Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 8 arrow а8 - Блажнов - Старообрядческие нательные кресты

Василий Игоревич Блажнов
учитель истории Ильинской средней школы

Особенности символики старообрядческих нательных крестов

      В сознании каждого верующего человека Крест неразрывно связан с добровольной жертвой Сына Божия, Исуса Христа, принесенной за беззакония всего мира. Но если бы жертва Христова закончилась лишь смертью, то на что бы мы могли надеяться? Сегодня, как и во все века, крест Христов — главный символ христианства, в нем заключается истинная сущность христианства. Крест сопровождает верующего человека всю его жизнь. В первые века принятия Русью христианства кресты носили поверх рубахи- как ясные показатели христианского крещения. Русские люди на крестах клялись в верности, а, обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.
      По месту изготовления выделяют кресты поморского, московского, гуслицкого и уральского литья. Старообрядческая меднолитая пластика различалась по категориям, включающим в свое определение место происхождения и производства. Каждая из названных разновидностей имела существенные отличия, касающиеся не только качества литья, но, прежде всего, иконографии. Гуслицкое литьё почиталось старообрядцами-поповцами.
      Нательные кресты являются интересным и полезным материалом с точки зрения науки. Поисковый отряд Ильинской СОШ часто выходят на поиски затерявшихся свидетельств истории в земле. Обычно часто попадаются медные или железные остатки каких либо изделий, реже монеты, самой редкой находкой являются нательные кресты. Была обнаружена одна особенность: Почти все найденные кресты были обломлены либо сверху, либо пополам (рис. 1) . Пообщавшись со старожилами, услышали самые разные версии: одни говорили, что кресты ломались в кулачных боях, другие говорили что будто существовало поверие, что если человек умер, то и его кресту тоже нечего делать на грешной земле, его ломали и бросали на землю.
      На самом деле кресты никто не ломал.
      Все дело в технологии изготовления старообрядческих крестов, мы находим в основном кресты, относящиеся к 18-19 векам, в связи с возрастающей массой населения, требовалось увеличить производство нательных крестов, следовательно, упростить технологию изготовления, поэтому на смену бронзовым и латунным крестам приходят медные и свинцово-оловянные, непрочные.
      Как известно старообрядцы признавали только восьмиконечные кресты. Исключением были лишь кресты тельники, отливавшиеся четырёхконечными, но обязательно с гравированным изображением восьмиконечного креста. Мужские крестики отличались от женских тем, что расширялись к концам, либо имели прямые или закругленные концы, а женские сужались напоминая по форме лист дерева.(рис.2,3,4)
      Надписи на обороте креста выполняли роль оберега. На передней стороне обычно был выгравирован восьмиконечный крест, на обороте помещалась молитва кресту: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его...» или тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Влады-ко, и святое Воскресение Твое славим».
      Возникает вопрос, почему старообрядцы помещали на обычном четырехконечном кресте изображение именно восьмиконечного креста? Оказывается восьмиконечный крест представляет собой монограмму Троицы, включающую Бога Отца, Бога Сына и Богородицу. Отцу соответствует большой крест, Сыну - малый, а лестница (наклонная планка) соответствует Богородице.
      Схематично это можно изобразить так:

      Доказательством этому утверждению служит произведение Печерского центра - русский рисованный лубок XIX века(рис.5), находящееся в собрании Государственного исторического музея. На одном из них приведено сравнительное изображение некоторых атрибутов обрядности и символики, принятых у старообрядцев и в официальной православной церкви (вторая половина XIX в.). Рядом с крестом имеется надпись: "крест трисоставный, честное древо троицы бо носит трисоставный образ". Это говорит о том, что крест состоит из нескольких элементов и действительно представляет собой монограмму Троицы.
      Ещё хотелось бы остановиться на одном моменте. У старообрядческих крестов, в основном намогильных, имеется двухскатная крыша, которая, казалось бы, служит исключительно утилитарным целям, наподобие крыши дома. Но это не совсем так. Если обратить внимание на представленные иконы Божьей Матери (рис. 6,7), где на вершине лестницы изображена пирамидка. Она присутствует там не случайно. На иконах Богоматери хорошо видно, что кроме лестницы, в её руках изображен пирамидообразный домик с двускатной крышей - точь-в-точь как на старообрядческом кресте. Здесь мы в очередной раз сталкиваемся с отголоском древней дохристианской эпохи, также пришедшего из Древнего Египта.
      Пирамида использовалась в богородичной мистерии, в ходе которой действующий фараон на 30 год своего правления обретал божественную сущность (благодать). При этом чтобы достичь «благодати», нужно подняться по 30 ступеням, восхождение по ступеням понимается как необходимое духовное совершенствование перед достижением Царства Небесного.
      Учитывая вышесказанное, можно сделать однозначный вывод о том, что двускатная крыша на старообрядческом кресте служит ещё одним богородичным символом.
      Крест - самый известный знак в истории человечества. Уже две тысячи лет он является всемирным символом христианства. Но появился этот знак гораздо раньше. Изображения крестов найдены при раскопках стоянок каменного века. Уже в глубокой древности крест стал сакральным знаком. С ним были связаны различные обряды, мифы, легенды, суеверия, ритуалы. Он входил составной частью в орнаменты, становился основой при строительстве жилищ и храмов, чеканился на монетах. Поэтому и символы нанесённые на кресты своими корнями уходят в далёкую дохристианскую эпоху и сводятся они к Господу Богу или к Богородице.

Используемые источники.

  1. С.В.Гнутова Русское медное литьё 1,2 выпуск М:, 1993
  2. Из книги: С.В.Гнутова «Крест в России». М., «Даниловский благовестник», 2004.
  3. Ф. Е. Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви
        (http://www.krotov.info/spravki/persons/20person/1874meln.html).
  4. Энциклопедия Старообрядческой медной пластики.