Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 7 arrow а7 - Школа 1 ОЗ - История Великой Отечественной

Биленко Наталья,
Рочева Наталья,
Шудашов Антон,
учащиеся МОУ СОШ №1 г. Орехово-Зуево

ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПАМЯТИ ПОКОЛЕНИЙ

1. Вступление.
        «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой...», - поется в песне из кинофильма «Офицеры». Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше в историю. Все меньше и меньше в светлый день 9 Мая собирается ветеранов. Поэтому память - это то единственное, что может спасти этот мир от новых катастроф.
        Относительное мирное сосуществование сегодня - это результат той самой памяти поколений, когда по наследству передаются рассказы, воспоминания не только о победах, но и о тех горестях, лишениях, которые обрушились на мирное население в далеком для нас 1941 году. И если мы начнем забывать о той войне, о миллионах погибших, мы снова окажемся в пекле войны. «История развивается по спирали», - могут сказать философы. Но это не значит, что война неизбежна. Мы можем изменить историю, если будем помнить. Будем переосмысливать. Будем анализировать. Именно в этом и заключается, по нашему мнению, актуальность выбранной темы.
        С 1968 года в школе функционирует краеведческий музей, в котором собран богатейший материал о выпускниках, учителях, ветеранах войны и труда. Пополнение фонда школьного музея новыми данными, видео- и фотодокументами, поиск людей, очевидцев, непосредственных участников тех далеких событий, - основная цель нашей работы. Реализация поставленной цели невозможна без привлечения к изучению истории школы, а шире - истории города, области и страны, учащихся разного возраста и их родителей, учителей и выпускников школы, работающих в разных отраслях народного хозяйства. В связи с этим мы формулируем несколько задач:
        - популяризация деятельности школьного краеведческого музея как основа воспитания гражданственности и патриотизма среди учащихся;
        - воспитание трепетного, уважительного отношения к ветеранам войны и труда, сбор материалов об истории их жизни;
        привлечение широкого круга учащихся к работе в составе лекторских групп школьного музея.
        Данная работа посвящена изучению военной истории России и ее значимости для людей разных поколений. В связи с этим работа имеет название «История войны в памяти поколений». Мы не первый год работаем в данном направлении. В 2006-2007 учебном году работа «Годы, опаленные войной» явилась призером городской краеведческой конференции. В 2007-2008 учебном году работа, посвященная выпускнику школы Л. Г. Марягину, также заняла призовое место. Работа в данном направлении ведется систематически. В настоящее время школа готовится к празднованию 95-летнего юбилея, который состоится 14 декабря 2009 года, поэтому сбор материалов по истории школы и микрорайона представляется актуальным.
        Поскольку предметом исследования является изучение памяти поколений, то объект исследования - люди, носители информации. В связи с этим мы не только изучили материалы школьного музея, но и провели ряд встреч и бесед с ветеранами войны и труда: С. М. Басмановым, Н. Ф. Самоделовым, Н. А. Дружиловской, А. А. Щербаковой, В. В. Старых и др. Кроме того, использовали материалы из личных архивов педагогов нашей школы: И. В. Ерофеевой, И. С. Земцовой, О. И. Обуховой, Г. Д. Ермачковой, В. А. Старых.
        Данная работа - это не просто дань погибшим, умершим, живущим в настоящее время ветеранам и участникам войны. Это необходимость. Это зов нашего сердца.
        2. История войны в памяти поколений.
        а) прошлое школы в ее настоящем.
        Школьный музей - единственное, что связывает наше поколение с историей школы. Мы занимаемся изучением материалов, поиском новых фактов, привлекаем родителей учащихся к сбору информации. Исследуя интерес учащихся к туристско-краеведческой работе, мы провели социологический опрос «Я считаю себя знатоком истории школы», в который включили вопросы, посвященные судьбе школы с 1941 по 1968 г. Почему мы выбрали именно этот период? Ответ прост: в школе с самого начала войны формировался отряд народного ополчения, затем ее помещения были переоборудованы под госпиталь, а после войны одним из директоров был ветеран Великой Отечественной войны Иван Иванович Кобяцкий. Изучая результаты социологического опроса, мы сделали достаточно утешительные выводы: история школы интересует 85 из 100 опрошенных учащихся, посещают школьный музей и пополняют его экспозиции 61 человек, беседуют с родителями и записывают воспоминания 67 учащихся, а у 54 ребят из 100 респондентов родители являются выпускниками нашей школы.
        В школьном музее оформлены различные экспозиции. Но самая богатая и популярная у учащихся школы - история школы в годы Великой Отечественной войны. В ней несколько разделов: «Формирование отряда народного ополчения», «Школа -госпиталь», «Боевой путь Брестской Краснознаменной дивизии народного ополчения», «Василий Самоделов», «Иван Иванович Кобяцкий», «Николай Владимирович Омельченко», «Женщины на войне», «Будни военного тыла». В школьном музее собраны письма с фронта, воспоминания ветеранов и их потомков, фотографии.
        На одном из стендов помещена фотография, на которой запечатлено открытие Стелы во дворе школы, посвященное 45-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне. В почетном карауле застыли учащиеся школы. Крупным планом на фотографии -военный руководитель школы Сукенник Дмитрий Семенович и выпускник 1941 года Жаров Михаил Афанасьевич. Его боевой путь протянулся до Берлина сначала в составе 1 Белорусского, затем - 3 Украинского фронтов. Он - участник Парада Победы 1945 года. По воспоминаниям учителей, Михаил Афанасьевич был частым гостем школы и рассказывал ребятам о своем боевом пути. Точно так же. как и еще один выпускник 1941 года, Николай Филимонович Самоделов.
        Из рассказов ветеранов мы узнали, что уже 30 июня 1941 в школе № 1 начал работать сборный пункт, где формировались отряды народного ополчения. Через три дня, 2 июля 1941 года первый отряд численностью в шестьсот человек был доставлен на железнодорожную станцию. Те, кому на момент формирования батальона исполнилось 18 лет, направились на кратковременную учебу, а затем в действующую армию. Малолеткам, как их тогда слегка насмешливо называли, тоже досталось свое дело: они направились на строительство боевых укреплений под Москвой. Именно в их число вошли Михаил Афанасьевич Жаров и Николай Филимонович Самоделов.
        Вот, как вспоминает об этом времени выпускник 1941 года Николай Филимонович Самоделов:
        - Июнь 1941. Смолкли звуки вальса, и теперь уже бывшие школьники, не торопясь, начали расходиться по домам. Не прощались - через день, в воскресенье, должна была состояться встреча по футболу на кубок района; в команде от Городищ, которые входили тогда в состав Орехово-Зуевского района, играли ученики средней школы № 1. И только после этого события парни и девчата собирались уйти в большую жизнь. Я тогда нацелился в электротехнический институт.
        Далее Николай Филимонович вспоминает о начале этого исторического матча. Матч проходил в Городищах. Задолго трибуны стадиона Городищенской отделочной фабрики были заполнены зрителями. По радио звучит бравурная музыка. И вдруг она резко обрывается. Из репродуктора доносятся насторожившие всех слова: «В двенадцать дня слушайте важное правительственное сообщение». Эта информация повторялась в течение часа несколько раз. И вот выступает Молотов: «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 22 июня, в четыре часа утра германские войска без объявления войны перешли государственную границу от Белого до Черного морей!»
        До нынешнего дня в памяти Николая Филимоновича живы эти слова.
        Несколько позже по местному радио было объявлено о мобилизации, а три дня спустя Орехово-Зуевский райком комсомола призвал добровольцев на уборку урожая на Украине. Но положение на фронте так быстро менялось, что было не до спасения урожая. К тому же в Подмосковье немцы начали активно выбрасывать парашютные десанты. Создавались молодежные отряды для патрулирования лесных и проселочных дорог. В течение нескольких дней юные городищенцы, вооруженные охотничьими ружьями и сопровождаемые верными четвероногими, разбившись на две группы, поочередно исправно несли дозор.
        Тридцатого июня парней отправили на сборный пункт, который располагался в их бывшей школе. В той самой школе, где 10 дней назад отзвучали духовой оркестр, песни под баян, где вчерашние школьники клялись в верной любви и дружбе, где были вручены аттестаты зрелости об окончании 10 классов.
        Школа изменилась до неузнаваемости. Вместо парт теперь стояли нары в два яруса, на окнах светомаскировка. Сюда из окрестных деревень и поселков - Дрезны, Дулево, Ликино - прибывали добровольческие отряды. Вечером второго июля шестьсот будущих защитников столицы были доставлены на станцию. «Матери, - вспоминает Николай Филимонович, - плакали, отцы держались и немногословно напутствовали сыновей; девчонки, еще не понимавшие, что такое война, дарили букетики полевых цветов, шутили, смеялись, желали быстрого возвращения». Когда заиграл духовой оркестр и раздалась команда строиться и на посадку, площадь огласилась душераздирающими рыданиями и криками, которые потонули в пронзительном гудке паровоза.
        Ополченцам выдали хлопчатобумажную форму, ботинки с обмотками, котелок, смертный медальон, представляющий собой маленький черный цилиндр. Каждый, записав на крохотном бланке свои данные - республика, район, область, город или деревня; фамилия и имя с отчеством, - вложил его в медальон, который спрятал в потайной кармашек галифе. С оружием было сложнее, его не хватало, поэтому на отделение - одиннадцать человек - выдали семь винтовок, бутылки с горючей жидкостью и гранаты. Но далеко не всякий доброволец - хотя возраста самого разного они были, от шестнадцати до пятидесяти и старше, - прежде держал их в руках. Пока научились пользоваться, не у одного в руках взорвались, - кто-то чеку неправильно выдернул, другой не так бросил... Самоделову тогда повезло: пулемет достался. Командир узнал, что в школе он военное дело проходил. Не только стрелять, но и собирать - разбирать «Дегтярева» мог с закрытыми глазами...
        Тогда же впервые увидели ореховозуевцы «мессер». Ополченцы пробовали достать его из винтовок, но самолет, как ни в чем не бывало, полетел дальше. Ребята подумали, что промахнулись, и вновь стали хлебать суп из котелков. Но через некоторое время в трехстах метрах раздался взрыв. "Вот радости-то!"- и сейчас не скрывает ее ветеран.
        Шестнадцатого июля фашисты вошли в Смоленск; на Ельню двинулись восемь дивизий, в числе которых две танковых и одна СС. Отражать наступление пришлось не только регулярным частям, бок о бок с ними дрались ополченцы. Вскоре, чтобы не попасть в окружение, было велено отходить, перемещаясь короткими перебежками от дерева к дереву, от куста к кусту, от овражка к овражку. Ельню пришлось сдать, но ненадолго: 28 августа начались сражения за неё.
        На помощь пехоте, которую отсекли от танков, фашисты бросили четыре бронетранспортера с автоматчиками. Перед 4-м взводом 3-го стрелкового полка 6-й Московской дивизии народного ополчения была поставлена задача: не дать вражеским частям соединиться. Немецкие танки, из которых четыре были подбиты артиллерией, продолжали вести прицельный огонь. Залп - сначала упал, не долетев до окопа, откуда вел огонь расчет сержанта Самоделова. Ещё залп - недолет... Очередной - попадание. Николая отбросило к другому краю окопа, прижало слоем земли и ... Долгое забытье.
        Через несколько дней санитарный поезд доставил его и других раненых в Москву. В госпитале на Белорусском вокзале семнадцатилетний парнишка попросился домой. А что, подумали врачи, пожалуй, мама вылечит. Но в справке написали, что «отчислен из рядов Народного ополчения по возрасту и контузии поясничной части позвоночника». Едва сошел на своей станции, видит, навстречу мать бежит - встречает. Как узнала? - да сердце весть подало. Подлечившись в местной больничке, Коля устроился на фабрику, но её вскоре эвакуировали в город Энгельс. Филимон Григорьевич и Екатерина Кирилловна Самоделовы покидать родные места не захотели. Как чувствовали - здесь пригодятся. Пока фабрику перевязочных материалов не восстановили, Николай рыл противотанковые окопы под Серпуховом, устанавливал в них пулемётные гнёзда. Весной сорок второго, лишь парню исполнилось восемнадцать, его призвали - справку с диагнозом бывший ополченец никому не показал. И опять его провожали, только мать уже слез не сдерживала - старшего сына Василия, офицера Черноморского флота, командира роты морских пехотинцев потеряла под Инкерманом при защите Севастополя.
        К часу ночи спецпоезд прибыл на Курский вокзал. Москва встретила непривычной тишиной и непроглядной тьмой; из-за того, казалось, луна светила непривычно ярко. В деталях просматривались покачивающиеся в небе аэростаты. Ореховозуевцев поселили в 242-й школе, находившейся рядом с Центральным театром Красной Армии, что на площади Коммуны (ныне площадь Суворова); утром прибыли кадровые командиры, и началось комплектование 3-го стрелкового полка 6-й Московской дивизии народного ополчения Дзержинского района.
        Командир взвода, младший лейтенант Зинченко, сразу понравился молодому ополченцу: симпатичный, одет с иголочки - форма, как влитая, сапоги с напуском, на боку -планшет. На следующее утро после пятиминутного митинга у МИИТА, где располагался штаб дивизии, новобранцев повезли к Смоленску. На душе, делится ветеран, было легко и радостно, не успевали смолкнуть слова одной песни, тут же начинала звучать другая, третья...Перед Вязьмой раздался сигнал «Воздух!» - за колонной, будто приклеенная, пристроилась «рама». Ополченцы вмиг посыпались с резко затормозивших грузовиков - и в кювет. Конечно, усмехается ветеран, испугались мы, первый раз ведь... Но рама покружилась, покружилась и улетела восвояси. Лишь на рассвете под Дорогобужем сквозь дрему услыхали гул. Трудно было понять сначала, что к чему, и кто куда; Николай угодил в растянутую колючую проволоку, из которой одному никак не выпутаться. А самолёты вновь заходят. Воздух, тускло - серый от дыма и неуспевающей осесть земли, прорезают яркие молнии - трассирующие пули, о которых «мы тогда, вздыхает Николай Филимонович, и слыхом не слыхивали». Впереди занялся факелом грузовик, заполыхал второй...
        Уж как вырвался, он и не знает, помнит лишь: сидит в землянке, и его перевязывают. После отбоя копали братские могилы... Затем на оставшихся машинах продолжили свой путь. Но теперь на сердце было неуютно, ещё страшней стало, когда навстречу всё чаще стали попадаться отступающие бойцы, уже хлебнувшие переднего края. Кто-то, опираясь на самодельные костыли, ковыляет - прыгает, у другого рука на перевязи, голова ещё одного обмотана грязным промокшим бинтом... На повозках и машинах, тесно, вповалку - те, кто сам идти не может. Чем дальше, тем страшнее: дорога совсем забита. Всё больше беженцев - с вещами, детьми. Малыши ничего не понимают, плачут от усталости, есть - пить хотят. Вперемешку с людьми колхозные стада - коровы не мычат - кричат: копыта разбиты, вымя полные, раздуты...
        Не доезжая до Смоленска, грузовики свернули в лес; там ополченцы и заночевали, а утром посреди широкого луга начали копать противотанковый ров, что должен был протянуться на километры. «Непросто это было для нас, - констатирует ветеран,- ширину у основания он должен был иметь три метра, глубина - три и накат метра в полтора. Лопату не выпускали из рук с рассвета и дотемна, от лопнувших мозолей ладони кровят, но на такую ерунду и внимание обращать стыдно».
        Обедали тут же - супом из горохового концентрата, ломтем хлеба граммов в четыреста и чаем. Поесть спокойно не давал «мессер», взявший себе в привычку прилетать в этот час и, снизившись до тридцати - двадцати метров, на закуску - обстрелять, на десерт -сбросить листовки, «читать их нам запрещали, но любопытство,- признается Николай Филимонович, - естественно, брало верх». На одной стороне было разное - призыв «Бейте комиссаров и командиров...». Или «шутливый» рисунок - сидит советский солдат на пенечке в рваной гимнастерке и наигрывает на балалайке, а на пего немецкий танк нацелился, ниже надпись - «русский Иван играет на балалайке, мы в Россию едем на танке». На обратной стороне всегда одно то же: как бы путевка для сдачи в плен. «Всерьез эти писульки, - не сомневается в своих товарищах ветеран, - никто не воспринимал, зато злость на вражину копилась». Возможно, именно она помогла им чуть не голыми руками подбить тот «мессер».
        Именно в боях под Смоленском ополчение стало именоваться 6-й Московской дивизией народного ополчения, а сам Николай Филимонович стал пулеметчиком 3-го стрелкового полка. Участвовал в сражениях под Ельней. После боев под этим городом дивизия была переименована в 160-ую, а затем Брестскую, ордена Красного Знамени стрелковую дивизию.
        Николай Филимонович дошел до Вены в составе своей дивизии, стал сержантом 12-го Отдельного Трансильванского, Будапештского, Венского ордена Кутузова полка связи.
        Василий Филимонович Самоделов после окончания учебы работал учителем математики в Городищенской средней школе. Недолго пришлось молодому учителю работать в мирной обстановке. Отгремели последние залпы на Халхин-голе, но бурлила фашистская Германия. Василий Самоделов вместе с группой школьных товарищей обратились в военкомат с просьбой направить их добровольцами в армию. И вот 9 января 1941 года он был призван на военную службу в ряды Военно-морского флота СССР. Служил в Одессе. Имел почтовый ящик 187. Оборона Одессы продолжалась около 73 дней, но с середины сентября 1941 года войска Одесского оборонительного гарнизона эвакуировались на Крымский полуостров.
        Василий с группой товарищей направляется в Севастополь на курсы младших командиров. В первых числах ноября, когда ему присвоили звание младшего лейтенанта, был откомандирован в 3-й полк морской пехоты, в 1-й батальон майора Вдовина Федора Алексеевича на должность командира взвода 82-х мм минометной батареи, которая заняла позицию в районе хутора Мекензия на Мекензиевых горах и огнем батареи встречала немецкую пехоту.
        С середины декабря 1941 года по февраль 1942 года 3-й полк морской пехоты (командир полка полковник Гусаров Сергей Родионович) занимал позиции на главном оборонительном рубеже в третьем секторе обороны Севастополя совместно с 25-й Чапаевской ордена Ленина стрелковой дивизией. На этом рубеже обороны в непрерывных боях получает ранение командир взвода младший лейтенант Самоделов Василий Филимонович.
        После госпиталя Василий Филимонович назначается командиром роты морских пехотинцев 1-го батальона 3-го полка морской пехоты. Кольцо обороны вокруг Севастополя сжимается. Наиболее тяжелые бои шли под Инкерманом в конце июня 1942 года на Черной речке. Последняя открытка на родину из осажденного Севастополя была отправлена 24 июня 1942 года, тогда же было сделано и последнее фото.
        28 июня всю ночь продолжался ожесточенный бой на Инкерманском направлении. Не выдержав натиска превосходящих сил противника, части 25-й стрелковой дивизии и 3-го полка морской пехоты отошли к станции Инкерман.
        Это был последний организованный бой полка морской пехоты. В тяжелых боях 29 июня 1942 года погиб 20-летний командир морских пехотинцев Самоделов Василий Филимонович, награжденный двумя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу» и посмертно представленный к ордену Красного Знамени. В школе чтут память о герое войны. И в сентябре 2007 года на мемориальной доске Памяти на Стеле появилась еще одна табличка: «Самоделов В. Ф.».
        На мемориальной доске Памяти на школьной Стеле помещены таблички с именами выпускников и учителей школы, погибших в суровые годы войны. Среди них - имя одного из директоров Новожилова Ивана Агафоновича, учителя Глотова Виталия Яковлевича. А после войны в школу пришел работать Кобяцкий Иван Иванович, фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны, Заслуженный учитель России.
        В августе 1941 года полк будущего директора школы № 1 Ивана Ивановича Кобяцкого был передислоцирован в Подмосковье. Каждый день летчики совершали по 7 -8 боевых вылетов. Когда рано утром командир полка вызвал комэска Малая и сказал, что фашисты рвутся в направлении Яхрома - Дмитров, штурман Кобяцкий вылетел вместе со своим командиром эскадрильи в первой пятерке. Спустились так низко, что от взрывов боеприпасов содрогались корпуса боевых машин. Этот маневр вслед за Малаем и Кобяцким повторила вся эскадрилья. Гитлеровцы понесли большие потери, а все советские самолеты вернулись на базу. Иван Иванович Кобяцкий, летчик, лейтенант. Это удивительный человек, повторивший подвиг А. Маресьева. 55 полетов во время битвы под Москвой совершил он вместе со своим другом и командиром капитаном Малаем. Один из них завершился трагически. Самолет был сбит, Кобяцкий по приказу командира выпрыгнул из кабины с парашютом. Несколько дней шел он лесом, волоча раненую ногу. На линии фронта штурмана схватили немцы. По дороге раздели. Он обморозил ноги и руки. Не желая расходовать на русского пленного лекарства, немцы ампутировали летчику обе ноги. В грязном бараке он передвигался на коленях, начали гнить пальцы рук. Спасла молодого Кобяцкого женщина, которая «признала» в нем своего брата и получила разрешение взять домой. Когда наши войска освободили Вязьму, Кобяцкого разыскали однополчане. И он снова встал в строй. К полетам его не допускали: ведь кроме ног, летчик лишился многих пальцев рук. Нес службу на земле. Стал инструктором. В 1943 году над полком, где служил Иван Иванович, взяли шефство ореховозуевцы. Помогли с работой, предоставили комнату. Работая, Кобяцкий учился. Окончил учительский институт. В военкомате ему дали направление в школу № 1, сначала учителем истории, затем он был назначен директором. К 20-летию великой Победы во дворе школы был открыт памятник. На мемориальной доске - имена учителей и учащихся, погибших на полях сражений. Вступительное слово на этом торжестве было предоставлено ветерану войны, директору школы Ивану Ивановичу Кобяцкому.
        Многие выпускники и учителя школы погибли на полях сражений. Их имена занесены на мемориальную Доску памяти. Среди них - Шестакова Мария... Девочка-Дюймовочка... Сколько раненых она вынесла на своих хрупких плечах! Последний спасенный сам написал письмо ее матери, в котором рассказал, как молоденькая санитарка закрыла его своим телом. Сама погибла, а его спасла.
        Лидия Шулайкина... Это в ее честь на бывшей улице Энгельса открыта в 1995 году мемориальная доска. Это она, девушка, наравне с мужчинами совершала боевые вылеты, шла на таран, а потом, возвращаясь в полк, мимоходом рассказывала о том, сколько самолетов противника удалось ей сбить. Летчик-штурмовик Балтийского флота, она была награждена двумя орденами Красного Знамени, удостоена звания Герой России. В 1998 году школу закончила Надежда Борисова, правнучка Лидии Ивановны, которая пополнила школьный музей фотографиями и воспоминаниями о своей бабушке.
        б) отзвук войны в семейных фотографиях учителей.
        В семейных архивах наших учителей тоже много фотографий военных лет. Практически нет ни одного учителя, кто бы отказал нам в помощи при создании этой работы. В школьном музее хранится альбом с фотографиями и воспоминаниями педагогов о своих отцах, дедах, прадедах, родственниках.
        У учителя биологии Ермачковой Галины Дмитриевны на фронте был отец Ермачков Дмитрий Семенович, который родился 28 сентября 1911 года в селе Волынщина Рязанской области. Перед Великой Отечественной войной он призывается на службу в Красную армию и принимает участие в польской кампании. Позже его батальон был переброшен для участия в Финской кампании. Но непосредственного участия в ней Дмитрий Семенович принять не успел: началась Великая Отечественная война, и его, видимо, откомандировывают в запасной полк. Вскоре батальон распустили - дали отпуск на несколько месяцев. Очень долго после этого Дмитрий Семенович не мог попасть на фронт: по какой-то причине не призывали, хотя в военкомат обращался неоднократно. А его брат -Егор, которому не было и 18 лет, - ушел добровольцем на фронт. Его добровольческий батальон должен был защищать наш город, но в октябре 1941 года перебросили на защиту Москвы в действующую армию. Егор пропал без вести во время битвы под Москвой, возможно, в районе Смоленска.
        У воспитателя школы Земцовой Ирины Сергеевны отец - Ветеран Великой Отечественной войны, орденоносец. Сергей Михайлович Басманов и его брат, Басманов Михаил Михайлович, участвовали в боевых операциях с самого начала войны.
        Сергей Михайлович Басманов был призван в армию за несколько дней до начала Великой Отечественной - в июне 1941 года. Служба его началась в городе Чугуев Харьковской области. Лагерь находился на берегу Северного Донца. 23 июня всех, кто находился в лагере, погрузили в Чугуеве на поезд и отправили в Новозыбково Брянской области, на границу Белоруссии и Украины. Получили технику. С этой поры бывший учебный батальон влился в 55 гаубичный полк, а Басманову присвоили звание старшего телефониста. 28 июня 1941 года были зачислены в действующую армию. Первое боевое крещение произошло 2 июля 1941 года в районе г. Пропольск Витебской области в Белоруссии. Затем совершили пеший марш в местечко Новозыбково. Шли с гаубицами на руках, потому что тягачей не было (во 2 дивизионе были тягачи, ЗИС - 5, которые возили боеприпасы). Шли сначала наугад. Несколько позже командование сориентировало, где располагаются наши части, где войска противника. Басманов был направлен с начальником дивизиона на наблюдательный пункт. На другом берегу реки находился город Пропольск. Противник теснил наши части и сам не ориентировался, где находится, до такой степени, что было видно, как немецкая артиллерия лупила по своим. Но вот начался обстрел наших позиций. Прервалась связь. Басманову приказали исправить телефонную линию до первой позиции, причем сказали, чтобы, если вернувшись не найдет своих, шел по следам. Когда вернулся, то увидел, что на прежней позиции осталась только одна гаубица, поврежденная осколком. Катушка была пустая. Пришлось подбирать размотанный кабель в 400 м. длиной и приглядываться, куда идти. Кругом сосновые леса, посадки. Увидел, что вдали кто-то передвигается. Это был командир орудия и командир артиллерийского взвода. Они ждали, что разбитую гаубицу тоже увезут. Забрали катушку, телефонный аппарат и пришли на нашу позицию. Там командир приказал Басманову оборудовать новый командный пункт телефонной связью. А аппарат был один. И пришлось команды и сигналы передавать по цепочке. Начался бой у города Пропольск.
        Дальше - снова марш. В Гомельской области вышли на опушку леса у города Добруж. На пригорке располагался населенный пункт, видны были хозяйственные постройки, пасека, на которой расположились гаубицы. Это было 15-17 июля 1941 года. Басманова отправили на походную кухню. Когда возвращался обратно, встретил полковника, который попросил разъяснить обстановку, почему орудия находятся именно в этом районе. А у полковника в составе дивизии или полка были тягачи ЧТЗ - Челябинского тракторного завода. Басманов рассказал, где находится его часть. Вечером должны были сняться с позиции, а тяжелая артиллерия под командованием полковника - остаться прикрывать отход наших войск. Первый привал совершили через 4 километра. Отдыхая, Басманов заснул и не услышал, как его часть снялась. И забыли Басманова. Очнулся - все кругом громыхает. Спросонок не сообразил, что бежать надо в ту сторону, куда лег головой. И побежал не в тыл, а на передовую. А кругом рожь выше человеческого роста. И вдруг - часовой: «Стой! Кто идет?» Именно он и привел Басманова к знакомому полковнику-артиллеристу. Пришлось объяснять, как случилось, что пошел не в ту сторону. Хорошо, что полковник оказался знакомый - не подумали о Басманове, что дезертир-перебежчик. Показали по карте, куда следует двигаться. Нашел своих, хотя шел всю ночь. Страшно было. Но страх был не в том, что к немцам можно было запросто попасть (немцы расстреляли бы), плохо было, что не в свою часть попасть можно было, пришлось бы рассказывать, почему отстал и переквалифицироваться. А так вместе со своей частью двинулся дальше - в район Новозыбково. Так пришли на Украину. Оказались в Киевской области. Перешли реку по мосту. Представители СМЕРШа должны были его взорвать. Но до возвращения бронепоезда взрывать не собирались. Бронепоезд не вернулся, и именно здесь был принят последний бой. После него части Басманова дали направление двигаться по дорогам, выходить из окружения. Разделились на группки, пошли. По счастью увидели, что по дороге мчится ЗИС-5 - как раз первого дивизиона. Поехали через Белую Церковь Киевской области, к вечеру прибыли в местечко Оржица Полтавской области. Не успели расположиться, как Басманова забрали в команду пограничников, чтобы идти в разведку на другой берег. Так Сергей Михайлович стал вторым номером пулеметчика.
        Немцы подошли уже к городу Лубны. Это в 10 километрах от расположения наших войск. Недалеко от пулеметного расчета разорвался снаряд. Так Басманов получил свое первое ранение. Осколок повредил ногу выше лодыжки. Рана пустяковая, но сапог надеть было нельзя. Сергею Михайловичу и первому номеру оказали первую помощь, и они направились к переправе. Дальнейшие события Басманов помнит смутно: вспышка и пробел в сознании. Очнулся: лежит на земле, присыпанный песком, головой, видимо, врезался в рядом стоящую березу, кто-то над ним стоит и окликает - то ли боец, то ли красноармеец. Позже Басманову сказали, что его сильно контузило. Бойцы спросили его, есть ли патроны. У Басманова в руках были две коробки с дисками для пулемета, но открыть их не представлялось возможности: руки онемели и замки оказались с обратной стороны. Потихоньку бойцы помогли Сергею Михайловичу размять мышцы, помогли подняться. Басманов отправился снова искать свой дивизион. Увидел ЗИС-5 и две пушки второго дивизиона. Встретился со своим товарищем Петром Бугровым, с которым вместе призывались в Петушинском районе.
        Узнали, что в Ливнах находятся наши танки. И прошел слух, что если отступающие советские части очистят дорогу от немцев своими силами, то танкисты двинутся на помощь. Начали пробиваться с боями к своим. Вдруг увидели танки, подумали сначала, что наши. Оказалось - немцы. Пришлось спрятаться в лес. Немцы обстреливали. В лесу собралась группа в 400 человек, среди которых один был с ромбом - генерал, скорее всего, командир 219 дивизии, возможно, командующий 5 армией. Он приказал выходить на опушку без знаков отличия. Собрал солдат и сказал, что всем вместе выходить из окружения будет сложно. Три выхода: сдаться в плен, уйти к населению в качестве штатских, пробиваться к своим. Басманов с Бугровым пошли в разведку, узнать, далеко ли немцы. Совершили три вылазки. Кругом тишина. Узнали только о том, что в деревне расстреляли жителей за то, что приютили солдат. Дошли до поселка Гребенка. Видели, как немцы приводили в порядок станцию Ворожба. Эта железная дорога вела к Курску. Пошли вдоль ее насыпи, и 1 ноября маленькая группа пришла в Курск. Здесь получили направление в Старый Оскол, где приписали к 21 армии 219 дивизии 5 полку и направили в Воронеж, а оттуда в Липецк. В Воронеже Сергей Михайлович первый раз написал домой, а ответ на свое письмо получил только в феврале 1942 года: сначала открытку, а потом - целую тетрадь. Это послание читал в течение двух недель в промежутках между переходами и боями.
        В Липецк Басманов прибыл 7 ноября. Там обмундировали и направили в Елец в товарном вагоне.
        Сергей Михайлович Басманов воевал на разных фронтах: Западный фронт (Витебск, Киев), Юго-Западный фронт (Елец в течение 2-х недель), Брянский фронт, Центр (с 1942 по февраль 1943 г). В сентябре 1942 года Басманову присвоили звание старшего сержанта, а до этого он был старшим телеграфистом, что приравнивалось к званию ефрейтор. После боев на Курской дуге Сергея Михайловича направили в Муром, в военное училище связи. В феврале 1945 года был выпуск, и Басманов был направлен на 4 Украинский фронт, а затем на 1-ый Дальневосточный.
        В 1957 году в городе Кишиневе состоялся последний для Сергея Михайловича Парад, где он был в составе Знаменной группы. В том же году Басманов в звании майора запаса был направлен Орехово-Зуевским горвоенкоматом на работу в школу № 16 на должность военного руководителя.
        У учителя русского языка и литературы Ерофеевой Ирины Владимировны много фотографий военных лет. Со стороны матери по линии деда в военных действиях принимали участие братья Артамоновы: Александр Афанасьевич - военнослужащий тыла, занимался формированием эшелонов с техникой, боеприпасами, людьми, работал на танкодроме г. Ковров, где проходили испытания советские танки. Михаил Афанасьевич закончил войну в звании старшего сержанта, имеет боевые награды.
        Артамонов Николай Афанасьевич был призван в действующую армию в начале 1942 года. Батальон формировался в Доме колхозника - нынешнем ресторане «Нива». Служил при штабе старшим писарем. Но это не мешало ему участвовать в боевых операциях. Николай Афанасьевич служил на 1 Украинском фронте в составе 4 танковой армии генерала Лелюшенко 196-й рабочей роты. Участвовал в освобождении Берлина, Праги. Дошел до Чехословакии. В январе 1946 года награжден орденом Отечественной войны 2 степени, имеет благодарности, награду «За победу над Германией».
        По линии бабушки, Артамоновой (в девичестве Пантелеевой) Анны Яковлевны, тоже участники войны и труженики военного тыла. Если мы откроем Книгу памяти, то среди павших бойцов найдем имя Матвея Петровича Пантелеева. Он призывался Городищенским военкоматом и погиб в освобожденном городе, подорвавшись на мине. Пока ничего не удалось узнать о судьбе Сергея Яковлевича Пантелеева. Он был призван в первые дни войны и пропал без вести уже под Москвой.
        Пантелеева Анна Яковлевна всю жизнь трудилась на ткацкой фабрике № 1, имеет медаль «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны». Пантелеева Лидия Яковлевна более 40 лет проработала в химической промышленности. Организовывала эвакуацию завода «Карболит», вместе с его сотрудниками работала в Кемерове, откуда ее вызвал Министр химической промышленности СССР Николаев. С той поры она работала сотрудником Министерства химической промышленности на бывшей улице Кирова в Москве, затем - в Государственном институте азотной промышленности (ГИАП), который размещался на Земляном валу.
        Со стороны отца Ирины Владимировны по линии деда тоже ветераны и участники Великой Отечественной.
        Зинаида Дмитриевна Ерофеева незадолго до войны закончила курсы медсестер. В первые же дни войны в возрасте 20 лет убежала на фронт, оставив записку: «Мама, папа, я ушла на фронт. Устроюсь - напишу. Не волнуйтесь». Прошла боевой путь от Москвы до Берлина. От младшего сержанта до лейтенанта медицинской службы. Награждена медалями «За отвагу», «За взятие Берлина». В мае 1945 года вместе со своим командиром роты сфотографировалась на фоне Бранденбургских ворот.
        Константин Дмитриевич Ерофеев работал до войны начальником отдела снабжения на заводе «Карболит». Неоднократно с начала войны ездил в Москву с предложением о демонтаже и подготовке завода к эвакуации. Однако решение об эвакуации было принято только осенью. Константин Дмитриевич участвовал в работе по эвакуации завода в Кемерово. Там корпуса разместили на месте здания драматического театра, где еще продолжались театральные постановки. Запомнилась постановка «Свадьба в Малиновке». В 1943 году бронь с части работников завода сняли, и Константин Дмитриевич смог уйти на фронт. Попал в артиллерийский полк, сражался в Венгрии в районе озера Балатон. Однако прослужил недолго: осколком снаряда ему пропороло живот до такой степени, что кишки вывалились наружу. Усилием воли он заставил себя забросить их обратно и потерял сознание. Как ранило вторым осколком - уже не помнит. Но сухожилие было повреждено, и рука плохо действовала до последних дней жизни. По ранению был признан негодным к службе и демобилизован. После госпиталя продолжил работать на заводе «Карболит».
        В семейном архиве учителя Обуховой Ольги Игоревны сохранилась фотография дяди - Юрия Александровича Грекова, учителя математики школы № 1. Он закончил в 1942 году школу № 8 (в годы войны школа № 1 и школа № 8 были объединены, так как в первой школе базировался госпиталь). И на выпускном вечере директор школы И. В. Безызвестнов вручил юношам повестки на призыв в армию. Юрий вместе со своими одноклассниками был Указом Военкома направлен в Высший Военный Гидрометеорологический институт, а затем - в Краснознаменное Военное Харьковское училище химзащиты, которое в военное время базировалось в Ташкенте. Там Юрий Александрович учился до мая 1944 года. Получил звание лейтенанта и с 1944 по 1945 г находился в действующей армии. Воевал на 2 Украинском фронте, участвовал в освобождении Минска, Варшавы. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». В 1945 году со своими друзьями на здании рейхстага оставил автограф: «Мы из Орехово-Зуева!». Был тяжело ранен, по ранению комиссован из армии. Закончил с отличием педагогический институт, год проработал директором школы № 10, но по состоянию здоровья вернулся на преподавательскую работу в школу № 1. Умер, как фронтовик, на боевом посту. Ему было 55 лет. Ребята долго не давали стирать с доски запись, сделанную любимым учителем в последний раз.
        3. Заключение. Эхо войны в наших сердцах. Перспективы работы школы по патриотическому воспитанию школьников.
        Каждый год 9 Мая у стен нашей школы проходит митинг, посвященный Великой Победе. И всегда мы вспоминаем имена тех, кто погиб в суровые годы Великой Отечественной войны. Всех, чьи имена на мемориальной доске Памяти и немного больше.
        Больше потому, что с Великой Победой 1945 года войны, к сожалению, не закончились. Наши ребята продолжали воевать. Мы говорим о войне в Афганистане. Осуждать тех, кто направил в эту азиатскую страну русских парней - дело не наше. Но от нас зависит, будут ли о них помнить. И помнить не как о жертвах необъявленной войны, а как о героях. Мы говорим сейчас о тех, кого помнят до сих пор некоторые учителя нашей школы, - Вячеславе Кириллове, Викторе Юдаеве, Алексее Нефедове. Это в их честь весной 2005 года были установлены мемориальные доски Памяти.
        Каждый год 15 февраля старшеклассники участвуют в музыкально-поэтической композиции «Необъявленная война», посвященной выводу войск из Афганистана.
        Каждый год в преддверии Дня Защитника Отечества проходят встречи с участниками войн и локальных конфликтов, с орденоносцами, ликвидаторами катастроф. Так, желанным гостем ребят стали ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС Юрий Антонович Девятовский, воин-интернационалист Артур Беликов, участник локальной войны в Чечне, выпускник нашей школы Анри Ромпанен.
        Дальнейшая работа видится нами, как работа сотрудничества. Мы знаем, что не только в нашей школе, но и в других школах города и Орехово-Зуевского района функционируют краеведческие музеи. Хотим установить с ними связь, чтобы делиться находками, проводить совместные исследования, семинары, конференции. Надеемся, что в этой работе нам поможет городской краеведческий музей, с которым пока, к сожалению, наши взрослые не установили тесный контакт. И, конечно, будем готовиться к самому главному для нас юбилею - 95-летию нашей школы. Перспективы огромны. Желание узнавать новое есть. Значит, будем работать.