Юрий Александрович Карякин К истории деревни Ляхово По архивным источникам 1766-1791 гг. – По экономическим примечаниям к планам генерального межевания Ляхова вместе с Елизаровом, Горой, Давыдовом, Костином, Яковлевской, Мининой, Смолевой, Лопаковом, Сидоровом приписаны к селу Карпову, принадлежат ведомству главной дворцовой канцелярии. Деревня на суходоле. В деревне 17 дворов, мужчин 43, женщин 45 (для сравнения Елизарово 24 двора, мужчин 69, женщин 54). Земли песчаные, хлеба и покосы средние. ( РГАДА ф.1355 оп.1 ед.хр 746 ) По этим примечаниям мы видим, что административная принадлежность Ляхова указывалась как Московской губернии Бронницкого уезда. Территориальные реформы шли в несколько этапов. В конце XVIII века к ним приложили руку Екатерина II, Павел I, Александр I. Из Коломенского и Московского уездов были выделены Богородский и Бронницкий уезды, затем упразднены и только в 1802 году восстановлены. Рядом с Ляховом на левом берегу речки Савушки находился Погост Воздвиженский с деревянной церковью Воздвижения честного и Животворящего Креста Господня. Земля вокруг погоста 65 десятин и 2350 сажен принадлежала церкви. В настоящее время на месте погоста располагается больничный комплекс Давыдова. На генеральном плане 1784 года земля погоста обозначена цифрой 83, но само название ошибочно перенесено на деревню Гора. На более поздней карте Шуберта речка Савушка называется Сошица. По писцовым книгам 1631-33 гг. на погосте находилась еще и вторая церковь - мученика Никиты. По документам 1710 года обе церкви еще существовали. 1773 г. – РГАДА Ревизские сказки ф.350 оп. 2 ед. хр. 1872 есть упоминание деревни Ляхово Селинской волости дворцового ведомства со списком жителей. 1784 г. – по генеральному плану Московской губернии деревня Ляхова в составе Бронницкого уезда.
1795 г. - по 5 ревизии 1795 года Ляхово вместе с деревнями Карпово, Шевлягино, Минино, Смолево, Молоково, Елизарово, Гора, Давыдово, Вороново, Яковлевская, Костино, Мещеры, Аринино, Сидорово - селения Карповского приказа.В них числилось 2181 человек. 1811 г. – по 6-ой ревизии на 1811 год стало 2697 человек. (51 фонд ЦИАМа, опись 8, дело 1) 1826 г. – деревня Ляхово удельной Селинской волости, старообрядцев 248. Для сравнения в д. Давыдово 393. С переходом в Богородский уезд деревня попала в Селинскую волость. Сама Селинская волость существовала и ранее. Она обозначена как «местность по правому течению реки Нерской, притока Москвы, между Гвоздной и Гуслицей». Первое упоминание - в духовной грамоте Калиты, среди волостей великой княгини. Уже давно Селино присоединилось к Давыдову и редко кто может вспомнить старое название. 1852 г. – Ляхово - деревня 1-го стана, Удельного ведомства, крестьян 205 душ мужского пола, 199 женщин, 37 дворов, 72 версты от столицы и 40 верст от уездного города Богородска, близ Коломенского тракта. Коломенская дорога шла со знаменитой Владимирки на Коломну через соседние Слободищи, Костино, Гору, Запонорье. (К.Нистрем «Указатель селений и жителей Московской губернии») 1862 г. – деревня Ляхово 1 стана Богородского уезда, Удельного ведомства; при колодце, 43 дома, мужчин 191, женщин 191, имеется старообрядческая часовня. Расположена по левую сторону Коломенского тракта (дороги из Богородска в Коломну), сам тракт проходил через соседние деревни Костино, Гора, Запонорье. (Списки населенных мест Российской империи, Санкт-Петербург,1862 г.) 1872 г. – на карте деревня вместе с соседними находится в местности, которая имеет название Заохот, севернее Загарье, восточнее Сельна, южнее Гуслица. Пока в официальных источниках названия Заохот не обнаружено, но народная память его хранит до сих пор. 1890 г. – деревня Ляхово Запонорской волости, число душ 200, от уездного города Богородска 42 км, от волостного правления 3 км. В это время в соседней д. Елизарово 187 душ. К концу 19 века в удельном лесу близ деревни значится лесопильный завод М.Т.Бокамова. 1899 г. – Ляхово Запонорской волости, населения 351 чел, (Елизарово 503 чел.), урядник в Давыдово и Куровской, ближайшая железнодорожная станция Дрезна Нижегородской ветки. Старообрядческая моленная В 1826 году в удельной Селинской волости в деревне Ляхово упоминается устроенная самовольно «с давнего времени» старообрядческая моленная. В это время здесь старообрядцев 248 человек (для сравнения в д. Давыдово 393). ( ЦИАМ ф.16 оп 109 д 4 ) В 1859 году ляховская моленная, вместе с моленными в Елизарово и Смолево, была опечатана по причине «незаконных» исправлений, сделанных прихожанами. Следующее дело о судьбе трех из моленных, включая и ляховскую, датировано 1859-1860 годами. Дело посвящено рассмотрению предметов, находившихся в моленных. В Ляхово их значится 68 наименований. Результатом дела была ликвидация моленной. Часть имущества моленной, равно как и елизаровской и смолевской, разделивших ее судьбу, поступила в Спасо-Гуслицкий монастырь, часть - в церкви Могилевской епархии. (ЦИАМ ф.17 оп 13 д 277 ) В 1892 году в приходе села Селина Богородского уезда опять упоминается старообрядческая моленная в деревне Ляхово. Она, согласно документу, стояла «с очень давнего времени» на усадьбе местного крестьянина-старообрядца Дмитрия Иванова Щедрина. В 1898 году в деревне молящихся 370 человек, поповцы, неокружники. (ЦИАМ ф 203 оп 289 д 24 ) В 1960 году в архивных материалах упоминается закрытое в 1934 году культовое здание в деревне Ляхово. Оно занято зерноскладом совхоза «Память Ильича». Также предполагалось использовать здание под «красный уголок» Давыдовского сельского совета. В память о бывшей моленной в 2000 году, на развилке дорог возле старинной старообрядческой деревни Ляхово в день обретения честных мощей чудотворца Сергия Радонежского, 18 июля освящена великолепная часовня. Обряд освящения совершил настоятель староверческого Крестовоздвиженского храма д. Давыдово о. Иоанн Гусев. Инициатива сооружения часовни принадлежит столичному предпринимателю Андрею Алексеевичу Кустареву, чья родословная началась из д. Ляхово. И как рассказывают старожилы, дед мецената А.А. Кустарева Григорий был верующим человеком, служил в бывшей старообрядческой церкви д. Ляхово. В строительстве часовни приняли участие мастер Владимир Александрович Самохин, живущий ныне в Давыдове. Посильную помощь в благоустройстве территории оказали местные жители и среди них супружеская чета Щедриных — Мария Романовна и Алексей Григорьевич. Иконопись В то время, когда в соседних Куровской и Давыдове открывали свои фабрики Марк и Василий Никифоровичи Балашовы, Дмитрий Трофимович Гущин, Аксинья Феоктистова Терехова, в деревне Ляховой работают 10 иконописцев, да 2 человека занимаются продажей икон, другие виды промыслов не развиты. Дошедшая до нас подворная перепись населения 1869-71 гг., к сожалению, не дает нам фамилий, а только имя иконописца и отчество. Фамилии в то время только начали появляться, и были только у купцов, мещан, церковнослужителей и отставных офицеров. Иконописью во второй половине 19 века в деревне занимались Лука и его брат Артамоновы, Федула и Мартин Карповы, Павел Иванов, Иван Демидов, Яков Ларионов, Зот Михайлов, Кирилла Терентьев, Ефим Артамонов. Продажей икон жили Пелагея Никифорова и ее сын Иван Малофеев. В книге «Уральская икона» по документам Секретного совещательного противораскольничьего комитета за 1853 год упоминаются Панков Петр Иванович (удельный крестьянин д. Ляхово Карповского приказа Богородского уезда Московской губ., иконописец, из старообрядцев часовенного согласия) и Панков Федор Иванович, крестьянин той же деревни. Иконописец, в 1852-1853 гг. проживал в Екатеринбурге со своим племянником Петром Ивановичем Панковым (Курковым). Писал иконы для местных старообрядцев-часовенников и для единоверцев. В архивных делах вместе с Филатом Ефимовым Романовым упоминаются и имена его земляков - Ф.И. и А.И. Курковых, иконописцев из деревни Ляхово Богородского уезда. В Альманахе"Богородский край" N 1 (1996 г.) описывается деятельность крестьянина Московской губернии Богородского уезда Запонорской волости деревни Ляховой Саввы Трофимовича Щедрина, проживающего в городе Богородске в собственном доме. «Представляя при сем удостоверение Богородского Полицейского управления о нахождении в гор. Богородске нашей моленной, имеем честь почтительнейше просить Губернское Правление разрешить образование Богородской старообрядческой общины, внести ее в реестр, распубликовать в сенатских объявлениях и местных губернских ведомостях и выдать засвидетельствованную копию с реестра мещанину Павловского Посада Николаю Александровичу Сивову, живущему в г. Богородске за железной дорогой в собственном доме. Ему же верим подать настоящее удостоверение. Прилагаем…» Когда возникла деревня История возникновения названия и образования деревни до конца пока не ясна. Название явно отсылает нас к каким-то событиям, связанным с Польшей или выходцами оттуда. В 1626 году по переписи с 1587 года была сделана такая запись: «В селинской волости монастырская вотчина чудова монастыря по выписи с книг Ивана Фефилатива да подъячего /посынка Невзорова/ 7095(1587г.) село Запоноре и Власивское тоже на речке на Понуру а в селе церковь Покров Святые Богородицы древяной клетцкина в церкве образы и книги и ризы и колокола и всё строение мирское… А Глебовская тоже а в ней крестьян … А Короткое тож на речке на липице а в ней крестьян… Дуброва а в ней крестьян… Деревня Леванидовская а Степановская и Стенинская тоже на речке на Липицы а в ней крестьян… Деревня Хломово аусово на речке на Липице а в ней крестьян… Деревня Загряская а Бобовища тоже на речке на Мерске а в ней крестьян… Деревня Нелидова а Ненилова тож на речке на Понуру а вней крестьян… Деревня Радованная а в ней крестьян… Деревня Терентьива на речке на Мерске а в ней крестьян… Деревня Осташово а Мельники и Хмельники тож на речке на Мерске а в ней крестьян… Деревня Смолева на речке на Понуру а в ней крестьян… Деревня Новая а Пучкова тож на речке на Понуру а в ней крестьян… Деревня Запрудное а Хушино тож на речке на Понуру а в ней крестьян… Деревня что было село Осташково на речке на Бекреневке а в ней крестьян… Деревня Ворыпаево на речке на Терновке… Деревня Соболева на речке на Мерске а в ней крестьян… Деревня Новая а Высокое тож на речке на Косачеише а в ней крестьян… Деревня Полкова а Леванидова другое тож была в обводних землях а в ней крестьян… Была деревня Степановская а в ней пашни пахотные… Пусть что была деревня Кольково а Степановская и Поповская тож а в ней пашни… Была деревня Олфимово на речке на Мерске а в ней пашни… Пустошь Кормыш а Говоринской тож а в ней пашни лесом поросли… Пустошь Сорокина а в ней пашни лесом поросли… Пустошь Обакумцова а в ней пашни лесом поросли… Пустошь Матвеицова а Обрамово тож а в ней пашни лесом поросли… Пустошь Нездина селище а Василивское и поросль тож а в ней пашни лесом просли… Пустошь что была деревня Старое сельцо бисарево а в ней пашни пахотные… Деревня Товаркова а в ней пашни лесом поросли… Пустошь что была деревня Мякимова Починок тож а в ней пашни лесом поросли… Пустошь Пучкова на речке на мерске а в ней пашни пахотные… Пустошь Вешнякова а в ней пашни пахотные… Пустошь Короваива а в ней пашни лесом поросли… Пустошь Овинец? а в ней пашни лесом поросли… Пустошь Старое а в ней пашни лесом поросли… Пустошь Кузнецова а в ней пашни лесом поросли… Пустошь, что был погост Аврамева пустыня а в ней пашни церковные паханные… Пустошь Житийка на речке на речке на Мартыновке а в ней пашни паханые… Пустошь Тимошкина была в обводных землях а в ней пашни лесом поросли… … и всего село да девятнадцать деревень дватцать пустошей а в них 2 двора монастырских 4 попов да 4 пономарёв да двор церковново дьячка да 4 просвирницы да 5 дворов служних да 41 двор крестьянских а людей в них 42 человек да 36 дворов бобыльских а людей в них и вдов тож да 4 двора пусты пашни паханые худые земли 4 чети с четвериком да лесом поросли и с наезжего пашнего 777 чети без четверика и обоего 781 чети в поле а в дву потому же сена 1130 копен лесу пашенново и непашенново 227 десятин с полудесятиною да поверстново лесу в длину на 7 верст а по перек тож а сошного в живущем и в пустее соха а недошло в сошное письмо чети 19 пашни а платити крестьянам з живущево с четырех четий с четвериком… (лета 7134г. октября в 13 день), (1626 от Р.Х.) В этой переписи, которая в печати воспроизводится впервые, деревни Ляхово мы не находим, то ли ее не было, то ли она имела другое название. Но здесь видим, как назывались многие деревни ранее, у них двойное название, старое и новое. Местонахождение некоторых пустошей в памяти народной сохранились до настоящего времени, например между Анциферовом и Соболевом есть место, которое носит название Вешняки, там же ближе к Нерской есть место «Избушки», предположительно там тоже ранее была какая то деревня. Исследования продолжаются.
|