Михаил Михайлович Обрубов,
член Союза художников России,
инструктор-методист МОУ ДОД ДДЮТ (г. Ликино-Дулёво).

ФАЯНСОВЫЕ ИКОНОСТАСЫ ТОВАРИЩЕСТВА М. С. КУЗНЕЦОВА.

В Орехово-Зуевском городском краеведческом музее хранятся фрагменты фаянсового иконостаса, который украшал один из храмов (1) в Дулёво до конца тридцатых годов, пока храм не был разрушен. По рассказам местных старожилов иконостас этот сохранился благодаря старосте храма, который перенёс его и закопал у себя на участке. Но передать церковное наследство оказалось некому. После смерти старосты, вскоре скончалась и супруга его. И только в 70-х годах этот клад был случайно обнаружен новыми хозяевами участка, которые и решили обнародовать свою находку. Всё, что было найдено, передали в краеведческий музей, и поскольку время было ещё не располагающее к работе над подобными находками, никто серьёзно не занялся изучением и описанием иконостаса. Небольшие детали были выставлены для просмотра, а всё остальное сложено в хранилище. Но даже выставленных на всеобщее обозрение кусков было достаточно, что бы привлечь внимание профессиональных фарфористов.

Дулёвские художники неоднократно пытались узнать историю появления иконостаса и определить его авторство. Наличие дулёвского клейма вносило некоторую загадочность во всю эту историю. П. В. Леонов и А. В. Строчилин пытались разгадать эту загадку. А. Д. Коновалов предложил свою версию, опубликовав её в газете "Новатор" в 1983 году. Заслуживает внимания и версия старшего инженера НТИ Конаковского фаянсового завода Г. В. Лубова, который прислал письмо с комментариями на статью А. Коновалова.

В письме говорилось о том, что, скорее всего, в Дулёво было привезено с Тверской фабрики (ныне Конаковский фаянсовый завод) несколько комплектов расписных фаянсовых иконостасов, где они были дополнительно расписаны золотом. Так как при обжиге позолоты в муфельных печах часть изделий могла пострадать (треснуть при наборе температуры), то детали привезли с запасом.

Копию этого письма (прил. №1) с целым рядом интересной информации А. Коновалов передал нам, когда мы заинтересовались историей иконостаса. С этого письма и начались наши дальнейшие исследования. Посетив Орехово-Зуевский музей в 1986 году, мы увидели: сколь грандиозно было это сооружение. Представить его в собранном виде мы, конечно, не могли, но поражало уже одно количество деталей, которые лежали на длинных многоярусных стеллажах. Именно тогда созрело желание сделать проект-реконструкцию дулёвского иконостаса. Но, видимо, тогда время ещё не пришло.

Пытаясь приспособить фарфор к исполнению крупных деталей, мы были вынуждены признать, что при наличии той деформации, которой подвергается фарфор при политом обжиге сделать качественную подгонку кусков практически невозможно. От затеи реконструировать иконостас в фарфоре пришлось отказаться. Заниматься же официально разработкой новой технологии специально для изготовления иконостаса – нечего было и думать. Но саму идею реконструкции мы не оставили и время от времени прилагали новые усилия для изучения этого вопроса. Так накопился тот материал, которым мы хотим поделиться с заинтересованными людьми.

ИСТОРИЯ КЕРАМИКИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Несмотря на то, что фаянсовые иконостасы уже существовали, возникало много вопросов о богословском оправдании керамики, в частности фарфора и фаянса, как церковного материала. Существование фарфоровых пластов с академической церковной живописью тоже открывало новую традицию в церковном искусстве. Но оказалось, что история церковной керамики восходит ещё к первому веку от рождества Христова. Существует церковное предание о нерукотворном образе Христа на чрепии (т.е. на черепице). Истории обретения этого образа описана таким образом. Эдесский царь Авгарь, получивший на плате нерукотворный образ Спасителя и исцелившийся от проказы, прикрепил его к доске и поместил в нише над городскими воротами. Правнук Авгаря вернулся к язычеству, начав гонения на христиан и на их святыни, поэтому образ Спаса Нерукотворного пришлось замуровать в стене с зажженной перед ним лампадой, спрятав от поругания. Когда в VI веке икона была вновь обретена, то оказалось, что она не просто сохранилась, но и чудесным образом отпечаталась на закрывавшей ее черепице (керамиде) с внутренней стороны. Несмотря на то, что следы чудесной находки в дальнейшем теряются, предание сохранило для нас эту историю. С течением времени керамика занимает достойное место в церковном искусстве. На Руси самым крупным памятником является ансамбль Новоиерусалимского монастыря с обилием керамических иконостасов и архитектурных деталей. Дошли до нас священные изображения Болгарской церкви, выполненные на керамике в 10-11 веке. Появление фарфоровых церковных изделий и фарфорового иконостаса связывают с заводом Миклашевского в начале 19 века.

Волокитинский завод был основан в 1830 году А. М. Миклашевским в с. Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии, в районе залежей лучших в России фарфоровых глин. Рабочими на заводе были крепостные крестьяне Миклашевского, поэтому, с отменой крепостного права в 1861 году завод прекратил свое существование.

Как известно, Товарищество М. С. Кузнецова впервые показало фаянсовый иконостас на Нижегородской ярмарке в 1896 году и сделало настоящий переворот в области оформления внутреннего пространства храма. Весь иконостас состоял из идеально подогнанных друг к другу фаянсовых деталей украшенных цветными непрозрачными эмалями и расписанные золотом. И коны для иконостасов выполнялись на металле или фарфоре в сочетании с орнаментальной росписью имитирующей эмали. Стоимость иконостасов была достаточно высока, поскольку в рекламе приводится много преимуществ фаянсовых иконостасов над деревянными. Скорее всего, что фаянсовые иконостасы действительно составили бы конкуренцию деревянным и каменным, но революционные события изменили естественное течение истории. Из всего количества изготовленных и установленных иконостасов уцелело до наших дней только несколько штук. Чудесно то, что один из полностью сохранившихся иконостасов вдруг обнаружился на окраине подмосковного города Железнодорожный в селе Саввино.

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ С. САВВИНО. В середине XIX века ветшающую деревянную церковь было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино. Новая церковь была заложена в 1870 г. Строилась она по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан. По проекту архитектора Н.Потапова в 1905 г. здание церкви было перестроено с увеличением ее габаритов - возведены два придела. Средства на это пожертвовал И.К.Поляков, директор располагавшейся неподалеку "Саввинской мануфактуры Викулы Морозова и сыновей, Ивана Полякова и Компании". Однако его участие в благоукрашении церкви этим не ограничилось. В тот же период храм приобрел и главное свое украшение - удивительный фаянсовый иконостас, выполненный Товариществом М.С.Кузнецова. Всего в храме 3 иконостаса: центральный и два боковых. Справа, в приделе во имя Преподобного Сергия Радонежского, и слева - Преподобного Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального - 12 метров, боковых по 5 метров. В своей рекламе церковно-строительный отдел Товарищества М. С. Кузнецова доводил до сведения покупателей следующий текст: "Иконостасы, киоты, подсвечники отличаются прочностью, красотой и изяществом и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре (1200 град.), поэтому прочность гарантируется на несколько лет...

Если же некоторые части в фаянсовом иконостасе лопнули или разбились, то мы заменим эти части бесплатно, не трогая иконостаса". Конечно, такая реклама сыграла определенную роль. Настоятель храма А.Морозов совместно с двадцаткой, то есть 20-ю членами старостата, приняли решение о заказе фаянсового иконостаса в Ликино-Дулево. Средства на иконостас пожертвовал купец Викула Морозов, который был дружен с самим "фарфоровым королем" М.С.Кузнецовым. К 1902 г. иконостас был изготовлен, но так как главный храм по проекту Н.Потапова расширили, пристроив к нему два придела, то иконостасов было заказано 3 - главный и два для приделов. Иконы были старинного русского письма фряжской (северной) работы.

Иконостасы состоят из блоков, которые возили из Ликино-Дулево на лошадях. Полностью иконостасы были установлены к 1905 г. (сведения из архива завода). Золото, краски: белые, розовые, лазоревые, эмали на иконостасе, который почти век украшает храм, не потеряли первоначального вида. До сих пор они чисты и свежи, словно изготовлены в наши дни. Каждый иконостас имеет царские врата. Монументальность иконостаса, безукоризненная техника и высочайшее мастерство исполнения русских мастеров. Участие в его создании таких художников, как В.А.Косяков и Н.В.Анненский, ставит иконостас в число лидеров русского декоративно-прикладного искусства конца XIX-XX вв. Товариществом М. С. Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по различным городам России, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске. Например, три иконостаса стояли в храмах г. Санкт-Петербурга, но эти иконостасы погибли во время Великой Отечественной войны, а точнее, в период блокады. Фарфоровые иконостасы были также в Одессе, в Казани, станице Успенской на Кубани и в других местах. В 1900 г. в Париже, на выставке, был приобретен иконостас для храма Русской Православной церкви в Чехии, в городе Мариансе-Лазне. (сведения взяты с сайтов, посвящённых истории храма).

Реклама иконостасов регулярно появлялась в старообрядческом журнале "Церковь". В приложении к книге Р. Мусиной о Кузнецовых есть копии рекламных листов, в которых приводится полный список иконостасов выполненных Товариществом. Настоятель Иоанно-Богословского храма протоиерей Олег Пэнэжко, занимаясь краеведческой работой, нашёл в московских архивах информацию о том, кто и где устанавливал Кузнецовские иконостасы (2).

НОВЫЙ ШАГ В ТРАДИЦИИ. Во всей истории Кузнецовских иконостасов поражает не то, сколько их осталось, а то сколько уничтожено. Но чудеса являются и по сей день. Дело кузнецовское не погибло, имеет своих продолжателей и даже начинает новую эру.

ХРАМ ИЛЬИ ПРОРОКА. История создания нового фарфорового иконостаса в Подмосковном храма Ильи Пророка, расположенного в нескольких километрах от Москвы между Рублевским и Волоколамским шоссе в усадьбе Ильинское может быть рассказана авторами и исполнителями проекта, но они ещё успеют это сделать. Мы же просто дадим краткую информацию об этом событии. Церковь когда-то принадлежала семье Романовых: московскому губернатору великому князю Сергею Александровичу, дяде императора Николая II, и его супруге великой княгине Елизавете Федоровне - родной сестре императрицы. До 1991 года храм находился в разрушенном состоянии. При восстановлении внутреннего пространства храма у настоятеля и прихожан возникла идея создания фарфорового иконостаса для своего храма.

Исполнение проекта было поручено гжельским художникам. Знаменательно то, что некоторые из них в своё время ездили даже в чешский город Мариинские Лазни изучать известный кузнецовский иконостас купленный на Парижской выставке. О существовании Саввинского иконостаса тогда было неизвестно. Видимо, источником вдохновения гжельцев стал всё-таки иконостас с парижской выставки. Исполнить заказ взялся гжельский художник Валентин Розанов, который в течение трех лет, с 1999 по 2002 год, занимался разработкой проекта и исполнением этого произведения. Работы велись на Объединении "Гжель" в мастерской скульптора А. Асанбаева, совместно с работающей с ним группой из Дулева и Гжели. Они столкнулись на своём пути с теми же проблемами, которые возникают при деформации фарфоровых изделий. Сколько сил и упорства нужно было творческой группе, что бы собрать этот иконостас, мы даже не можем представить. Тем не менее, иконостас выполнен и смонтирован, что показывает возможность осуществления даже такой фантастической задачи. Мы не возьмём на себя искусствоведческую оценку этого проекта, оставив профессионалам их труд.

Можно лишь сказать, что положено начало новой традиции. Сосем недавно, мы узнали о создании еще одного иконостаса в Сергиевом Посаде, расписанного известным абрамцевским керамистом Валентиной Булыгиной.

 

История появления в России новых фаянсовых иконостасов так же фантастична, как и появление фарфорового. Вдруг, где-то на Урале, профессиональные архитекторы взяли на себя труд по реконструкции кузнецовских иконостасов и даже преуспели в этом. Получив такую информацию, мы обратились к друзьям и вездесущему интернету и нашли интересующую нас информацию. Здесь мы приводим рекламные тексты фирмы "Терем".

ИКОНОСТАСЫ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО СОБОРА ВЕРХОТУРСКОГО СВЯТО-НИКОЛАЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ. Реставрация Крестовоздвиженского собора и воссоздание в нём фаянсовых иконостасов проводилось по Программе Губернатора Свердловской области Э. Э, Росселя. В процессе реставрации собора три фаянсовых иконостаса воссозданы в исторически достоверном виде. Для трёх иконостасов и двух киотов разработано 186 видов изделий. Общее количество изделий составило 2660 штук.

Фирмой "Терем" воссоздано производство фаянсовых иконостасов. Разработана технология, включающая проектирование, компьютерное моделирование, изготовление мастер-моделей, выпуск деталей и монтаж их в храме.

Фаянсовые детали покрываются эмалевыми красками, глазурями, золотом и обжигаются при температуре до 1200 °С, что обеспечивает высокую прочность красок и позолоты. Цветовая палитра неограничена. Фаянсовые иконостасы легко содержать в чистоте, пыль и копоть стираются с фаянсовых изделий бесследно. Невоспламеняемость - ещё одно достоинство фаянса. Иконостас составляется из объёмных элементов, установленных на бетонные фундаменты и прикреплённые к металлическим каркасам. Фаянсовые элементы укладываются друг на друга на специальном клее.

Стоимость фаянсовых иконостасов не превышает стоимости резных деревянных. Фаянсовые иконостасы не рассыхаются, не растрескиваются, позолота и краски на них не тускнеют - они долгое время не требуют ремонта.

До 2005 года заказы на изготовление фаянсовых деталей, разработанных и смоделированных фирмой "Терем", размещались на "Сысертском фарфоровом заводе". В настоящее время организовано собственное керамическое производство, позволившее значительно повысить качество фаянсовых деталей, исключив деформации, несовпадение в размерах и цветовой раскраске. Сосредоточение в руках одного коллектива проектирования, моделирования, изготовления деталей и монтажа позволило сократить сроки и значительно снизить стоимость иконостасов.

В Спасо-Преображенском соборе установлены пять иконостасов - три в главном храме и два в трапезной. По старым фотографиям интерьеров реконструирован внешний облик иконостасов, выполненных в богатом барочном стиле. Решение выполнить новые иконостасы в керамике связано с преимуществами в долговечности, износостойкости и широких цветовых возможностях фаянсовых иконостасов.

Внешний облик фаянсовых иконостасов собора максимально приближен к историческому. Заказ потребовал специальной разработки 120 новых элементов. Общее же количество фаянсовых деталей составило 5140 штук.

Центральный четырёхъярусный иконостас высотой более десяти метров - самый высокий из установленных нами - показывает, что в фаянсе можно выполнить иконостасы любых размеров.

Цветовая гамма иконостасов подобрана исходя из общего классического стиля собора.

ИКОНОСТАС НИЖНЕГО ПРИДЕЛА ХРАМА-ПАМЯТНИКА НА КРОВИ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ в г. ЕКАТЕРИНБУРГ. Наряду с интерьерами Верхнего храма, фирмой "Терем" разработан и установлен фаянсовый иконостас в Нижнем храме. Двухъярусный иконостас ограничен высотой потолка и имеет лаконичную прямоугольную форму. Центр с Царскими вратами выделен крупной аркой на сдвоенных колоннах. Цветовая гамма иконостаса - белые детали с позолотой на пурпурном фоне - символизирует акт кровавой расправы, покаяния и духовного очищения. Особенность иконостаса - икона Евхаристии в форме дуги над Царскими вратами.

ПРОЕКТ-РЕКОНСТРУКЦИЯ. Мы не имеем полного списка иконостасов исполненных и установленных фирмой "Терем", но на сегодняшний день их более десяти, в том числе: в храме Живоначальной Троице посвящённом тысячелетию крещения Руси (Орехово-Борисово), в Воскресенском скиту (Валаам), в храме во имя иконы Казанской Божией Матери в г. Пенза, в храме г. Исилькуль Омской области.

Отличие в проектировании и моделировании деталей реконструированных иконостасов заключается в применении новых компьютерных технологий. Сохранившиеся образцы кузнецовских иконостасов переводятся с помощью специальных компьютерных программ в математические формулы и исполняются станком с программным управлением с учётом усадки. Если в своё время, архитектор И. Е. Бондаренко, проектировавший один из кузнецовских иконостасов, жаловался, что мастера делают орнаменты слишком правильно, не понимая наивность старого русского искусства, то компьютерный перевод доводит формы и орнаменты до машинного пластмассового "совершенства". Это, может быть, единственный художественный недостаток компьютерных реконструкций.

 

Но вернёмся к истории кузнецовских иконостасов. Совершенно неожиданно в интернете, мы наткнулись на информацию, опубликованную на сайте Тверской епархии, которую приводим с некоторыми сокращениями.

НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В ГОЛЕНКОВО. В 20 км от поселка Селижарово на живописном берегу реки Тихвины находится погост Голенково с церковью во имя Святителя Христова Николая Мирликийского Чудотворца. Она построена в русско-византийском стиле с тремя престолами. Главный престол в честь Святителя Николая, два других престола посвящены Казанской иконе Божией Матери и Рождеству Христову. В храме сохранились два фаянсово-эмалевых иконостаса (золотисто-белый и розово-голубой) и напольные подсвечники, изготовленные на одной из фабрик Товарищества М.С. Кузнецова в начале двадцатого века. Известно, что автором рисунков иконостаса был В.А. Косяков, профессор архитектуры, директор института гражданских инженеров им. Николая I в Санкт-Петербурге. Иконы на металле написаны художником Шваревым.

Как мы видим, открываются всё новые и новые имена и факты. Какие из них достоверны, а какие без особых усилий списаны с подобных же источников? – остаётся загадкой.

Кузнецовские иконостасы действительно проектировались профессиональными архитекторами, авторами проектов храмов. Тиражные иконостасы, по сведениям, взятым из книги "Кузнецовы. Династия. Семейное дело" (авт. Е. Галкина, Р. Мусина), были исполнены кузнецовскими мастерами Саввиным и Никотиным.

Заинтересовавшись историей дулёвского иконостаса, мы обнаружили, что он существенно отличается от типовых, сохранившихся в Преображенской церкви в с. Саввино, в Верхотурском монастыре и в храме Св. Николая Чудотворца в Голенково. Поэтому, мы затрудняемся приписать кому-либо из известных нам мастеров и архитекторов авторство Дулёвского иконостаса. Более того, вопросов, связанных с проектом реконструкции дулёвского иконостаса, накопилось так много, что в пору заняться настоящим детективным расследованием. Мы не знаем точно, где был установлен найденный иконостас: в домовой церкви Кузнецовых или в новом храме, построенном в 1908 году в Дулёво напротив заводской проходной? Мы не знаем, был ли иконостас сделан на Тверской фабрике и почему на нём стоит дулёвское клеймо? Мы не знаем, почему иконостас, установленный храме св. Владимира в Мариинских Лазнях, по многим деталям идентичный дулёвскому, пытались приписать немецким мастерам?

На сайте, посвящённом истории Преображенской церкви в с. Саввино, мы нашли информацию о том, что саввинский иконостас был заказан в Дулёво, и перевозился оттуда на лошадях. Что это: фантазии местных краеведов или воспоминания очевидцев? Говорят, что у дулёвских жителей до сих пор сохранились фрагменты иконостасов из разрушенных церквей. А может быть, это остатки производственного брака. Один местный исследователь старины принёс нам для изучения найденный им осколок фаянсового иконостаса. Определить его принадлежность мы пока не смогли.

Изучив доступные нам материалы, мы попытались сделать реконструкцию дулёвского иконостаса, используя фрагменты, хранящиеся в Орехово-Зуевском краеведческом музее, но их явно недостаточно. Взяв за основу саввинский иконостас, мы попытались дополнить его деталями дулёвского, что из этого получилось, вы можете увидеть на представленном эскизе. Поскольку реконструкция иконостаса – дело общественное, то мы были бы благодарны за любую оказанную помощь.

Примечания:

  1. А. Д. Коновалов пишет о том, что домовую церковь Кузнецовых украшал необыкновенной красоты фаянсовый иконостас. В. А. Городничев, старейший художник дулёвского завода, вспоминает, что ещё мальчиком видел в Дулёвской церкви фаянсовый иконостас. По этим данным получается, что в Дулёво было два фаянсовых иконостаса: один в домовой церкви, а второй в храме Покрова Божией Матери, построенном в 1908 году напротив проходной Дулёвского завода. Храм был деревянный и разрушен был в 1937-38 гг. Опираясь на воспоминания К. И. Маева, мы можем сказать, что иконостас находящийся в Орехово-Зуевском краеведческом музее, был сохранён в подполье жилого дома №10 на улице Луначарского. Схоронил его Ион Григорьевич Сергеев, который потом служил дьяконом в деревне Загряжской. Служил он вместе со священником Василием Ивановичем Крестьяниновым. Дом на улице Луначарского принадлежал отцу Василию (одна треть) и дьякону Ионе Сергееву (две трети). После смерти Ионы Григорьевича и его супруги Феодосии Никитичны дом отошел детям, которых было много (6 или 8 человек). Завещания на дом не было, и дом решили продать. Последним хозяином дьяконовского наследства был Пётр Ионович Сергеев, вероятно, не знавший о хранящимся иконостасе. Дом был продан Тарасову Ивану Васильевичу, который и обнаружил его в подполье. В замешательстве он обратился к Константину Ивановичу Маеву, внуку отца Василия, что бы тот подсказал, что делать с подобной находкой. Константин Иванович, который работал в то время в конструкторском отделе Дулёвского завода, пошёл к главному художнику ДФЗ Петру Васильевичу Леонову, но тот находился в отъезде. Вечером того же дня, не дождавшись ответа, Тарасов заявил о находке в милицию. На место выехала оперативная группа, была составлена опись, и все фрагменты, которых было около 150 штук, передали в Орехово-Зуевский краеведческий музей. Тарасову был выплачен процент от назначенной стоимости найденного иконостаса. Константину Ивановичу Маеву так и не удалось увидеть всё целиком, но он рассказал, что в детстве они играли возле дома цветными "кирпичиками", которые, наверное, и были деталями иконостаса. До сегодняшнего дня фрагменты иконостаса хранятся в разрозненном виде в хранилище музея. Попыток собрать иконостас пока не было, но можно с уверенностью сказать, что сохранилась лишь малая часть от былого великолепия.
  2. В архивном фонде (ИДАМ, ф. 337, оп. 2, д. 2) Товарищества сохранился ряд дел, отражающих деятельность фирмы по этому производству. Среди них договор от 6 октября 1900 г. об изготовлении и установке фарфорового иконостаса в Одесской единоверческой Успенской церкви (л. 74). Другой - об установке иконостаса в с. Ивановском Льговского уезда Курской губ. Устанавливал его крестьянин Тверской губернии Корчевского уезда Селиховской волости д. Александровой Михаил Николаевич Капитонов. О его хорошей работе свидетельствует протоиерей Антоним Команев 29 октября 1912 г. Приложен и финансовый отчет Капитонова (л. 146-151). Об изготовлении иконостаса для г. Шадринска (делался на Тверской фабрике). Устанавливал Сергей Максимов Иванов (л. 158). Имеется благодарность священника Василия Мухина за хорошо установленный иконостас в станице Анастасиевской Кубанской области 22 ноября 1916 г. (л. 201). Договор об установке фарфорового иконостаса в селе Песковейке Воронежской губернии близ Лисок 25 сентября 1915 г. (л. 204). Сохранилось д. 50 (ЦИАМ, ф. 337, оп. 1) - книга регистрации заказов на изготовление иконостасов 1 января 1913-1916 гг.

Источники:

  1. Галкина Е., Мусина Р., Кузнецовы. Династия. Семейное дело – М., 2005.
  2. Ликино-Дулёво. Очерки по истории Города - Владимир.2002.
  3. Протоиерей Олег Пэнэжко "Православная Гуслица и Сенежская волость" -Владимир 2002.
  4. Рекламный журнал "Терем. Храмы. Фаянсовые иконостасы".
  5. Материалы краеведческой конференции "Город Ликино-Дулёво. Страницы истории" - Ликино-Дулёво, 2004.