Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 9 arrow а9 - Карякин ЮА - Роль церковных архивов в изучении истории края

Юрий Александрович Карякин

Роль церковных архивов в изучении истории края

( на примере Казанской церкви деревни Гридино Егорьевского района)

10

Церковь сохранила для нас прекрасные архитектурные памятники и традиции. Но, наверное, не менее ценным является письменное наследие. Ведь священнослужители очень аккуратно относились к своим обязанностям. Ежегодно составлялись ведомости о состоянии церквей, о приходах, о причте. На основании метрических, исповедальных книг можно составить родословную каждого человека. Кроме чисто церковных дел описывались и события, происходящие в округе.

Совсем рядом с моей дачей расположена деревня Гридино Егорьевского района. Поражает своей красотой современная  Казанская церковь деревни и знаменитые Гридино-Шувойские родники. Легенда доносит до нас, что эти родники с явлением иконы забили на месте сражения Дмитрия Пожарского с поляками. Строительство церкви вынесла на своих плечах местная жительница Ольга Федоровна Зрелова. Освящена новая церковь в 1999 году, построена на месте старой деревянной церкви.

Традиции предков были продолжены. А предистория такова. В 1862 году Егор Васильев и Афанасий Иванов, поверенные от крестьян Гуслицких деревень Гридиной, Шувой, Андреевой (сейчас Абрамовка), Нареевой, Устьяновой и Иванищевой, испросили у митрополита Московского и Коломенского разрешение на строительство новой каменной церкви при сельце Гридино. Объяснили необходимость этого: «для удержания православия, ведь в каждой деревне умножились раскольничьи моленные и удаленностью до 13 км от  церкви Ильи Пророка и Воскресенской церкви в селе Гуслицы (ныне Ильинский Погост). В то время Гридина была вотчиной графа Зотова. Существование ранее церкви в деревне по архивным данным не подтверждается.

Московская духовная консистория согласна рассмотреть этот вопрос с напоминанием: разрешается строительство новых сельских церквей вместо обветшавших или сгоревших. При этом новые причты утверждаются при наличии средств на строительство и при «соблюдении достоинства и приличия в архитектурном отношении предпочтительно древнего Византийского стиля и чтобы план и фасад был рассмотрен в местной строительной комиссии».

Священники села Гуслицы вроде бы и не против постройки новой церкви в их приходе, но староста Иван Богданов в финансовой помощи отказывает, объясняя это тем, что хотят у себя построить каменную церковь на кладбище и каменное училище. Он объясняет, что крестьяне Гридина бедны чрезмерно, лошадей у них для перевозки кирпича с белым камнем и бутом нет, не имеют земли для постройки, так как не смогли выкупить ее после реформы у своих помещиков. Да и вообще пожертвованиями и подводами в строительстве церковной ограды и колокольни в селе Гуслицы (Ильинский Погост) гридинцам отказали. Благочинный Цветков (Павловский Посад) тоже за постройку церкви, но денег и земли для постройки нет. Он пишет « а раскольники Гридина народ богатый, не согласны уступить своей земли».

Вопрос все-таки решился, землю выделил местный помещик, а церковь вместо каменной была построена из бревен от разобранной Параскеевской  Погоста у речки Березовки Богородского уезда, там в это время строили каменную церковь. Приобретена церковь на вывоз вместе с иконостасом и иконами за 800 руб. серебра, деньги собирали сами жители. Для строительства избрали 3 человек крестьян « доброго поведения»: крестьяне Федот Ульянов деревни Иванищева, Егор Васильев деревни Гридина и Устьяновский Василий Сергеев. Большинство вопросов решалось через мирские приговоры крестьянских сходов и  постановления Беззубовского волостного правления.

Деньги на строительство с большим трудом были найден; здесь и пожертвования богатых, и вложение 600 руб. серебром священника Богородицерождественной церкви Погоста Рудни Иоакима Илларионовича Каржавина, с условием, что в новую Гридинскую церковь пришлют молодого священника, который будет женихом его дочери, а потом и его зятем. 2000 руб. просили у Воскресенской церкви с. Гуслиц, но прихожане денег не дали. Тогда Московская духовная консистория приказала выдать 500 руб., 10 тыс. шт. кирпича и 100 пудов извести.

Но уже в начале строительства возникают сложности: то крестьяне деревни Иванищево отказываются переходить в приход новой Гридинской церкви, то крестьяне деревни Устьяново требуют перенести закладку церкви ближе к их деревне.

В 1864 году священник Казанской церкви  при деревне Гридиной Григорий Попов докладывает в консисторию, что церковь построена, но у него есть разногласия со строителем Егором Козминым Назаровым. Сначала надо освятить и делать внутри жертвенник, ящик для хранения риз и церковных свечей, решетки в окнах, а не обивать тесом, строить колокольню и покупать колокола. Тесом нельзя обивать, так как здание «осядется». Полностью церковь была достроена только в 1867 году.

В 1869 году там же на Погосте у речки Березовки была куплена для разбора и перевозки в Гридино за 800 руб. серебром колокольня. Перевозили на своих лошадях крестьяне. На постройку колокольни 300 руб. выделил неизвестный,  остальные деньги были взяты из церковной кошельковой суммы и собраны прихожанами.

История постройки храма в д. Гридино составлена на основании материалов Центрального исторического архива города Москвы, там они хранятся в фонде 203. В нем можно найти материалы по истории многих церквей Московской губернии. Но самое интересное, что при изучении этих дел, подробно описывается все окружение, события, люди.

Например, духовная консистория при строительстве церкви в Гридино, для решения вопроса о финансовой помощи со стороны церкви села Гуслицы (Ильинский Погост), досконально изучает ее финансово-экономическое положение – оказывается, деятельность Воскресенской церкви в 19 веке может служить неплохим примером даже для сегодняшних предпринимателей.

Земли более 202 десятин (это более 220 га), часть земли сдается под сенокосы, под торговые базарные ряды.  Кроме базаров, 5 раз в год проводились крупные ярмарки, в основном это было по церковным и престольным праздникам: 6 января, 25 марта, 9 мая, 20 июля и 6 декабря. Доходность от этой деятельности возросла до 14 тысяч рублей в год. Базар так и назывался – церковный.

В Гуслице и округе не хватало своего хлеба. «Хлебопашеством жители занимаются не охотно, так как плохое качество земли не дает должного вознаграждения». Хлеб привозился из близлежащих губерний: Рязанской, Тульской и других. Он и был первым товаром на базарах  и ярмарках.

На самом базаре церкви принадлежала таможня, большие весы, часть лавок, красный ряд и деревянное строение, занимаемое от питейного откупа водочным магазином.

 В одном из других дел причту села Гуслиц разрешается отдать в аренду церковную базарную землю на год крестьянину деревни Поминовой Григорию Самойлову за 3150 рублей серебром. (1863 год). Здесь же находится Копия приказа Московской духовной консистории с проектом условия и торговым листом. Торговый лист - как сейчас тендер. Претендовали на эту землю еще 3 крестьянина близлежащих деревень и Павлово-Посадский купец  (ЦИАМ фонд 707, опись 1, дело 752).

Сдается в аренду за 750 руб. в год церковная мельница. Имеется кожевенный завод и в деревне Игнатово кирпичный заводик, именно  с него выделялся кирпич на фундамент Гридинской церкви. Есть доход от государственных непрерывно- доходных билетов, т.е. как сейчас получается доход в виде процентов от денег на сберкнижке или от других ценных бумаг.

Данную информацию о церквях Егорьевского, Орехово-Зуевского района можно найти в фондах 203, 707 Центрального исторического архива г. Москвы. Фонд Московской духовной консистории / ф. 203 /, например, насчитывает около 93 тыс. дел за 1726-1918 годы.

Еще один из примеров научного открытия, сделанного с помощью церковных архивов. В первой половине XVIII века Гуслицей и округой владел двоюродный брат первой жены Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной – Степан Васильевич Лопухин. Адмирал, посланник России в Швеции, впоследствии генерал-лейтенант и архангельский губернатор. Он получает Гуслицу от Петра II, строит в селе Гуслицы церковь Чудотворца Николая и большую помещичью усадьбу с дворцом со светлицами из отборного елового леса. На охоту с недельным пребывание к Лопухину сюда приезжал Петр II. Описание этого дворца имеется в Российском Государственном архиве древних актов. Но где находилась усадьба  и стоял дворец долгое время оставалось загадкой. И вот работая с документами местной церкви в ЦИАМе по выделению земли во второй половине XIX века под новое кладбище, мы находим следующее. Описание было сделано через 100 лет после изъятия усадьбы у Лопухиных и уже привязано к новой Воскресенской церкви и ее ограде, которая существует до настоящего времени.

«Место это имеет вид неправильного треугольника. С восточной стороны отделяется от церковной ограды только узкой проезжей дорогой, с западной примыкает к жилым строениям, возведенных на землях, поступившим в надел крестьянам господина Норда, деревень Поминово и Печурино, с северной площадь Ильинского Погоста, а с южной острым концом оно врезается в пахотные земли поля тех же крестьян. В прежнее время это место состояло под усадьбой господ Лопухиных, единственных владельцев Гуслицкой округи».

Мы часто ищем материалы по истории местности, церквей в Москве в вышеупомянутом архиве, в РГАДА, в Московском областном архиве, забывая о том, что есть архивы местных музеев. Так, бережно хранит, систематизировал, составил описи по истории Гуслицы Егорьевский краеведческий музей. В фонде 4 «Церкви Егорьевского уезда Рязанской губернии и Богородского уезда Московской губернии» хранятся документы церквей XVIII-XX веков. Здесь приходно-расходные книги, книги заключения браков (брачных обысков), ревизские сказки, арендные листы, документы на ремонт и реставрацию церквей, сведения о помещиках и отпускные грамоты крепостных крестьян, материалы по взаимоотношениям со старообрядчеством («расколом» по документам) и т.п. Все документы отражают историю не только церквей, но и всего окружения.                            Кстати, как же сложилась судьба деревянной церкви в д.Гридино? В предвоенные годы она была закрыта, в 1959 году разобрана на бревна для строительства детского сада в деревне Селиваниха. За день до открытия детский сад сгорел дотла. В конце 60-ых годов была разрушена часовня на месте Гридинских родничков, но один из социалистических начальников предупредил жителей, и они смогли спасти иконы. Народ спас не только иконы, но и многие документы из часовни и старой Гридинской церкви, они были обнаружены при изучении истории церкви. В семье Лебедева Юрия Борисовича хранится клировая ведомость церкви за 1872 год. А один из его предков был дьяконом в этой церкви. Несколько пожилых жителей, пожелавших остаться неизвестными, подарили ведомость о приходе, сведения по Гридинскому училищу за 1900 год, списки прихожан за 1918 год,  письма из Беззубовского волостного правления от 1879 года, письма священников Иоанна Дмитриевича Махаева и  Николая Молодякова, служивших в церкви после Григория Попова, списки умерших в приходе за 1864 – 1930 гг.

Вот так знакомство с историей одной церкви дало нам многие картины жизни наших предков и помогло найти большое количество документов, которые будут переданы в архив музея Гуслицы и помогут в дальнейшем изучении истории края.

 

1010

1010

 

При подготовке использованы:

1.ЦИАМ ф.203 .оп.444 .ед.хр.16

2.ЦИАМ  203. 759. 2414а

3.ЦИАМ 707. 1.  752

4. ЦИАМ 203. 521. 3

5. Егорьевский краеведческий музей. Описание к ф. 4

6. Воспоминания Лебедев Ю.Б., Пантюхин М.В.