Гуслицкая жар-птица

Светлана Константиновна Воронецкая,
учитель  МОУ «Ильинская средняя школа»

Очень важно, чтобы молодой человек умел понять прошлое и увидеть себя и свой народ на фоне настоящего. А для этого, в первую очередь, надо, чтобы он знал свое родословие и свой край, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает от природы до малейшего творения рук человеческих, и еще важнее, чтобы он любил все это и хотел сберечь…Работа над этим в нашей школе ведется с первой ступени, т.е. с начальных классов.

В настоящее время также остро стоят вопросы нравственного воспитания и эстетического восприятия окружающего мира природы и вещей. Нам, живущим в Подмосковье, есть чем гордиться. Здесь расположено большое количество центров декоративно – прикладного искусства, слава о которых распространилась далеко за пределы не только Подмосковья, но и России. Мы без труда узнаем гжельский фарфор, павловский платок, жостовский поднос, хохлому, украшенные причудливыми самобытными узорами, не спутаем их с другими. Пользуясь этими предметами в быту, мы подчас не задумываемся, что имеем дело с настоящими произведениями искусства.
Но оказывается у нас, в Гуслице, тоже был распространен свой стиль, своя манера росписи, которая в настоящее время незаслуженно забыта.

Речь идет о гуслицком стиле книжного орнамента. В настоящее время историческим является тот факт, что в Гуслицах переписывали книги, по которым дети осваивали грамоту. Это азбуковники и рукописные певческие книги. Для местных нужд книги писали еще в XVII веке, а вот в начале XVIII они начали появляться и в продаже. Тексты рукописных книг писались полууставом, который отличается некоторой вытянутостью, наклоном букв и большей их толщиной. Музыкальная строка состояла из крюковых нот.

Гуслицкие певческие книги расходились по всей стране моментально, хотя стоили не дешево. Их популярности способствовали не только высокая грамотность гуслицких писцов и сохранение пения по крюкам, но и, как оказалось, нарядное оформление и богатый орнамент.

Об этом хотелось бы сказать поподробнее.
Гуслицкий стиль книжного орнамента прошел долгий путь, прежде чем стал узнаваемым и самобытным.
На протяжении всей истории русские книгописцы и живописцы выработали несколько последовательно сменявших друг друга орнаментных стилей.

Древнейшим из них был старовизантийский: торжественный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой краски. Другой характерный признак этого стиля – строгий геометризм и правильность форм.

Позднее его сменил чисто русский оригинальный тератологический (чудовищный, звериный) стиль. Так он называется потому, что заставки представляют собой переплетение ремнями или жгутами невообразимых чудищ, зверей и птиц, лапы, шеи и хвосты которых изгибаются, переходят в растения и вновь в конечности, но только уже других «персонажей» рисунка. Люди и  животные как бы стараются разорвать удушающие их путы.

В XV-XVI веках распространяется нововизантийский стиль. Это сложные композиции, состоящие из трав, цветов и плодов. Стиль подчеркнуто парадный и роскошный. Присутствует золотописание. Рамка заставки объемна, она как бы «дышит», прорастает маленькими травинками.

Затем возник старопечатный стиль в тот период, когда стало появляться большое количество печатных книг и надобность в переписывании книг постепенно отпала.

Только старообрядцы продолжают развивать эту художественную традицию. В их среде создается новый стиль – нарядный, роскошный, с пышными растительными мотивами. И называется он гуслицкий, по названию старинного села и местности Гуслицы.

Что же особенного в нашей гуслицкой росписи? Это, прежде всего, яркие сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением. Такого нет ни в одной из старообрядческих рукописных школ.
Следующей отличительной чертой, пожалуй, самой заметной, характеризующий гуслицкий орнамент, является цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений. У инициалов нет длинных орнаментальных веток – отростков, а лишь один пышный стебель – цветок вьюна, расположенный рядом с инициалом. Заставки и внутренняя часть букв, объемных и широких, декорированы золотыми и цветными – завитками орнамента.

Заставка (небольшая орнаментальная композиция, выделяющая или украшающая начало какого-либо раздела книги) часто занимает всю страницу и являет собой художественно-законченную композицию, в которой присутствуют вертикальные колонны, обвитые криулем (ведущим стеблем), а также горизонтальные основания для трех разделов рисунка. Возможно, наличие этих полос, или ярусов, соответствуют трем мирам – подземному, наземному и небесному. Этот мотив часто присутствует в декоративно – прикладном искусстве русских народов. Причем, верхний ярус имеет некую динамику, в которой можно заметить непреодолимое стремление ввысь. Часто в гуслицких книгах с левой стороны страницы встречается причудливое дерево, которое венчает птица. Возможно, это не что иное, как изображение «мирового» дерева или дерева жизни. А птица, излюбленный элемент гуслицкой росписи, восседающая обычно на верхушке дерева – символ добра, приносящий добрую весть или подарок.
Как уже выше было сказано, в основе гуслицкого орнамента лежат мотивы старопечатного стиля, вместе с тем в орнаментальных композициях прослеживаются и растительные сюжеты, роднящие их с хохломской росписью, развивающейся в это же время. Кроме того известно, что московские иконописцы – старообрядцы, бежавшие от гонений из Москвы и других городов центра России в леса дремучие и малодоступные, прятавшиеся там от властей, те раскольники из далеких веков оказались гениальными декораторами и соединили хохломское золото с растительным орнаментом. Это еще одно поле деятельности для изучения.

Сведения о гуслицком стиле украшения рукописных книг стали энциклопедическими. Издательство «АВАНТА+» выпустила «Энциклопедию для детей» тиражом 20000 экземпляров. Столько же людей, купив это издание, наряду со знаменитой Моной Лизой, египетскими пирамидами и другими всемирно известными произведениями искусства, узнают о Гуслице. А мы с вами просто обязаны это знать и дать эти знания детям, чтобы они тоже могли гордиться мастерством своих далеких предков.

В нашей школе ведется большая работа по изучению родного края. А с гуслицким орнаментом ребята знакомятся на уроках рисования. Начиная с самого простого дети узнают теоретические знания по этому вопросу и пробуют себя на практике. Делимся своими достижениями с учителями из других школ. В частности, было дано 2 открытых урока рисования по гуслицкой росписи для учителей начальных классов и директоров школ района. Кроме того, мотивы гуслицкого орнамента были использованы при оформлении нашего школьного краеведческого музея. В плане школы также стоит создание книжки–раскраски по изучению детьми местного орнамента.
Таким образом, наша гуслицкая роспись – это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов, приемов росписи – весьма захватывающее и увлекательное занятие, которое позволяет детям прикоснуться к живой истории Отечества, вклад в культуру и искусство которого, бесспорно, внесла и наша Гуслица.