвращается
домой с порядочными, для деревни, деньгами
- приносит 100-150 рублей.
Так описывает жизнь хотеических
гребенщиков «Московский листок» 1884г.
№187 9 июля.
В конце XIX
в. в с. Хотеичах стали появляться
предприниматели, которые становились
продавцами рогов и скупщиками готовой
продукции. В Справочной книге Московской
губернии за 1890 г. А.П.Шрамченко, давая
описание уездов, большое внимание
уделяет и гребешечным заведениям с.
Хотеичи. Подобных заведений он перечисляет
25. Самыми крупными из них были гребешечные
заведения Василия Ивановича Аверьянова,
работали 11 человек, Акима Игнатовича
Гордеева - 12 человек, Василия Антоновича
Зухина — 19 человек, Герасима Семеновича
Куркова — 12 человек, Подаруева Ивана
Артамоновича - 12 чел., Федора Моисеева
- 12 чел. Управляли заведениями сами
владельцы.
Многие кустари сталкивались с
затруднениями заготовки сырья. Получали
от хозяев рога и производили работу на
дому, затем сдавали гребни предпринимателю
и получали от него плату в форме готовых
изделий. Таким образом, работали
надомниками на сделку. В работе кустарей
стало происходить разделение труда.
Рассказывает Луговов Федор
Андреевич, 1923 года рождения: «В одиннадцать
лет я стал в грелках у отца, учиться отец
не пускал. Вставал в 3-4 часа утра, а меня
будил в 5 часов. Мой отец, Андрей
Харитонович, был правильщиком. Процесс
производства гребней нелегкий. Сам я
прошел весь путь от грелок до правильщика,
а затем стал сам делать гребешки, научился
у соседа. За 400 рублей купил станок.
Сколько лет прошло, а я все помню. За
рогами ездили на мясокомбинаты, в
основном, в Москву. До станции Анциферово
— пешком, а там садились на поезд. Купим
рога и рады, да старались, чтобы были
получше. Все производство гребней можно
разделить на три этапа.
Вначале на пиле разрезали рог -
от 1 до 3 штук с рога. Нарезанные штуки
бросали в котел с горячей водой и в горн.
Затем лопаткой их вытаскивали. По две
штуки надевали на грелки (круглые
деревяшки) на горне, на углях грелки
крутят. Как рога нагреются, грелка отдает
их правиле. Грелками, в основном, были
дети.
Правила разрезает рог колупашником
и обрезает им верхний слой («снимает
рубашку»). Затем рубашку кладет в горн,
пока будет мягкая. Затем клещами разгибает
рубашку. Все неровности на рубашке
обрезает шпагой. Неровности внутри
ровняет трубочкой, и снова на угли, чтобы
были совсем мягкие. Потом правильщик
по штуке кладет в колоду между сырьями
(10-15 мин.). Затем первые четыре плашки
вытаскивает колупашником из колоды и
передвигает их дальше на четыре, и так
до тех пор, пока колода не заполнится.
Гребенщик обрезает плашки на
форму гребешка межумком (пилкой). Затем
кладет плашки - 50-60 штук - в ведро с горячей
водой. Так стоят до утра. В четыре часа
утра идешь терпужить (снимать верх
рубашки, очищать плашку, затем плашку
делают формой гребешка равняльником
и, уже готовую, зубят на частые и мелкие
зубья). После на терпуге снимают стружку
с рога».
Вот таким долгим был путь
производства гребня. Правили гребешки
в лачужке, которая обычно стояла за
домом.
С конца XIX
столетия село Хотеичи считалось селом
кустарей-ремесленников по обработке
рогов и изготовлению гребней. В.И.Ленин
в своем классическом труде — книге
«Развитие капитализма в России» берет
для характеристики в русской промышленности
хотеических кустарей как наиболее ярко
выражающих капиталистическую форму
производства, основой которого является
ручной труд. Он указывает на тяжелые
условия труда рабочих-кустарей села.
Рабочий день их длился более 14 часов. В
душных парилках с раннего утра до поздней
ночи работали взрослые и дети. Хозяева
давали высокую норму выработки, а платили
мало. Притом кустари получали не деньгами,
а товарами. О работе кустарей-надомников
В.И.Ленин говорит следующее: «Положение
надомников хуже, чем даже наемных рабочих
на крупных заведениях. Нужда заставляет
их непосильно эксплуатировать труд
всей семьи и удлинять рабочий день,
сажать за работу подростков. Зимой в
Хотеичах работа начинается с часу ночи,
и трудно сказать, наверное, когда она
прекратится в избе «самостоятельного»
кустаря, работающего на сделку». (Ленин
В.И., Т. III,
стр. 360)
В начале XX века, перед первой мировой
войной, село представляло крупный
населенный пункт, входивший в состав
волости Ильинский погост, Богородского
уезда, Московской губернии. По переписи
1897 года в селе значилось 2494 человека
жителей. Жители занимались, по-прежнему,
кустарным промыслом, сельским хозяйством
и мелкой торговлей. Крупными промышленниками
гребешечного производства в это время
в селе были братья Курковы - Антон
Герасимович и Иван Герасимович. Они
имели фабрику по выработке гребешков
с постоянными рабочими и надомниками,
работающими на сделку. Видными
промышленниками села были также Киров
Семен и Лафетов Яков. Киров Семен
занимался производством гребешков,
выработкой кожи, торговлей. Лафетов
Яков вырабатывал кожи.
Предприниматели обычно занимались
и торговлей. Они имели магазины с товарами
и отпускали часто своим рабочим товары
в кредит. Специальной торговлей занимались
Зухин Василий, который имел магазин по
торговле различными товарами, а также
Киров Иван. Иван и Кумарев Андрей имели
постоялые дворы для приезжих. Видными,
всем известными заведениями в селе были
два трактира, которые содержали братья
Егоровы.
Из всех промышленных предприятий
и заведений наиболее значительным
предприятием была фабрика Курковых по
обработке рога и производству гребней.
До коллективизации жители села
спокойно занимались гребешечным
производством, отодвигая сельское
хозяйство на второй план. После
коллективизации жизнь изменилась.
Станки стали отнимать, но жители
умудрялись прятать оборудование, кто
в подпол, кто на навес.
«Два раза - рассказывает Федор
Андреевич, - ко мне приходили с обыском,
но бог миловал, так и занимался, пока
были силы». А вот Милехина Климана
Андреевича и Шемина Сергея после
конфискации оборудования осудили на
1,5 года. Со сбытом не было проблем, село-то
было известное, и клиенты приезжали
прямо на дом, в основном с Кавказа.
В годы войны и после войны
хотеические гребенщики продолжали свое
ремесло. Только теперь женщины и подростки
заменили мужей. Готовую продукцию возили
в Москву и, в основном, сдавали оптом по
2 р. - 2 р. 50 коп. за штуку. Реже продавали
на рынке в розницу. Так дороже, но опаснее:
если милиционер увидит, отберет все.
Рассказывает Бурова Валентина
Семеновна: «Было мне 20 лет. Собралась я
замуж. Время послевоенное, голодное,
денег нет, а платье сшить свадебное
хочется. Отец до войны делал гребешки.
Рога дома остались у нас, и отдали мы их
с матерью Зуйкову Л., чтобы тот нам сделал
гребешки. И вот с готовой продукцией
поехала я на машине в Москву. Перед д.
Соболево останавливает машину милиционер
и обыскивает нас. У меня гребешки, их
отобрал, а на меня заявление в милицию.
Я понимала - посадят, да тем более я была
секретарем с/совета. До сих пор я вспоминаю
со словами благодарности военкома,
только вот фамилию-то я его не помню. Он
сказал, что поможет, переговорит с
начальником милиции, чтобы не дали делу
хода. Так и получилось: вызвали меня
только в район. Я объяснила, что хотела
денег на платье заработать. Объявили
выговор. Вот так я на всю жизнь запомнила
эти гребешки. А сколько раз мне приходилось
ездить в Москву за рогами, да на себе
мешки таскать! Это молоденькой-то
девчонке! Но зато благодаря этим гребешкам
не пухли с голода, все что-то можно было
купить из продуктов. Да и наряды покупала
на эти деньги».
После войны известными правильщиками
были Архаров Василий, Струпины Василий
и Тимофей. Рога зубили Ганькин, Пирогов
Ефим. Эти двое работали в паре и занимались
гребешечным ремеслом до 1999 года.
Так в конце XX
столетия в селе Хотеичи был окончен
гребешечный промысел.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Т. III.
- Московский листок. №187 — 1884, 9 июля.
- Шрамченко А.П. Справочная книга Московской губернии за 1890 г.
|