Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 9 arrow а9 - Мельникова ОИ - Рогожские метрики

Мельникова Ольга Игоревна

Рогожские метрики


         Необыкновенно информативный и пока мало введенный в общедоступный оборот комплекс сведений содержится в метриках Рогожского кладбища, хранящихся в 246 фонде Отдела Рукописей Российской Государственной Библиотеки.
         Метрические записи сохранились, начиная с 1840 года. Венчания и крещения велись до 1854 года и возобновились только в 1883 году. Перерыв обусловлен известными событиями – в 1855 году произошло запечатание алтарей Рогожских церквей, а в 1883 - некоторое ослабление гонений. Архив заканчивается 1910 годом.
         Венчания не проводились, естественно, во время постов. Крещения проводились круглый год. Иногда родители крестили сразу несколько своих детей разного возраста.
         Записи о погребенных велись с 1840 по 1853 и с 1859 по 1912 года.
         За ряд годов сохранились исповедные ведомости.
         Наиболее информативны и интересны книги, содержащие брачные обыски. Это подробный 2-страничный документ, где дается важная информация о женихе и невесте, стоят их собственноручные подписи, если они были грамотные, или подписи их поручителей. Часто поручителями выступали родственники или хорошие знакомые, поэтому можно восстановить приблизительный круг общения семьи. И это – единственный шанс увидеть подписи своих предков в 4-5-6-7 поколении.
         В брачном обыске указывались имя, отчество, изредка – фамилия крестьян, название селения, возраст, какой по счету брак, поручители.
         Выявилась очень интересная картина. Венчались в основном крестьяне из одного административного образования – или деревень, принадлежащих одному помещику или деревень, например, Карповского приказа, причем, в один день сразу по много пар.
         Это было большое и радостное событие. Приезжали в Москву большим составом, может быть, на несколько дней. Например, в 1844 году в апреле после Пасхи перевенчались, наверное, все женихи и невесты деревень, принадлежащих Рюмину – это Зуево, Кузнецы, Большой Двор, Дубровы, Андроново и др. Каждый день было по 15-20 венчаний, из них 12-15 – рюминских крестьян.
         А вообще, если говорить о времени до «Окружного послания» и гонений старообрядцев 1854-55 годов, то цифры такие:
         В 1848 было 457 венчаний, 1850 - 544, в 1851 – 476, в 1852 – 520, 1853 – 502, 1854 - 364. Если внимательно изучить эти записи, то можно восстановить данные приблизительно на ТЫСЯЧУ человек за каждый год в течение 14 лет. Причем, как это будет видно из дальнейшей информации, наибольшее значение это имеет для жителей Богородского уезда.
         Рассмотрим, каким образом прихожане заключали браки. За январь 1853 года было проведено 110 венчаний, из них только 20 – браки не Богородского уезда, а 3 - смешанные. То есть 80 процентов браков было у крестьян Богородского уезда. Вот конкретные примеры. Первым указано селение жениха, вторым – невесты.
         Костино + Хотеичи, Запонорье + Грибаново, Петрушино + Петрушино, Смолево Дубровской вол. + Смолево Дубровской вол., Назарово + Саурово, Барышево + Игнатово, Заволинье + Заволинье, Фрязино + Кузяево, Рыбалово + Рыбалово, Панкратьевская + Цаплино, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Петрушино + Богородское, Москва + Москва, Москва + Москва, Сенькино + Поминово, Игнатово + Слободищи, Слободищи + Слободищи, Максимовская + Вантино, Максимовская + Максимовская, Хотеичи + Анциферово, Коломенский уезд + Коломенский уезд, Мосягино + Старая, Мосягино + Столбуново, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Смолево Карповского приказа + Смолево Карповского приказа, Локтево + Локтево, Москва + Москва, Богородское + Богородское, Улитино + Сонино, Абрамовка + Абрамовка, Давыдово + Елизарово, Запонорье + Запонорье, Смолево Карповского приказа + Смолево Карповского приказа, Смолево Карповского приказа + Смолево Карповского приказа, Царицынская волость + Бронницкий уезд, Коломенский уезд + Коломенский уезд, Москва + Москва, Поминово + Старая, Поминово + Печурино, Радованье + Радованье, Елизарово + Яковлевская, Хотеичи + Хотеичи, Хотеичи + Хотеичи, Хотеичи + Хотеичи, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Мальково + Шувое, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Заволинье + Заволинье, Челохово + Челохово, Поминово + Поминово, Цаплино + Панкратовская, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Давыдовская + Богородская мещанка, Ляхово + Давыдово, Ляхово + Ляхово, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Чичово + Давыдовская, Слободищи + Слободищи, Сенькино + Внуковская, Вантино + Давыдовская, Москва + Москва, Петрушино + Верейская мещанка, Богородское + Степановка, Заволинье + Беливо, Андроново + Андроново, Москва + Москва, Вантино + Максимовская, Абрамовка + Абрамовка, Хотеичи + Хотеичи, Смолево Дубровской вол. + Смолево Дубровской вол., Загряжская + Загряжская, Загряжская + Стенинская, Слободищи + Слободищи, Челохово + Сенькино, Костино + Московская мещанка, Москва + Москва, Москва + Зуево, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Гридино + Гридино, Запонорье + Запрудинье, Подольск + Москва, Богородский купец + Бронницкая мещанка, Радованье + Савостьяново, Чолхово + Давыдовская, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Кузнецы + Большой двор, Чолохово + Круглово, Круглово + Челохово, Давыдовская + Чолохово, Столбуново + Алексеевская, Слободищи + Слободищи, Слободищи + Слободищи, Панарина + Селиваниха, Заволинье + Устьяново, Тереньково + Глебово, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Москва + Москва.
         Надеюсь, что современные жители этих населенных пунктов захотят познакомиться со своими пра-прародителями и погостить на этих свадьбах. Для этого нужно только внимательно просмотреть этот чудом сохранившийся комплекс документов.
         
         А теперь – география крещений детей в церквях Рогожского кладбища.
         Возьмем опять 1853 год. За год было крещено 3822 (!) ребенка, в мае – 460.
         Опять больше всего было детей из Богородского уезда. Вот такие получились цифры.
         Бронницкий уезд – 81, Рязань и область– 37, Коломенский уезд – 30, Москва – 29, Владимир и область – 14, Серпуховский уезд – 7, Смоленск – 7, Калуга и область – 6, Подольск – 3, Можайский уезд – 2. По одному крещению – Оренбург, Верея, Волоколамский и Рузский уезды, Тамбовская губерния, Боровск, Санкт-Петербург.
         Теперь – селения Богородского уезда:
         по 10 крестин – Авсюнино, Степановка, Куровская,
         9 – Слободищи,
         8 – Абрамовка,
         по 7 – Понарьина, Нареево, Дорохово,
         по 6 – Яковлевская, Селиваниха, Шувои, Давыдовская
         по 5 - Смолево Дубровской вол., Горшково, Заполицы, Петрушино, Костино, Цаплино,
         по 4 – Богородск, Елизарово, Заволинье, Беливо, Хотеичи, Ляхово,
         по 3 – Гора, Петрушино, Беззубово, Барышево, Старая, Челохово, Короткая, Смолево Карповского приказа, Тереньково, Чичова, Мисцево
         по 2 – Запрудинье, Буньково, Коломино, Фрязино, Никулино, Богородское, Загряжская, Кузяево, Иванищево, Алексеевская, Анциферово, Зевнево, Запонорье, Прокунино, Мосягино, Большой двор,
         по 1 – Молоково, Барская, Меря, Шебаново, Внуковская, Ефимово Дубровской вол., Кузнецы, Гридино, Дубровы, Малое Кишнево, Титово, Устьяново, Радованье, Сенькино, Неонилово, Круглово, Печурино, Максимовская, Игнатьево, Столбуново, Андреево, Фомино, Козлово, Короткая, Ожерелки, Новая.
         Мы видим, что в мае 1853 года у крестьян Богородского уезда было приблизительно столько же крестин, сколько у представителей всех других регионов.
         К сожалению, в то время детская смертность была очень велика. Некоторые семьи каждый года крестили по ребенку, а в ревизиях они указаны как бездетные. Это подтверждается и книгами о погребениях, где из 10 записей 7-8 – дети от нескольких часов до нескольких лет. Эти книги читать очень тяжело, а дополнительной информации в них нет. Поэтому исследователям я могу рекомендовать сосредоточить свои усилия на книгах о венчаниях и крещениях.
         Кстати, обнаружился еще один интересный факт. Переписчики 9 ревизии 1850 года должны были указать вероисповедание крестьян. По деревне Зуево получились такие цифры: 52 семьи – раскольники, признающие священство, 22 семьи – раскольники, не признающие священство, 27 – прихожане официальной церкви. Цифра 52 хорошо согласуется с метриками Рогожского кладбища. Те семьи, которые записаны как признающие священство, неоднократно встречаются в метриках. Но есть и любопытные записи о, так сказать, смешанных браках. То есть между семьями, признающими и семьями, не признающими священство. А также встретилась информация о крещении ребенка на Рогожке из семьи, не записанной раскольниками, то есть прихожан «официальной» церкви, согласно ревизии.
         Также у меня есть основание думать, что одна из семей, не записанной как раскольники, принадлежала к поморскому согласию, и эту семью я ни разу не встретила в Рогожских метриках. Так что некоторые семьи, не обозначенные раскольниками, могли быть именно поморцами. В этом номере альманаха публикуются данные ревизий по Зуево и Алексунино с дополнениями – выписками из метрик.
         Как мы видим, комплекс метрических книг Рогожского кладбища, несет огромную информативную нагрузку. Хотелось бы обратиться ко всем заинтересованным лицам, кому не безразлична история своего края – подумать, что можно сделать для расширения доступа к такой ценной информации.

10
10

10
10