Список из бабушкиного сундука.

Ваше Императорское Величество,Всемилостивейший Государь!

      Среди многомиллионнаго населения Великой Российской державы, Богом вверенной Твоему мудрому и попечительному управлению, имеется значительное число старообрядцев, исконно-русских людей, преданных Тебе, Государь и Отечеству, святопочитающих древния христианския святыни, обычаи и обряды, принятыя от православной греческой церкви святым благоверным и равноапостольным князем Владимиром.
      Старообрядцы, не имея ничего общаго с рационалистическим расколосектанством, отвергающим церковныя таинства и предержащую власть, никогда не примешивали к своим чисто религиозным воззрениям политически-зловредных учений; напротив, как истинно-русские люди, всегда повиновались и повинуются постановлениям святой соборной и апостольской церкви, властям предержащим, чтят помазанника Божия царя, по заповеди апостольской, творят за него «молитвы, моления, прошения и благодарения»; также приемлют церковныя таинства и богослужение, совершаемое по старопечатным книгам и чиноположению, существовавшим в древней Руси. И по завету отцов своих приемлют священство, иерархия коего, после запрещения переходит к старообрядцам, священникам русской господствующей церкви, заимствована от не изверженнаго и не запрещённаго греческой церкви митрополита Амвросия.
      Мы, старообрядцы, никогда не уклонялись и не уклоняемся от исполнения гражданских обязанностей, возлагаемых на нас законом государства, охотно отбываем воинскую повинность и, по Твоему державному призыву, проливаем кровь свою на поле брани, сражаясь в рядах доблестной Русской армии. Храбрые же казаки Дона, Кавказа, Урала и восточных окраин Сибири, служат государям России поголовно и за свою верную службу Отечеству удостоены составлять конвой царский.
      Мы охотно принимаем участие в делах общественной благотворительности и в тяжкия годины жертвуем своим достоянием, не различая нуждающихся единоверных от иноверных, по заповеди Господней о любви к ближнему.
      Всемилостивейший Государь! Нравственно, по совести мы не можем себя причислять к вредным для государства сектантам, и не достойны тяжкаго осуждения и притеснений, какия выпали на долю нашу в течении двух с половиной столетий, вследствие установившагося предубежденнаго на нас взгляда.
      В Бозе почивший, незабвенныя и блаженныя памяти Венценосный Родитель Твой Государь Император Александр III в непрестанных заботах о благе своих поданных не оставил без своего милостиваго внимания и нашего плачевнаго и неопределеннаго положения и законом 3 мая 1883 года указал те границы, в пределах которых мы должны устроять свою религиозно-нравственную жизнь.
      Закон 3 мая 1883 года избавил старообрядцев от «преследований за мнение их о вере», а) разрешил «уставщикам, наставникам и другим лицам беспрепятственное исполнение духовных треб к своей среде, б) дозволил им «творить общественную молитву совершая Богослужение как в частных домах, так и в особо предназначенных для сего зданиях», открываемых с надлежащаго разрешения.
      Упомянутым законом, нам, старообрядцам не предоставлено религиозных прав, какими открыто пользуются лица всех других исповеданий, а дарована лишь условная свобода, полная ограничений, и тем не менее к нему приноровлено нравственное существование не однаго миллиона русскаго старообрядческаго населения, успевшего свыкнуться и сжиться с тем положением, какое ему отведено высочайшей волей царя миротворца. Но в действительности, в обыденной жизни, мы далеко не пользуемся и этими предоставленными нам скромными ограниченными правами.
      Смягченный законом __ года предубежденно – суровый взгляд на старообрядцев вновь и с особенною настойчивостию стал проводиться в последние годы и послужил причиною новых стеснений и жестоких лишений предпринимаемых против старообрядцев. Молитвенныя здания наши без достаточных поводов отнимаются, запечатываются и закрываются, хотя бы здания сии были разрешены министерством, церковная утварь, священныя облачения, святыя иконы, нами чтимыя, отбираются. От духовных наших пастырей требуются подписки - отказаться от священнаго звания и совершения служб законом __ года дозволенных. Всякое доброе благотворительное дело, исходящее от чисто нравственных побуждений, обыкновенно истолковывается превратно, в худую для нас сторону.
      История подобные мероприятия подвергла уже осуждению.
      Всемилостивейший Государь! Как особеннаго благодеяния и милости просим мы о сохранении за нами, старообрядцами, законных прав, дарованных нам Твоим незабвенным августейшим Родителем и ограждения от несправедливых их нарушений.
      Войди, Великий Государь, в печальное положение Твоих верноподданных, беззаветно преданных Тебе и Отечеству и милостивым вниманием Своим облегчи нашу горькую долю; да славят Тебя и да возносят благодарные молитвы за Тебя Вседержителю Богу.
      Бить челом Тебе, великому Государю об изложенной нижайшей просьбе нашей поручаем мы выборным нашим, прилагая и свои подписи в количестве пятидесяти тысяч на всемилостивейшее Твоё Царское воззрение.
      Прошение подано Государю Императору Николаю II Александровичу депутатами старообрядцев: Нижегородским Дмитрием Сироткиным, Московским Михаилом Бриллиантовым, С-П-ким Дмитрием Вышегородцевым.
      Крым, в Ялте _ декабря __ года.

Высочайший ответ на всеподданнейшую просьбу старообрядцев.

      23 марта 1901 года, депутация от старообрядцев, состоящая из пяти лиц: Дмитрия Васильевича Сироткина, Михаила Ивановича Бриллиантова, Дмитрия Александровича Вышегородцева, Анфиногена Тимофеевича Комарова и Ивана Захаровича Захарова явилась к Его Высокопревосходительству, господину Министру Внутренних Дел, по Его личному приказанию выслушать Высочайший ответ на поданную Его Императорскому Величеству всеподданнейшую просьбу старообрядцев 14 декабря 1900 года, в Крыму, за подписью 49 753 лиц. Господин Министр старообрядческой депутации объявил следующее:
      «Я докладывал Его Величеству по поводу вашей просьбы. Государю Императору благоугодно было объявить свою волю, что закон 3 мая 1883 года изменению никакому подвергнут не будет, и никаких новых мероприятий по этому вопросу Его Величество допускать не желает». И затем господин Министр добавил: «Будьте покойны, беспокоить вас никто не будет, и это вы увидите на деле».
      Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета 3 мая 1883 года о даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб, положено:
1) Паспорты на отлучки внутри Империи выдаются раскольникам всех сект, за исключением скопцов, на общем основании. Действующие правила о паспортах скопцов остаются без изменения.
2) Всем вообще раскольникам дозволяется производить торговлю и промыслы, с соблюдением общедействующих по сему предмету постановлений.
3) Раскольники допускаются к вступлению в иконописные цехи, с разрешения Министра Внутренних Дел.
4) Раскольникам дозволяется занимать общественныя должности, с утверждением, в указанных законами случаях подлежащих правительственных властей. В том случае, когда в волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины утверждён будет раскольник, помощник его должен быть из православных. Принадлежащие к расколу волостные старшины и их помощники не допускаются к участию в делах приходских попечительств.
5) Раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушены общия правила благочиния и общественнаго порядка. Независимо от сего, относительно часовен и других молитвенных зданий, соблюдаются правила, постановленныя в статьях 6-8 настоящего узаконения.
6) Раскольникам предоставляется исправлять и возобновлять принадлежащия им часовни и другие молитвенныя здания, приходящия в ветхость, с тем, чтобы общий наружный вид исправляемаго или возобновляемаго строения не был изменяем. На производство упомянутых работ, предварительно приступа к оным, испрашивается каждый раз разрешения Губернатора или Начальника Области. В случаях необходимости такой перестройки молитвеннаго здания, вследствие которой общий наружный его вид должен подвергнуть изменению, соблюдается порядок, указанный в статье 8-ой сего узаконения.
7) Распечатание молитвенных зданий раскольников допускается с особого разрешения Министра Внутренних Дел и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякаго торжества, при чём о каждом случае этого рода Министр входит предварительно в сношение с Обер-Прокурором Святейшаго Синода. Распечатание раскольничьих монастырей и скитов не допускается.
8) В тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения Министра Внутренних Дел, обращать для общественнаго богомоления существующия строения. При этом наблюдается, чтобы обращаемому для сего строению не был придаваем внешний вид православнаго храма, и чтобы при нём не имелось наружных колоколов. Наддверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется.
9) При погребении умерших раскольников, дозволяется: а) предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику и б) творение на кладбище молитвы по принятым у раскольников обрядам, с пением, но без употребления церковнаго облачения.
10) Уставщики, наставники и другия лица, исполняющия духовныя требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. За означенными лицами не признается духовнаго сана или звания, при чём они считаются, в отношении к правам состояния, принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят.
11) Последователям раскола воспрещается публичное оказательство онаго, которым признаются: а) крестные ходы и публичныя процессии в церковных облачениях; б) публичное ношение икон, за исключением случая, предусмотреннаго в пункте а) статьи 9-ой настоящаго узаконения; в) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий, церковнаго облачения или монашескаго и священнослужительскаго одеяний; и г) раскольничье пение на улицах и площадях.
12) В тех случаях, когда, на основании статей 3, 4, 7 и 8 настоящаго узаконения, требуется разрешение или утверждение Министра Внутренних Дел, он делает надлежащия относительно раскольников, распоряжения, сообразуясь как с местными условиями и обстоятельствами, так равно с нравственным характером учения и другими свойствами каждой секты.

Примечание к ст. 59-й т .XII изд.1890 года.

      Публичным доказательством раскола признаются: 1) крестные ходы и публичныя процессии в церковных облачениях; 2) публичное ношение икон, за исключением случая, предусмотренного в пунктах 1 ст. 49; 3) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковнаго облачения или монашеских и священнослужительскаго одеяний, и 4) раскольничье пение на улицах и площадях.

Оригинал письма и заметок к нему представлен старообрядцами Гуслицы,
хранился в семейных бумагах одной из старообрядческих семей.