Макарина Лариса Викторовна – житель д.Юрятино МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ДЕРЕВНЯ ЮРЯТИНО Записано во время велопохода - экспедиции участниками туристского клуба Ильинской средней школы под руководством Горшковой Л.М. в сентябре 2009 года. Очень хочется рассказать о своей родной деревне Юрятино, в которой я родилась и выросла. Здесь родилась и моя мама, и мой дедушка Осокин Андрей Захарович, и мой прадед. Я до сих пор живу в доме, который построил мой дедушка. Макарина Лариса Викторовна
Есть в нашей деревне несколько родничков. Все они находятся недалеко от реки Шувойки, но я хочу вам рассказать об одном родничке. Он расположен возле речки, и как-то очень мне дорог, потому что находится он как раз там, где кончается участок моего прадеда Осокина Захара Андреевича. Там, на берегу речки, у него была баня, раньше бани на речке ставили, чтобы было легко воду таскать и не далеко. Да и удобно, лей, сколько хочешь. До сих пор та часть берега реки называется «Захаровой». Спроси даже сейчас любого коренного жителя, который постарше, где это находится, то сразу получишь убедительный ответ и правильный адрес. Вот уже больше семидесяти лет нет в живых моего прадедушки, а вот название места до сих пор живет. Спроси, где находится «Захарово», сразу ответят. Добрый и справедливый, порядочный и благородный человек был мой прадедушка. Вдовам и сиротам всегда помогал. В первую очередь у них пахал землю, а потом уж у себя. Уважаемый и трудолюбивый был человек. Вечная ему память! Помню, в детстве любила я с отцом в лес ходить. Далеко уйдем. По дороге мне отец рассказывает, где идем, как то место называется. Удивительно добрые воспоминания о том времени. Оказывается, раньше каждый квадрат леса имел свое название: «Угол», «Романиха», «За мост», «Островная», «Беззубовские болота», «Пупково», «Студенец», «Зонтики», «Полуехтово», «Волчья грива». Эти названия сохранились и до сих пор. Угол и Зонтики находились ближе всех к деревне, туда даже детей пускали за грибами и за ягодами. Подальше Романиха, а еще чуть подальше, за Мальковским болотом, сейчас оно правда осушено, находится За мост и Островная. Вот идем с отцом в Островную, проходим За мост, а он мне рассказывает, что сюда на полдни коров приводили пастухи. Там была дойка полуденная, доили коров в то время руками. Дойдем до Островной, слушаю: тут была сторожка лесника, выходим к пруду, отец меня дальше ведет, словно мне окрестности показывает, и хочет побольше показать. Пройдем Островную, выходим на Беззубовские болота, а он снова рассказывает, почему это место так называется. Оказывается сюда из деревни Беззубово крестьяне на сенокос приезжали. Там на болоте трава густая, мягкая. Хорошее сено получалось. Да и косили тогда только в лесу и на болотах. Вот так и ходила я с отцом в лес, и так хорошо и спокойно было на душе. То пройдем в другое место, в Пупково. Идем, а он снова рассказывает, что там было коровье кладбище. Туда, оказывается, умерших от болезни животных хоронили. Иду и слушаю. Грибов насобираем. Устану, жуть как! Пить хочется! Возвращаемся домой, в речке умоешься, искупаешься, в родничке воды напьешься, и усталость как рукой снимает. А ведь немало прошли, километров 10 будет, если считать туда и обратно. Вот такая сладкая вода в нашем родничке, пьешь, пьешь и напиться не можешь. До чего вкусная вода. Прямо чувствуешь эту живительную воду. Сейчас этот родничок тоже существует. Лисицын Виктор Петрович сделал сруб для родника, чтобы люди могли придти и набирать воды и просто напиться родниковой водички. Как я уже говорила, моего дедушку звали Андрей Захарович Осокин, родился он в семье крестьян, его мама рано умерла и прадед, оставшись с тремя детьми, снова женился, и от второй жены у них было еще много детей. Вот одна дедушкина сводная сестра до сих пор жива, это - Боярскова Александра Захаровна, часто она мне рассказывала, как они раньше жили, и как вообще тогда жила деревня. В то время у каждого трудолюбивого крестьянина, который имел крепкую семью и много детей, а значит и помощников, были хмельники. У каждого был свой надел в лесу. Вот, например, женился мой дед, привел жену домой, а народа-то много, решают на семейном совете, что надо Андрею дом ставить. У них было крепкое хозяйство, были 2 лошади, братья у деда были, а значит и руки рабочие свои. На своей делянке напилили они леса и сами поставили дом, в который после и ушла молодая семья. Это было в 1925 году, этот дом до сих пор стоит, где я и проживаю. Работы в то время всем хватало, скотина была, землю обрабатывали, хмель растили. Мой прадед еще и сапожником был хорошим, и всех своих сыновей этому ремеслу обучил. Все сапожничали. Вот так жизнь шла своим чередом, а как хмель уродится, все выходили хмель щипать, прадед даже нанимал рабочих в эту горящую пору. Была у них и своя сушилка, куда свозили собранный хмель. Затем его сдавали в Ильинку, там был приемный пункт Росхмеля. Вся земля вокруг деревни использовалась по назначению, не было ни одного не распаханного клочка. Наша деревня расположена между двумя речушками: Шувойка и Гуслица. Когда-то они были глубокими, и в них было много рыбы. Это сейчас все заросло и обмелело. Так вот, между этими речками вплоть до деревни, все было распахано. Все поймы использовались, где выращивали капусту, где морковь, свеклу, где огурцы и помидоры, где картошку и зерновые. Почти в каждом дворе была корова. На сенокос выезжала за 5-7 километров, а пасти скотину было не просто, пасли по опушкам лесов, и лесом прогоняли коров. Вот коровы пройдут по лесу, своими копытами грибницу растащат, а где и лепешку оставят, поэтому грибов в лесу было полно. Солили-то грибы бочками на зиму и сушили мешками. Хранили тогда соленья в каменных погребах, которые были у многих, а у некоторых эти погреба стояли даже в деревне между домами. До сих пор помню эти маленькие двускатные домики-крыши над землей. Было в ту пору в деревне много народа, все работали, был и коровник с телятником, птичник, где выращивали уток и гусей, был и свинарник, и конюшня была, ведь пахали тогда на лошадях. В общем, крепкое было хозяйство. В ту пору председателем колхоза был Широнин Василий Ермилович, он руководил колхозом с 1937 по 1952, и очень правильно он тогда руководил. Все было, тепличники, где рассаду выращивали, и овощехранилище, где хранили колхозные семена картошки, и собранный урожай свеклы, моркови, капусты. Был и свой овин, куда свозили зерновые, и даже мельница была своя. Вот как жили у нас в деревне люди, крепкое было хозяйство, но потом колхоз объединили в один большой совхоз «Ильинский». Вот так длинными зимними вечерами любит баба Шура рассказывать, как они жили раньше, и никогда не надоедает это слушать, словно сама проживаешь в том времени. А как начнет рассказывать, как они гуляли, песни пели под гармошку и под балалайку, вообще заслушаешься. Меня она тоже научила многим песням, мы до сих пор, когда собираемся, поем старинные песни. Был в то время в деревне и свой клуб, и в Ильинку ходили они гулять, молодежи-то было много. Рассказывала баба Шура, как в 14 лет пошла на фабрику работать, как в войну их посылали на торфразработки, как тяжело они тогда жили, но никогда не унывали, даже после тяжелой работы на торфразработках, ходили по 10 километров пешком с работы – это в 14-15 лет. Так хотелось погулять, а утром опять 10 километров пешком на работу. Дружно тогда жили люди, дома на замки не закрывали, да в ту пору и воров и пьяниц-то не было. Была, правда, в Ильинке чайная, куда по выходным ходили нарядные мужички посидеть, но никто никогда не напивался так чтобы валяться. Стыдно это было тогда. Вот так и жили люди в то время, трудились, отдыхали, радовались и горевали все вместе всей деревней. И не было в ту пору ни машин, ни телевизоров, ни стиральных машин, ни холодильников, а жили, и неплохо жили, все успевали. Друг другу помогали, если надо кому-то двор или баню построить, так мужики соседи собирались и вместе делали, а так каждый хозяин в своем хозяйстве управлялся. И всегда была работа в деревне и зимой, и летом. Зимой к весне готовились, а весной посевная, летом уход, сенокос, уборка урожая до самой осени. А осенью к зиме готовились, дрова заготавливали, подстилку для скотины, дома утепляли, и не было никогда им скучно, потому что всегда они трудились. И работа у крестьянина никогда не кончалась, и были они хозяева на земле, на своей маленькой родине. А как сейчас изменилась жизнь! Приехал в это лето один господин кавказской национальности к нам в деревню и говорит, что там у нас за домами, прямо за нашими участками, где было совхозное поле, теперь его земля, и что он её продает. Да сказал так властно и надменно. Так мне стало горько, грустно и обидно за нашу землю, где пахали наши деды и прадеды, и вообще за свою малую Родину. В деревне Иванищево
|