Екатерина Леонтьевна Горшкова,
заслуженный работник культуры Российской Федерации,
директор творческих программ
Московского общественного фонда культуры,
руководитель проекта
«М.С. Кузнецов – предприниматель и меценат
в культуре второй половины XIX – начала XX века»
в рамках программы Фонда –
«Историко-культурное наследие города Москвы».

МОСКОВСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД КУЛЬТУРЫ И КУЗНЕЦОВ М.С.

Почему Московский общественный фонд культуры стал заниматься историей жизни и деятельности российского фарфорозаводчика М.С. Кузнецова?

Казалось бы сфера предпринимательства в промышленности не имеет прямого отношения к Фонду культуры. Но, так получилось, что тема Кузнецова с 1996 года стала одной из важнейших в творческой многоплановой работе Фонда по причине адресного размещения офиса в сохранившемся усадебном доме № 41 по проспекту Мира, памятнике архитектуры XIX – XX вв., последними владельцами которого с 1874 по 1917год была семья Кузнецовых.

Получив дом в аренду в 1988 году в аварийном состоянии, Фонд изыскал возможность привлечь спонсоров в финансировании приведения памятника архитектуры в его прежнее историческое состояние. Были произведены капитальные ремонтные работы, реставрация интерьера и экстерьера на научной основе без привлечения бюджетных средств, за что Фонд был награжден Почетным Дипломом Правительства Москвы. Установлена охранная доска на доме с указанием имен знаменитых в то время архитекторов: Р. Мельцера. И. Кузнецова, В. Иванова, Ф. Шехтеля, скульптора, автора атлантов, кариатидов на фасаде и каминов в интерьере – С.Коненкова, народного художника СССР, Героя Социалистического труда, который тогда был студентом художественного училища им. С.Г. Строганова.

Естественно возник вопрос: а кто были владельцы дома, усадьбы на самой престижной в свое время улице – 1-й Мещанской в центре Москвы? Я, как руководитель краеведческого направления деятельности Фонда, попробовала навести справки через библиотечные фонды, но, увы, таких материалов не нашла. Заказала дипломную работу в историко-архивном институте Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ). Кафедра (В.Ф.Козлов) поддержала предложение и поручила готовить дипломную работу по данной теме выпускнице – Виктории Павленко. В.Павленко с увлечением занималась исследованием истории усадьбы и ее владельцах, «отлично» защитила диплом, а Фонд получил достоверную историческую справку, что послужило дальнейшей работе с материалом.

После презентации дипломной работы Виктории Павленко в Фонде и информации в печати, в Фонд стали обращаться краеведы, объявились и потомки М.С. Кузнецова: Егоров Н.И., Успенская Е.В. Появились вопросы, предложения, уточнения. Я стала готовить конференцию, чтобы собрать знатоков-кузнецоведов, музейных работников, историков. Их оказалось достаточно много.

29–30 ноября 2000 г. состоялась научно-практическая конференция, которая определила дальнейшую работу по данной теме. Конференцией было принято решение о восстановлении в истории имени М.С.Кузнецова, внесшего огромный вклад в развитие отечественной экономики и культуры, создавшего фарфоровую индустрию РОССИИ мирового значения, достигшего высокого художественного качества выпускаемых изделий при низкой себестоимости с учетом спроса потребителей всех уровней, включая и национальный интерес народов России. М.С. Кузнецов был поставщиком Двора Его Императорского Величества. Фондом была разработана комплексная программа по реализации предложений участников Конференции, которой предусматривался перечень работ, требующий новых изысканий, решение практических задач и материальных вложений.

Что сделано:

– установлено утраченное место захоронения М.С.Кузнецова, членов его семьи и обозначено памятной стелой на Рогожском кладбище, участок № 2 (автор проекта и исполнитель академик А.Н. Курганов и его сын И.А. Бурганов). Финансировали: ЮВАО г. Москвы и бывшие предприятия М.С.Кузнецова: Дулевский завод, завод Вербилок, торговый дом «Фарфор-хрусталь» на Мясницкой, 8/2. Открытие памятного знака состоялось 10 сентября 2002 года. (М.С. Кузнецов на протяжении многих лет возглавлял старообрядческую общину. В честь его памяти старообрядческая церковь службу на кладбище начинает у стелы Кузнецову).

В 2006 году, отмечая 160–летие со дня рождения М.С. Кузнецова, Фондом была организована юбилейная выставка «Фарфоровая феерия» заводов «Товарищества М.С. Кузнецова» в музее Декоративно-прикладного и народного искусства. К юбилею была издана книга-альбом-монография – «Матвей Кузнецов – почетный гражданин Москвы» (автор Горшкова Е.Л.), открыта музейная комната купеческого быта, в которой представлен биографический материал семьи М.С.Кузнецова и изделия его заводов. На доме установлена мемориальная доска на средства Управы Мещанского района и Дулевского завода. Систематически проводятся экскурсии по истории усадьбы и о судьбе семьи М.С.Кузнецова.

О Кузнецове выпущены книги В.Логинова и Ю.Скальского «И ваши дни благословенны», Р.Мусиной и Е.Галкиной «Кузнецовы. Династия. Семейное дело», научная статья И.Сергиенко и В.Тумана – «Кузнецовы. На перекрестке веков».

Имя Матвея Сидоровича увековечено, а вот дело его требует внимания и поддержки. Из восьми заводов бывшего «Товарищества М.С. Кузнецова» практически функционирует успешно только ЗАО «Дулевский фарфор». Переживает трудности ЗАО «Фарфор Вербилок», «Гжель». Заводы «Первомайский» (Рыбинский) Ярославской области и «Кировфарфорстрой» – перепрофилировались. Заводы «Конаково», Рига, Буды Украина – перестали существовать, проданы в другие отрасли.

Посуды отечественной на прилавках магазинов нет или продается в случайных местах. В 1744 году Елизавета Петровна, императрица российская не могла смириться с тем, что в России не собственной фарфоровой посуды и построила в Санкт-Петербурге завод по изготовлению фарфоровой посуды, в основном для Императорского Двора. В 1766 голу при поддержке Екатерины II был построен в Вербилках первый частный завод по изготовлению фарфоровой посуды иностранцем – Ф. Гарднером, который перешел в 1893 году в собственность М.С. Кузнецова. 8 кузнецовских заводов (из 49 в России) выпускали 2/3 изделий, что составляло 7250000 рублей из 10500000 общего дохода. На заводах Кузнецова было занято 17 тысяч рабочих. Изделия заводов Кузнецова хранятся у москвичей, как драгоценности, передаются по наследству. Имеются целые коллекции. Известно, что кузнецовский фарфор коллекционировали М.Миронова и А.Менакер, Г.Вишневская, семья Баевых – купцов, потомков Пушкиных и другие. Сегодня Кузнецовский фарфор можно видеть только в музеях России. Традиции Кузнецова используются только Дулевским заводом.

А что же делать нам, современникам? Приобретать доступную посуду из Китая, которая продается на всех перекрестках и рынках? Где же наши российские умельцы талантливые художники, мастера?

Мне кажется, сегодняшний форум должен выйти с предложением в официальные правительственные инстанции в защиту отечественной фарфорово-фаянсовой отрасли, в поддержку фарфорового производства для россиян. Просить, а может и потребовать – не допустить дальнейшего развала нужной людям отрасли. Отечественная посуда – это наше достояние в доме, в детских садах, школах, армии. Или будем «горды» своей слабостью?