Наталья Николаевна Захарова,
директор ПК «Дулёвский фарфор» (г. Ликино-Дулёво).
ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ДУЛЕВСКОГО ФАРФОРА.
В далеком 1832 году гжельский предприниматель Терентий Яковлевич Кузнецов основал в местечке Дулево фарфоровый заводик. Выбор места был не случаен: недалеко от Гжели — центра керамического производства России, а также от Москвы — центра торговли. Вокруг завода — густые леса и богатые залежи торфа для обжиговых печей.
Да и людской труд недорог. На скудных, болотистых землях урожая хватало до Рождества, в лучшем случае до масленицы. И люди вынуждены были искать приработок на стороне.
Пустошь была куплена у обедневших помещиков Сарычевых. Набрав по деревням мужиков, пригласив искусных в плотницком деле рязанских мастеровых, Кузнецов начал строительство завода. Местечко получило название Дулево по фамилии жившего на опушке лесника Дулева. Жили строители первоначально в деревне Коротково. Первыми были срублены дома, где разместились машинная мастерская для приготовления массы и точильное отделение. Гжельские мастера сложили обжиговые печи-горны. Потом срубили "белую контору" - сортировочный цех, живописную мастерскую и склад готовых изделий. На первых порах производственные помещения служили и жилищем для рабочих, привезенных из Гжели и набранных в соседних деревнях. Позже были построены недалеко от завода "спальни" - деревянные бараки с большими спальными. Так среди лесов и болот родился фарфоровый завод, который быстро пошел в гору. В деревне Коротково с 1814 года был небольшой фарфоровый заводик купца А.Т.Сафронова.
Талантливые живописцы не только со вкусом расписывали посуду яркими красками и золотом, но и знали рецепты приготовления ярких керамических красок. Уже в 1851 году Терентий Кузнецов сначала арендовал, а затем приобрел этот завод в собственность. Его сын Сидор Терентьевич сначала расширил предприятие, а затем закрыл, сосредоточив производство на Дулевском заводе.
Наивысшего расцвета оно достигло при внуке Терентия Яковлевича - Матвее Сидоровиче Кузнецове. В 1889 году было высочайше утверждено "Товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова в Москве", в которое входило 8 заводов.
Среди предприятий товарищества особенно выделялся Дулевский завод. До революции здесь выпускался фарфор как для аристократов, так и более простой, так называемый "трактирный". Импортные сырье и красители, высокая квалификация работников, применение передовых по тем временам технологий позволяли выпускать продукцию высокого качества и успешно конкурировать на рынке. В 1902 году М. С. Кузнецову присвоено почетное звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества".
Перед первой мировой войной завод по своему техническому оснащению и качеству продукции справедливо считался одним из лучших в Европе. Импортное сырье и красители, хорошая обработка массы, длительным до 1 года вылеживанием ее в подвалах массозаготовительного цеха, обеспечивали белизну и просвечиваемость черепка. Для повышения белизны в массу добавляли мышьяк. Немаловажное значение имело применение сухого, выдержанного топлива. На заводе всегда хранился годовой запас сухого торфа. Способ производства фарфора в основном оставался ручным, но и от применения машин Кузнецовы не отказывались. Применялись полуавтоматы для формовки, стал применяться метод декалькомании для нанесения рисунков на фарфор.
К 1913 году на Дулевском заводе работало уже свыше 3-х тысяч человек. Основой успеха Дулевского завода являлся выпуск хорошо оформленного фарфора. Ведь художественная сторона дела во многом решала успех сбыта посуды. Выпускался фарфор для разных слоев населения: для крестьян — недорогой и сдержанно разрисованный; для городского разночинного люда - средней цены по росписи похожий на дорогой дворянский фарфор. Рабочие - живописцы, пришедшие из Гжели, принесли приемы росписи кобальтом, потом появился розан, написанный розовым "пурпуром". Женщины-живописцы, занятые на Дулевском производстве, творчески переработали эти гжельские розаны, сделали их более легкими и прозрачными, и отсюда дулевский розан начал свои путь, получивший название "агашечного".
В этот период утверждались лучшие традиции дулевского фарфора, глубоко народного и русского. Но законы рынка диктовали свои требования, растущее купечество и буржуазия стремились обставить свои дома более дорогим фарфором, имитирующим дворцовую утварь (эклектика). В это же время практикуется выпуск фарфора, стилизованный под западноевропейский фарфор.
Но народные массы лучше покупали посуду с народными мотивами. Национальных мотивов требовал и азиатский рынок. По этой причине до революции на заводе существовали две противоречивые линии художественного развития: стилизация под западноевропейский фарфор и яркий красочный агашечный, трактирный и азиатский фарфор.
Производство фарфора никогда не было легким. До революции и после нее бичом этого производства была кварцевая пыль - отсюда профессиональные заболевания - туберкулез и силикоз. Усугубляли положение пары мышьяка, добавляемые в массу для повышения белизны. На добыче торфа рабочие страдали простудными заболеваниями, ревматизмом и малярией.
Революция, а затем гражданская война лишили Дулевский завод сырьевой базы. Управление заводом было взято под рабочий контроль. Главной задачей было не остановить завод, обеспечить его сырьем, топливом, обеспечить сбыт продукции.
Первое время использовали старые запасы, оставшиеся от Кузнецовых, организовали доставку массы с Гжельских предприятий. Пришлось осваивать отечественное сырье и создавать собственные красители.
Вопрос красителей стоял очень остро. В тогдашней России их не производили. Надо было налаживать их производство. Представители рабочего контроля стали искать специалиста, который мог бы взяться за организацию этого дела. Выбор пал на инженера-химика Степана Герасимовича Туманова, впоследствии профессора. На заводе была создана лаборатория и к концу 1918 года в ней были получены первые 48 килограммов керамических красок.
В кратчайшие сроки были созданы отечественные красители и золото для декорирования. Из этой лаборатории и вырос затем Дулевский красочный завод, обеспечивавший в советские времена всю фарфоровую отрасль России керамическими красителями, деколями и золотом.
Дулевские фарфористы умели не только работать, но и активно отдыхать. В 1923 году писатель А.С.Яковлев писал в журнале "Красная новь": "Дулево - это одно из тех мест, где культурно-просветительская работа находится в серьезных руках и поставлена основательно. Здесь работают кружки: музыкальный, литературный, художественный, физического воспитания и т.д. есть клуб рабочей молодежи, приличный театр".
Этот Дом культуры, где мы находимся [ДК ПК "Дулевский фарфор" - Прим. ред.], был построен в 1929 году для дулевских фарфористов и активно функционирует до настоящего времени. А завод продолжал работать. В 1922 году при заводе была создана школа ФЗО, где обучались молодые рабочие. В 1926 году завод был электрифицирован - получил ток с Шатурской ГРЭС. Появилась приточно-вытяжная вентиляция, ручная охлыстовка изделий заменена пневматической обдувкой, улучшалась освещенность рабочих мест.
Все это позволило коренным образом изменить условия труда работающих и начать работу по ликвидации причин возникновения профзаболеваний - туберкулеза и силикоза.
В первые годы после революции значительных изменений в художественном оформлении фарфора не произошло. Использовались старые формы и оснастка, традиции и навыки. Конечно, не обошлось без революционного пафоса, появился агитационный фарфор. Но этот фарфор не нашел отклика у покупателей, он плохо шел в торговле.
Назрела необходимость перестройки всей художественной работы на заводе, привлечения к ней мастеров декоративно-прикладного искусства. Поиски путей оформления современного фарфора возглавил Петр Леонов. Назначенный в 1931 году главным художником, он создает на заводе творческую группу, в которую вошли художники Коньков, Мысягин, Матвеев и другие представители старого и нового поколения. Эта группа составила основу художественной лаборатории. Созданный новый фарфор удивлял своей яркостью, буйством красок, росписью в народном стиле, а также рисунками, получившими название "ситцевые" — мелкий рисунок по всему полю. Дулевский завод опять начинает завоевывать призы на российских и международных выставках.
Начался возврат к народному творчеству. На завод приглашаются скульпторы Алексей Сотников, Павел Кожин, Надежда Замятина. Их скульптуры пользуются большим спросом.
Но все-таки художественное лицо завода определяет не мелкая пластика, а столовая и чайная посуда, ее формы, ассортимент росписи. В этом направлении и работали художники. Выставки изделий в Москве в 1934-35 годах подтвердили правильность художественного направления. Всемирная выставка в Париже в 1937 году принесла заводу мировое признание. Жюри выставки присудило заводу высшую награду - "Гран при". 9 золотых и 7 серебряных медалей получили художники за свои работы. 30-е годы были периодом накопления художественного опыта и становления творческого коллектива художественной лаборатории.
В эти же годы началась первая реконструкция завода с целью увеличения выпуска продукции. На заводе отсутствовала поточность производства, цеха не были связаны друг с другом. Это разрывало технологическую цепочку. Реконструкция велась без остановки производства.
Проектом реконструкции намечалась построить новый цех с 3-мя туннельными печами непрерывного действия. Топливо для печей — генераторный газ, получаемый путем переработки кускового торфа. Для этого на заводе строилась газогенераторная станция. В октябре 1937 года на заводе зажгли первую туннельную печь, вторую - в ноябре 1940 года. Генераторный газ изменил технологию обжига фарфора, позволил вести его открытым пламенем. Туннельная печь - агрегат непрерывного действия, производительность ее в 4 раза выше горна, расход топлива уменьшился на половину, сократилось число обслуживающего персонала на четверть. И условия труда кардинально изменились. Больше не надо было выбирать товар в горнах при температуре 80-90 градусов.
Поступательное движение вперед было прервано Великой Отечественной войной. Некоторые цеха были закрыты, мужчины ушли на фронт. Предприятие в рекордно короткие сроки переводится на выпуск изоляторов и посуды для госпиталей. Это потребовало коренного изменения технологического процесса, но уже через неделю первые изоляторы были получены. Из-за отсутствия генераторного газа туннельные печи были остановлены. Обжиг изоляторов вели в горнах. Оккупация Карелии и Украины лишили завод источников сырья. Быстро провели изыскание глин Губинского массива, расположенного в 18 км от завода. Они подошли для производства изоляторов.
Война дорого обошлась дулевским фарфористам, как и всей нашей стране. В память о погибших в парке на собранные средства сооружен памятник, в котором замурована металлическая капсула с именами 973 дулевцев, не вернувшихся с полей сражений. Несмотря на тяжелые военные и послевоенные годы, героизм фронтовиков и тружеников тыла нашел отражение в творчестве художников и скульпторов. Это многочисленные лепные изделия, скульптура, вазы и декоративные тарелки с портретами военачальников ("Партизанка" Мухиной, "За Родину", "Разведчик", "Теркин" и др.).
В конце 1943 года скульптор А. Г. Сотников начал работу над монументальной вазой "Победа". Она была закончена весной 1945 года и приобретена Центральным домом Советской Армии, ныне Музеем Вооруженных сил. Второй экземпляр находится в заводском музее, где бережно хранятся изделия местных мастеров еще с кузнецовских времен.
Завод находился в аварийном состоянии, повсюду горы битой посуды и изоляторов - вывозить их было некому. От большого формовочно-горнового цеха остались лишь стены, перекрытия и крыша рухнули, массозаготовительный и капсельный цеха тоже в аварийном состоянии, требовал восстановления туннельный цех. Началось восстановление завода и одновременно - подготовка кадров. Их готовило художественно-ремесленное училище № 58, которое открылось уже в 1945 году и готовило живописцев, отводчиков, формовщиков, модельщиков и т.д.
Первый выпуск состоялся в 1948 году. Удостоверение № 1 получил живописец Виктор Ригин, впоследствии художник, директор завода, заместитель министра легкой промышленности РСФСР.
В феврале 1949 года пустили газостанцию и газ пошел в восстановленные туннельные печи. В этом же году восстановили формовочный корпус, где появились первые конвейерные сушила. В 1950 году завод достиг довоенного уровня (по тоннажу).
Страна переходила к мирной жизни и вновь понадобился "мирный" фарфор. После войны на завод поступила целая плеяда талантливых скульпторов А.Д.Бржезицкая, Н.А.Малышева, О.М.Богданова, Г.Д.Чечулина, М.М.Шепелева, А.Д.Гатилова. В 1950 году в Дулево вернулся П.В.Леонов. Его назначили главным художником.
Страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство, строила жилье. И все острее стал ощущаться недостаток самых разных товаров, в том числе и посуды фарфоровой. Устаревшая технология и оборудование не давало возможности увеличивать производство фарфора, страдало качество. Поэтому, не останавливая производства, началась реконструкция завода. В 1954 году вошел в строй капсельный цех, заменивший старую глиномялку, отстроен живописный цех, в котором установили первые конвейеры для декорирования посуды способом декалькомании. Позже такие конвейеры были установлены и в сортировочном цехе.
Для решения вопросов по реконструкции завода в 1955 году на заводе было вновь создано конструкторское бюро, которое развернуло большую работу по механизации и автоматизации производства. Именно в это время, в 1955 году, в Дулево приехал выпускник "менделеевки" Михаил Борисович Борисов, который активно включился в процесс реконструкции. Его способности не остались незамеченными. И с 1962 года он, уже главный инженер, возглавил большой коллектив инженеров крупнейшего фарфорового предприятия страны.
70 операций проходит изделие, чтобы стать готовой продукцией. А когда этих изделий - десятки миллионов в год - представьте, сколько нужно людей для перемещения этой продукции - из цеха в цех и внутри каждого цеха (таскальщики). Это проблема была решена путем создания конвейера толкающего типа, который связал все цеха от МЗЦ до склада готовой продукции. Длина его более 15км (Собакин Б. В.), были созданы также полуавтоматы для формовки плоского ассортимента (конструкторы Б.М.Мараков и Б.А.Прохоров), которые заменили "русские" машинки. Комбинация формовочных машин с сушилами создала основу поточного производства. 1 ноября 1962 года на завод пришел природный газ. Была пущена четвертая туннельная печь. Это помогло коллективу выполнить взятые на себя обязательства. Объемы производства достигли к 1970 году 56 миллионов штук изделий в год.
Завод начал завоевывать переходящие Знамена в социалистическом соревновании, но в стране все равно катастрофически не хватало фарфора. В 1971 году была поставлена задача - удвоить за 5 лет выпуск посуды - таких темпов фарфорово-фаянсовая отрасль еще не знала. Началось строительство новых заводов и реконструкция действующих. Дулевцы взяли шефство над строящимися заводами - 6 из них они "ставили на крыло". Вот когда пригодился опыт, полученный при реконструкции Дулевского завода в 60-е годы. Это заводы в Кировобаде, Самарканде, Капчагае, Турсун-Заде, Зугдиди, Прокопьевске. Одновременно было принято решение о реконструкции Дулевского фарфорового завода, осуществление которой позволило бы увеличить мощность до 75 миллионов штук изделий в год.
Что же касается творческого развития, то 50-е годы были переломными и в художественном развитии. На завод пришли молодые художники и скульпторы. Большое значение стал играть Ассортиментный кабинет фарфора и фаянса, ежегодные просмотры фарфора ВИАлегпроме. Триумфом стало выступление завода на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, где завод получил большую золотую медаль, девять художников и скульпторов получили дипломы и медали. Высшую награду выставки получил А.Г.Сотников за скульптуру "Сокол". Его графическое изображение стало впоследствии торговой маркой завода. Именно в этот период на заводе были созданы уникальные образцы скульптур, которые бережно хранятся в заводском музее и многие из них выпускаются до сих пор.
В 1973 году директором был назначен М. Б. Борисов, и под его руководством введен в строй новый производственный поток, а предприятие вышло на проектную мощность. За производственные показатели в 1976 году Дулевский фарфоровый завод награжден орденом Ленина. Пять переходящих Знамен были переданы ему на вечное хранение. Многие работники награждены высокими правительственными наградами. История завода — это история страны. Все важные события находили отклик в делах фарфористов и воплощались в работах его художников. Как пример: 17 апреля, через пять дней после полета Ю. А. Гагарина в космос, в студии Центрального телевидения Юрию Алексеевичу была вручена ваза с его портретом, выполненная дулевскими мастерами.
Несмотря на то, что завод был переориентирован на массовое производство, коллектив бережно сохранял и приумножал творческое наследие старых мастеров. Лучшие работы художников и скульпторов собраны в заводском музее.
В 70 — 80-е годы у людей появился выбор, стал востребован и более дорогой фарфор. 90-е годы больно ударили по предприятиям легкой промышленности. Снижение общего уровня жизни населения сказалось на реализации продукции. Началось падение объемов производства. Нам повезло, что в эти годы завод возглавлял опытный руководитель М. Б. Борисов. С ним мы прошли трудные годы перестройки. В 1992 году предприятие было приватизировано трудовым коллективом.
Чтобы удешевить фарфор был период, когда мы максимально снимали золото с фарфора. Но все-таки первую волну перестроечных лет российские фарфоровые заводы выдержали (первыми закрылись заводы в республиках). Все предприятия были приватизированы. Потом началась скупка и перепродажа заводов. Страну начал усиленно заполнять импортный фарфор. Особенно больно бил по российским заводам дешевый китайский фарфор. Заводы переходили из рук в руки. Инвестиций не было, выжимали все, что можно и перепродавали дальше. Но все-таки заводы как-то работали.
В последние два года ситуация изменилась. После очередной волны перепродаж началось перепрофилирование заводов. Все наши заводы построены и работают на печах 60-70-х годов. Они все очень энергоемкие. Тогда и вопрос этот не стоял. Когда-то удельный вес энергоносителей в себестоимости составлял 1,5%, сейчас - 17%, а предстоит удорожание газа еще в 3 раза. В плане перевооружения последние 2 десятилетия для нас были потеряны, нет у нас для этого средств и сейчас. Одна импортная печь скоростного обжига заменяет 3 наших. Но стоит свыше 80 млн. рублей. Наша система налогообложения не оставляет заводу средств. 25 млн. руб. прибыли и 150млн. руб. налогов. Все, что зарабатывается - все отбирается. Все наши обращения положительных результатов не дали. Чтобы выжить, мы последние годы брались за все. Выпускали широкий ассортимент столовой и чайной посуды, фарфор для кафе и ресторанов; заказной фарфор - определенного дизайна, с логотипами и т.д.; осваиваем сувенирный фарфор; с символикой; последние годы все более становится востребованным дорогой фарфор; опять стала популярна скульптура. Мы потихоньку восстанавливаем работы старых мастеров. Активно работает с покупателями, крупные оптовики уже давно работают по предварительным заказам. Ведем большую выставочную деятельность. Среди городов и территорий - Казань, Омск, Рязань, Нижний Новгород, Мордовия, Чувашия и другие. Москва и Московская область – постоянные выставки.
Пока мы выживаем, но без государственной поддержки нам долго не продержаться. На последней ярмарке были представлены всего 3 завода: Дулевский, Богдановичи - полуфарфор и Добруш - Белоруссия. На военные тендеры выходить уже некому. Технология производства фарфора непростая. Потеря специалистов - безвозвратная потеря.
За все годы инвестиции были сделаны только в Октябрьский фарфоровый завод - для выпуска белого ресторанного фарфора. Он сейчас в стадии освоения (300 тыс. штук в месяц на привозном импортном сырье). Но вы понимаете, ни о каком сохранении традиций здесь речь уже не идет.
На Дулевском фарфоровом заводе в настоящее время работает 11 художников. Работа ведется как по обновлению форм, так и рисунков. Идет постоянный поиск новых деколей, создание их по нашим эскизам, много времени отдают художники заказной продукции. Работают с компьютерщиками и сами создают рисунки на компьютере.
В последние годы завод получил много наград в основном российских, т.к. участие в зарубежных международных выставках очень дорогое, и завод зачастую не может себе этого позволить.
В этом году Дулевскому фарфоровому заводу исполняется 175 лет.
Торжественный вечер пройдет 7 декабря. Мы подготовили к этому дню фильм о заводе, сейчас в печати красочный альманах с краткой историей завода и художественных традиций. Выпущена юбилейная тарелочка 3-х размеров (диаметром 100, 200, 300 мм). К юбилейной выставке художники готовят авторские работы. Возобновляем мы отношения с Абрамцевским художественным колледжем и была договоренность с Дубровиным Александром Алексеевичем – ректором Строгановского института встретиться осенью.
|