Титова Наталья,
ученица 7 класса Губинской СОШ
с углубленным изучением предметов естественного цикла
Руководитель – Янчикова Т.И.

ГУБИНО СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ.

Я проживаю в деревне Губино с самого рождения, много слышала интересных рассказов от старейшин деревни об историческом прошлом нашей местности. Несколько лет я посещаю кружок при школе, меня привлекает история, и я заинтересовалась историческим прошлым нашей деревни. Вместе с преподавателем истории мы стали собирать краеведческий материал о деревне Губино. Это очень интересная работа, но кропотливая и требует не малых усилий. Пришлось обращаться в школьный музей, в местную библиотеку, в администрацию сельского округа. Самую ценную информацию, конечно же, мы получили от местных жителей, которые помнят еще деревню с незапамятных времен.

На востоке Орехово-Зуевского района, в 25 км от районного центра, среди лесов и болот между реками Клязьма и Нерская и Сеньгой-озером расположилось селение Губино. Существует Губино по устным преданиям около 300 лет. За это время произошло много интересного в жизни Губинских жителей, многое изменилось с тех пор, а многое предстоит еще изменить. Будущее нашей деревни в наших руках - руках подрастающего поколения. Чтобы заглянуть в будущее нужно обязательно знать историю прошлых лет.

В прошлом большая деревня Губино называлась Губинская. Находилась она в десяти верстах от железной дороги. Название селения произошло от губительной, гиблой, болотистой местности окрест деревни, где скрывались преследуемые царем и властью старообрядцы. В те далекие годы Губинская входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии и имела три улицы, названные по именам трех братьев-помещиков: Измайловскую, Николаевскую, Александровскую.

Крестьяне, проживавшие на улицах Измайловская и Николаевская, сумели еще до 1861 года откупиться от своих помещиков. В этом им помог какой-то богатый меценат, бывавший в этих местах и выделивший нужную сумму денег на откуп. Крестьяне помещика Александра откупились лишь после 1861 года. На службе у этого барина состоял самодур - управляющий Никеша, который завел порядок - после каждой крестьянской свадьбы в деревне самолично проводить с невестой первую брачную ночь. На одной из таких свадеб вытащили Никешу за волосы через окно из избы и удавили. По вызову барина из Владимира в Губинскую прибыл полк солдат, расселившихся по домам крестьян, сбежавших от кары в болота. Местность, где спрятались крестьяне в болотах за деревней, была прозвана «Бежной». Когда-то там был карьер для добычи торфа (в одном километре от Губино), а сейчас это место заросло всевозможной растительностью.

В 1859 году деревня состояла из 130 домов, в ней было 990 жителей. Текстильное производство (ручное ткачество) зародилось здесь после отмены крепостного права, и население до революции работало в основном на ткацких фабриках местных хозяев Кокуновых, Ешковых, Липатовых, а также на предприятиях Орехово-Зуева, Дрезны и Ликино. Первыми хозяевами фабричонок ручного ткачества в деревне стали местные богатеи крестьяне Крыловы и Перовы. Последние имели свой кирпичный завод, были связаны с фальшивомонетчиками Гуслиц.

Кокуновы приехали в Губинскую из Гуслиц после 1861 года. Они были староверы. Тихон Александрович Кокунов вскоре построил одноэтажный кирпичный корпус для ткацкой и красильно-аппретурной фабрики с керосиновым освещением. Серапион Александрович Кокунов открыл ткацкую фабрику в двухэтажном корпусе. Всего у Кокуновых на фабриках было 250 ручных станков. Кузьма и Степан Кокуновы владели торфяными машинами. (Промышленная добыча торфа в окрестностях Губино началась в 1913 году. Губинское болото относилось к Ликинским торфоразработкам).

Владельцам текстильных фабрик хлопчатобумажного и камвольного производства, связанного с Куровской, были братья Ешковы (Василий, Кирилл. Платон и Иван), имевшие четыре ткацкие фабрики с 400 механическими станками. Липатовы имели в Губине фабричонку на 50 ткацких станков. В наше время эту фабрику оборудовали под клуб.

До революции на Губинских фабриках работало около 1000 рабочих. В 1918 году было создано Губинское групповое управление ткацких фабрик треста «Обновленное волокно». Управление треста находилось в Москве.

В первые годы советской власти бумаготкацкая фабрика (бывшая И.Е. Ешкова) вырабатывала хлопчатобумажные ткани, имея 132 механических станка. В 1937 году ткацкие станки на фабриках Ешковых демонтировали и вывезли в село Митрохино Куровского района. В 1964 году Губинская прядильно-ткацкая фабрика вошла в состав Ликинской прядильно-ткацкой фабрики как цех.

В прошлые годы недалеко от Губина был обнаружен каменноугольный известняк и белые, слегка сероватые огнеупорные глины. Этим воспользовались богатеи Кокуновы, Шутковы и Маевы, построив небольшие кирпичные заводики. Белый кирпич здесь выпускался вплоть до 1920 года.

В 1930 году в полутора километрах от Губина при строительстве полотна дороги Ликино - Шатура в одном из холмов было найдено воинское захоронение (останки воинов, ружей, седел).

Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено деревянное здание (на месте современной). В 1876 году Серапион и Тихон Кокуновы стали строить для себя каменный дом из красного кирпича и одновременно молельню, которая функционирует поныне. Это_храм старообядцев-поповцев, его главная икона - Казанской Божией Матери. Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале XVIII века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. На полдороги ходокам встретился незнакомый иконописец, который взялся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нес. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего иконописца. Посланные уже подумывали сделать заказ другому мастеру, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого иконописца, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день никто не знает, кем же все-таки написана чудотворная икона. (Автор, рассказавший об этой иконе в № 47 журнала «Церковь» за 1910 год считал, что это случилось в начале XVIII века, но, поскольку в устных сказаниях время часто искажается, естественней предположить, что это было во время страшной моровой язвы 1771 года.)

В деревне ее поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года.

Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением.

Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит - основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий.

Журнал «Старообрядческая мысль» в 1915 году сообщал: «15 ноября сего года в храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке в Москве, состоялось торжественное богослужение по случаю принесения в храм чудотворного образа Казанской Пресвятой Богородицы (из деревни Губинской). Всенощную и божественную литургию совершал архиепископ Мелетий... Постоянное пребывание вышеназванной чудотворной иконы в Губинской Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии».

В Гуслицах был установлен порядок чествования чудотворной иконы Царицы Небесной: 11 июня торжество встречи и провождение иконы с крестным ходом совершалось в Селиванихе, 12-го - в Степановке, 13-го - в слободе Абрамовке, 15-го - в Шувое, 17-го - в Нарееве. В эти дни все работы прекращались даже на механических ткацких фабриках. Богомоление в честь прибытия святыни начиналось вечером служением всенощной, а утром проводилась Божественная литургия с произнесением торжественной речи, после которой по колокольному звону все собирались на крестный ход вокруг селения по полям. Тут же служились молебны с водосвятием. По возвращении крестного хода следовали проводы иконы в соседний приход.

Духовенство господствующей церкви часто ополчалось против чудотворной иконы, искало случая отобрать ее у старообрядцев. До 80-х годов XIX века даже открытое перенесение святой иконы из храма поперек улицы с пением духовного гимна считалось преступлением, и почти вся уездная полиция приводилась в боевое положение. Старообрядцы ревностно и бдительно охраняли свою дорогую святыню: от властей икону прятали в закрома, в рожь и другие места. Если везли икону в другую деревню, то обычно ее прятали в середину какой-нибудь клади, чтобы избежать подозрения полицейских. До 1915 года икона находилась в доме братьев Кокуновых.

Самым почитаемым праздником в Губине являлся день святого мученика Никиты, отмечаемый 28 сентября. В этот день мужики в подпитии устраивали большие драки. Накануне революции в Губине было около 400 крестьянских хозяйств и более двух тысяч жителей.

Первым священником - настоятелем храма стал о. Иоанн. Он продолжал служить здесь и в 20-е годы в возрасте около 70 лет. Судьба отца Иоанна завершилась трагически. Его репрессировали. По дороге в ссылку священник умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям.

О преемнике о. Иоанна священноиерее Филарете известно мало. Служил он приблизительно в те же годы (до 20-х), дальнейшая судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил настоятель храма о. Никола, служивший до 1937 года. Он также пополнил ряды страдальцев за веру. Пришедшему на смену отцу Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь два-три года. В 1940-м его служба прервалась и можно догадаться, по какой причине. В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма - на рубеже 1939/1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза.

И в эти страшные годы разгула атеизма, войны, голода и разрушений, Господь не оставил Губинскую землю: к православным христианам, лишенным святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому у верующих. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн.

После Победы нашего народа над фашизмом к верующим и духовным православным пастырям со стороны сталинского правительства имелось некоторое послабление. Проявлялось оно и на местах. Поруганное властями здание губинского храма возвратили местной старообрядческой общине. С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавил отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении храма, его отличало истинное подвижничество. Кроме того, по воспоминаниям самих верующих, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним настоятелем губинского храма, с 1960-1962 гг., стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые «приступы» хрущевского воинствующего атеизма.

Особо скажем о страницах летописи губинского храма при священноиерее Антонии, пришедшем на смену о. Максиму. По некоторым данным, он был из Орехово-Зуева. В это время в Гуслицах остро недоставало старообрядческих священников, о. Антонию выпала нелегкая миссия окормлять несколько приходов. К примеру, в его ведении находился и старообрядческий храм деревни Язвищи. Служил этот священник-подвижник и в московских древлеправославных храмах. Он умер в 1983 году, в возрасте сорока с небольшим лет.

Затем почти целое десятилетие не было у Губинского храма постоянного настоятеля. В 80-е годы священников сюда направляла московская старообрядческая Архиепископия. И, наконец, в 1992 году постоянным священником стал отец Зотик (Еремеев). В этот сан его рукоположил первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Еще в бытность о. Антония о. Зотик ревностно служил в губинском храме уставщиком. Сам Зотик Иосафович Еремеев родился в 1947 году в семье коренных староверов. Позднее закончил Духовную семинарию. До 1994-1995 гг. о. Зотик являлся настоятелем храма, многое претерпел от святотатцев, пытавшихся ограбить святыню и украсть чудотворную икону с образом Казанской Пресвятой Богородицы. Мужественно противостоял бандитам священник, на которого они тоже подняли руку.

В 1994 году о. Зотик хиротонисан в епископы митрополитом Алимпием в сослужении с епископом Силуяном и епископом Иоанном. Ныне он - Зосима, носит духовное звание епископа Кишиневского и всея Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

С 1 июня 1995 года его преемником в Губинском храме служит молодой священник Александр (Селин), рукоположенный митрополитом Алимпием. Отец Александр имеет большую семью (четверо детей), родом из коренных старообрядцев. Его дед, Петр Александрович Селин (1890-1967гг.) был известным деятелем подвижником, протоиереем Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев^ приемлющих белокриницкую иерархию), благочинным Горьковской области.

и О. Александр достойно продолжает духовные традиции старообрядцев Селиных, пользуется большим уважением среди прихожан губинского храма и староверов Гуслиц.

Нынешний храм деревни Губино (ему в этом 2005 году -116 лет) освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Славная история старообрядческой святыни продолжается и предстоит еще немало сделать по возрождению его истории, уточнению имен, событий, отдельных факторов, связанных с храмом.