Обрубов М. М., художник по фарфору АВТОРСКИЙ ФАРФОР Фарфор, как материал изобразительного искусства, еще не достиг той высоты, на которую он достоин вознестись, благодаря своим неповторимым качествам. Искусство фарфора – искусство, требующее высочайшего профессионализма, высоких технологий и идеальной сырьевой базы. Может быть, поэтому так узок круг профессиональных фарфористов. Вступая в третье тысячелетие, мы входим в век новых возможностей, связанных с компьютером, но для того, что бы понять и оценить новое, нужно определить его принципиальное отличие, которое заключается в том, что с помощью компьютера мы создаём «виртуальную вечность», ценности, как интеллектуальный и видеографический багаж. | На чтениях | Но если компьютерные технологии сохраняют свою «нетленку» лишь в виртуальном пространстве, то фарфор всегда обладал этой привилегией в реальном мире. Фарфор – это материал вечности: он может быть уничтожен лишь сознательно, но ни время, ни климат не властны над ним. Произведения искусства, выполненные в фарфоре, не портятся и не стареют, не изменяют форму и цвет. Фарфор ждёт достойных мастеров и художников, которые смогут полноценно использовать материал, являющий высоту человеческой цивилизации. Фарфор – это технологическое чудо: воплощённая поэзия земли, отражённая в преображении первородных материалов в новое, сотворённое человеческим гением вещество, объединяющее в себе все свои компоненты и являющее собой нечто превосходящее и совершенное. Чудо, преобразующее разрозненные слова в поэмы, повторяется и в фарфоре, когда он выходит из огня, сияющий блеском новый жизни. Он является во славе, с поверхностью и формой, созданной для вечности. Время и законы энтропии не властны над ним в той мере, в какой они властны над падшей природой, где каждое вещество неизбежно возвращается в состояние первобытного хаоса. Поверхность фарфора матерински принимает в себя весь цвет мира, способный пройти проверку огнём и приобщает его к своей вечной жизни. Из металлов только золото имеет в природе привилегии, завоёванные фарфором. Связь золота и фарфора проистекает из самой сущности материалов, из их метафизики. Не случайно они сопутствуют друг другу всюду. Работа с подобным материалом со временем восстанавливает ту меру почтения, которую он по праву заслуживает. Промышленная доступность фарфора, конечно, сыграла свою злую шутку, пропустив без должного внимания сокрытое своеобразие и уникальность материала, которая открылась и засияла благодаря художникам. Фарфор, как утилитарное явление, тоже имеет многочисленных поклонников. В истории культуры произошла вполне естественная для своего времени вещь: функциональность материала затмила собой все его остальные качества, свою популярность фарфор приобрёл в качестве посуды. В мире найдётся немного людей, которые могли бы сказать, что никогда не пользовались фарфоровой посудой, поэтому массовое сознание воспринимает этот материал, как сугубо утилитарный. Глубинные же качества материала открываются пока лишь немногим профессиональным фарфористам, численность которых, в силу объективных причин, даже снизилась за последние годы в связи с закрытием многих фарфоровых производств, имевших художественные лаборатории. Мы будем говорить о таком явлении, как – авторский фарфор, поскольку цель нашей работы - рассказать о фарфоре, как о материале художественного творчества. Авторский фарфор, как явление искусства, заявил о себе лишь в 20 веке. До этого времени мастера художественного фарфора анонимно исполняли волю работодателя или заказчика. Определяя понятие «авторского фарфора», необходимо отметить, что одной из главнейших причин его возникновения стала творческая свобода, без которой невозможно авторское искусство: искусство, которое имеет первопричину в творческой воле самого автора. Не будем утверждать, что «авторское искусство» - это чистое золото без примесей. Искусство и ремесло – это отдельная тема. Сейчас более важен вопрос: что такое фарфор, как явление искусства? По сравнению с традиционными видами живописи, живопись по фарфору имеет более богатую палитру, но и более дорогостоящую. Живопись по фарфору может быть прозрачной и лёгкой, как акварель, может быть яркой и пастозной. Разработано большое количество специальных технологий и красителей, которые неповторимы по своим качествам. Фарфор, как материал, безусловно, дороже холста и бумаги, но художественное произведение, созданное в фарфоре, становится фактически нетленным. Кроме того, в фарфоре появляются новые системы координат: объём и время. Фарфор – это малая архитектура. Это определение, высказанное искусствоведом и знатоком фарфора Л.В.Андреевой, очень точно характеризует пространственные возможности материала. Малая архитектура имеет возможность последовательного восприятия во времени. Трехмерное пространство позволяет выстроить последовательную сюжетную линию, как в кинематографе, используя поворот объёма как кадр. Изображение, выполненное на объёме, отличается от плоскостного тем, что оно не воспринимается сразу, но как бы открывается во времени: у него может быть своё начало и конец, тем более, что пространственные композиции не ограничены количеством предметов. Пластическое решение предметов композиции обогащается часто еще и образной нагрузкой. Ученики преподавателя МВХПУ Н.С.Селезнёва славились своими образными пластическими композициями в фарфоре. В питерской школе наиболее интересный автор пластических композиций, объединённых единым сюжетом – это Инна Олевская. В пространственных композициях может главенствовать как живопись, так и пластика, но гармонический синтез пластики и изображения всегда выглядит более убедительно. От художника по фарфору требуются навыки скульптора и живописца, архитектора и технолога, сценариста и режиссёра. Всё это может поначалу испугать своей многоплановостью, но представьте себе те возможности, которые открываются перед вами и поверьте, что результат стоит тех усилий. В области авторского фарфора продолжают работать заслуженные мастера известных фарфоровых заводов и молодые художники, которые только начинают свою карьеру, как фарфористы, но имена их, к сожалению, известны только узкому кругу знатоков и любителей. Мы постараемся собрать имена ныне здравствующих художников и составить каталог по предприятиям и мастерским. Конечно, эта задача не имеет конца и требует постоянного дополнения и обновления, но главное всё же – начать. Не хочется использовать заезженную фразу «о спасении утопающих», а хочется просто внести свой посильный вклад в общее дело от художников-фарфористов, со многими из которых мы вели продолжительные беседы о ремесле и искусстве. Пропагандой отечественного художественного фарфора и его авторов занимается очень небольшое количество профессиональных искусствоведов, среди которых можно назвать Л.В. Андрееву, Т.Л. Астраханцеву и, конечно, хотелось бы привлечь в их ряды возможных помощников и последователей. С 1993 по 2001 годы популяризацией искусства художников отечественного фарфора занималась АИС под руководством автора проекта Нонны Верховской и Бориса Шумяцкого. Была проведена серия выставок под общим названием «Авторский фарфор России». Но после отъезда из страны инициатора проекта Нонны Верховской, подхватить эстафету оказалось некому. В более выгодном положении оказались художники ЛФЗ, которые, сохраняя высокий уровень своих работ, остались достойны залов Эрмитажа и продолжают индивидуальную и коллективную выставочную деятельность. Московский куст без посторонней помощи не цветёт. Анализ последних лет показал, что чем больше хороших и значительных художников подвизается в определённой отрасли, тем выше её популярность. Видимо, для расцвета московского куста, нужны новые крупные пассионарные личности, а вырастают они в талантливой и многочисленной творческой среде, которая формируется общими усилиями художников и искусствоведов, педагогов и студентов, коллекционеров и меценатов. Популяризация – понятие, вызывающее некоторую настороженность в людях, которые хотели бы сами оценивать подлинность явления, но я говорю здесь не о навязывании каких либо нежизнеспособных явлений, а об участии профессионалов в конечной стадии творческого процесса: в представлении зрителю авторского фарфора и раскрытия метафизики материала. Не могу не привести здесь отрывок из работы Л. В. Андреевой, который лично для меня стал образцом профессионального подхода к теме и каким-то даже внутренним камертоном: «… какова же природа фарфора, в чем его „стихия"? Чем он как материал специфично отличен от керамики или стекла? Стихия керамики как будто ясна - керамика сродни земле, близка ей по составу и цвету, в огне, как под солнцем, она обретает твердость и каменистую крепость. Стихия стекла - в прозрачной текучей капле, хрустально чистой или цветной: это вода, капель, хрупкая льдистость, игра плененного света. Но стекло только со временем обрело прозрачность, почти лишившую его материальности. В начальную пору - в эру древних цивилизаций - оно с трудом добивалось несходства с керамикой, уходя от земли в поисках собственных качеств. Фарфор же - иное. Это - плод развитой культуры. С рафинированной культурой Востока связано его первое рождение, с изысканной культурой Европы XVIII века - второе. Именно культура, уже осознавшая себя, создала этот род керамики - самый твердый и самый хрупкий, огнестойкий и ослепительно белый, прозрачный и непроницаемый. У фарфора не было иной „стихии", кроме той, которую дала ему культура Дальнего Востока, мистически благоговевшая перед скрытой жизнью материала - перед его поверхностью, цветом, мягким, мерцающим блеском. Равно высокая мера одухотворенности сквозила и в ощущении фарфора, принятого Востоком как дар природы, и в знаках природы - цветах и ветвях, возникших на нем как ее символы. И хотя европейской культуре, вернувшей секрет производства много веков спустя, такое миропонимание не было родственно, долгое время отношение к фарфору как к чуду держалось, ограждая его от чрезмерной росписи. Привязанность же к формам природы сохранилась навсегда как ему изначально близкая. | Участники чтений | В фарфоре высокой культурой обусловлено все: и совершенство массы, и фактура, и соотношение между изображением и фоном - когда, сохраняя достаточную независимость, они достойно принимают зависимость одного от другого». Все эти неразгаданные тайны материала, которые вдохновляли мастеров прошлого и будут вдохновлять, смеем надеяться, мастеров будущего, дают простор для творческого дара художников с разным темпераментом и разными дарованиями: для мыслителей и философов, эмпириков и натуралистов, эстетов и народников. Было бы предвзято сводить искусство фарфора лишь к классическим образцам или культивировать жизнерадостную народную роспись. Богатство материала, видимо, в том и заключается, что он пластичен и послушен в любящих руках, и даже его сопротивление – это попытка поднять художника на уровень нового диалога. Представляется, что будущее фарфора выйдет, как из печи, из синергии сердца и ума, мастера и художника, что пластмассовая цивилизация с одноразовой посудой не вытеснит из нашей жизни созерцательную трудодельность культуры.
|