Юрий Александрович Карякин,
сопредседатель регионального краеведческого
общества «Радуница», директор Ильинской средней школы

К 425-ЛЕТИЮ ИЛЬИНСКОГО ПОГОСТА

Новые страницы истории.


Image

       В 2009 году Ильинскому Погосту Орехово-Зуевского района исполнилось 425 лет. Более раннее название села – Гуслицы или Погост на Гуслице, иногда в исторических документах Погост на Околице. Это речушка которая протекает по населенному пункту и впадает в 2 км в реку Гуслицу. Иногда на старинных картах это Камышовка,Поповка или Севастьяновка.
       Под словом Погост мы понимаем - кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово получило распространение в 19 — начале 20 вв.
      В 15—17 вв Погосты, это небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства.
      Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, Большая советская энциклопедия объясняют происхождение слова от древне-русского погостити — побывать в гостях; первоначальное значение Погост — постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости). С распространением на Руси христианства в Погостах строились церкви, близ которых находились кладбища. Название они обычно получали двойное — по селению и церкви. Ипатьевская летопись 947 г. рассматривает погост, как жилое подворье князя и его свиты при налогообложении"
       Княгиня Ольга впервые ввела деление на Руси на Погосты, как административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Погост внедрялся княжеской властью в гущу крестьянских селений. Люди, жившие на погосте, должны были быть не только слугами, но и воинами. Они должны были держать лошадей для транспортировки дани и скот для прокорма приезжающих.
      В волости Гуслице был погост на речке Околице (Ильинский), с ним соседствовали: погост Спасо-Преображенский (Спас на Мошеве), погост в верховьях реки Гуслицы (Егорьевский), погост на речке Рудне (Рождества Богородицы), погост в устье реки Нерской (Рождества Христова), позже Усть-Мерский. Кто же устроил погосты на территории Богородского уезда? Последовательность образования удельных княжеств, интересы которых были направлены на междуречье Клязьмы и Оки, выглядит так: Муромско-Рязанское княжество (XI в.), Ростово-Суздальское княжество (XI в.), Владимирское княжество (1212 г.), Московское княжество около 1263 г.). Из этого можно сделать вывод, что процесс освоения междуречья Клязьмы и Оки начался не со стороны Москвы), а или с севера (из Ростово-Суздальской земли) и с юго-востока (из Рязанского княжества). Многозанимающийся историей Гуслицы историк Огурцов В.Д. склоняется к мнению, что древнейшими погостами были те, где возникли церкви в честь пророка Илии, сближаемого в языческих верованиях с могущественным богом-громовержцем.
      Погосты обретали значение не только центра княжеской власти, но и центра миссионерской деятельности христианских проповедников. Каждый погост был связан с соседними. Княжеские гонцы могли получить на погосте свежих коней и проводников знавших местные дороги, топи и гати.
      Позже, являясь центром I стана, погост на Гуслицах являлся местом набора в рекруты, здесь жили жандармский и полицейский чин, становой, через центр стана шла почта.
      В конце ХIХ века например в селе были:
      квартира пристава 1 стана, камера земского начальника 3 участка, волостное правление, квартира урядника, квартира 3 стражников (пеших), земская больница с благотворительным обществом и приютом для престарелых, вольная аптека, ветеринарный пункт, квартира земского страхового агента, квартиры страховых обществ Волга и Саламандра, две библиотеки – земства и попечительства народной трезвости, почтовое отделение со сберкассой, земский престарелый дом, добровольная пожарная дружина, земский склад сельхозорудий, богадельня при церкви, казенная пивная лавка, три трактира 3-его разряда, 7 трактиров – чайных без горячительных напитков,1-а пивная лавка, оконная лавка, специальный погреб, большое количество торговых лавок, три лесных склада, 2 постоялых двора, склад для семян и хмеля уездного земства. Такого не было даже при развитом социализме. Не говоря уже о развитии структур сегодня.
      Характерное представление об периоде расцвета дает одна из центральных Московских газет в 1883 году: «Ильинский Погост является центральным селением, куда стекается и по делу, и без дела все население Гуслиц, особенно в базарные воскресные дни. Когда-то здесь торчали только одни поповские усадьбы и ветхие, убогие домишки местных приходских причетников. Теперь, сравнительно с прошлым, Ильинский Погост совсем неузнаваем. Постройки носят отпечаток городской архитектуры; в местечке насчитывается до двухсот торговых помещений со всевозможными товарами, и , вдобавок, как необходимая принадлежность всякого бойкого торгового пункта, имеется не менее десятка довольно обширных трактиров, не считая уже других распивочных заведений.
      Наибольшей известностью пользуется гостиница Петрышова. В громадный Петрышевский сарай- трактир в праздничные дни набивается до трех- четырех тысяч гуслицкой демократии; тут просто идет дым коромыслом. Гостиница Михалева служит местом собраний степенных гуслицких коммерсантов, заглядывающих в Ильинское по делам. Но самым разухабистым во всех отношениях является уютный трактирчик, куда съезжаются кутнуть юнцы здешних фабрикантов, перекинуться в три листика, или постучать рублика, эдак по полтора».

      Значение Ильинского Погоста, как волостного центра сохранялось на протяжении многих веков и было утеряно только в 1922 году. Почему так? Такие перспективы, такой мощный центр в прошлом не стал районным центром или хотя-бы городом. Ответ прост - являясь привилегированным торгово- купеческим, религиозным центром, где не жили крестьяне и ремесленники, а значит и не открывались и не развивались мануфактуры и промышленные предприятия. Село, хотя очень способствовало развитию производств в соседних населенных пунктах, само не дало себе дальше развиваться. Сюда лучше всего подходит выражение по Далю: «Звона много, а хлеба нет».Теперь мы можем только утверждать: Ильинский Погост – исторический центр Гуслицы. Сегодняшним центром Гуслицы несомненно является город Куровское.

Первое упоминание.

      Дальнейший рассказ не может обойтись без упоминания деревни Ащерино, которая раньше была селом. Те, кто внимательно изучал или знакомился с описанием Гуслицы наверное заметили, что Ащерино никогда не перечисляется в ее составе, хотя расположено в нескольких километрах от Ильинки. Село имеет свою, отдельную от Гуслицы историю. Возникло приблизительно в начале ХV века, первое время именовалось Захарьинское, по имени своего владельца, (по предположению Смирнова В.И.) потомка Федора Андреевича Кошкина-Кобылина. Затем было передано Коломенскому наместнику Ивану Васильевичу Ощере. После его смерти жена и сын передали сельцо Захаринское, Ощерино тож, в Московский Богоявленский монастырь на «вечный помин души усопшего и всего рода ». Несколько раз после этого происходит уточнение границы между землями монастыря и Гуслицы, тогда это называлось межеванием. Одно такое межевание было проведено в 1584-1585 годах, новый год начинался тогда не с января, вот откуда появилась двойное число. Местные жители узнают много названий дошедших до наших дней.
      Вот как выглядит «Выпись о меже между землей села Ощерина и землей царевых деревень Гуслицкой волости.» и именно в ней находится первое упоминание об Ильинском Погосте.
      «Лета 7093 года межа ощеринская с царевой и великого князя землею деревень Гуслицкой волости из реки Гуслицы по конец омута Кривого против деревни Семеновской и с реки на берег к березе а на березе две проросли от березы через болото к ольхе на олхе насечена гусина плоть до просека к игнатовскому. Направо земля села Ощерина а налеве дворцовая деревни Игнатовой. Посторонь осина на ней насечено в корню горбата. На всход от осины остяком к воротам и к дороге что ездят из Ощерина в Игнатово на востоке дуб на дубу натесь стара да к березе а береза наклонена на сход а на ней проросль да иверень старинской высечен против савинского дуба да к двемя березам а на них проросли да одна на сход а другая на полдни против Васильевской пашни деревни Игнатовской да осяком же игнатовским до Василевской новины .......... поля беззубовского в потоке ель на ней насека старая да болотом в Десну реку веше мельницы да рекой Десною к мельнице вниз против деревни Внуковской Гуслецкие ж волости да вниз рекою Десной половина реки ощеринской а другая деревни Внуковской а на реке мельница Ивана Негодяева крестьянина да Десною рекой ото Внуковской деревни вниз до старого перевивисья из реки направо к дубу на дубе насечено. Направо земля ощеринская а налеве пустошь Митрохинская да от дуба болотом к двум дубам из одного корень на дороге что ходят из Ощерина прямым путем мимо Митрохинской на погост Илие великому».
      В межевании упоминается Погост Илии Великого. Некоторые слова легко объясняются с помощью толковых или исторических словарей. В тексте писца не наблюдаются знаки препинания. Ориентиры взяты не топографическим способом, а, в основном, это реки, болота, дороги, деревья и т.п. Наверное, исследователям и краеведам предстоит еще сделать открытия по более раннему упоминанию села, но пока найдено только это.

Достопримечательности.

      Редко какой населенный пункт, тем более расположенный в сельской местности, может гордиться тем, что в нем было одновременно четыре церкви. Так в селе Гуслицы одновременно в XVII-XIX веках стояли: церковь святого пророка Ильи, святого Чудотворца Николая и во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Самая ближняя старообрядческая церковь с куполом и пристолом находилась через реку за сегодняшней больницей. Уничтожена она была только в послевоенные годы.
      Самым древним был храм святого пророка Ильи, как гласит народное предание, он существует еще с тех пор, когда прибывшие миссионеры крестили жителей. Этот храм много раз перестраивался, расширялся, обновлялся. По окладу записанному в Патриаршей приказной книге в 1628 году – «деревянная церковь, построена изстари, с приделом святого Николая Чудотворца». Сгорела в 1857 году.
      В 1676 году «местными попами Григорием и Иваном» в селе построена другая церковь, во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Около церкви с трех сторон находились паперти и лестница для подъема наверх. Крыша была из теса. Точных сведений о судьбе этой церкви нет, но при передаче Гуслицы в 1710 году князю Меньшикову в описи она не упоминается. Есть предположение, что как все храмы погоста – она сгорела.
      В 1710 году впервые упоминается другая церковь во имя Чудотворца Николая, деревянная, одноглавая. Колокольня рубленная осьмигранная, верх шатровый, на ней 5 колоколов». Она считалась домовой церковью Лопухиных, была построена ими на месте старой. Эта церковь была упразднена в 1852 году за ветхостью и разобрана.


Image
Image
Сохранившиеся росписи Воскресенской церкви, XIX век

      Задолго до этого церковные власти и верующие задумали возвести более достойную каменную церковь. Такая возможность появилась лишь в начале XIX столетия, когда церковный притч стал сдавать свои церковные земли под базары, торговые ряды, лавки, гостиницы. С первых же лет удавалось собирать до 14 тысяч рублей, да еще церковь сдавала в наем мельницу и кожевенный завод. Строительство новой Воскресенской церкви с приделами: главный Воскресения Христова, и два во имя св. пророка Ильи и св. Николая Чудотворца, началось в 1822 году, освящен храм, вместимость до 2 тысяч человек, был только 22 сентября 1840 года, в этом году ему исполняется 170 лет. Колокольня была пристроена в 1850 году, а церковно- приходская школа построена в 1868 году (в настоящее время это небольшое здание слева от входа на церковную территорию).
      Храм является визитной карточкой села, числится памятником архитектуры.
      Кстати в самом Ильинском Погосте в отличии от окружающих деревень никогда не было старообрядческой моленной или церкви.
      Велико значение церкви в развитии и сохранении истории местности. В 19 веке она вела подробную летопись. Сейчас эта летопись хранится в Егорьевском краеведческом музее.
      Предпринимательская деятельность церкви, немного описанная выше, может послужить хорошим пособием даже сейчас.


Image
Из экспозиций музея, Лопухинской дворец
Художник Самойлов О.

Image
На конференции. Выступает Смирнов В.И.

      В 1861 году церковь начинает организованное обучение детей, открывает сразу две школы одна располагалась в церковной сторожке, другая в доме священника Соколова. В школе обучалось большое количество детей старообрядцев.
      Для сравнения Абрамовская школа год основания -1889, Минино – 1876, Хотеическая 1861 г, Беззубовская – 1886 г, Соболевская – 1890 г, Никитская (Рудня)- 1879, при монастыре в Куровской – 1862г. Если брать Куровскую часть района раньше открылась только Селинская школа в Давыдове, это было в в 1857 г.
      Еще к знаменательным событиям в истории села можно отнести следующие. В первой половине 18 века Гуслица принадлежала двоюродному брату первой жены Петра 1 – Степану Васильевичу Лопухину. В Российском Государственном Архиве Древних Актов сохранилось описание усадьбы и Лопухинского дворца в селе Гуслицы. Дворец с мансардой из отборного елового леса состоял из 6 светлиц и «заллы». Рядом поварня, баня, конюшня с каретным сараем, псарня с сотней охотничьих собак, конный двор с полсотней лошадей.
      Внутренняя отделка светлиц была даже в понятии сегодняшнего дня была шикарной: большое количество дорогих картин, очень высокие потолки, окна со стеклами, камин, печи отделаны израсцами. На охоту к Лопухину в Гуслицу, что подтверждают исторические документы приезжал молодой царь Петр 2. Подробности охоты и отдыха неизвестны, известно, что Петр 2 находился в имении около недели.
      Несколько лет назад было найдено точное место расположения дворца и усадьбы. Это самое высокое место поселка, расположено оно в треугольнике образованном главным входом в церковь, «гермесовской» палаткой и кладбищем около Дома Культуры.
      В 1918 году в Ильинском Погосте жил и работал библиотекарем будущий академик, известнейший всему миру историк Михаил Николаевич Тихомиров. Он оставил подробные воспоминания о жизни в селе.
      В 1938 г Ильинский Погост посетил депутат Верховного совета СССР, граф, известный писатель Алексей Толстой.
      В феврале 2009 года в ДК Ильинского Погоста состоялась III научно-практическая краеведческая конференция «Гуслица старая и новая», посвященная 425-летию села, 670-летию Гуслицы и 80-летию Орехово-Зуевского района. Мероприятие проводилось администрацией Орехово-Зуевского муниципального района и региональным краеведческим обществом «Радуница». Большая часть материалов опубликована в альманахе «Гуслицы» № 7.
      В архиве Ильинской средней школы накопилось большое количество материалов по истории села, ранее они нигде не публиковались. Очень бы хотелось участия заинтересованных лиц в издании книги о селе и округе.