Юрий Александрович Карякин сопредседатель Орехово-Зуевского регионального краеведческого общества «Радуница», директор Ильинской средней школы Поминово-Печуринская церковь Почти в каждой Гуслицкой деревне находилось по одной, а иногда и по две старообрядческой церкви или моленной. Исключение составляли пожалуй только села Гуслицы (Ильинский Погост), Ащерино и деревни Беззубово и Внуковская. Ближайшая к Ильинскому Погосту старообрядческая церковь находилась между деревней Поминово и улицей Московской села, на расстоянии менее километра от его центра. Называлась она Поминово- Печуринской. По сведениям из Центрального Исторического Архива города Москвы и воспоминаниям сторожилов престол был во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1847 году старообрядческие церкви с престолами находились кроме Поминова в Слободищах, Беливо, Новохаритоново, Речицах, Хорлове. Моленные функционировали в Гуслицких деревнях, Алексеевской, Старово, Сенькино, Круглово, Давыдовская, Столбуново, Вантино, Цаплино, Юрятино, Барышово, Гридино,Шувое, Анциферово, Абрамовке, Куровской,Степановке, Богородском, Устьянове, Зевневе и многих других. Большинство приходов «приемлющие священство», были приписаны к Рогожскому согласию. В 1826 году в «Ведомости о состоящих в Москве и ее губернии старообрядческих и раскольничьих часовнях и молельнях», уже значится моленная деревни, существующая «с давних времен», «самовольно устроенная» и находящаяся «в прочном положении». Можно предположить, что она возникла после проведенной Никоном церковной реформы. До этого церкви ставили не в низких местах у реки, а размещали на самых высоких. Но после того как господствующая церковь отобрала у старообрядцев церкви Ильи Пророка и Николая Чудотворца в селе, они возвели Поминовскую. В1837 г. она имела на своей кровле небольшую главу и крест, крыта тесом. В 1840 году по летописи Воскресенской церкви в вотчине Жеребцовой в деревне Поминово по новой вере 7 дворов, в них мужчин 23, женщин 28. Старообрядцев - 29 дворов, а в них 136 мужчин и 152 женщины. В деревне Печурино 2 двора по новой вере с 4 мужчинами и 3 женщинами, а старообрядцев – домов 36 с 220 мужчинами и 217 женщинами. В 1859 году в вотчине господина Норда в Поминово- Печуринской церкви во исполнение предписания Московского губернатора становой пристав I стана забирает престол и отправляет его « на взимаемых в селениях очередных подводах» вместе со Слободищенским и Беливским в уездный центр- город Богородск. Там Поминовский и Беливский сжигают в печи главного собора города, а Слободищенский отправляют в Чудов монастырь. Поминовский престол в это время «вышиной 1 8/16, длиной 1 3/16, шириной 1 4/16 аршина, верх коего покрыт шелковой пеленой с нашитым крестом из голубой ленты, как под оной так и три стороны с боков обтянуты парчею, сверх же парчи все четыре стороны престола обтянуты шелковыми платками» 1860 г «… в деревне Поминовой вместо престола, взятого по распоряжению начальства, поставлен новый, царские врата не сняты и не запечатаны» В 1867 году рассматривалось дело о «незаконном» возобновлении старообрядцами Поминова и Печурина обветшавшей моленной. Были заменены сгнившие полы и потолки, также «защитили ветхую кровлю от пролива дождей». Чтобы произведенный ремонт не был заметен внешне, на него был употреблен подержанный материал. Один из осведомителей докладывал в Москву, что «Часовня эта древнейшая, уважаемая старообрядцами и служит, в ближайшей к Гуслицам округе, гнездом раскола. В ней почасту совершаются соборные торжества и в нее бывают приносимы лже-чудотворные раскольнические иконы. Торжества эти отправляются даже при колокольном звоне, который и вывешивается раскольниками на сии урочные дни, около часовни...» В архивных материалах за 1898 год в деревнях Поминово и Печуриной значится моленная, которая по записям существует около 80 лет, молящихся 820 человек, поповцы, окружники. В 1905 году после изменения отношения царского правительства к старообрядцам – было разрешено легально исповедовать свою веру, строить полноценные церковные здания вместо старых моленных, которые не должны были иметь каких-либо внешних признаков церковного здания. В 1909 году в Московское Губернское Правление обратилось общество крестьян старообрядцев деревень Поминово и Печурино с просьбой зарегистрировать при их селениях «Поминовскую и Печуринскую Покровскую Белокриницкой иерархии общину», которая помимо указанных населенных пунктов должна была распространять свою деятельность и на соседний Ильинский Погост. Община была зарегистрирована 29 сентября. В 1910 году к властям обратился уполномоченный обеих деревень крестьянин деревни Печурина Патрикей Власов Шорников с просьбой разрешить ремонт на местном старообрядческом молитвенном доме, который был «очень плох». Просители намеревались крыть его железом. Из-за несходства чертежей плана и планом поселения разрешение получалось почти год. Вопросы выделения участка решались по приговорам общего схода жителей деревни. И только в июне 1912 года было разрешено делать ремонт. Но после перестройки это было уже полноценное церковное здание. По свидетельству Романова Бориса Родионовича и Мартынова Федора Петровича поминовский старообрядческий храм был закрыт одним из последних в Гуслицах, уже в самом начале войны в 1941 году. Последним священником был Гусев Акифий, ссылки он каким-то образом избежал. Похоронен рядом с деревней, на старообрядческом кладбище на Богомоловой горе. Здание после закрытия использовалось под склады кавалерийского полка, стоявшего недалеко, а позже под колхозное хранилище. Было разрушено лишь в 1952-53 гг, из него была построена Куровская школа № 3 и один из домов в деревне Внуковской. Совсем недавно на месте церкви было лишь небольшое возвышение с камнями позади деревни у реки Околицы. Старообрядцы и краеведы решили благоустроить территорию и сделать памятное место. Ведь именно здесь крестили, венчали многих из них. Отсюда уходили в последний путь отцы, деды, прадеды. Это намоленное место – память о вере предков. Территория была очищена от мусора, благоустроена и поставлен памятный крест. 17 октября 2009 года состоялось молебствие, его провели благочинный старообрядческих приходов Московской области отец Леонтий Пименов, настоятель Устьяновского храма Святителя Николы отец Алексей Михеев, Настоятель Молоковской церкви отец Константин Лукичев. Старообрядцы высказали благодарность Сизову Валерию Вячеславовичу, Зобову Алексею Николаевичу, Першину Алексею Владимировичу, Тараскевичу Михаилу Васильевичу – принявшим наиболее активное участие в проводимых работах и подготовке этого события. Председатель совета ветеранов поселения «Ильинское» Долгова Раиса Макаровна выразила надежду, что и дальше это место, священное и памятное для многих, не будет забыто. Используемые источники: - ЦИАМ
- ф 16 оп 110 д 1337,
- ф 17 оп 98 д 675,
- ф 17 оп 13 д 259,
- ф 54 оп 164 д 125,
- ф 16 оп 109 д 4,
- ф 17 оп 164 д 125,
- ф 203 оп 289 д 7,
- ф 203 оп 325 д 47.
- Летопись Воскресенской церкви села Гуслицы. Егорьевский музей.
- Альманах «Гуслицы» № 3. стр 38-46.
|