Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 9 arrow а9 - Зенин ВН - Зенин Никифор Дмитриевич

Зенин Вячеслав Николаевич, правнук Н.Д. Зенина

при участии канд. филолог. наук В.В. Боченкова

 

 

З Е Н И Н    Н И К И Ф О Р    Д М И Т Р И Е В И Ч

1869 – 1922 г.г.

 

Родился в 1869 в деревне Гостилово, Чаплыженской волости, Бронницкого уезда, Московской губернии (ныне Воскресенский р-н, Московской области), в крестьянской патриархальной старообрядческой семье, с 1895 года жил и работал в г. Егорьевске, Рязанской губернии, свою деятельность начал вскоре после выхода из военной службы

 

Видный представитель интеллигенции России начала 20-го века

─известный и знаменитый в Егорьевске и России фотограф:  документалист, художник, репортёр; член Русского фотографического общества в Москве; им сделаны дореволюционные фотографии исторических памятников и жителей Егорьевска, снимки представителей старообрядческого духовенства, церковно-общественных деятелей; владелец фотографии и мастерской светописи. Он первым запечатлел вид алтарей храмов Рогожского кладбища в момент их распечатывания 16 апреля 1905 года.

─книгоиздатель, писатель, журналист, публицист автор многочисленных статей и очерков (часто использовал псевдонимы Гостиловский , Энзет), сотрудник старообрядческих изданий;

─один из создателей и фактический руководитель журнала «Старообрядческая мысль»; книготорговец, обладатель крупной библиотеки, в том числе общественной;

─ избирался Гласным Егорьевской городской думы: был членом Егорьевского городского по государственному квартирному налогу присутствия; принимал активное участие в благотворительной деятельности: член общества пособия бедным, член Егорьевского добровольного пожарного общества, член Воскресенской добровольной пожарной дружины; в 1916 году по направлению Всероссийского земского союза находился на фронте во 2-й армии; имел несколько благодарностей: Высочайших и  Егорьевского Купеческого Общества;

─при его поддержке выполнены первые записи церковного пения (Морозовского хора под упр. П.Цветкова) на граммофонные пластинки; способствовал распространению записей, обучению и популяризации песнопения знаменного распева;

─состоял в Московском и Международном обществах эсперантистов  Moskva sosieto esperantista и  Universala esperantista asocio, издал серию уникальных фотооткрыток с видами Егорьевска и надписями на двух языках: русском и эсперанто; принимал участие в конгрессе эсперантистов-католиков в Париже в 1910 году, где выступал с докладом, и 2-м всерусском конгрессе эсперантистов в 1913 году; вел переписку, кроме русского и эсперанто, также и на немецком, французском, польском, латышском языках, на всех славянских наречиях.

 

Крупный общественный деятель Церкви Христовой в России

(Русская Православная старообрядческая Церковь)

─один из самых известных в России интеллигентов-начетчиков (богословов, знатоков церковного права); член правления и казначей Российского Союза начётчиков, участник Всероссийских Съездов начётчиков;

─деятельный участник Всероссийских и Чрезвычайных Съездов старообрядцев и член Совета Съездов;

─выдающийся деятель в Егорьевском Георгиевском Братстве имени св. апостолов Петра и Павла, председатель Егорьевской старообрядческой общины;

─неоднократно принимал участие в депутациях, наряжаемых старообрядцами по какому-либо особо важному общественному вопросу, к духовным и правительственным лицам;

─в качестве делегата от Рязанской епархии и Всероссийских Съездов старообрядцев принимал участие в работе Освещенных Соборов, неоднократно избирался в архиепископский Духовный совет.

 

Вместе со своими единомышленниками и соратниками Н.Д. Зенин посвятил жизнь борьбе за лучшую долю старообрядческой жизни, за свободу веры, совести и личности, чистоту Православной веры и созданию культурной среды старообрядчества.

За общественную и церковную деятельность преследовался полицией и жандармерией. Против него возбуждались уголовные дела,  он подвергался обыскам, аресту с намерением выслать его из Рязанской губернии.

 

В последние годы жизни Н.Д. Зенин оставался фотографом, содержателем (фотографии), Председателем Совета Егорьевской старообрядческой общины.

Умер Никифор Дмитриевич Зенин в Егорьевске от сыпнова тифа, похоронен на Никитском кладбище. 

 

Никифор Дмитриевич Зенин

Биографический очерк

 

 

«...Заповедь новую даю вамъ, да любите другъ друга»               

Iоаннъ. ХIII; 34

Известный представитель русской интеллигенции и  крупный деятель старообрядчества начала 20-го века Никифор Дмитриевич Зенин родился в 1869 году в деревне Гостилово ныне Воскресенского район, Московской области в патриархальной крестьянской семье. Предки Никифора Дмитриевича – Зенины здесь жили «спокон веков», во всяком случае, еще с самых первых письменных упоминаний местных жителей в сохранившихся писцовых и переписных книгах 17-го века, либо ещё раньше. По семейному преданию «крестьяне Зенины никогда не были крепостными». Это предание верно лишь отчасти. Первоначально, в течение многих поколений Зенины  находились в крепостной зависимости от дворян Кустерских. Кустерские  получили полсельца Гостилова в поместье от царя Ивана Грозного. Они активно участвовали в вооруженной борьбе с польскими интервентами в «смутные времена» 1612 года, за что получили эту часть сельца в вотчину, и в борьбе с Наполеоном. Усадьба Кустерских находилась в Гостилове. Взаимоотношения крестьян Зениных с помещиками были неоднозначными. По непонятным причинам, в 1836 году сразу восемь мужчин их рода разного возраста (наверное, с семьями) были отпущены на волю, в том числе и родной дядя Никифора Дмитриевича – Василий Иванович.

Само сельцо Гостилово в сохранившихся источниках упоминается впервые только с 1577-78 гг. Но по косвенным данным можно предполагать, что родина Зениных – деревня Гостилово получила свое название не позднее конца 13-го века. Гостилово расположено на берегах небольшой речки Крупинки, между Москвой-рекой и Рязанским шоссе, между Коломной и Бронницами – на пути татарских орд и на окраине Московского княжества. Местность, прорезанная вдоль и поперёк заросшими оврагами, очень удобна для формирования и сокрытия воинских дружин. В старину здесь росли густые и труднопроходимые для татарской конницы леса. Старожилы Гостилова с гордостью говорят, что «наши предки были на Куликовом поле».

К моменту рождения Никифора Дмитриевича, семья Зениных являлась самой крепкой в Гостилове. Почти все Зенины были грамотными. Кроме ведения крестьянского хозяйства, гостиловцы занимались «бумажной и ткацкой работой». Основой их благополучия был неустанный труд и воздержание от расточительных развращающих пороков. Отца Никифора Дмитриевича –  крестьянина  Дмитрия  Ивановича Зенина с полным правом можно отнести к числу тех людей, стараниями которых держалась и развивалась наша страна, это был великий труженик и хороший хозяин. Никифор был последним, младшим сыном, поэтому его возраст ненамного отличался от возраста детей рано умершего старшего брата Ивана – Фирса и Назара. Воспитывать внуков вместе со своими детьми (у Никифора были ещё братья Кондратий, Варнава и сестра Аксинья) пришлось  отцу Никифора – Дмитрию Ивановичу. Официально Зенины числились крестьянами, но фактически их семья уже начала прорастать в вышестоящие сословия Российской империи.  Неслучайно в памяти здешних старожилов сохранилось представление, что Зенины были купцы. Воспитанием детей в семье занималась мать Агафья Гавриловна, «истая христианка».  Она научила сына быть правдивым и прямолинейным.

1898 г. Зенины Фирс Иванович и Мария Ивановна (Мнёва). Из архива Зенина В.Н. - Племянник Н.Д Зенина с женой. Родные дед и бабушка автора очерка.  Жили в пос. Воскресенск

Семья Зениных, как и большинство гостиловских жителей, придерживалась старой Христианской Православной Веры (старообрядческой). Старообрядцы  – это значительная часть русских людей, не отступивших от старой христианской православной веры, которой привержены были их предки в течение около восьми столетий. Натерпевшись горя и бед, старообрядцы, убежавшие в труднодоступные места, не доверяли людям другой Веры, жили своими общинами обособленно и замкнуто, но сохранили старую Веру. И, несмотря ни на что, старообрядцы

продолжали верно служить своему Отечеству. Они были самыми известными купцами,

промышленниками и банкирами: Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы, Бугровы, Сироткины, Масленниковы, Кацеповы и др. До Революции 1917 года ¾ Российского капитала было в руках старообрядцев.                                                                                                                                                     

В Егорьевск Никифор Дмитриевич приехал в 1895 году. До этого он служил в штабе шестой пехотной дивизии. Как можно понять, солдат Никифор Зенин служил образцово и заслужил производство в унтер-офицерский чин фельдфебеля и классную должность. «Как сын своей матери Родины, я лично служил, и Государю, и Отечеству, служил честно, ревностно, как повелевает долг.  За свою службу в войсках Его Величества я имел: и чинопроизводства, и похвальные отзывы, и денежные награды»,  писал он в Прошении Рязанскому губернатору» в 1910 году. При уходе в запас ему было «публично высказано, что если бы в русской армии были все такие служаки, то русская армия была бы на недосягаемой высоте».  Вероятно, к этому времени он уже имел хорошее образование и овладел профессией фотографа. Жил Н.Д. Зенин с женой  Марией Владимировной в доме наследников Шараповой на Московской улице. Известно, что в Егорьевске проживал также его  старший брат Варнава Дмитриевич с сыном Алексеем. Вскоре он  открыл фотографию «Прогресс». Первые известные фотографии датированы 1898 годом. В дальнейшем Никифор совершенствовал свою профессию, добился признания её искусством, открыл «Мастерскую светописи».

Помимо всевозможных чисто фотографических работ эта мастерская изготавливала ещё мелкими партиями по «весьма низкой цене»: портреты «Визит»,  портреты «Кабинет», открытки (открытые письма) с портретами и видами. Выполнялось также увеличение и ретушь портретов. Все эти работы исполнялись как с собственных негативов (которые хранились в мастерской), так и с присылаемых карточек и негативов  заказчиков.

Постепенно к молодому фотографу потянулись люди. Карточки, изготовленные  Н.Д. Зениным, имелись почти в каждой Егорьевской семье. С признанием его мастерства, открывается новое направление: фотографирование старообрядческих исторических мест, памятников и деятелей с выпуском красочных фотоальбомов. Этому способствовало знакомство с известными старообрядческими личностями: епископами Арсением Уральским и Иннокентием Нижегородским, а также с Ф.Е. Мельниковым и М.И. Бриллиантовым. В это же время под руководством еп. Иннокентия и Ф.Е. Мельникова Н.Д. Зенин становится общепризнанным знатоком богословия и церковного права – начётчиком.

Вторым «доходным» делом Н.Д. Зенина было книгоиздательство и книготорговля. Торговая «фирма» существовала с ~1855 года. В Егорьевске был книжный склад Н.Д. Зенина.

В 1898 году царское правительство решило подвергнуть старообрядчество новой атаке. Министр внутренних дел направил циркуляр всем губернаторам с предписанием отобрать подписку от местных старообрядческих епископов, что они обязуются «не обнаруживать своего духовного звания» и даже не совершать священнослужений. Были намечены и другие жесткие меры против старообрядчества. Восемь епископов во главе с Арсением Уральским обратились за помощью к богатому купечеству. Старообрядцы-предприниматели быстро откликнулись на этот призыв. Борьбу возглавил крупнейший Нижегородский нефтеторговец, судопромышленник, попечитель Дмитрий Васильевич Сироткин, который всеми своими силами стремился выполнять заветы своей матери: взять на себя в то время очень опасное дело защиты старообрядчества. 14 сентября 1900 г. в Москве собрались 15 уполномоченных попечителей от разных губерний. Это собрание получило наименование I Всероссийского Съезда старообрядцев. Съезды стали ежегодными. Последующие восемь съездов проходили в Нижнем Новгороде в доме Д.В. Сироткина. Начиная с третьего, съезды становятся более многочисленными. Съезд избрал «Совет Всероссийских Съездов». На съездах появляются молодые интеллигенты-начётчики, в том числе их лидер Ф.Е. Мельников, М.И. Бриллиантов и, вероятно, Н.Д. Зенин. Именно их решено было включить в состав делегации из пяти человек в центр митрополии – Белую Криницу с  целью ознакомить митрополита с положением церковно-иерархических дел старообрядческой Церкви в России и установить между нею и митрополией более тесную духовную связь. Возглавляли делегацию Д.В. Сироткин и А.И. Морозов. Это произошло в ноябре 1902 года.

Главной задачей Н.Д. Зенина было сфотографировать исторические памятники, места, старообрядческих деятелей. Возможно, он служил в качестве переводчика, поскольку знал немецкий, французский, польский, латышский языки и все славянские наречия. По возвращению Н.Д. Зенин выпустил «Альбом видов Белой Криницы, её храмов и обитателей...  Виды греческого кладбища в Триесте... Всего 24 снимка фотографических размеров 9х12 (18х24) см в роскошном переплёте». Альбом пользовался огромной популярностью. «Душевно благодарю Вас и за далекое путешествие с научной целью для общей пользы по Вашему искусству», писал ему епископ Арсений Уральский в одном из своих писем.

В это время активизируют свою деятельность старообрядческие братства. С 1904 года в Егорьевске начало действовать старообрядческое Братство имени святых верховных апостолов Петра и Павла, одно из наиболее известных в России. Ф.Е. Мельников назвал Н.Д. Зенина выдающимся деятелем этого братства. Основными задачами братств были борьба с врагами старообрядческой церкви и культурно-просветительская работа. Они открывали школы, организовали любительские хоры, курсы церковного пения, издавали книги и брошюры религиозно-нравственного и богословско-полемического характера, читали лекции, доклады, вели беседы на разные религиозные и церковно-общественные темы. При Егорьевском Братстве имелась большая общественная библиотека. Оно содержало штатного начётчика, ставшего потом известным в России, В.Т. Зеленкова.

На четвёртом Всероссийском съезде было приято решение о ходатайстве перед правительством о распечатывании алтарей, которые были запечатаны в 1856 году (при Александре ІІ), разрешении богослужение на Рогожском кладбище и другое. На волне общероссийского революционного движения, 17 апреля 1905 года в светлое Христово Воскресение, Николай II подписал Указ «Об укреплении начал веротерпимости», в котором удовлетворил просьбы старообрядцев. Прочитан Указ на Рогожском кладбище в Страстную Субботу в три с половиной часа дня князем Д.Б. Голицыным. Поле прочтения срезали огромные печати. Глазам присутствующих предстала мрачная картина. Сквозь темноту просматривалось что-то ужасное: пыль, гниль, смешанные с прогнившим полом обвалившиеся части алтаря...

Вероятно, при сём присутствовал и Н.Д. Зенин среди тысяч собравшихся верующих. Несомненно, под этим впечатлением, он решил сфотографировать распечатанные алтари для истории. И это удалось ему сделать первым. Впоследствии, он выпустил «Альбом фотографий Рогожского кладбища в первые дни распечатывания алтарей в апреле 1905 г. Формат 18х24 см в роскошной тисненной золотом папке».

Указом было положено начало, появилась надежда, хотя он не давал старообрядцам даже тех прав, которыми уже пользовались в России еще до этого акта инославные и даже иноверные исповедания: магометанское, иудейское и языческое. Реакция Н.Д. Зенина на Указ была мгновенная. Веря в магическое действие печатного слова, в целях пропаганды старообрядчества, он начинает продавать массу книг «тенденциозного содержания». Это сразу было замечено жандармским управлением, и 3 мая 1905 года у Н.Д. Зенина был произведен первый обыск, обнаружена «преступная литература», и дело было передано судебному следователю. Однако в силу Указа, дело было прекращено. С тех пор Н.Д. Зенин находился под непрерывным наблюдением.

Уже официальный,  праздничный VI съезд старообрядцев, прошедший 2- 5 августа 1905 года по числу участников и составу стал самым представительным из всех предыдущих. На него прибыли 208 участников со всей России. Впервые съезд почтил своим присутствием архиепископ Московский Иоанн. Впервые работа съезда освещалась прессой. К съездам присоединяется П.П. Рябушинский – знаменитый банкир и текстильный фабрикант, сыгравший в дальнейшем большую роль. Его избирают в Совет Съезда.

Всероссийский Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Из архива деревни Хорлово. Фотограф и участник Съезда Н.Д. Зенин втиснулся в последний момент в нижний ряд в центре

Начиная с седьмого съезда, Н.Д. Зенин постоянно избирается в состав Совета Съезда. В этом Совете и его ближайшие сподвижники: начетчики Ф.Е. Мельников и М.И. Бриллиантов; известные купцы и фабриканты: Н.Т. Кацепов, Ф.И. Масленников, А.И. Морозов. В съездах принимает активное участие представитель г. Вольска Саратовской губернии В.Е. Макаров, ставший потом издателем журнала «Старообрядческая мысль», И.И. Хромов из Егорьевской общины.

17 октября 1906 г. был обнародован Указ Николая II Сенату о введении в действие «Правил о порядке устройства последователями старообрядческих согласий общин, а также правах и обязанностях сих лиц». Правила должны были действовать до одобрения (или отклонения) Государственной думой и Государственным советом соответствующего Указу законопроекта. Законопроект был внесен в Государственную думу.

Наконец-то, дарована свобода. Наступил, по выражению Ф.Е. Мельникова, «Золотой Век старообрядчества». Егорьевск становится центром старообрядческой жизни в Юго – Восточной части Подмосковья и Рязанской губернии. Н.Д. Зенин, полушутя, называл Егорьевск «метрополией» Рязанской епархии. К этому времени в Егорьевском уезде проживало 6026 человек старой Веры. Это почти  четвёртая часть населения Егорьевска и почти 40% всех староверов Рязанской губернии. С 1907 года епархией руководил епископ Рязанский и Егорьевский Александр. В храме св. великомученика Георгия Победоносца проходят епархиальные и местные съезды. На мероприятия приезжают архиепископ Иоанн, епископ Александр. Проездом по делам, для общения и фотографирования заезжают к Н.Д. Зенину епископы Иннокентий Нижегородский, Арсений Уральский, Михаил Канадский. Здесь бывают все сподвижники Н.Д. Зенина.

На основании Указов от 17 апреля 1905 года и от 17 октября 1906 года старообрядцы Егорьевска образовали Георгиевскую старообрядческую общину, которая была зарегистрирована Рязанским губернским правлением 1 мая 1907 года. 20 мая 1907 года на первом заседании общины был избран её совет, в который вошли: Пётр Григорьевич Брёхов (председатель), Георгий Степанович Князев, Иван Ефимович Лежнёв, Федот Макарович Куликов, Василий Кондратьевич Князев, Владимир Иванович Князев, Михаил Иванович Бриллиантов, Тимофей Ерофеевич Демидов, Фёдор Андреевич Каширин, Федот Власович Чекаев, Агафон Васильевич Клопов, Фёдор Иванович Куликов и настоятель храма священник Ипатий Григорьевич Трофимов.

По инициативе П.В. Брёхова был обновлен и расширен Георгиевский храм, построена колокольня. На средства П.Г. Брехова был отлит колокол весом в 500 пудов, сделан резной золоченый иконостас. С образованием общин начались раздоры. Община была юридическим лицом и она, по закону и по смыслу, должна владеть и управлять всем имуществом. Но церковь существовала на пожертвования, имущество передавалось, как бы, на хранение, оставаясь собственностью пожертвователей. Н.Д. Зенин был яростным сторонником передачи собственности общине. На этой почве возник конфликт между «капиталом и мыслью». В 1908 Н.Д. Зенина исключили из общины. Конфликт разрешился только через три года. 2 января 1911 г. на собрании

общины он (вместе с И.И. Хромовым) был вновь принят в члены и  Совет общины.

Разработанный старообрядцами проект закона начал ходить по коридорам власти.  А между тем, Правительство устанавливает свои требования и рассылает их в виде циркуляров и разъяснений по губерниям. Время, место, программа всех мероприятий должна согласовываться с местной властью. На всех мероприятиях присутствуют полицейские надзиратели. Они резко, по своему усмотрению, вмешиваются при любом отклонении. Активизировалась и господствующая церковь. Для пропаганды и борьбы со староверами создан штат из трёхсот хорошо оплачиваемых миссионеров. Они используют любые, даже самые грязные, методы и средства. Борьба продолжается.

Для противодействия и координации действий старообрядческие начётчики в 1906 году проводят свой первый Всероссийский съезд. Для «борьбы со лжеучениями и безбожием» было решено организовать «Союз начётчиков». На Съезде было выбрано правление, членом которого и казначеем стал  Н.Д. Зенин. Решено съезды проводить ежегодно.

Побуждаемые натиском миссионеров, старообрядческие начетчики вынуждены были тоже специализироваться для борьбы с ними, чтобы уметь публично, на миссионерских беседах давать отпор этой новой многочисленной армии врагов старообрядчества, вооруженных «до зубов». Возник, таким образом, и в старообрядчестве особый тип начетчиков-собеседников – борцов с миссионерами. Опасная это была борьба, и начетчики этого типа почти все побывали под судом и в тюрьмах. На беседы с начётчиками обычно собирался народ со всех окрестных мест. Н.Д. Зенин также проводил и участвовал в беседах с миссионерами. Обладая ораторскими способностями и бойцовскими качествами, он усвоил новую тактику бесед с миссионерами, разработанную братьями Мельниковыми – наступательную.

О методе проводить беседы наглядно иллюстрирует цитата из журнала «Церковь»:

«В воскресенье, 16 ноября начётчик В.К. Литвинов присоединился к члену правления союза начётчиков Н.Д. Зенину для собеседования в г. Коломне с миссионером о. Цветковым.

В Коломне беседу вел Н.Д. Зенин... Г. Зенин, с обычной манерой говорить лекционно, захватил своим ответом внимание всей собравшейся публики и с выпуклостью показал всё несоответствие поставленной на обсуждение темы с речью миссионера и потребовал, чтобы он отнюдь не уклонялся от неё, если только хочет быть искателем правды.

В одной речи, без пособия книг, г. Зенин выяснил весь вопрос до самых мельчайших подробностей и объявил, что беседа, за исчерпанностью вопроса заканчивается. Публика очень осталась довольна его беседой». Н.Д. Зенин вёл борьбу с миссионерами и на страницах «Старообрядческой мысли».

На втором съезде начётчиков в 1907 году Н.Д. Зенин выступает с докладом. В нём он говорит, что освободительные 1905-1907 годы очень помогли делу старообрядческой церкви, главным образом благодаря распространению в народе нелегальной литературы и сочинений. Это поколебало религиозность господствующей церкви и возвысило старообрядчество. Подбирая, таким образом, литературу в своём магазине, он успешно пропагандирует старообрядчество. На этот доклад незамедлительно отреагировала полиция. По ордеру начальника Рязанского жандармского управления генерал-майора Глобы произведён обыск, и возбуждено дознание. Но за недостаточность улик для привлечения, прокурорским надзором дело прекращено.

В 1905 году формируется активная группа интеллигентов-начётчиков. Они настроены на решительную борьбу, поскольку считают, что дарованные свободы могут быть временными. В истории уже так было. По окончанию шестого съезда старообрядцев они организуют «Частное собрание», где обсуждаются политические вопросы... Выступление Н.Д. Зенина отличается своей умеренностью и здравым смыслом: « Все ругают правительство, бюрократию, указывают их недостатки, злоупотребления и пороки, но сами неспособны создать ничего лучшего и порядочного. Критиковать легко – создать трудно. И в других странах не текут реки в кисельных берегах... Поэтому я считаю, что никакая конституция, никакой строй не поможет нам, пока мы сами будем слишком дурными и порочными людьми. Исправьте сначала себя!»

Его поддерживает Ф.Е. Мельников: «Правительство сделало очень много зла, но и сам народ, своим пьянством, развратом, продажностью, корыстолюбием, жестокостью и эгоизмом, сделал его не меньше».

Как вторая часть «Протоколов частного собрания» напечатано «Приложение». В нём анализ положения страны, резкая критика всей власти и призыв к борьбе. Автор текста «Приложения» не назван. Скорее всего, это результат коллективной работы В.Е. Макарова, братьев В.Е. и Ф.Е. Мельниковых и Н.Д. Зенина. «Протоколы частного собрания» были опубликованы только через год в журнале «Старообрядец» в Нижнем Новгороде. Понёс ли кто личную ответственность неизвестно, но журнал вскоре был закрыт.

После признания старообрядческой веры и завершении революционного движения 1905-1907 годов встал вопрос: что делать дальше? Как строить Церковь? Духовенство решает строить по образу и подобию господствующей Церкви. Но самобытность старообрядческой церкви не только, и не столько, в обрядах. Весь строй и уклад приходской и епархиальной жизни старообрядческой Церкви и соборно-иерархическое управление ее покоятся на общесоборных началах. Приходы управляются общинно-хоровым порядком: все дела в них решаются общим согласием законных и равноправных членов общины – мирян. Все церковные служители избираются общим советом и решением всего прихода. Сам епископ избирается всей епархией и утверждается Освященным Собором, созываемым ежегодно. Такова краткая схема общинно-иерархического строя Церкви, установленного с апостольского времени. В гонительные времена этот строй не мог полностью осуществляться, но общее состояние его все же оставалось незыблемым. Между Духовными иерархами, во главе которых стоял еп. Нижегородский Иннокентий, и мирянами – Д.В. Сироткиным, П.П. Рябушинским, Ф.Е. Мельниковым и другими возникают разногласия о роли мирян. Спор продолжается до 1913 года.

В 1910 году начал выходить журнал «Старообрядческая мысль». Редакция располагалась в Богородске, а контора в Егорьевске. Издателем и редактором стал сподвижник Н.Д. Зенина, учитель Богородской фабричной (А.И. Морозова) школы Владимир Евсеевич Макаров. Потом редакторами были А.А. Пашков, И.И. Хромов. Н.Д. Зенин стал фактическим руководителем журнала. В «Обращении к читателям» сообщалось , что журнал должен быть дешёвым и в то же время и серьёзно поставленным, правдивым и совершенно независимым. Несмотря на мнение многих скептиков, Н.Д. Зенину удалось уже в первый год сделать журнал самоокупаемым.  «...Всякий знает, что я живу своим собственным трудом, а не подачками капиталистов, ни сам, ни журнал. Все подписчики знают, что журнала я не издаю, а помогаю собственными средствами стать ему прочно на ноги на средства только подписчиков, и вот года нет, как я этого уже добился. И я уверен, что его будущее обеспечено, и он будет независимым, честным, правдивым органом...». Пожертвования Н.Д. Зенин использовал только на бесплатную рассылку и в кредит журналов малообеспеченным учителям, священникам и другим.

Н.Д. Зенин,, Ф.Е. Мельников, М.И. Бриллиантов, П.Г. Брехов, С.Д. Шишлов (Старообрядческая мысль, 1914 год)

1906 г. Первый Всероссийский Съезд старообрядческих начётчиков в Нижнем Новгороде. Н.Д. Зенин во втором ряду третий слева

Продолжение следует.