Владимир Иванович Смирнов,
писатель-краевед, г. Егорьевск

ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ
(«Гуслице семь веков»)


Медленно течет жизнь в провинции.
Обычаи, порой, живут, не меняясь, столетия.
(Народные наблюдения).

Взяться за написание истории Гуслицы, меня заставило несколько обстоятельств: во-первых, в последние годы у широкой общественности — писателей, журналистов, научных работников, разных исследователей, краеведов, священнослужителей, как православных так и старообрядческих церквей, появился интерес к Гуслице, как к исторической местности известной с XIV века, в которой сохранились древние обычаи, религиозные верования, в том числе старообрядчества с его особыми обрядами, традициями. Помимо знакомства с историей края, приезжие отыскивают в нем старинные, старообрядческие, рукописные, крюковые книги, оформленные гуслицким орнаментом, старые иконы, медное литье. Исследуются многочисленные загадочные топонимы и гидронимы, время их появления, и кем они были оставлены.

Владимир Иванович Смирнов

Во-вторых, некоторые исследователи заговорили о Гуслице, как об особом московском регионе, с якобы уникальной, обособленной культурой, несколько преувеличивая её значение.

И, в-третьих, наблюдаются многочисленные искажения по истории Гуслицы, которые бытуют, как в устных рассказах, так и в племенных источниках. Особенно это касается территории древней Гуслицы. Иные пишут, будто бы Гуслица охватывает значительную часть Егорьевского, Куровского, Орехово-Зуевского, Павлово-Посадского районов. Каких-либо подтверждающих документальных данных эти авторы не приводят. Во второй своей книге «Мы - егорьевцы» М. 2003 г., я поместил несколько межевых грамот по Гуслицкой волости за XVI и XVII века, которые, казалось бы, дают полное представление о территории этой волости того периода. Однако наши исследователи или еще не познакомились с ними, или, скорее всего, упорно придерживаются своей ошибочной позиции, относя к Гуслице разные волости, местности, которые никогда не входили в Гуслицу.

Искажение касается и других сторон истории. Особенно распространилось заблуждение по поводу возникновения и распространения старообрядчества: - Гуслицу называют исстари только старообрядческим краем и, что все население мол, придерживалось только старой веры, что противоречит историческим фактам. При таком утверждении почему-то не принимаются во внимание факты, которые говорят о том, что в волости, по крайней мере, с XV - XVI веков, стояли и до сих пор стоят православные церкви и монастыри.

Бытуют и другие заблуждения. Это касается вопроса образованности населения, состояния промыслов. И, наконец, большая фантазия бытует о том, что художественное оформление старообрядческих книг, якобы, было почти в каждом доме.

Наконец, некоторые исследователи, преувеличивают значение духовного, а точнее, старообрядческого влияния гуслицких обычаев на соседние регионы, утверждая, что в Егорьевском и других районах старообрядческие общины созданы, якобы, выходцами из Гуслиц.

Все эти искажения свидетельствуют лишь о том, что история Гуслицы не знакома широкому кругу лиц, в том числе многим краеведам и исследователям. Исторические документы, особенно архивные, оказались не доступны, не только краеведам, но и более солидным исследователям. До последнего времени они не были востребованными и лежат до сих пор во многих архивах не тронутыми. Нередко краеведы, исследователи, по истории гуслицкого края довольствуются народной молвой или ссылаются на ошибочные сведения более ранних авторов.

И еще одно обстоятельство заставляет меня пересмотреть бытовавшее здесь мнение, будто бы вся Гуслица жила нечестным трудом, представляла собой воровской край, «людей без чести и совести», с многочисленными разбойниками, фальшивомонетчиками, конокрадами, разным жульем, обманщиками, как писал об этом монах Парфений и ряд журналистов. О какой же тогда культуре тут можно говорить, если здесь была криминальная обстановка. И следствием чего она такой стала? - Не от состояния ли самого старообрядчества того времени? Известно, что факты криминала исходили в большинстве своем, не от жителей Гуслицы, а соседних с ней местностей и разных прибывших сюда беглых, людей сомнительной честности.

Если говорить о литературе по этому краю, то её не так уж много. В прошлые два столетия по отдельным сторонам жизни населения этой волости было написано несколько статей в разных книгах, газетах, в том числе старообрядческих. В середине XIX века Н. Ордынский в книге «Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии» под. Ред. Н.Бочарова. М. 1864 , вып. 1., пытался выяснить границы Гуслицы. В 1992 г вышла книга: «Старообрядческая Палестина» В. Лизунова. В 1998 году опубликована книга В. Алексеева и В. Лизунова «Моя малая родина». В конце 2004 года выпущен Историко-краеведческий альманах «Гуслицы». Еще раньше некоторые писатели, журналисты, описывали жизнь гуслицкого населения, в основном это были художественные, часто негативные зарисовки, очерки, вроде Мельникова-Печерского, А. Перегудова, В. Гиляровского. Однако серьезных исследований по истории Гуслицы никто не проводил. Порой ведутся бесплодные споры о границах волости, о сплошном образовании населения, древнем распространении старообрядчества и т.п. - все эти рассуждения так и остаются, в большинстве своем, досужими вымыслами, не подкрепленные никакими сведениями и фактами, а если и приводятся ссылки на источники, то на весьма сомнительные. В последнее время стали распространяться статьи о Гуслице через Интернет, в которых раздается тоска по уходящей какой - то «культуре» старообрядческой Руси.

Из всего написанного о Гуслице, невозможно составить представление об её истории, её особенностях, периодах развития. Все этого говорит лишь о необходимости более обстоятельного исследования истории, как самой Гуслицкой волости, так и смежных с ней местностей. Самое слабое место во всех публикациях о Гуслице - отсутствие исторических документов. В последние годы не опубликовано почти ни одного исторического источника, ни одной княжеской грамоты XV-XVI веков, не говоря уже о межевых грамотах XV-XVII веков и писцовых книг, а без них вряд ли можно понять историю, жизнь людей древней волости.

Лицевая сторона обложки, подготовленной к изданию книги

При моем знакомстве с многочисленными документами, архивными материалами, у меня сложилось иное представление, как о прошлой истории, так и о современной Гуслице, чем оно бытует, до сей поры, в умах жителей этого края и некоторых исследователей. Все это и заставляет меня провести краткое историческое исследование и познакомить, как жителей, так и разных исследователей, с основными документами, архивными материалами, которые могли бы дать не искаженное, не преувеличенное представление, о гуслицкой земле.

И еще одно обстоятельство заставляет меня взяться за написание истории Гуслицкого края - моя родная деревня Исаевская. С XVI века она входила в Высоцкую волость и граничила на северо-западе со многими гуслицкими деревнями: Ботогово, Игнатово, Зевнево, Ощерино, Устьяново, в которых мы в детские и юношеские годы, бывали, встречались со своими сверстниками на прогулках, гуляньях, дружили и враждовали. Побывал я и во многих домах жителей Гуслицы. Кроме того, я слышал много разных рассказов от старшего поколения, о житье-бытье гуслицкого населения. Отдельные мои предки имели родственные связи с некоторыми семьями гуслицких селений Игнатовой, Внуковой, Равенской, Зевнево, Ботогово. Следует сказать, вся наша семья и родственники были православными, но это не мешало нам в семьях жить в дружбе и согласии с выходцами из гуслицких деревень.

Перечисляя своих родственников, родившихся в селениях бывшей Гуслицы, я имею возможность высказать свое мнение о некоторых сторонах жизни в этой местности. Для нас Гуслица не была большой загадкой, и жители наших селений, в основном православные, не сторонились раскольников, как пишут иногда некоторые исследователи. Многие жители из деревень Исаевской, Алешиной, Станинской, Семеновской, будучи православными, породнились с жителями гуслицких, соседних селений, Ботогово, Игнатово, Ощерино, Зевнево, Устьяново, Шувое. Мы не считали жителей гуслицкого края людьми «без чести и совести», хотя временами и не обходилось с ними без конфликтов.

В годы советской власти, как в Гуслице, так и во всей стране жизнь населения была политически и идеологически снивелирована, выровнена, как в трудовой деятельности, так и в общественной жизни, области культуры, образования. Отношения между людьми регламентировалась законами советской власти, коммунистической идеологией, нравственностью, советским правопорядком. Вся правовая власть, помимо руководства страны, сосредоточивалась в районах, сельских советах, колхозах, в партийных организациях. Все подчинялись этим законам, постановлениям и решениям этих властей. На фабриках, принадлежащих государству, господствовал общественный труд, направленный на досрочное выполнение государственных планов предприятия и своих личных обязательств. В основе семейной, общественной жизни, внедрялись советские, безрелигиозные обряды. В учебных процессах, как школ, так и институтов, вводились те же идейные советские программы. Вся жизнь людей, от мала до велика, пронизывалась отрицательным отношением к религии, к церквям, к попам, как к православным, так и старообрядческим. За десятки лет господства советской власти, люди, особенно молодое поколение, воспиталось и жило уже новым духом. Жизнь всего населения в те годы, в том числе и гуслицкого, круто изменилась: - старое и новое переплелось, многое из прошлого улетучилось, и ушло навсегда. И, тем не менее, Гуслица сохранила еще свои особенности, свои древние обычаи, традиции, навыки, обряды, особенно в старообрядчестве.

В.И. Смирнов - участник заседания краеведческого общества "Радуница"
(2001 год, Ильинская средняя школа)

Фактически, интерес ученых, разных исследователей, приезжающих в Гуслицу, касался лишь прошлого времени, времени раскола в религии, и как он, этот раскол, отразился на современной жизни гусляков, и что сохранилось от того времени. В годы советской власти этот период времени не исследовался, он был как бы под запретом, и лишь теперь, времени демократии и свободы, он оказался интересен тем людям, кто не был до этого знаком с этим периодом в жизни России. История Гуслицы дает, хотя и небольшой, но типичный пример жизни на Руси того времени.

Автор не претендует на полное изложение истории Гуслицы, так и современного её состояния. Тем не менее, новый исторический взгляд лишь обогатит наше о ней представление. Автор не касался тем, которые в прошлые годы широко освещались в местной печати, различных сборниках, в музейных исследованиях - это темы образования советской власти на территории Гуслицы, участия гусляков в период Отечественной войны 1941-1945 гг.

Книга состоит из двух частей, в первой части изложен авторский взгляд на историю Гуслицы с древних времен до сегодняшнего дня. Во второй части, в Приложении, публикуются архивные документы, летописные сведения, литературные заметки писателей, исследователей, краеведов, которые не были еще знакомы широкой публике гуслицкого края.

Книга рассчитана на широкий читательский интерес - жителей края, краеведов, преподавателей учебных заведений, разных исследователей, работников музеев.