Протоиерей Олег Пэнэжко
Иоанно-Богословский храм г. Ликино-Дулёво

МУЗЕЙ И КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЕ
ПРИ ИОАННО-БОГОСЛОВСКОМ ХРАМЕ Г. ЛИКИНО-ДУЛЁВО

Историк Иван Михайлович Гревс, в 1920-х г.г. вырабатывавший концепцию и методологию краеведения писал: «Край – это именно живое целое, это особого рода организм…Краеведение неуклонно стремится к синтезу, подлинному единству восстанавливающего и толкующего предмет образа. Оно должно начертать полный и цельный портрет края, отображающий всё его тело и весь дух в их организации и в их общей жизни. Нельзя при этом забывать или отметать ни одной черты, ибо они все постоянно взаимодействуют, не могут обходиться друг без друга. Разрывая их, отбрасывая некоторые, мы получаем бледный, скудный, а главное – неверный, непохожий, а потому часто уродливый снимок».
         Наше приходское общество церковного краеведения и музей церковных древностей при приходской школе, до нынешнего времени, единственные в благочинии, являются необходимым дополнением системы городских и школьных музеев нашего края.
         Краеведение, как духовный образ земли, на которой живёшь, признавалось необходимой частью образования на всех этапах развития педагогики. Впечатления детства и отрочества во многом определяют характер мировосприятия человека в последующие годы. Из глубокой древности идёт обычай заканчивать курс обучения путешествием по своей стране и по чужим странам. Так было в древней Греции, в Европе, так было и в России.
         Знакомство с родным краем, в широком смысле – страны, народа и его истории, посещение исторических мест, памятников духовной культуры – известных древностью и красотой церквей и монастырей России, знакомство с центрами отечественной промышленности - неотъемлемо входило круг образования наследников Российского престола. «Весной 1837 г., после общего экзамена, завершившего круг образования Наследника, Александр Николаевич предпринял согласно собственноручно начертанной императором Николаем инструкции путешествие по России. Целью его было личное ознакомление со страной и её обитателями, как необходимое дополнение к познаниям, приобретенным научным путём. В путешествии сопровождали его высочество бывшие воспитатель и наставник Кавелин и В.А. Жуковский <знаменитый русский поэт >, преподаватель истории и географии России Арсеньев, состоящие при Наследнике молодые офицеры и лейб-медик Енохин. Путешественники ехали быстро, с короткими остановками в городах и некоторых больших сёлах, что дало повод Жуковскому сравнить путешествие с чтением книги, в которой великий князь прочтет пока только одно оглавление, дабы получить общее понятие о её содержании. «После, он начнёт читать каждую главу особенно. Эта книга - Россия, но книга одушевленная, которая сама будет узнавать своего читателя. И это узнание есть главная цель настоящего путешествия... Все говорят: Государь посылает нам своего сына; он уважает народ свой и в каждом сердце наполнено благодарностью». В первом письме к императрице с пути Василий Андреевич Жуковский писал: «Я не жду от нашего путешествия большой жатвы практических сведений о состоянии России: для этого мы слишком скоро едем, имеем слишком много предметов для обозрения, и путь нам слишком определён; не будет ни свободы, ни досуга, а от этого часто и желания заняться как следует тем, что представится нашему любопытству.. но главная польза - вся нравственная, та именно, которую теперь только можно приобрести Великому Князю: польза глубокого, неизгладимого впечатления. В его лета, в первой свежей молодости, без всяких житейских забот, во всём первом счастьи непорочной жизни, не испытав ещё в ней ничего иного, кроме любви в недре своего семейства, он начинает деятельную жизнь свою путешествием по России - и каким путешествием? На каждом шагу встречает его искреннее радушное доброжелательство, тем более для него трогательное, что никакое своекорыстие с ним не смешано: все смотрят на него как на будущее, прекрасно выражающееся в его наружности; никто не думает о себе, все думают об отечестве... как могут такого рода впечатления не подействовать благотворно на свежую, молодую душу, которую и сама природа образовала для добра и всего высокого? Я вижу пред собой беспрестанно пленительную картину. Народ бежит за ним толпами, и не одна новость влечет его и движет им. Чувство высокое, ему самому неясное, но верное, естественное оживотворяет его: он видит пред собою представителя своего счастья... в продолжение предстоящих 4-х месяцев, - которые да благословит Бог успехом, - Великий Князь будет счастлив самым чистым счастьем и это счастье будет плодотворно для его будущего и для будущего России»...
         В 1880-х гг. православный педагог С.А. Рачинский писал о пользе для учебного процесса школьных паломничеств, и сам издал дневник многодневного пешего похода учеников своей школы из с. Татево в Смоленской губернии в Нилову пустынь в Тверской. Он писал: «Все мы от времени до времени испытываем потребность стряхнуть с себя школьную пыль… подышать полной грудью, услышать другое пение, чем наше собственное, помолиться на досуге с размышлением о прошлом, с думой о будущем…»
         Паломничества и краеведческие походы были частью образовательной программы и в наших краях. В первые годы XX в. в двухклассной Спасо-Преображенской Гуслицкой школе проводились многодневные паломничества с элементами краеведческих походов, с большими пешими переходами, и с проездом части пути по железной дороге. Учащиеся совершали паломничества к святыням Москвы и московской губернии, паломничества эти были настоящими, требовали напряжения сил и воли, учеников не возили на автобусах «от двери до двери», им приходилось пешком проходить десятки километров в день: «...за время существования школы в религиозно-воспитательных целях были совершены две экскурсии. Первая под руководством старшего учителя Н.Т. Херсонского. Экскурсантов было немного, до 8 человек. Направились сначала на Раменское – пешком вёрст за 45, а там по железной дороге в Москву. Экскурсия была делом новым, а потому прошла не без затруднений: рассчитывали на бесплатный проезд, но нужно было знать, к кому и как обратиться, а потому и с большими хлопотами пришлось удовлетвориться ничтожной скидкой. В Москве экскурсанты не нашли себе бесплатного приюта. За исключением этой стеснительной сто­роны, экскурсия окончилась благополучно и оказала своё благотворное влияние. Гораздо лучше прошла другая экскурсия, руководил которой учитель А. Н. Некрасов (потом священник, заведовавший этой же школой). Для экскурсантов заранее был выхлопотан бесплатный проезд по железной дороге, и экскурсия двинулась пешком на Патово – вёрст 25, чтобы потом по железной дороге направиться в Москву. Участвующих было свыше 20 человек. В Москве провели несколько дней, после того совершили поездку к Троице, с остановкой в Хотькове; у Троицы, по просьбе экскурсантов, был отслужен молебен, за которым они пели. По обозрении ближайших к Лавре монастырей, экскурсанты направились чрез Москву на Угрешу, где пробыли два дня, откуда опять чрез Москву по Виндавской железной дороге проехали в Новый Иерусалим. Затем возвра­тились по домам».
         Во многом внутренний мир ребёнка формирует школа. Она сообщает необходимый для нормальной жизни в современном мире объём знаний по различным предметам, но, к сожалению, современная школа даёт очень мало сведений по местной истории. И почти совсем ничего по церковной истории родного края. С самого основания приходской школы при Иоанно-Богословском храме г. Ликино-Дулёво (основана в 1992 г.), краеведение и паломничества, а позднее и собирание коллекций школьного музея, стали неотъемлемой частью жизни школы. Краеведение определило развитие многих направлений работы прихода, например – развитие паломнической службы, участие детей в создании серии книг краеведческого содержания, компьютерный класс, книгопечатание, создание музея, подготовка экскурсоводов, краеведческая страничка в приходской газете, участие в краеведческих конференциях и заседаниях краеведческой секции всероссийских Рождественских чтений и т.д.
         Краеведческие походы помогают достичь большего единения со своей землёй и научиться лучше понимать людей, живших на этой земле до нас. Первый поход был коротким, но очень познавательным. Дело в том, что до построения в 1887 г. приходского храма в Дулёво, верующие ходили на службы в село Гора, 4 км. По прямой, через лес. К селу Гора ведёт просека, несколько запущенная, тут и там путь преграждали упавшие деревья. Участники похода подустали, в основном взрослые. Когда мы подошли к селу Гора, одной женщине показалось, что её укусила змея. В вызванный уазик скорой помощи, набилась половина участников похода. Так, что вторую часть его, посещение святого источника и заброшенной часовни в лесу, совершали в основном дети, и немного взрослых во главе с настоятелем, а возвратились пешком в Дулёво, как в старые времена, всего несколько человек, остальные доехали на автобусе. Так что уважения к жившим на этой земле до нас поколениям прибавилось, ведь этот путь, и ещё стояние в церкви на богослужении, в праздники - крестный ход к источнику, и пешее возвращение домой, они проделывали каждое воскресенье и в праздники. По итогам первого похода, уже даже и речи не было о втором, задуманном – в годы гонений храмы в Дулёво, Горе, Кабаново, Севастьяново были закрыты, и верующие из Дулёво, иногда довольно пожилые люди, ходили в храм на погост «10-я пятница» - 8 км. напрямик. Старушки в нашем храме с умилением рассказывали, что, когда они были ещё девочками, то участвовали в этих походах в церковь. Вставали до света, шли все вместе, дорогой пели духовные песни. Потом нам подарили старенький грузовик с фургоном, и мы, в нарушение правил, в большом числе в него залезали, и по просёлочным дорогам ездили от храма к храму. Потом мы купили списанный, старенький автобус, и география наших поездок расширилась, теперь это была не только Московская, но и Владимирская области. Настоятель готовился к краеведческим экскурсиям, собирая сведения, часто из своих давних краеведческих записей – так появилась первая книга из серии, в настоящее время состоящей почти из 50 книг – «Православная Гуслица».
         Появление школьного музея впрямую связано со страшным разграблением нашего края в последние 30-40 лет. Ещё в 1960-е г.г. в некоторых церквях, которые восстанавливала община нашего храма – в Яковлево , в Пашнево – часть икон ещё была в иконостасах. Гуслицкое литьё – в основном кресты – в 1960-х г.г. можно было встретить на старообрядческих кладбищах, их прибивали к деревянным крестам, так было до 1970-х – 1980-х г.г., когда волна собирательства накрыла наш край. Иконы были вывезены, появились специальные банды грабителей, которые не останавливались даже перед штурмом домов и квартир. Старинные иконы стало опасно держать дома. Грабители и постоянно действующие скупки, привели к тому, что редкостью стали старинные книги и кресты гуслицкого литья, они представлены далеко не во всех музеях нашего края. Часть наших детей и взрослых, находившихся в 1999 г. в приходском летнем лагере в Пашнево, невольно стали соучастниками так называемых «черных» раскопок. В то время, как основная часть населения лагеря отправилась в лес для сбора грибов, на дороге, между восстанавливаемым нашей общиной храмом и лагерем, появились двое мужчин, отец и сын. У них был миноискатель и организаторские способности. Они быстро организовали наших ребят, которые по сигналу миноискателя копали в тех местах, где им указывали пришельцы, которые еле успевали складывать в сумку екатерининские, николаевские и александровские пятаки и копейки. Это были деньги, потерянные многими поколениями прихожан пашневского храма на том месте, где со второй половины XVIII в. в приходские праздники была ярмарка. Когда настоятель вернулся в лагерь, то вся просёлочная дорога на Старый Покров была в ямках, как после бомбёжки. И дети, весьма гордые тем, что помогали в блиц раскопках, рассказали о случившемся, но пришельцев и след простыл. На память в нашей картинной галерее остался этюд пашневского храма за 20 минут, пока длились спешные раскопки, написанный старшим искателем древностей.
         Наш музей, обладающий хорошими коллекциями литья, старинных книг, в т.ч. и рукописных, с рисунками, и с пометами владельцев, предметами церковного обихода,. монетами, лампадками, кованными гвоздями, календарями и многим другим, позволяет детям не только услышать про то, как жили в старину, но и прикоснуться к старинным чёткам, дубовым доскам и коже переплёта книг. Понять, что вещь сама диктует отношение к себе, старинный тяжелый фолиант можно читать только стоя, сидя неудобно, лежа – невозможно. Полный набор старинных школьных учебников, дает возможность понять, насколько внимательно в России относились к ознакомлению подрастающих поколений с духовной жизнью православного народа. В музее представлены не только церковно-славянский букварь, но и святцы, Закон Божий, краткие жития святых, учебный октоих, учебный часослов, учебная псалтырь, т.е. основные книги, используемые на богослужениях Православной Церкви. В приходском музее можно ощутить вес облачений из старинных тканей, увидеть такую хрупкую, но сохраненною любовью вещь, как свадебный венчик для вуали из воска, афиши концертов и деловые письма. Здесь можно увидеть кацею, лестовки, монастырское рукоделие «Христос в темнице», нательные кресты различных эпох, «Троицкие листки», коллекцию церковных журналов, копии и подлинники церковных документов, старые карты и подлинный чертеж нашего храма. В Музее старинные вышивки золотой нитью и бисером соседствуют с вышивками и образцами ручного ткачества учеников нашей школы.
         Созданию приходского музея способствовало благоговейное отношение русских людей ко всем предметам церковного обихода. Во времена гонений, верующие бережно сохраняли не только целые, или несколько поврежденные церковные книги, но и отдельные листы и части листов из книг. Выбросить что-то церковное, для большинства ликино-дулёвцев – большой грех. Продать книгу на церковно-славянском языке, которого сам уже не понимаешь, но по которой молился твой дед или бабушка, мать, или даже кто-то из родственников – грех. Такое же отношение и к вышедшим из употребления, часто сломанным лампадкам или киотам, окладам от пропавших икон, выцветшим иконкам, литым из гипса крестам и изображениям Христа, старым календарям. Даже простой листочек бумаги, на котором от руки написана молитва, приносится в церковь.
         Одной из задач краеведческой работы является собирание важных следов уходящих форм жизни. Всё дальше уходит эпоха гонений на Церковь, нынешним детям трудно себе представить, что ещё недавно в нашей стране верующие пользовались рукописными молитвословами, или просто отдельными листками с молитвами, перепечатанными на машинке акафистами, поздравляли друг друга с праздником самодельными открытками, вложенными в конверт с письмом. Что стихи Константина Романова, жития святых, в Дулёво можно было прочесть только в рукописном варианте. В нашем музее можно увидеть целые рукописные книги, которые изготавливал житель ЛИАЗа Горожанкин, и дарил верующим, переписанную им рукописную Пасхалию, «Жизнь Христа», жития, каноны и акафисты и другие книги. Увидеть иконы, написанные подпольно ещё иконописцами старой выучки, но на тоненьких дощечках, с окладами, сделанными из фольги, самодельные календари, и другой церковный самиздат.
         В музей приходят не только жители нашего города, но и группы экскурсантов из Москвы, Коломны, Электростали, Ногинска, Павловского Посада и других городов, а также из городов и сёл нашего района учащиеся и научные сотрудники. В книге отзывов музея экскурсантами записано много теплых слов: «Удивлен тем, с какой любовью и энергией устраивается музей при Иоанно-Богословском храме. Помощи Божией во всех начинаниях этого замечательного прихода! Н.С. Российской Гос. Библиотеки Лада О.В.»; «Краеведы г. Москвы восхищены настоящим духовным подвигом батюшки Олега Пэнэжко и прихожан, сумевшим не только поднять свой храм, но и собирающим уникальные сведения о православных святынях епархии…Огромное спасибо настоятелю храма и пожелание продолжения этого очень нужного для России духовного дела. Председатель Московского краеведческого общества зав. Кафедрой РГГУ В. Козлов. Члены Союза краеведов Москвы». «…Под руководством настоятеля храма силами прихожан и детей создан уникальный музей по церковной истории Орехово-Зуевского благочиния. Помоги вам Господи! Преподаватели и студенты Гос. Академии славянской культуры». «Впервые были в вашем храме и в музее. Не предполагали, что такое можно увидеть. Работы прихожан замечательные, а настоятель, по-видимому, настоящий подвижник… Съёмочная группа телеканала ТВЦ». Или: «Центр наркологической помощи детям (Орехово-Зуево). Благодарим о. Олега за полный, яркий рассказ о городе, храме…чем больше детей будет рядом с вами, тем меньше будет употребляющих психоактивные вещества. Благодарим вас за работу с подрастающим поколением». «Огромное спасибо за живую историю, за возможность не только увидеть, но и потрогать, соприкоснуться с великой историей нашей малой Родины…Студенты ЛИДАМТа». «Экскурсоводы по вашим книгам могут проводить маршруты по стольким местам. Очень радостный храм, и здесь ищут лучшее в человеке, а не наоборот».