ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
«КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ».

Подведение итогов образовательной научно-практической конференции показало необходимость составления документа, содержание которого определило бы в полной мере степень нашей общей ответственности за сохранение народной культуры и художественных традиций крупнейших промышленных производств, которым по праву можно придать статус национального достояния. Эта проблема касается значительного количества предприятий и объединений. Но сегодня мы поднимаем вопрос о сохранении крупнейшего центра отечественной фарфоровой промышленности: Дулёвского фарфорового завода (бывшего Кузнецовского, ныне ПК «Дулёвский фарфор»).

Дулевский фарфоровый завод – гордость отечественной культуры и промышленности, крупнейшее предприятие отрасли. В этом году ему исполняется 175 лет.

Завод был основан в 1832 году Терентием Кузнецовым, выходцем из Гжели, представителем знаменитой династии фарфоровых монополистов. Возникший в авангарде становления российской промышленности он до сих пор держит славу самого массового фарфорового производства России. В советское время его объемы достигали 75 млн. шт. в год. В том, что страна достигла мирового уровня производства фарфора на душу населения – большая заслуга Дулева и его коллектива.

За годы работы дулевский завод прошел яркие периоды своей истории. При Кузнецовых здесь была создана вся инфраструктура заводского поселения, воспитаны кадры профессионалов – знатоков фарфорового дела. Все это способствовало быстрому становлению советской фарфоровой промышленности после революции 1917 года. Завод стал испытательной площадкой для нововведений технического и технологического характера. В Дулеве была создана первая заводская технологическая лаборатория во главе с Тумановым, результатами ее исследований в 1920-е годы пользовались все керамические предприятия страны. Деятельность такого гиганта стала примером для развития всей советской фарфоровой отрасли, в результате чего сформировались очаги фарфорового производства в республиках. Сегодня эти предприятия в полную силу развивают промышленность стран Ближнего Зарубежья, а отечественная отрасль пришла в полный упадок, нуждается в серьезной поддержке государства, в выработке финансовой и охранительной программы. Ведь эти очаги культуры и художественных традиций еще и судьбы многотысячных населенных пунктов с проблемой трудоустройства, сохранения профессиональных кадров, поддержания экономической и социальной стабильности.

Крупные, составившие славу российского фарфора предприятия, едва выживают. Серьезные катаклизмы пережил Ломоносовский фарфоровый завод (ныне вновь «Императорский фарфоровый завод»). Потрясения испытали завод «Пролетарий» в Новгородской области и знаменитое старейшее производство в Вербилках Московской области (бывший Гарднера). Исчез уникальный с богатой историей Конаковский фаянсовый завод в Тверской области. В 2003-2004 гг. невероятными усилиями коллектива и руководства удалось сохранить Дулевский завод, спасти его от грабительской скупки и дальнейшего перепрофилирования.

При заводах, всегда существовали музеи, ассортиментные кабинеты, представлявшие большую культурную и историческую ценность, благодаря которым осуществлялась передача художественных традиций. Они были залогом сохранения самобытности и поступательного развития искусства. Сегодня они также под угрозой исчезновения. Оставлять предприятия без таких собраний равнозначно пресечению локальных культурных традиций.

При Дулевском заводе существует прекрасный музей фарфора, насчитывающий более 25 тысяч экспонатов, примерно равный по объему музею Императорского фарфорового завода. В нем зафиксирована история центра, представлены персоналии художников, которые обеспечили громкое имя заводу. Завод и музей неразрывны, как культурный опыт и современная практика. Музей нельзя вывести за пределы производства, но его экспонаты должны быть взяты под государственный учет. Нежелательный, но возможный сегодня переход к частным владельцам грозит, в первую очередь, потерей художественных ценностей. Экспонаты разойдутся по частным коллекциям, посредники-перекупщики обогатятся, а культура с таким трудом взращенного и сохраненного центра оскудеет.

Осознавая колоссальную значимость и вклад дулевского фарфора в отечественную художественную промышленность и культуру, необходимо комплексно решить вопрос о будущем завода и его музея. Это позволило бы и дальше сохранять статус Дулевского завода как художественного производства.

Обращаясь к отечественной истории, мы хотели бы подчеркнуть, что производство фарфора в России, было определено Петром Первым: как дело государственной важности и национального престижа. Первый фарфоровый завод России был государственным. Ввод таможенного тарифа в 1809 году дал большой толчок к развитию частных фарфоровых производств. Во время революционных событий 1917 года государство поддержало фарфоровую промышленность денежными ссудами.

Ныне Дулёвский фарфоровый завод является крупнейшим производителем столовой посуды, которая соответствует всем требованиям сертификации, но рост цен на энергоносители и сырьё ставит предприятие в условия жесткого денежного дефицита, что приводит к замораживанию зарплаты, вымыванию квалифицированных работников. Предприятие нуждается в модернизации.

Сохранить производство и художественный фонд завода возможно только совместными усилиями руководства предприятия и представителей федеральной и муниципальной власти. Назрела острая необходимость в конструктивном диалоге, вплоть до создания комитета по сохранению национальных художественных производств.

 

Л.В. Андреева, ведущий научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств России

Р.Р. Мусина, профессор Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г.Строганова, кандидат искусствоведения, член секции критики Московского Союза художников

Е.А. Галкина, потомок династии фарфорозаводчиков Кузнецовых, инженер-конструктор

М.М. Обрубов, художник по фарфору, член Творческого союза художников России, инструктор-методист МОУ ДОД «ДДЮТ» Орехово-Зуевского муниципального р-на

Протоиерей Олег Пэнэжко, настоятель Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулёво

Е.Я. Голоднов, член союза журналистов России, директор МОУ ДОД «ДДЮТ»

Л.Г. Карагодина, зав. отделом современного искусства ГМК «Кусково»

Т.И. Еникеева, гл. хранитель ГМК «Кусково»

Т.И. Мозжухина, зав. отделом русской и зарубежной керамики ГМК «Кусково»

Е.Л. Горшкова, представитель Московского фонда культуры, заслуженный работник культуры

Г.Н. Обрубова, педагог-организатор МОУ ДОД «ДДЮТ», художник по фарфору, член Творческого союза художников России

Ю.В. Яснецов, генеральный директор ЗАО «Кузнецовский фарфор», член союза дизайнеров России

Ю.Ф. Епифанов, художник по керамике

В.Н. Алексеев, доцент Московского государственного областного педагогического института, член Союза писателей России