Карякин Юрий Александрович К ИСТОРИИ ДЕРЕВНИ ВАНИЛОВО Белову Александру Владимировичу посвящается данная работа Стан Брашевский В XIV – XVII вв Ванилово относится к Брашевскому стану Коломенского уезда. Рядом волости Устьмерская, Гвоздна, Сельна. Соседняя деревня Дворниково относилась к волости Гвоздна. | Рис.1 По Веселовскому XV-XVII вв. | Стан Брашева, распологался на левом берегу Москвы, смежный с Московскими дворцовыми волостями, позже часть его попала в Бронницкий и Богородский уезды.1 Происхождение названия неясно. Первое упоминание в духовной грамоте Калиты: «Се дал есмь сыну своему большому Семену: Можайск, Коломну, со всими Коломенскими волостьми, Городенку, Мезыню, Песочну, Усть-Мерску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковец, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю,… село даю княгини Орининское, село Островское, село Копотеньское, сельцо Никульское, село Малаховское, село Напрудское у города...А се даю княгини с меньшими детьми: Сурожик, Мушкову Гору, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори слободка Сафроновская, Вохна, Дейково Раменье, Данилищова слободка, Машев, Селна, Гуслица, Раменье, что было за княгинею». Такую духовную грамоту, а говоря современным языком – завещание, он написал перед отъездом в Золотую Орду, опасаясь за свою жизнь. Мнение ученых по дате написания расходятся, да и грамот было несколько. Вышеприведенный текст скорее всего относится к 1339 году. У Великого Московского князя уже вторая жена Ульяна, есть старшие дети от первой жены, и уже есть «меньшие» дети, и те и другие упоминаются в завещании. В Брашевский стан входили такие населенные пункты, как Ванилово, Мининское (позже Погост Егорьевский или Милино), Левычина, Ворыпаева, Погост Николы Чудотворца, Расловлево (Выпуково), Бессоново, Медведева, Лидинка, Богатищева (Башевская, возможно Брашевская), Пушкина, Левоновская (Леоново), Силино, Барановская (она же Демидова), деревни Чечевинская, Бессоново, Субботинская (Бочегина), и Федоровка, отошедшая потом к Орехово-Зуевскому району, ныне не существует. Брашевский стан был территориально разобщен на две части. Небольшая его часть в результате каких-то преобразований находилась южнее современных Бронниц, сюда входили Вохринка, Марьинка, Бисерово, Брашево (Морозово) – скорее всего это когда-то был центр стана. Село Брашево это современное Боршево Раменского района. На другой от Борщева стороне Москвы реки находился Брашевский Погост с церковью. | Рис.2 Другая часть Брашевского стана по Веселовскому. | Деревни на противоположном, от основной части Брашевского стана, берегу Нерской относились к волости Гвоздня, севернее находилась волость Сельня, восточнее Гуслица и южнее Устьмерская волость. В Гвоздне было Гвоздинское озеро, центром Сельны было современное Давыдово Орехово-Зуевского района, центром Гуслицы – село Гуслицы – ныне Ильинский Погост Орехово-Зуевского района, Погост Устьмерский находился поблизости современной деревни Барановской. Из Москвы в Коломну и Рязань шли несколько древних грунтовых дорог. Одна из них связана с Брашевским станом. Здесь пролегали пути, по которым двигались русские рати на Куликово поле в 1380 году. Вот как сказано об этом в «Сказании о Мамаевой побоище», которое было написано в конце XV столетия по устным рассказам: «Князь великий... поиде к Коломне; брата же своего князя Володимера Андреевича отпусти на Брашеву дорогою, а Белоозерские князи Болвановскою дорогою с воинствы их, а сам князь велика поиде на Котел дорогою со многими силами... разлучишажеся того ради дорогами, яко не вместитеся единою дорогою». Брашевская дорога ближе к Москве шла через Николо-Угрешский монастырь.2 Связь с этим монастырем мы еще рассмотрим. В писцовой книге Коломенского уезда 1577-78 годов: Стан Брашевский: «Село Мининское, что была деревня Минина по конец поля реки Мерска (Нерская), а в нем церковь Христова Страстотерпца Георгия…». Чуть дальше упоминается деревня Левычина, находившаяся всего в четверти версты к югу от Ванилова: «Деревня Левыченская по обе стороны речки Перхуровки…». Позже Ванилово относилось к Бронницкому уезду Город Бронницы ранее именовался селом Бронничи и был государевой вотчиной. Царь Федор Алексеевич основал в селе Бронничи конский завод. | Рис.3 Герб Бронничи. | Затем село и завод Петром Великим были подарены вместе с соседними территориями за победу над шведами князю А.Д.Меньшикову. По ссылке последнего в Сибирь – Бронничи с конским заводом были отобраны в дворцовое ведомство, за которым и оставались до 1781 года, а по разделению в этом же году на уезды, село Бронничи было переименовано в уездный город Бронницы. Через уезд проходила линия Рязанской железной дороги и в районе его находились станции Малаховка, Быково, Раменское, Бронницы, Фаустово и Конобеево. Мы видим, что эти станции существуют до настоящего времени.3 Вторая половина XVIII века – по экономическим примечаниям к межеванию по Бронницкому уезду «деревня Ванилово государственной коллегии экономики, что прежде было во владении Николы Угрежского монастыря. Ванилово на правом берегу безымянного потока на котором пруд, И деревня Левычино, коллегии экономики, по обе стороны верховья речки Перфиловки.» Немного на северо-восток от деревни расположено озеро Курово, на юго- восток – Погост Егорьевский, владение церкви Великомученика Георгия, земля погоста принадлежит церковно и священнослужителям.4 При делении на станы Ванилово относилось к I стану. От уездного города в 32 верстах, от становой квартиры в 12, волостного правления и квартиры урядника в 6 км. 1862 г – отмечена, как деревня расположенная по левую сторону тракта из Бронниц в город Егорьевск, казенная, мужчин 335, женщин 395. | Рис.4 Карта по экономическим примечаниям 1847 г. | Тракт Бронницы- Егорьевск проходил в это время через деревни Никулина, Фомина, Локтевая, Фаустово (Марчуги), Золотова, Алешина, Исакова, Щельпина, Пуков Базар, Чичевилова, Леонова, Силина, Медведево, Барановская (Демидовская) , Устьмерский Погост, Кладьково, Муравлево.5 1870 г.- Относится к Алешинской волости, после отмены крепостного права записана, как принадлежащая крестьянам- собственникам. Находится в 4 верстах от большой дороги на Касимов, в 25 верстах от Коломенского шоссе. Близлежащая церковь во имя святого великомученика Георгия находится в 1 версте, на «Погосте Милино, Ванилово тож». Больниц, богоделен, школ, питейных, постоялых дворов, трактиров нет. Мельница одна. В деревне имеется два «красильных завода, в коих красится бумажная пряжа». Селению принадлежит земли 1320 десятин, пахотной 580 дес. Сеется рожь, греча, овес. Мужского пола вместе с детьми 403, женского 405. Все население за исключеним 5 хозяйств занимается ткачеством нанки. Лошадей в деревне 49, коров 134, мелкого скота 49.6 1890 г – в деревне Ванилово 339 душ, из населенных пунктов стана больше Ванилова деревни Алешино, Губино, Загорново, Золотово, Косяково, Кузнецово, Кладьково, Левычено, Новлянское, Цыбино и Щельпино.7 1899 г – деревня I стана Ашитковской волости 513 мужчин, 498 женщин. В деревне церковно- приходская школа. Попечитель Е.А.Бякин, законоучитель – священник Д.Советов, учительница С.Суворова, преподаватель славянского языка дьякон Н.Невский, учитель пения псаломщик А.Лосев.8 1912 г – в деревне квартира урядника, больница при фабрике Гусева, церковно-приходская школа, трактир 3-его разряда. Число дворов 187. | Рис.5 Левычино и Егорьевский Погост (продолж. рис.4). | Воскресенский район. Именно к нему по состоянию на сегодняшний день относится Ванилово. Село Воскресенское, давшее в 1862 году имя станции Московско-Рязанской железной дороги, а затем и городу, впервые упоминается в Писцовых книгах в 1577 году (имя свое получило по церкви Воскресения Христова, находящейся в этом селе). После отмены крепостного права, в 1861 году, в здесь начала развиваться промышленность, тем более, что крестьянская реформа почти совпала с началом строительства Московско-Рязанской железной дороги. Самыми крупными в местности были: фабрика Ивана Демина (пос. Хорлово), красильные фабрики Кацеповых в дер. Федотово и дер. Лопатино, бумаготкацкая фабрика Кацепова в дер. Барановское, позднее появилась бумаготкацкая фабрика А.Г.Гусева (дер. Ванилово, сейчас поселок им. Цюрупы). Территория Воскресенского района сложилась из частей Бронницкого и Коломенского уездов. На стыке обеих этих территорий по левому берегу Москвы-реки в 1929 году начал образовываться нынешний город Воскресенск. 14 июля 1938 года постановлением правительства РСФСР поселок Воскресенск был преобразован в город. В начале 30-х годов на правом берегу реки Семиславки начали строить крупный цементный завод и в 1936 году вступил в строй завод «Гигант». Он снабжал цементом ведущие стройки первых пятилеток, в том числе канал Москва-Волга, Московский метрополитен. К имевшимся предприятиям прибавились заводы «Машиностроитель», антисептических препаратов, Афанасьевский карьер, завод строительных материалов, комбинат строительных деталей, вагоноремонтное депо, ремонтно-механичесикй завод. Объединились два рудника – Лопатинский и Егорьевский, составившие Подмосковный горно-химический комбинат. В 1938 году в городе был создан комбинат «Красный строитель» - крупнейшее в те годы в стране и Европе предприятие по производству асбоцементных изделий. В апреле 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Воскресенск был преобразован в город областного подчинения. В своем теперешнем виде Воскресенский район возник 1 января 1958 года, когда к Воскресенскому был присоединен Виноградовский район. В первоначальном виде Воскресенский район был образован в 1929 году. Он имеет развитую социальную и инженерно-транспортную инфраструктуру. Через район проходят федеральное шоссе «Урал», соединяющее Москву с южными и юго-восточными регионами страны, и подмосковная кольцевая автодорога. Недра района богаты фосфоросодержащими рудами, известняками, запасами глины.9 Ванилово, а сейчас поселок имени первого наркома продовольствия в Советском правительстве Александра Дмитриевича Цюрупы вошел в состав Воскресенского района лишь в 1958 году, когда объединились и слились в одно целое два соседних района – Воскресенский и Виноградовский. Сам поселок был образован решением властей в 1935 году «на базе» деревни (села) Ванилова. Поначалу имя Цюрупы носила ваниловская фабрика, ранее принадлежавшая А.Г. Гусеву. Эту бумажно-ткацкую и красильно-апертурную фабрику Гусев построил в 1900 году. После революции ткацкая фабрика Гусева стала именоваться «Трудящийся рабочий», а после смерти наркома Цюрупы (1928 год) она получила его имя. Затем имя наркома перешло и на весь рабочий поселок. В настоящее время это поселок городского типа с населением 4162 человека. История названия Удивительна история названий составных частей современного поселка Цюрупы. Она уходит далеко в века. По писцовой книге 1577-1587 года «Деревня Данилова по конец поля р.Мерской, а в ней пашни худы земли 11 четей в поле, а в дву потому же, сена 50 копен, лесу непашенного 5 дес, да к той деревне озерко Курово вдоль 80 саж, а поперек 20».10 Данилово, позже Ванилово – что это, перепутал писец? Да и когда он перепутал, когда ошибочно написал букву Д вместо В, или гораздо позже, наоборот. Наверное этой правды мы уже не узнаем. Погост Георгиевский – такое название мы видим на самых первых описаниях и картах. Затем в разных документах встречаем такие названия: Мининское, деревня Минина, село Минино, затем Погост Милино. В документах XIX века уже записывается – «погост Милино, Ванилово тож». К этому времени они уже практически слились. Окончательно слияние трех населенных пунктов произошло после строительства новой деревянной церкви. Старые жители рассказывают, что сейчас на месте этой церкви находится больница. Левычено – пожалуй менее всего претерпело название третьей составляющей поселка. Примечание: значение слова погост и образование погостов на Руси разбирается в статье этого альманаха посвященной 425- летию Ильинского Погоста Николо-Угрешский монастырь Древнее село Угреши ныне именуется поселком Дзержинский и находится в Люберецком районе Подмосковья. Были попытки вернуть ему прежнее, исконное название, но пока они не увенчались успехом. Сам Никольский монастырь основал, по преданию, князь Дмитрий Иванович Донской в 1380 году, накануне Куликовской битвы. Со временем монастырь вырос, укрепился и стал богатым землевладельцем. Вотчина его в Брашевском стане состояла из села (Мининское), 6 деревень, 3 пустошей, одного селища и одной «пустой» деревни. Прежде всеми этими землями владел Василий Степанович Собакин, а монастырь их у него выменял. Род Собакиных – один из многочисленных служивых родов, ничем особенным не выделявшихся. Однако на короткое время он возвысился. Иван Грозный, решив сочетаться третьим браком, выбрал себе Марфу Васильевну Собакину. Но через две недели царица Марфа скончалась. До 1764 года деревня Ванилово принадлежала Николо-Угрешскому монастырю. По сведениям краеведа – историка Андрея Фролова, потом «при секуляризации монастырских земель деревня была пожалована графу А.Г. Орлову». В 1763 году по ревизской сказке в ней числилось 127 душ. Близ этой деревни, в 55 верстах от монастыря на реке Нерской была мельница, которая находилась во владении монастыря по указу Московской Духовной Консистории от 22 июня 1730 года. В 1763 году мельница была передана Коломенскому архиерейскому дому. С 1796 года угрешский игумен Ионафан вел обширную переписку с казенной палатой и МДК о возвращении мельницы, которая перешла к Ново-Голутвину монастырю. Хлопоты Ионафана в конце концов увенчались успехом: Московская казенная палата в 1800 году решила дело в пользу Угрешского монастыря: мельница вернулась в его владение и в последующие годы сдавалась в аренду. В 1823 году например, были подтоплены дачи и луга деревни Дворниковой госпожи Хрущовой, деревень Соболево и Асташково Запонорской волости. В ходе разбирательства выясняется, что мельница и пруд с рыбой находились по контракту в 12-летнем содержании «вотчины графини Анны Алексеевны Орловой Подольской округи села именуемого Остров Подольской округи у крестьянина Ивана Ивановича Прошлякова». Данный контракт был заключен бывшим игуменом монастыря Амвросием в 1811 году. К концу срока выясняется, что свои обязательства по уплате и содержанию мельницы Прошляков не выполняет. Оплату за него частично внес брат, московский купец Сергей Иванович Прошляков. 13 января 1825 года, бывшую без действия мельницу, по контракту, на 12 лет нанял крестьянин экономической деревни Левычиной Алексей Космин Байдаков. Им были обновлены мукомольные снасти, мельничные колоса, 2 избы, сарай и вокруг двора забор. Дела пошли более успешно.11 Недостаточная пропускная способность мельничной плотины летом 1853 года после обильных дождей опять стала причиной подтопления крестьянских сенокосов. Коломенский уездный землемер Дагаров направил в монастырь отношение с требованием командировать депутата для решения возникших проблем. Сразу после получения отношения настоятель монастыря о. Пимен исполнил требование, поручив разобраться в деле священнику Иоанну. Крестьянам для покоса предоставили монастырские луга.12 В 1870 году мельницу содержит крестьянин деревни Вохринка Павел Сергеевич Ламин.13 Церковь Иконы Божией Матери Тихвинской в Ванилово Она же носила название Церковь Георгия Победоносца на погосте Милино, в обиходе часто называется Георгиевская церковь; Георгия Великомученика церковь; Тихвинская церковь. Основана не позже XVI в. Впервые упоминается в писцовых книгах 1577-78 гг. По писцовым книгам (1627-28) годов в Коломенском уезде, Брашевского стана «вотчины Николы чудотворца Угрешского монастыря, что променяли Никольскую вотчину сельцо Микитское с деревнями Коломенских дворцовых сел писцы князь Иван Тимофеевич Оболенский- Долгорукий с товарищи на Васильевское поместье Степанова сына Собакина село Мининское, что была деревня Минина, пуста, по конец поля речка Мерска, а в нем церковь Страстотерпца Георгия, пашни церковые перелогу и лесом поросло». Из этого документа мы видим, что до Угрешского монастыря этими землями владел Василий Степанович Собакин. Возможно, он и построил в селе Милино церковь «Христова Страстотерпца Георгия», удаляясь сюда после опалы. Храм был деревянным. | Церковь Тихвинской иконы Божией матери села Левычина. XVI в. Гравюра Н.И. Башмакова. | В Дозорной книге Патриаршего Казённого Приказа за 1680 год встречается её описание: «В вотчине Никольского Угрешского монастыря от деревни Ванилово с полверсты на речке Мерске, едучи от Москвы по Касимовской дороге в 60 верстах, от тея дороги направо в трех верстах церковь великомученика Георгия деревяна стоит без пения пуста, а в церкви царские двери и деисусы, на престоле Евангелие в десть (в целый печатный лист); евангелисты басемные (из тонкого листового серебра), да на жертвеннике сосуды оловянные все в целости, и крестьяне деревни Ванилова сказали: «построена де та церковь и пуста стоит издавна…». Хотя храм не действовал, однако ни иконы, ни богослужебные сосуды, ни Евангелие в серебряном окладе не разграблены. Пашни «паханы церковной земли 4 десятины, сенные покосы на 100 копен волоконных» владеют по найму у монастыря крестьяне села Конявина за 4 рубля в год. В 1687 году ключарь Большого Успенского собора в Москве отец Иоаннн Григорьев подал на имя Патриарха челобитную о том, чтобы земли храма были переданы ему «в оброк». Патриарх Иоаким такой указ подписал: «Церкви великомученика Георгия, что на речке Мерске, церковная земля и пашня и сенные покосы отданы на оброк ему, ключарю на нынешний 7195 (1687) год и впредь до указу, а оброку ему велено светлейшего патриарха в домовую казну платить по рублю по 4 алтына в год. И те деньги на 7195 год взяты». Т.е. батюшка за пользование церковной землей платил в год по 1 рублю 12 копеек. Однако вскоре, в 1690 году, в аренде земли отцу Иоанну было отказано. Эти земли перешли в Коломенскую епархию и стали владением архиепископа: «Сей Георгиевской церкви земли в оброчных книгах не писать и оброчных денег на протопопе Иване на прошлые 196 и 197 годы иметь не велено для того, та Георгиевская церковь объявилась в Коломенском уезде, а той земле велено быть в епархии Коломенского архиепископа, а взятые оброчные деньги и пошлины на 195 год Ивану Григорьеву выдать» ( из книг Патриаршего Приказа). Согласно преданию та древняя церковь сгорела. В 1791 году жители Ванилова построили второй храм, тоже деревянный, во имя того же святого. Упоминание о нём сохранилось в Клировой ведомости за 1877 год: «Построена 1791 года тщанием приходских людей. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, тверда, крыта железом. Престол в ней один во имя великомученика Георгия. Утварью посредственна. Приходских дворов 233, душ мужеского пола 934, женского 977». В 1870 году в церкви на Погосте Милино:13 Священник | Яков Петров Жена Мария Димитрова Дети Надежда Николай Александра Мария | - 52 года - 47 - 13 - 12 - 11 - 9 | Диакон | Алексей Цветков Жена Матрона Сергеева Дети Александра Евдокия Агрипина Владимир | - 51 - 46 - 15 - 13 - 11 - 9 | Дьяк | Дмитрий Лосев вдов Дети Татьяна Александра Алексей | - 51 - 16 - 15 - 12 | Пономарь | Федор Трофимов Анастасия Стефанова Дети Евдокия Дарья Наталья Татьяна | - 60 - 53 - 21 - 18 - 15 - 9 | Церковь служила, до постройки каменной, служила около века. Со временем стала старой, холодной и ветхой. Часто сами священники, служившие на самых бедных приходах, как только возникала возможность, пытались перейти на более обеспеченное место. Кроме бедности прихода, которую еще каким-то образом можно было перетерпеть, была еще одна причина: холод в храме в зимний период. Как известно, зимы тогда были студеные, а церкви порой не были утеплены как следует. Поэтому священники и причт мерзли в них, отчего болели и умирали. Обеспокоенные за свое здоровье, священники писали в консисторию: "Прослужив 30 лет в приходе погоста Милино, ныне имею от рода 54 года. По причине слабого здоровья весьма утрудняюсь производить служение в зимнее время в холодной означенной церкви", – писал священник Иоаким Некрасов.14 Когда старый деревянный храм пришел уже в окончательную негодность, возникла идея построить новый каменный, причем в более удобном для прихожан. Деревянный храм отстоял от Левычина в двух верстах, а от Ванилова – в одной. Все-таки далековато, особенно в осеннюю и весеннюю распутицу, да и в зимнее время. Да и летом, как писал в своем донесении настоятель Димитрий Советов, храм «за работами мало посещается прихожанами». Местом для нового храма было определено Голубцово поле, расположенное между Левычином и Ваниловом. Тогда новая церковь должна была «отстоять от сельца Ванилова приблизительно на 100 сажень, и от деревни Левычиной на 300 сажень» (примерно 215 и 640 метров соответственно). Место было ровное, грунт песчаный. Решился вопрос и с землеотводом. Левычинские крестьяне, которым принадлежало поле, пожертвовали на постройку новой церкви, а также домов для причта 4 десятины земли, «свободной от всяких запрещений». Кроме того, дома для причта надо было перенести со старого места на новое, к будущей церкви. В 1879 году «мая 18 дня» исполняющий обязанности благочинного священник Крестовоздвиженской церкви села Марчуги о. Никанор Цветков составил по всей форме донесение о предполагаемом строительстве храма в Московскую Духовную Консисторию. Все вышеперечисленные обоснования были там изложены и приложены необходимые документы: «приговор» крестьян деревни Левычинской на жертвуемую землю. В марте 1879 года священник Георгиевской церкви о. Димитрий Советов вместе с клиром составили прошение на имя митрополита Московского и Коломенского, где изложил все доводы в пользу строительства нового храма и предположительный план его. Приведем некоторые выдержки из этого прошения. «Приходская однопрестольная деревянная церковь во имя Великомученика Георгия, построенная в 1791 году, пришла в ветхость, вследствие сего, а также и того, что означенная церковь находится в дальнем расстоянии от селений и в зимнее время бывает неудобство в сообщении, ввиду всего этого Потомственные Почетные Граждане Александр и Петр Ефимовы Байдаковы сделали нам свое предложение принять участие в пожертвовании на постройку здания новой каменной трехпрестольной церкви вблизи приходских селений, на поле, названном Голубцово, они же, прихожане, с своей стороны, обязуются содействовать постройке отводом леса в нужном количестве и отводом земли под постройку церкви ... При сем прилагаем детальные чертежи в двух экземплярах и план местности. К сему прошению погоста Милина, Георгиевской церкви, священник Димитрий Советов руку приложил. Того же погоста дьякон Алексий Цветов, дьячок Димитрий Лосев, пономарь Федор Любимов (Трофимов), староста Ефим Семенов». Московская духовная консистория строительство трехпрестольной церкви разрешила. Причем старый деревянный Ваниловский храм был перенесен в деревню Косяково Бронницкого уезда, немного отремонтирован, достроен и «25 января 1898 года было совершено освящение нового Косяковского храма в честь Спаса Нерукотворного и открытие нового прихода...»15 Дата постройки последнего здания в Ванилове - 1881-1885 гг. Каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери в псевдорусском стиле с шатровыми завершениями храма и колокольни. Обещанные средства купцы Байдаковы выделили. В трапезной Георгиевский и Александро-Невский приделы. Построена по проекту Пётра Павловича Зы?кова. (Зыков-второй, 1852—1899) — московский архитектор, мастер храмовой архитектуры периода поздней эклектики. Сын архитектора Павла Петровича Зыкова (первого) (1821—1887). Пётр Зыков окончил в 1874 физико-математический факультет Московского университета, в 1877 — Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Вернувшись в Москву, занимал должности штатного архитектора при государственных и благотворительных учреждениях. Работал на фирму отца, руководил постройками по его проектам (в том числе выстроил храм Спаса на Спасской улице и колокольню при храме Трифона в Напрудном). Малый объём самостоятельных работ Зыкова-второго — практически полностью в сфере храмового зодчества. | Проект постройки церкви (ЦИАМ ф54оп136д13). | Церковь была заложена 17 мая 1881 года. Строительство продолжалось около четырех лет. Наконец, 28 ноября 1885 года состоялось великое освящение нового храма с тремя престолами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного князя Александра Невского. В 1913 году церковный штат составляли: священник, диакон, два псаломщика и просфорня. Помимо домов для причта, церкви принадлежали церковно-приходская школа, сторожка, сарай и небольшая часовня на погосте Милино. В советское время храм не закрывался, благодаря чему там сохранились резной иконостас, старые подсвечники и паникадила. Роспись Георгиевской церкви необычна. Это не привычная для ХIХ века академическая живопись по готовым образцам, а именно авторская. По мнению специалистов, творцом эскизов мог быть великий русский художник Виктор Васнецов. Возможно, храм расписывал кто-то из его учеников или последователей. Первым настоятелем новой Георгиевской церкви был отец Димитрий Советов, служивший ещё в старом деревянном храме. С 1900 года здесь служил о. Михаил Сахаров. В 1921 году его по доносу арестовали, и, как говорят, он восемь месяцев провёл в заключении. Вскоре после освобождения священник скончался. Его похоронили рядом с церковью, где он прослужил более двадцати лет. Протоиерей Тихон Калинкин был настоятелем после о. Михаила и скончался ещё до Отечественной войны. В дальнейшем в церкви служили: протоиерей Николай Мотренко; протоиерей Василий Веретевский (+1965), о. Петр Деревянко, о. Иоанн Ермолаев (служил в 1970-80-е годы); протоиерей Петр Белокрылов (+2000). Игумен Иоанн (Яковлев) служил клириком храма с 1994 года, был настоятелем с 2003 г. до своей трагической кончины в автокатастрофе в декабре 2005 года. С 2005 г. настоятель храма – священник Николай Зверев, выпускник Коломенской духовной семинарии.16 Немного выше мы упомянули дьяка Димитрия Лосева, его сын Александр был псаломщиком этой церкви. Второй сын Александра Дмитриевича – Сергей пошел по стопам отца и деда, т.е. стал священнослужителем. Во времена гонений на Церковь при советской власти он пострадал за веру и обрел венец священномученика. Сергий Лосев родился 20 сентября (ст.ст.) 1893 года в селе Ванилово. Как и его отец, Сергий Лосев окончил Коломенское духовное училище (1908), затем поступил в Московскую семинарию, каковую и окончил в 1915 году. После семинарии он немного служил в своем же (т.е. Тихвинском) храме псаломщиком и был рукоположен во дьякона, а через полтора года – в священники (произошло это в 1917 году). Вскоре после окончания семинарии Сергий Лосев женился на девице Варваре, которая стала ему верной спутницей жизни, помощницей в делах и впоследствии разделила с ним венец мученичества. Отец Сергий Лосев в 1926 году получил свой приход – храм Рождества Богородицы в Капотне (ныне это территория Москвы).17 | Церковь сегодня. | Бумаготкацкая фабрика А.Г.Гусева К 1854 году в Бронницком уезде уезде было 13 маленьких крестьянских ткацких фабрик крепостных крестьян Балашовых, Белова, Шереметьева, Шинькова, Самтылова, Павловых, Гусева и др. Помещики не только не препятствовали, а наоборот поощряли строительство подобных фабрик, так как крепостные «фабриканты» платили своему помещику в виде оброка 50-70% от дохода, а крепостные рабочие —2/3 от суммы заработка в виде «оброка» или «подушных». Впоследствии такие мелкие фабриканты отказывались от помещика и записывались в купеческое звание. Для ткацкого производства в уезде характерным является так называемое «домашнее капиталистическое производство». Фабрикант раздавал непосредственно или через контору пряжу по домам на условиях сдельной работы. Это избавляло фабриканта от затрат на постройку фабричных помещений. Такая форма работы существовала вплоть до 1917 года и сохранялась даже в первые годы Советской власти. В 1870 году в Ванилове 125 домов, из них 116 дворов семьями занимались «ткачеством нанки», 1 дом молебствием, 2 семьи торговлей хлебом, 1 – мелочной торговлей мукой, крупой, солью, маслом, 1 крашением писчей бумаги, которую употребляют для клейки книг и гармоник, 2 семьи живут и работают в Москве, торгуют канатами и веревками и овощами, 1 живет в Вялках – содержит постоялый двор, одна нищенствует «по миру ходит». Семьи Афанасия Илларионова, Сазона Кондратов, Дмитрия Петрова, Семиона Елимосова, Льва Васильева содержат бумаго-ткацкие заведения, вся деревня работает нанку для них. Ни одна семья не живет только одним сельским хозяйством, это лишь побочное занятие. В деревне в это время лошадей – 49, коров 134, мелкого скота 49.18 В то время фамилий не было и поэтому трудно сказать, были ли в раздатчиках нанки этих лет будущие Гусевы. Это покажут дальнейшие исследования. В 1910 году фабрикантом Гусевым была пущена в ход ткацко-красильно-отделочная фабрика в деревне Ванилово. Наличие довольно-квалифицированной рабочей силы (домашнее ткачество) и удобное расположение: в 10 километрах от станции Конобеево и 8 километрах от станции Виноградово, сыграло здесь свою роль. После революции ткацкая фабрика Гусева стала именоваться «Трудящийся рабочий».19 | Служащие Гусевской фабрики. 2-ое десятилетие XX века. В центре А.Г. Гусев. | Нерская Мы уже видели, что на всех старинных картах, река которая и ныне протекает через посёлок, называлась Мерска или Мерская. Это левый приток Москвы-реки. Названа она так, предположительно, по названию угро-финского племени меря, жившего на этой территории. В соседней Вохне (ныне Павлово-Посадский район) было село Меря, которое только недавно сменило название. На территории соседней Гуслицы, было село Мереево. Наверное с повествования о Нерской и нужно было начать рассказ по истории деревни. Заселение местности шло по рекам, поскольку в те далекие века грунтовых дорог и других ориентиров не было. На берегах таких рек часто находят стоянки древних людей. Одно из таких селищ в районе деревни было обследовано археологами в 1987 году. До 1301 г. здесь, по реке Нерской, проходила граница между двумя древнерусскими княжествами. К северу, за рекой начиналась Владимиро-Суздальская земля, из состава которой позднее выделилось удельное Московское княжество. На южном берегу кончались пределы Рязанского княжества. По предположениям Андрея Фролова название Ванилово у деревни мерянское – Сторожево в переводе. Может быть, здесь проживали те, кто охранял границы Рязанского княжества. В 11-15 веках по реке шли лодки с товаром из Рязани во Владимир и обратно. После присоединения Рязанских земель к Москве, наверное был возможен и маршрут Москва – Владимир. В месте впадения Нерской в Москва-реку находился мыт, назывался он Усть-Мерским. Название образовано от слов «устье Мерской». Мы помним, что с таким названием была волость, которая существовала до 1929 года. В месте мыта брали пошлину с проплывающих лодок. Что представляла из себя лодка-однодеревка – можно посмотреть в Историческом музее города Москвы. Такие ладьи выжигались из очень больших стволов деревьев. Сейчас очень трудно поверить в судоходность реки, но мы должны помнить, что уровень воды в местных реках был в то время намного выше. Проплывая мимо деревень, купцы или сопровождающие товар, часто останавливались на постой, пополняли запас провианта, заводили знакомства. Расположение деревни, да еще с православным храмом рядом, было удобно для этого. Здесь можно было отдохнуть перед волоком из Нерской в Клязьму или после него. Об этом волоке можно прочитать в данном номере альманаха в статье В.Н.Алексеева о 800-летии волочка Зуева. Замерзшие зимние реки были прообразом первых грунтовых дорог. По ним часто перемещались обозы, княжеские гонцы и ратники. С развитием грунтовых дорог торговый путь по Нерской перестал функционировать. В 16-18 вв. Ванилово и Левычино были медвежьими углами. Здешние крестьяне жили своим замкнутым мирком, редко покидая его. Начали зарождаться и развиваться другие деревни, вдоль трактов и больших дорог. Самым ближним в Ванилову был участок дороги Москва – Егорьевск Касимовского тракта. Располагался он всего в нескольких верстах и проходил через соседние деревни Соболево и Хотеичи. Ссылки - Ю.Готье. Материалы по исторической географии Московской Руси. Москва. 1906г стр. 23
- М.Н.Тихомиров - "Средневековая Москва в Х IV - XV веках", М., 1957, стр.141
- Справочная книжка Московской губернии. А.П.Шрамченко. 1890 г Москва.
- Экономические примечания к планам генерального межевания. РГАДА ф1355 д.746
- Списки населенных мест Российской империи т.XXIV Московская губерния с.501 Санкт-Петербург 1862 г
- ЦИАМ 184.10.2146.
- Справочная книжка Московской губернии. А.П.Шрамченко. 1890 г Москва.
- Памятная книжка Московской губернии под ред А.В.Аврорина Москва 1899 г
- Сайт города Воскресенск
- Писцовые книги XVI века.Санкт Петербург 1872г Книга Коломенского уезда, письма и меры Данила Петровича Житова да Федора Комынина .
- ЦИАМ 203.208.929.
- Газета "Угрешские вести", 2008. №№ 36,37. Е. Н. Егорова.
- ЦИАМ 184.10.2146.
- ЦИАМ, ф. 203, оп. 446, д. 25
- «Московский листок» от 26.01.1898 г
- «БЛАГОВЕСТНИК» №4-2009. Евгений Ромашкин
- А.Суслов «НС» от 9.06.07
- ЦИАМ 184.10.2146.
- www.ramenskoe-portal.ru
- Проект церкви ЦИАМ 54.136.13.
|