Галина Евгеньевна Голыгина корреспондент газеты "Ореховские вести" 75 ЛЕТ ПО ЗАПОВЕДЯМ ХРИСТОВЫМ Настоятель старообрядческого православного храма во имя Рождества ,Пресвятой Богородицы протоиерей Леонтий Пименов родился в деревне Колобово Нижегородской области 3 марта 1936 года. Окончил среднюю школу, затем Нижегородский строительный техникум. Принял священнический сан и стал настоятелем Орехово-Зуевского храма в 1986 году. Награжден наперстным крестом. Женат. Отца Леонтия я впервые увидела года четыре назад, в городском Выставочном центре, на одной из персональных выставок. Помню свое потрясение колоритом речи батюшки. Его отзыв по поводу полотен автора являл собой открытого, очень мудрого и доброго человека, от которого шел особый, греющий душу свет. И еще тогда я почувствовала не только журналистский, но и просто человеческий интерес к личности батюшки. Хотелось встретиться и побеседовать с ним. Но суетность жизни затягивала осуществление задуманного. И вот недавно Господь предоставил этот случай. Накануне 75-летия отца Леонтия я получила задание редакции встретиться с ним, чтобы подготовить юбилейное интервью. Готовясь к беседе, волновалась. Однако, общаясь с батюшкой, поняла, что - напрасно. Его рассказ захватывал, уводил в лабиринты родной истории, памяти собственного детства и юности, и не только прямо, но и косвенно я получила ответы на вопросы, которые для меня были очень важны. Отец Леонтий, вы родились в религиозной семье? Да, я появился на свет в семье исконных, глубоко верующих старообрядцев. В 30-е годы мой отец, Иван Алексеевич, был старостой старообрядческого прихода села Елисино, что в семи километрах от моей деревни. И веру Христову мы, дети, впитывали с молоком матери. Все было благочестиво и строго. А знаете, как ходили в церковь наши дедушки? Все семь километров до храма они шли босиком (конечно, в теплое время года), а сапоги, связанные парой, несли через плечо. Почему? Потому, что в храме было положено стоять в безукоризненно начищенных сапогах с высокими голенищами. Естественно, что, преодолевая немалый путь по грунтовой дороге, нельзя было сохранить обувь идеально чистой, да и берегли ее. Обувались только перед тем, как войти в храм. Батюшка, помните тот момент, когда впервые ощутили веру в Господа внутри себя? Есть две категории верующих людей. Одни приходят к Господу в результате каких-то поисков, напряжения ума, размышлений, метаний, нравственных мучений. И вот, наконец, находят то, чего искали: чувство осознанной, твердой, глубокой веры, и понимают, что отныне будут жить только с Господом, и закончат жизнь свою с Ним. А другим все это несвойственно, да и не нужно - в силу их происхождения. Это люди, которые родились в верующей семье, и вера Христова жила в них изначально. Вот и я родился в старообрядческой семье, и мне не нужно было искать веру, потому что она уже сразу была во мне. Я всей душой осознавал, что нахожусь в православной, истинной вере, которая должна быть непоколебима ничем. Моя задача – сохранить ее, не изменить ей, не поддаться каким-то обстоятельствам, не уклониться от нее. И непременно передать эту веру моим детям, внукам, всему потомству. Поэтому моментов, которые вы имели в виду, задавая вопрос, у меня просто не было. Каким образом судьба свела ваших родителей? История такова. Несмотря на сильные гонения на верующих, мой отец продолжал ходить в церковь. К тому же был активным, авторитетным в своей округе человеком. Шел 1933 год – коллективизация. И вот прибыли однажды из района люди и привезли с собой председателя только что созданного на моей родине колхоза. Собрали народ. Объявили: «Вот это ваш председатель». А из гущи крестьян раздается: «Почему нам привезли председателя? Разве мы не можем сами его выбрать, из своей среды?». Это произнес мой отец. Отреагировали спокойно. «А кого бы вы хотели видеть своим председателем?». - «Да вот Ивана Алексеевича Пименова и изберем», - ответили участники собрания. Комиссары согласились. Затем они предложили дать название колхозу – «Путь к коммунизму». И тогда снова прозвучал протест отца: « Мы сами можем дать название своему колхозу!» - «Но как вы его хотите назвать?» - «Согласие», - прозвучал ответ. Так и было решено. При народе начальники не возражали – играли в демократию. Но отца, конечно же, взяли на особую заметку. Разве новая власть могла согласиться с тем, чтобы старообрядец, беспартийный и такой независимый в суждениях человек стал руководить колхозом! Отца выслали, обосновав наказание религиозными причинами. Местом ссылки стал город Архангельск. Там-то они с мамой и познакомились. Когда ссылка закончилась, он привез маму на родину, в родительский дом. В 1935 году они поженились, а в 1936 появился на свет первенец Леонтий. И стали жить в колхозе? В 1937 году была вторая волна репрессий. Кто был похитрее, избегал их. Каким способом? Убегали из дому. Скрывались. А потом шли на стройки, которые имели название «великие», куда брали всех. (В Нижнем Новгороде, например, строился автозавод-гигант). И люди растворялись в общей массе. Так многим удавалось уцелеть. И моему отцу люди советовали сделать то же. «Нет! Я ни в чем не виноват, я это докажу, а убегать никуда не буду!», - отвечал он. А чего докажешь, и кому? Арестовали отца, приговорив к высшей мере наказания. 20 января 1938 года, в день своего Ангела (память Иоанна Предтечи), в 33-летнем возрасте он был расстрелян. Но нам сообщили, что осужден по 58 статье, на десять лет, без права переписки. Так извещали всех, чьи родные были уничтожены. А мы жили все годы надеждой, что вот-вот он вернется. Мама осталась беременной моим братом, а мне было 1,5 года. Отца ждали до 1947 года… Спасая нас с братом от голода, мама уехала к себе на родину, в Архангельск. Но там тоже было холодно и голодно. И она вернулась в Нижний Новгород. А когда мне исполнилось уже 11 лет, и отца мы так и не дождались, на семейном совете было решено, что мама с братом вернутся в Архангельск, а я останусь жить в родном доме, под опекой своих двух незамужних теток – старообрядок, родных сестер отца. Расскажите о самом незабываемом моменте детства? Будучи воспитан в семье глубоко верующих людей, я прочно осознавал, что никак не могу быть членом атеистической организации. Поэтому и никогда не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем, ни тем более членом партии. И мои убеждения оставались непоколебимыми, хотя защищать их было нелегко. Но я был довольно активным ребенком, мне хотелось быть вместе со всеми. А как мечтал об отдыхе в пионерском лагере! Однако этих радостей детства я был лишен, и меня не покидало чувство изгоя. Сына «врага народа». А самым значимым и судьбоносным стало то, что произошло со мной в 7 классе. В среде учителей тогда тоже были люди разные, в том числе и по мировоззренческим взглядам: и тайно верующие, и сочувствующие, и воинствующие атеисты. У нас была учительница истории по фамилии Савицкая, поддерживающаяся идеологию воинствующих атеистов. Так вот она решила проявить обо мне «заботу», которая заключалась в том, чтобы изъять меня из «отсталой» семьи. Вопрос был оглашен на уровне школы, а затем и города. Педагог заявляла, что «тетки - верующие старообрядки - воспитывают мальчика в реакционной обстановке и этим самым «портят» ему жизнь, и потому ребенка надо спасать». А «спасти» она меня решила, устроив в детский дом, для просоветского воспитания. На этом своем «подвиге» учительница, возможно, предполагала сделать себе карьеру. И вот в школу решать мою судьбу прибыла высокая комиссия - из городского отдела народного образования. После эмоциональных высказываний по поводу изъятия меня из семьи и перевоспитания, встала председатель комиссии – женщина в летах, с седыми-седыми волосами и уверенно произнесла: «Вот мы решаем судьбу этого мальчика, а давайте спросим у него самого, что он желает – остаться в своем родном доме, с тетями или идти в детский дом». Я ответил, что хочу остаться в свом родном доме. И она тут же сказала: «Все, вопрос решен, заседание закрыто!». Так я был избавлен от детского дома, а, стало быть, и от весьма нежелательного поворота в судьбе. Когда вы приняли сан священника? Начну с того, что в нашей старообрядческой Церкви тогда не было учебных заведений. Но священники требовались. Откуда они брались? Метод обучения священничеству назывался «из уст в уста». Он, в общем-то, сохранен и сейчас. Схема такая. Старообрядческая семья ходит в церковь, и, естественно, водит туда своих детей, с младенческого возраста. Если отец или мать поют или читают на клиросе, то и дети это воспринимают. Со временем у них проявляются подходящие данные, и одни становятся певчими, другие - чтецами. Настоятель храма обычно является и духовным отцом своих прихожан. И, как правило, он в курсе всей жизни своих духовных чад. Он знает, как они растут, воспитываются, образуют семьи, где работают, как своих детей воспитывают, каким пользуются авторитетом. Словом всю подноготную. И вот приходит время, и настоятель предлагает епископату рассмотреть данную личность как достойную на присвоение сана священника. Но четверть века назад, когда священничество отнюдь не было в почете, соглашался им стать далеко не каждый достойный. Причины разные. Дети - школьники, которых будут дразнить поповичами. На работе ценят, да и карьера вверх пошла, квартиру уже от предприятия дали. Задумок разных много. А тут уговаривают стать священником, то есть все это оставить. Вот и мне пришлось через это пройти. Успешно шла работа – последние двадцать лет работал архитектором-реставратором. Восстанавливал памятники архитектуры, церкви. Полюбил свою работу. А что касается моего церковного служения, то в девятилетнем возрасте я уже хорошо читал на церковнославянском языке, и был поставлен чтецом. А с 19 лет меня назначили головщиком (руководителем церковного хора). Возглавлял хор 25 лет и думал, что церковное пение это и есть мое духовное призвание. Стать священником дал согласие уже в 50-летнем возрасте. И в 1986 году был направлен настоятелем в Орехово-Зуево. На сегодня мой суммарный трудовой и священнический стаж - 53 года. Батюшка, вы помните свой первый Великий пост и праздник Пасхи Христовой? Все праздники Воскресения Христова в моей е жизни особые. А о Великом посте так отвечу. По церковным правилам ребенок поститься должен с трехлетнего возраста, что строго и выполнялось в нашей семье. Никогда не было такого, что, мол, ладно, они еще маленькие и т.д. И настолько это вошло в мою привычку, что пост каким-то трудным периодом или подвижничеством мною никогда и не воспринимался. И до сих пор мне время поста нравится гораздо больше, чем, как мы говорим, время мясоеда, то есть скоромных периодов. С самого детства я охотно отдаю предпочтение самой простой пище. Люблю щи, картошку, соленые огурцы, квашеную капусту, ржаной хлеб и прочие дары плодов земных. Возможны ли церковные браки между верующими Русской Православной Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви? Не только возможны, но в настоящее время количественно преобладают над чисто старообрядческими. При этом вступающие в брак должны придти к одной вере. Каким должен быть образ идеальной православной семьи? Это семья, которая живет по заповедям Христовым и соблюдает в быту русские христианские традиции, не уклоняясь от них. Скажите о своей семье? У нас с матушкой Ларисой было шестеро детей, пять дочерей и один сын. Сейчас сына и одной из дочерей уже нет в живых. Дочки Вера, Анна, Александра и Наталья замужем за старообрядцами. У нас уже одиннадцать внуков. Мы готовы к тому, что их еще прибавится. И я был бы благодарен судьбе, если бы кто-то из наших внуков стали тоже старообрядческими священниками. Батюшка, какова история Орехово-Зуевского старообрядческого храма? В 1985 году, когда Орехово-Зуево в связи со столетием знаменитой Морозовской стачки хотели превратить в образцовый социалистический город, в наш деревянный старообрядческий храм приехали пожарные, среди бела дня облили его керосином и подожгли – чтобы не тратить время на слом. Но утварь и иконы, слава Богу, вынести позволили. Так старообрядческая община осталась без храма. Потом предлагали церковь, в городе, но старообрядцы отказались. А после власти позволили приобрести дом на улице Совхозной. Это жилое здание и оборудовали в молельную церковь. Храм на улице Кузнецкой - старинный, был построен в 1884 году. В советское время в церкви размещалась школа ДОСААФ и мотогоночная секция. В 1990 году в горсовете встал вопрос о размещении в церкви театра Новых форм. Мы решили спасать храм. Обратились в горсовет, сделав заявление о том, что будем использовать старинное здание по его прямому назначению. И в 1991 году нам город его передал. Вообще эта церковь раньше принадлежала беспоповской общине, но на момент передачи она не была зарегистрирована. Они это сделали позднее. И поэтому храм был передан нам. Сегодня мы установили дружеские связи с этой общиной и здание храма используем совместно. Только вот по материальным причинам возрождение его затянулось с 1991 года до сего дня. Многим читателям, наверное, будет интересно знать, кто такие беспоповцы? После раскола Русской Церкви в 17 веке старообрядцы тоже, к сожалению, разделились на две основные группы: поповцы и беспоповцы. Мы, то есть поповцы, стали исповедовать веру, как и прежде, по дореформенному укладу. А другие решили так: реформа произошла, значит, настоящих попов не осталось. И поэтому лучше жить без них. Так и живут – без священников. Добровольно избирают наиболее активного, образованного пожилого человека из своей среды, и тот возглавляет общину. Служит он, соответственно, без облачения, просто в темной одежде. Но сами Богослужебные тексты у нас с ними одинаковые. Батюшка, на какие средства восстанавливается церковь, есть ли помощники? Числом спонсоров мы, к сожалению, похвастаться не можем. Восстанавливается храм на средства прихожан, большей частью - бабушек-пенсионерок. Из местных организаций хотелось бы с благодарностью выделить неизменную помощь завода «Респиратор» во главе с его генеральным директором Александром Александровичем Брызгалиным. Отец Леонтий, редакция альманаха поздравляет Вас с юбилеем. Желаем вам крепкого здоровья и сил на многие благие годы жизни. И пусть появится как можно больше сподвижников по возрождению старинной старообрядческой святыни - церкви во имя Рожества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево.
|