Буслакова Мария 10 класс МОУ «Соболевская средняя школа» Руководитель: Банцекина Г. Д. ТРОИЦКИЙ ХРАМ – ЖЕМЧУЖИНА СЕЛА ХОТЕИЧИ Одним из замечательных памятников Гуслицы является Троицкий храм в селе Хотеичи, который стоит на возвышенности, на крутом берегу реки Нерской. Исследования по истории Троицкого храма только начинаются. В своей исследовательской работе я хотела бы остановиться на строительстве колокольни Троицкого храма, т.к. эти материалы еще нигде не опубликованы и будут хорошим дополнением к истории храма. Точное время возникновения храма в с. Хотеичи, ровно как и возникновение села не известны. Первая православная церковь в селе Хотеичи была построена в конце XVI – начале XVII века и была деревянной. Как следует из документов, она неоднократно меняла название. Из книги «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII столетий. Выпуск 6. Вохонская десятина (Богородского уезда) В. и Г. Холмогоровых, Москва, 1868 г.»: «В начале XVII ст. в селе Хотеичи на речке Мерзке Московского уезда, Гуслицкой волости была деревянная церковь во имя св. Великомученика Никиты, находившаяся в Коломенской епархии; по писцовым книгам 7139 – 7141 (1631-1633) годов, «пашни паханой церковной земли 6 чети, да лесом поросло 4 чети в поле, а в дву потомуж, сенокосные поросли в пустошах: Новинках и Васков три десятины, да за речкой Мерзкою на Черном ручье попова лугу 5 копен волоковых». (Патриарший Приказ, дозорная книга 141, л. 368 об). Под 7154 (1646) годом упоминается: в «селе Хотевичах церковь Благовещения Пресвятой Богородицы деревянная, у церкви во дворе поп Василий, да крестьянских и бобыльских 25 дворов, в них 27 человек». (Переписная книга 9809, л.76) В книге Патриаршего Приказа за 7184 (1676) год написано: «по указу Патриарха Иокима, по соборному деянию, и по памяти из Патриарха Разряду за приписью дьяка Льва Ермолаева, какову роспись прислал в Патриарший Разряд преосвященный Иосиф архиепископ Коломенский и Каширский, прибыла вновь церковь в Московский уезд, Волхонскую деятину, которая преж сего та церковь Коломенской епархии, церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы в Фатеевичах, дани рубль 7 алтын, заезда гривна» (Патриарший Приказ. Книга 87, л.346). По дозорным книгам Патриаршего Приказа 7188 (1680) года «в Гуслицкой волости в селе Хотеевичах на речке Мерзке, находим церковь Христова мученика Никиты, у церкви во дворе поп Тимофей Васильев, во дворе дьячек Гришка Козмин, и поп Тимофей сказал: «Церковь де Никиты Христова мученика построена исстари и данью обложена и церковна де пашня и сенные покосы к той церкви есть»» (Патриарший Приказ. Кн. Дозор. 141, сл. 193). «К селу Хотеевичам была приписана по указу патриарха Иокима 7188 (1680) года церковная земля пустоши Воскресенской, находившейся в смежности со деревнями Анфицерово и Соболево» (Вотч. Колл. По гор. Москве, ст. л. Кн. 80 дела 10) 1703 года сентября в 13 день по благословенной грамоте выдан антиминс в Московский уезд: в село Хотеичи, в новостроенную церковь во имя Пресв. Богородицы (Патр. Прик. Кн. 138, л.238). В 1709 г. Церковь Благовещения Пресв. Богородицы деревянная, при ней были священники: Захарий Прокофьев 1704-1709г., Логин Родионов 1726-1736 г., дьячки Петр Селивестров 1704-1709 г., Семеон Родионов 1726-1736 г. (переписн. Кн. 9817, л.219, кн. 9821, л.105) Село Хотеичи в 1677 году находилось в дворцовом ведомстве, в 1678 году в нем было 27 дворов крестьянских. В 1693 г. это село пожаловано Автоному Михайловичу Головину, а продано Александру Ивановичу Головину и за ним утверждено того же года отказною книгой, в которой упоминается: «в селе Хотеевичах церковь деревянная во имя Благовещения Пресв. Богородицы»; в 1810 году селом владела графиня Ирина Ивановна Воронцова (Вотч. Колл. По гор. Москве ст. л. Кн. 54, дела 7, мол. Л. Кн. 49, дела 19 и кн.11, дела 3). В начале XIX века на месте сгоревшего в 1811 году деревянного храма был построен каменный и освящен был в 1824 году. В Клировской ведомости за 1842 г. церкви Троицы Богородского округа с. Хотеичи показано: 1. Построена в 1824 году усердием прихожан; 2. Здание каменное с деревянною колокольнею; 3. Престолов всего три: основной во имя Троицы, предел на правой стороне во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, на левой стороне во имя Святого Великомученика Никиты. О прихожанах церкви В каких местах и какого звания горожане | Число дворов | Число душ | М | Ж | Богородского уезда Господина Позена в с.Хотеичи (крестьян) | 89 | 320 | 327 | Эконом. ведомства Запонорской волости в деревнях Соболево (крестьян) | 113 | 419 | 495 | Господина Жемтухина в деревнях Лашина | 59 | 271 | 230 | Раскольников в с.Хотеичи, в деревне Соболево | 10 | 33 | 39 | Бронницкого уезда господина фон Фридриха в д.Новоселово | 15 | 62 | 63 | ИТОГО | 286 | 2105 | 1204 | Из таблицы видно, что жители деревни Алексеевская и деревни Богатчево не были прихожанами Троицкого храма. Вывод подтверждается и материалами «Подворной переписи» селений Ильинской волости Богородского уезда 1883 г., где указано: д. Алексеевская – приход Воскресенской церкви с. Гуслицы, а селение Богатчево – приход Никольской Нерской церкви. Во время встреч со старожилами д.Алексеевская этот вывод подтвердился. В 1840-х годах селом владел тайный советник, статс-секретарь, управляющий военно-походной канцелярией Его императорского Величества Николая I Михаил Павлович Позен. Прознав, что в «его селе» стоит каменная церковь с деревянной колокольней, Михаил Павлович повелел возвести достойную колокольню. Дело о постройке каменной колокольни при Троицкой церкви с. Хотеичи рассматривалось с 6 июля 1844 года по 7 ноября 1845 г. Священнослужители и прихожане села обратились к Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, с просьбой о разрешении строительства колокольни. Епархиальное начальство согласно уставу духовных консисторий ст.50 разрешает построение новых сельских церквей, вместо обветшавших или сгоревших, также их починку. Притом, необходимо наблюдать: а) чтобы при возобновлении церкви соблюдалось достоинство и приметы в архитектурном отношении, с соблюдением древнего Византийского стиля; б) чтобы церкви возобновлялись с сохранением прежнего вида. Правление IV округа путей сообщения и публичных зданий, рассмотрев присланный из Консистории чертёж, вернув его обратно, уведомило, что оно тот чертеж находит удовлетворительным и своей цели соответствующим, исключая: 1) пилястры, которые надо утолщать так, как указано на чертеже; 2) карниз следует приподнять и выровнять с карнизом церкви; 3) осуществлять стройку под распоряжением опытного архитектора; 4) исчисленных по смете издержек 10033 руб.74 коп. серебром может быть достаточным, если только при действительном производстве работ не встретится никаких дальнейших подробностей по непредвиденным случаям. Михаил Павлович Позен из своей собственной суммы назначил 1500 рублей серебром. Сумма церкви составляла 500 руб. серебром. Исходя из выше указанных цифр вывод о том, что колокольня была построена на средства владельца села М.П. Позена, я считаю ошибочным. Жители д.Соболево добровольно дали согласие оказать свою помощь для постройки колокольни и подвозить нужный материал на своих повозках без всякой оплаты. Московская палата государственных имуществ дала согласие на такие добровольные пожертвования, но с тем, чтобы под именем добровольных пожертвований не было допущено общего по мирской раскладке сбора, которые разрешаются только одним министерством, и чтобы к подвозу материалов не были они принуждены насильственными мерами. Из данных документов видно, что на всё необходимо было иметь разрешение. Место для постройки церкви каменной колокольни оказалось приличным и беспрепятственным, но поскольку грунт земли – сыпучий песок, было принято решение строить колокольню под фундамент с набивкою свай. В кладку стены кирпич и камень использовать лучшей доброты и работу утвердить по проекту под наблюдением опытного архитектора. АКТ 1845 г., август Место для постройки при церкви каменной колокольни оказалось приличным и беспрепятственным, но по случаю грунта земли, сыпучего песка, до твердого материала нет возможности к прорытию. В таком случае колокольня может быть построена не иначе как под фундамент с набивкою свай и положения меж ней с укладкою на извести белого из крупных плит известковой породы бута, равно и с употреблением в кладку стены кирпича и камня лучшей доброты, и работу проводить судя по проекту под наблюдением опытного архитектора. История Троицкого православного храма в начале двадцатого столетия созвучна истории России в целом. Храм процветал: имел красивые большие колокола (которые еще в конце XIX века были доставлены по железной дороге до станции Конобеево, а к храму – силами прихожан при помощи канатов и специально изготовленных передвижных приспособлений), богатое внутреннее убранство, радовавшее прихожан красотой и дарившее им благостное состояние души. После Октябрьской революции храм по-прежнему оставался довольно посещаемым местом. Очень долго, года до 1938-го, служил в нем священник отец Владимир. В 1918 году суждено было попасть в застенки ЧК; трижды выводили его на расстрел, ставили к стенке, поднимали ружья… но Бог миловал – расстрел отменяли в последний момент. Несмотря на такие испытания, отец Владимир не ожесточился: по-прежнему сеял своим словом добро и разум, и старожилы до сих пор вспоминают его с благодарностью. А последним настоятелем храма был священник отец Иоанн. Долгое время считалось, что храм был закрыт властями, однако лишь несколько лет назад, решив восстановить разрушенный храм, оказалось, что он в числе закрытых и неработающих не значится. А история закрытия такова. В конце 30-х годов XX столетия, когда усилились гонения на церковных служителей, приехал в Хотеичи оперуполномоченный ГПУ. Среди сельчан в одно мгновение разнеслась весть, что приехал он, чтобы арестовать священника. Оберегая отца Иоанна от несправедливого гнева власти, добрые люди предупредили об этом священника, и тот ночью покинул деревню. Случилось это с 7 на 8 января 1939 года. Так, отпраздновав Рождество, прихожане пришли утром 8 января к запертой церкви. И лишь позже стало известно, что недовольство властей вызвал не православный, а старообрядческий священник, проводивший нелегальные службы. | Отец Василий | Но вернуть священнослужителя в православный храм верующие уже не могли: отец Иоанн отбыл в неизвестном направлении. Так с 1939 года и стоял Троицкий храм под замком, бережно охраняемый верующими. Но спасти церковь от разрушений не под силу было уже никому. Годы брали своё: умирали люди старшего поколения, а вместе с ними постепенно умирала вера в Бога. И храм постигла участь многих других культовых сооружений. В один из дней было принято решение использовать пустующую церковь под элеватор, а затем под склад удобрений (в основном мочевины). В конце 50-х годов, как вспоминают сейчас прихожане, в Рудне-Никитскую церковь из Троицкого храма были вывезены все иконы и церковные принадлежности. Опустевшие помещения были быстро завалены удобрениями, хранившимися здесь не один год. Люди среднего возраста и сейчас помнят распахнутые настежь двери, помещения, заполненные селитрой. За 30 лет здание церкви подверглось такому «нападению», которое не испытывало за все предыдущие десятилетия, и все-таки, несмотря ни на что, стены выдержали все издевательства и дождались светлого времени. Современная история Троицкого храма связана с именем священника Василия Будейчука. 25 февраля 1995 года Высокопреосвященнейшим Владыкою Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским, был рукоположен во священники и назначен настоятелем храма села Хотеичи. С 1995 года Троицкий храм пережил новое рождение, сейчас это один из красивейших храмов, который стоит на бывшем «Касимовском тракте». Литература 1. В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII столетий. Выпуск 6. Вохонская десятина (Богородского уезда), Москва, 1868 г. 2. Дело о постройке каменной колокольни при Троицкой церкви села Хотеичи. ЦИАМ Ф.203, опись 425, дело 685. 3. Дело о постройке каменной колокольни при Троицкой села Хотеичи церкви. ЦИАМ Ф. 203, опись 425, дело 11. 3.Дело о прошении священника Николаева о выдаче книги на сбор подателей. Ф. 203, опись 207, дело 398. 5 Подворная перепись селений Ильинской волости Богородского уезда 1883 года. Ф. 184, опись 10. 6 О.Табункова «Троицкий православный храм» «Дорога к храму».
|