Г.Е. Найдёнышева, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ им. Шолохова. ЗАБЫТЫЕ, НО ЖИВЫЕ ТРАДИЦИИ. Так уж повелось на Руси, что только в особо трудную годину мы, её дети, льнём к её груди, ищем поддержки и её тёплого слова. Ведь недаром она - Матушка - Русь. Таких примеров обращения к самому ценному кладу русской культуры, к фольклору, в нашей истории немало. Так, после войны с Наполеоном, в которой русский народ показал своё величие и красоту, все с удивлением и с радостью обнаружили гражданственность русского мужика. И если до этого страшного испытания в высокообразованных кругах считалось неприличным говорить по-русски или учиться у русских учителей, а не у французских, то после блестящей победы русских в войне 1812 года, проявления их храбрости, самоотверженности, непобедимого духа русского солдата и партизана все повернулись к русскому языку, к русскому фольклору. Во всех социальных кругах, на балах и праздниках и в повседневной жизни преобладает русский стиль одежды. Стать русским стало модно. Праздничный северный костюм, а также костюм центральных губерний теперь дополняют традиционными русскими украшениями: серёжками, низанными из русского речного жемчуга, украшениями в косу, расшитыми золотосеребряной нитью и т.д. Все эти народные приметы быта, общения (самовар, чай, расстегаи, бублики) становятся русским во всех проявлениях. «Отечественная война 1812 г. взорвала жизнь всех сословий русского общества» (Лотман) и повернула ко всему русскому, национальному. В то время нового самосознания начинается «великий» поход за фольклором, в народ с разными целями, но с одним желанием: побольше узнать о нём и полюбить его. Так, князья, богатые помещики, видные деятели русской культуры - Львов Н.А и его племянник Львов Ф.П. много сил отдали собиранию народных песен в том виде, в каком они звучали на самом деле в русских деревнях, созданию стихов и поэм в духе и складе народной песенности, развитию русской хоровой культуры. Удивляет и восхищает деятельность графини Евдокии Ростопчиной, которая в своём творчестве русской романтической поэтессы XIX века черпала образы, стиль и литературный язык, обороты, сравнения в русском фольклоре. Кроме того, в своём музыкально-литературном салоне в Москве она собирала лучших представителей русской культуры, опирающихся в творчестве на русский фольклор - М. Глинка, П. Булахов, Н. Островский и др. Поворот ко всему народному увлёк даже придворного композитора того времени, немца Карла Кавоса, который решил, видимо, не отставать от общего движения и написал музыку и либретто своей, как ему казалось, национальной русской оперы «Иван Сусанин». Мало кому известно, что такая опера существовала до Глинки, но это так. А разве можно сравнить эти две оперы Кавоса и Глинки, написанные на один и тот же исторический сюжет? Оказывается не достаточно следовать моде или быть в «струе». При всём своём искреннем желании передать «русский дух» Карл Кавос не смог это сделать, так как не был пропитан с детства интонациями и образами того народа, о котором решил написать оперу на старости лет. Одна поэтическая строфа из его сочинения достаточно ярко рисует такую псевдонародность языка. «Цветёт Антонида в народе, как Розан в огороде»- пишет восхищённый героиней оперы Карл Кавос! Вот, что значит опоздать с проникновением в культуру незнакомого с детских лет народа. Другой пример обращения к традициям относится к началу ХХ века. Идеи народности тогда будоражили умы многих музыкантов, писателей, которые, предвидя неумолимо надвигающиеся перемены, опять-таки припадают к груди России-Матушки. Так, утончённый аристократ, уже известный в то время поэт и писатель Иван Бунин пишет в 1910 г своё лучшее произведение «Деревня», где с большой болью звучат социальные темы об умирающем как класс крестьянстве. И действительно, изучая архивные документы начала ХХ века, можно заметить, как падает численность людей крестьянского сословия. Если по переписи населения в 1893 г. она составляла 70% от общего числа, то в 1914 году всего 30%. А ведь именно крестьянство и Деревня издревле сохраняли всю особенность первозданной культуры русского народа. И вот опять национальный отклик на происходящее лучших людей культуры России. В 1906 году открывается Московская Народная Консерватория. Её руководители: Танеев С.И. , Яворский Б.Л., Линёва Е.Э., Брюсова Н.Я., Гречанинов А.Т. Охват педагогической деятельности МНК огромен. Но нам важно отметить то, что во всей многоаспектности учебного процесса, значительное место отведено фольклорным экспедициям студентов и педагогов под руководством Е. Э. Линёвой. Глубокое изучение особенностей крестьянского пения в деревнях разных губерний России отражено в научно-теоретических выводах и неожиданных заключениях Е.Э. Линёвой. Так например, перечисляя черты русского народного многоголосия, Линёва подчёркивает, что пение в унисон, когда неумелые исполнители «водят голосом», совершенно чуждо народному пению. «Мне никогда не приходилось слышать певцов из народа, поющих чистым унисоном, только плохие «водят голосом» за другими. Старики же и старухи всегда выводят интересные подголоски или варианты основной мелодии, нередко передающие своеобразный контрапункт». Благодаря фольклорным экспедициям МНК и их теоретическому осмыслению рождается обоснование особого вида русского многоголосия, получившего название «крестьянской подголосочности». А ведь совсем недавно, до этих поездок, считалось, что многоголосию надо учиться у мастеров западно-европейской школы полифонистов. Об этом писал и Н.А. Римский-Корсаков и С.И. Танеев. Фольклорные экспедиции совершенно изменили отношение к русскому пению теперь как к кладезю музыкальных образов и технических приёмов. Может быть поэтому творчество современных композиторов, базирующихся на основах крестьянской подголосочности, создаёт удивительно колоритные, воистину русские музыкальные полотна. Такие, как « Русский концерт» В Калистратова, «Перезвоны» В. Гаврилина, «Свадебные песни» Ю. Буцко, « Деревянная Русь» Г. Свиридова и др. Наше сегодняшнее время - время войны культур. Кто победит? Западная и в большей степени американская или всё-таки мы найдет в себе силы и вдохновение противопоставить красоту и неповторимость нашей Русской культуры! Это большой вопрос и острая проблема, так как почти все СМИ «согласны» с таким засильем американизма. Но вот радость! Опять организуется фольклорная экспедиция совершенно на небывалом до сих пор уровне! В июне 2005 года на базе Центрального Дома детского творчества на Ленинских горах под руководством Е.Г. Борониной в удивительном составе из москвичей – детей дошкольного, школьного возраста, учащихся колледжа, студентов Педагогического университета им М. Шолохова, педагогов, воспитателей, преподавателей университета (проживая 20 дней в одинаковых условиях в Ильинской средней школе), фольклорная экспедиция ежедневно отправляется в деревни Гуслицкого региона с целью изучить обряды, историю, песни танцы, деревянное зодчество края Центральной России. В таком необычном возрастном охвате - новизна фольклорного движения, и не только новизна, но и великий воспитательный смысл. В этом можно было убедиться на ежедневных «Больших Советах» всех участников экспедиции, когда вечером после трудового дня за большим столом они рассказывали обо всём увиденном, замеченном, услышанном за день. Кто, как мог, но все сообщения выслушивались с большим уважением, интересом не только к личности выступающего, но и к тому, ЧТО ему запомнилось. Будь то воспоминание о своей свадьбе 86-летней Авдотьи Петровны или рассказ 90 летнего Кузьмы Сидоровича об особенностях кулачного русского боя, или о правилах игры в тряпочный мячик, да всех впечатлений больших и маленьких участников экспедиции, а в тот момент - семьи увлечённых, - не перечесть! В посещениях деревенских домов, чаще заброшенных и одиноких с одним хозяином или с одной хозяйкой проявлялась не только культурологическая, но и человеческая необходимость и радость. По глазам и настроению бабушек и дедушек было видно как они просто счастливы тем, что ими интересуются дети и их учителя! Каскад восклицательных знаков, всё чаще появляющихся в статье говорит о том заряде жизненных эмоциональных сил, которые дарит такой поход «в народ». Ведь как и в седые, затерявшиеся в позабытом прошлом времена, современная Россия готова воскликнуть своими новыми молодыми голосами, задорными кадрилями, тряпочными куклами, бисироплетением , крестьянским голосоведением сказать: « Мы с тобой, Матушка Русь»! |