Хотеичи - гребное производство

Г.Д. Банцекина,
учитель истории Соболевской средней школы

ХОТЕИЧИ – ЦЕНТР ГРЕБЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.

По старому Касимовскому тракту, на самой границе Московской губернии, на берегу р. Нерской, при впадении в нее р. Гуслицы, расстилается громадное село, на протяжении целых трех верст. Это и есть многолюдное село Хотеичи, в котором насчитывается до 3000 душ. Постройки обыкновенные, сельские. Кроме главной, длинной улицы, в селе распланировано много побочных улиц и переулков. Над крестьянскими постройками возвышается громадный храм, стоящий на возвышенности, на крутом берегу реки Нерской.

Население Хотеич живет, так сказать, особняком от остальных селений, прилегающих к селу. Всюду здесь распространена по окрестности ткацкая промышленность, а жители Хотеич все поголовно занимаются фабрикацией роговых гребней. Это специальность хотеических обитателей. На задворках там и сям разбросаны мастерские и курильни для распаривания бычьих рогов. Выделкою гребней занимаются здесь и стар, и млад, исключая женщин, которым эта тяжелая и нечистоплотная работа совсем не с руки. Фабрикация гребней до последнего времени давала хороший заработок: взрослые работники получали 1 рубль и 1 рубль 20 копеек в сутки, дети и подростки - 50-60 копеек. Теперь промышленность эта, под влиянием всеобщего застоя в делах, также завяла. Фабриканты и содержатели мелких мастерских съежились и сетуют на плохой сбыт своих изделий, вследствие чего и понижается заработная плата.

Гребенщики, однако, не засиживаются дома. Ежегодно, весною, молодые работники отправляются на сторону, «в перезубку» (местное выражение), для зубрения и починки старых гребней. Свои экскурсии хотеичевцы совершают очень далеко: они странствуют по всем губерниям европейской России и возвращаются домой поздней осенью. Ловкий работник, не пьющий, возвращается домой с порядочными, для деревни, деньгами - приносит 100-150 рублей.

Так описывает жизнь хотеических гребенщиков «Московский листок» 1884г. №187 9 июля.

В конце XIX в. в с. Хотеичах стали появляться предприниматели, которые становились продавцами рогов и скупщиками готовой продукции. В Справочной книге Московской губернии за 1890 г. А.П.Шрамченко, давая описание уездов, большое внимание уделяет и гребешечным заведениям с. Хотеичи. Подобных заведений он перечисляет 25. Самыми крупными из них были гребешечные заведения Василия Ивановича Аверьянова, работали 11 человек, Акима Игнатовича Гордеева - 12 человек, Василия Антоновича Зухина — 19 человек, Герасима Семеновича Куркова — 12 человек, Подаруева Ивана Артамоновича - 12 чел., Федора Моисеева - 12 чел. Управляли заведениями сами владельцы.

Многие кустари сталкивались с затруднениями заготовки сырья. Получали от хозяев рога и производили работу на дому, затем сдавали гребни предпринимателю и получали от него плату в форме готовых изделий. Таким образом, работали надомниками на сделку. В работе кустарей стало происходить разделение труда.

Рассказывает Луговов Федор Андреевич, 1923 года рождения: «В одиннадцать лет я стал в грелках у отца, учиться отец не пускал. Вставал в 3-4 часа утра, а меня будил в 5 часов. Мой отец, Андрей Харитонович, был правильщиком. Процесс производства гребней нелегкий. Сам я прошел весь путь от грелок до правильщика, а затем стал сам делать гребешки, научился у соседа. За 400 рублей купил станок. Сколько лет прошло, а я все помню. За рогами ездили на мясокомбинаты, в основном, в Москву. До станции Анциферово — пешком, а там садились на поезд. Купим рога и рады, да старались, чтобы были получше. Все производство гребней можно разделить на три этапа.

Вначале на пиле разрезали рог - от 1 до 3 штук с рога. Нарезанные штуки бросали в котел с горячей водой и в горн. Затем лопаткой их вытаскивали. По две штуки надевали на грелки (круглые деревяшки) на горне, на углях грелки крутят. Как рога нагреются, грелка отдает их правиле. Грелками, в основном, были дети.

Правила разрезает рог колупашником и обрезает им верхний слой («снимает рубашку»). Затем рубашку кладет в горн, пока будет мягкая. Затем клещами разгибает рубашку. Все неровности на рубашке обрезает шпагой. Неровности внутри ровняет трубочкой, и снова на угли, чтобы были совсем мягкие. Потом правильщик по штуке кладет в колоду между сырьями (10-15 мин.). Затем первые четыре плашки вытаскивает колупашником из колоды и передвигает их дальше на четыре, и так до тех пор, пока колода не заполнится.

Гребенщик обрезает плашки на форму гребешка межумком (пилкой). Затем кладет плашки - 50-60 штук - в ведро с горячей водой. Так стоят до утра. В четыре часа утра идешь терпужить (снимать верх рубашки, очищать плашку, затем плашку делают формой гребешка равняльником и, уже готовую, зубят на частые и мелкие зубья). После на терпуге снимают стружку с рога».

Вот таким долгим был путь производства гребня. Правили гребешки в лачужке, которая обычно стояла за домом.

С конца XIX столетия село Хотеичи считалось селом кустарей-ремесленников по обработке рогов и изготовлению гребней. В.И.Ленин в своем классическом труде — книге «Развитие капитализма в России» берет для характеристики в русской промышленности хотеических кустарей как наиболее ярко выражающих капиталистическую форму производства, основой которого является ручной труд. Он указывает на тяжелые условия труда рабочих-кустарей села. Рабочий день их длился более 14 часов. В душных парилках с раннего утра до поздней ночи работали взрослые и дети. Хозяева давали высокую норму выработки, а платили мало. Притом кустари получали не деньгами, а товарами. О работе кустарей-надомников В.И.Ленин говорит следующее: «Положение надомников хуже, чем даже наемных рабочих на крупных заведениях. Нужда заставляет их непосильно эксплуатировать труд всей семьи и удлинять рабочий день, сажать за работу подростков. Зимой в Хотеичах работа начинается с часу ночи, и трудно сказать, наверное, когда она прекратится в избе «самостоятельного» кустаря, работающего на сделку». (Ленин В.И., Т. III, стр. 360)

В начале XX века, перед первой мировой войной, село представляло крупный населенный пункт, входивший в состав волости Ильинский погост, Богородского уезда, Московской губернии. По переписи 1897 года в селе значилось 2494 человека жителей. Жители занимались, по-прежнему, кустарным промыслом, сельским хозяйством и мелкой торговлей. Крупными промышленниками гребешечного производства в это время в селе были братья Курковы - Антон Герасимович и Иван Герасимович. Они имели фабрику по выработке гребешков с постоянными рабочими и надомниками, работающими на сделку. Видными промышленниками села были также Киров Семен и Лафетов Яков. Киров Семен занимался производством гребешков, выработкой кожи, торговлей. Лафетов Яков вырабатывал кожи.

Предприниматели обычно занимались и торговлей. Они имели магазины с товарами и отпускали часто своим рабочим товары в кредит. Специальной торговлей занимались Зухин Василий, который имел магазин по торговле различными товарами, а также Киров Иван. Иван и Кумарев Андрей имели постоялые дворы для приезжих. Видными, всем известными заведениями в селе были два трактира, которые содержали братья Егоровы.

Из всех промышленных предприятий и заведений наиболее значительным предприятием была фабрика Курковых по обработке рога и производству гребней.

До коллективизации жители села спокойно занимались гребешечным производством, отодвигая сельское хозяйство на второй план. После коллективизации жизнь изменилась. Станки стали отнимать, но жители умудрялись прятать оборудование, кто в подпол, кто на навес.

«Два раза - рассказывает Федор Андреевич, - ко мне приходили с обыском, но бог миловал, так и занимался, пока были силы». А вот Милехина Климана Андреевича и Шемина Сергея после конфискации оборудования осудили на 1,5 года. Со сбытом не было проблем, село-то было известное, и клиенты приезжали прямо на дом, в основном с Кавказа.

В годы войны и после войны хотеические гребенщики продолжали свое ремесло. Только теперь женщины и подростки заменили мужей. Готовую продукцию возили в Москву и, в основном, сдавали оптом по 2 р. - 2 р. 50 коп. за штуку. Реже продавали на рынке в розницу. Так дороже, но опаснее: если милиционер увидит, отберет все.

Рассказывает Бурова Валентина Семеновна: «Было мне 20 лет. Собралась я замуж. Время послевоенное, голодное, денег нет, а платье сшить свадебное хочется. Отец до войны делал гребешки. Рога дома остались у нас, и отдали мы их с матерью Зуйкову Л., чтобы тот нам сделал гребешки. И вот с готовой продукцией поехала я на машине в Москву. Перед д. Соболево останавливает машину милиционер и обыскивает нас. У меня гребешки, их отобрал, а на меня заявление в милицию. Я понимала - посадят, да тем более я была секретарем с/совета. До сих пор я вспоминаю со словами благодарности военкома, только вот фамилию-то я его не помню. Он сказал, что поможет, переговорит с начальником милиции, чтобы не дали делу хода. Так и получилось: вызвали меня только в район. Я объяснила, что хотела денег на платье заработать. Объявили выговор. Вот так я на всю жизнь запомнила эти гребешки. А сколько раз мне приходилось ездить в Москву за рогами, да на себе мешки таскать! Это молоденькой-то девчонке! Но зато благодаря этим гребешкам не пухли с голода, все что-то можно было купить из продуктов. Да и наряды покупала на эти деньги».

После войны известными правильщиками были Архаров Василий, Струпины Василий и Тимофей. Рога зубили Ганькин, Пирогов Ефим. Эти двое работали в паре и занимались гребешечным ремеслом до 1999 года.

Так в конце XX столетия в селе Хотеичи был окончен гребешечный промысел.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Т. III.
  2. Московский листок. №187 — 1884, 9 июля.
  3. Шрамченко А.П. Справочная книга Московской губернии за 1890 г.