МИССИОНЕРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ Митрополитом Макарием Московской Епархии с 5 по 15 августа 1913 года. Предлагая материалы из церковной печати почти столетней давности, редакция стремится познакомить современного православного читателя с обычаями и традициями и образом жизни верующих в Московской епархии в конце XIX - начале XX века. В публикуемом ныне обзоре повествуется о миссионерской поездке, предпринятой свт. Макарием, Митрополитом Московским и Коломенским, вскоре после своего назначения на кафедру в Первопрестольной. Макарий, митрополит Алтайский, в миру Михаил Андреевич Невский (1 октября 1835 г. -16 февраля 1926 г.). Сын бедного причетника Владимирской епархии. В 1854 г. окончил Тобольскую Духовную семинарию. 22 февраля 1855 г. поступил на службу в Алтайскую Духовную Миссию. 25 января 1857 г. облечен в рясофор, исполнял обязанности катехизатора в Чулышмане и обучал детей в миссионерских школах Чемала и Улалы. И марта 1861 г. пострижен в монашество. 17 марта того же года рукоположен во иеродиакона, а 19 марта – во иеромонаха к походной церкви Алтайской Миссии. 14 ноября 1864 г. утвержден наместником Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. В 1864 г., а затем в 1867-1868 гг. находился в Петербурге для напечатания составленного им первого «Алтайского букваря» и богослужебных книг на алтайском языке. С июня 1868 г. по декабрь 1869 г. в сотрудничестве с профессором Н.И.Ильминским занимался подготовкой к печати составленной алтайскими миссионерами первой грамматики алтайского языка и был избран членом Совета переводческого Братства св. Гурия (Казань). За обучение церковному пению воспитанников Казанской учительской семинарии и за труды по переводам на алтайский язык Преосвященным Антонием (Амфитеатровым), архиепископом Казанским и Свияжским, был представлен к игуменству. 29 июля 1871 г. был возведен в сан игумена. С 1875 г. являлся заведующим Центральным Миссионерским училищем с. Улалы. 13 марта 1875 г. определен помощником начальника Алтайской Духовной Миссии. С 1876 г. - член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. 29 июня 1883 г. возведен в сан архимандрита, а 29 декабря того же года назначен начальником Алтайской Миссии. 12 февраля 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Начальником Миссии был до 1891 г. 26 мая 1891 г. был назначен епископом Томским и Семипалатинским. В 1895 г. избран почетным членом Казанской Духовной Академии. С учреждением Омской епархии (1895г.) стал именоваться епископом Томским и Барнаульским. 6 мая 1906 г. был возведен в сан архиепископа. С учреждением Барнаульского викариатства (октябрь 1908 г.) стал именоваться архиепископом Томским и Алтайским. С 20 декабря 1912 г. по март 1917 г. - Митрополит Московский и Коломенский, священно-архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, председатель Православного Миссионерского Общества. В 1917 г. Временным правительством был уволен из состава Святейшего Синода, а затем смещен с Московской кафедры. 22 августа 1920 г. Святителю Макарию по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона был присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. Управлял алтайской паствой и делами Миссии из Николо-Угрешского монастыря, где подвизался до своей кончины. Погребен был на приходском кладбище ст. Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I святые останки его были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывают в крипте Успенского собора – в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви митрополит Алтайский Макарий (Невский) прославлен в лике святых. День его памяти -16 февраля (1 марта по новому стилю). <…> Итак, утром 5 августа, без всяких особых предписаний и распоряжений, Владыка митрополит выехал по вновь открытой Люберецкой железной дороге до станции Куровская, от коей до Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря две версты. Встретить и проводить Владыку по Богородскому уезду выехал местный исправник князь Н.В.Вадбольский, любезно и предупредительно принявший на себя все заботы по сопровождению высокого гостя. Гуслицкий монастырь, основанный старцем Парфением в 1858 году на месте четырехсот-векового храма «Спаса на Мошеве», хранит драгоценную святыню - Чудотворную Икону Нерукотворного Образа Христа Спасителя, явленную на мше (мху). Эта икона весьма почитается не только православными, но и старообрядцами. В сей-то обители, славной в Гуслицком районе, Владыка и восхотел помолиться в день ее престольного праздника и побеседовать с народом. В 2 часа дня прибыл Владыка в соборный храм обители, где встречали его иноки и народ, пришедший на богомолье. После краткого молебствия и приветствия мира и спасения инокам Владыка-миссионер обратился к народу с катехизической беседой. «Как вы веруете о Боге, скажите все? В кого веруете? Что сделал для нас Христос Спаситель? Где благодать? Где Церковь? Какая церковь истинная? Где законное священство?» Владыка требует ответов хором от всего народа, выяснивши наперед правильный ответ на вопрос. Не сразу удается достигнуть желаемого ответа. Один скажет одно, другой другое. Приходится самому Владыке давать правильный желаемый ответ, и тогда уже все его повторяют. И так делается с каждым ответом по порядку Символа веры. Для закрепления в памяти Символа веры тут же и поют его все, следуя голосу самого святителя. Проведши беседу, Владыка, в сопровождении народа, пошел поклониться другим храмам обители. «А как вы молитесь? Как нужно молиться?» И снова катехизация, и снова пение, теперь уже молитвы Господней. И не раз останавливается Владыка, чтобы обратиться с вопросом или назиданием к кому-либо из детей или взрослых. Ласковость Владыки, его проникновенный взор, его подвижнический вид - все это привлекает к нему сердца людей, а общее пение так скоро роднит его с народом, что последнему тяжело и расстаться с добрым пастырем. Таким образом, с первых же моментов Владыка становится господином мыслей и сердец народных, искусно руководя ими. Праздничная всенощная была совершена уставно и чинно. В сей обители строго соблюдается демественное пение. Уставность не нарушилась и прибывшим на торжество за 25 верст фабрики Смирнова прекрасным хором певчих в 50 человек. Большинство из певцов – крестьяне, обратившиеся из раскола. Все они держались благоговейно, в храме вели себя чинно и пристойно; одеты они все в русские костюмы, женщины и девочки были с покрытыми головами. Как отрадно было видеть этих певцов, не только поющих, но и молящихся. Лития совершалась в крестном ходу вокруг храма. Всенощное бдение окончилось в 11 часов ночи, продолжаясь 5 часов. Ни масса народу, ни теснота, ни продолжительность службы не были томительными: в религиозном воодушевлении забывалось время и усталость. А Владыка умеет приподнять настроение и всех привлечь к участию в богослужении. Сколько, например, беспорядка, толкотни и шума бывает в наших храмах во время елеопомазания на праздничной всенощной? Ни усилия полиции, ни призывы к порядку со стороны священнослужителей не оказываются достаточными. Одни входят, другие выходят; служба как будто прерывается. Совсем не то бывает, когда служит Владыка. Прежде всего, он призывает всех молящихся петь припевы канона и сам начинает: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», или «Слава Господи святому Воскресению Твоему», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», смотря по тому, что положено. А чтец канона помещается около кафедры, на середине храма. Скоро это прославление праздника захватывает всех молящихся и составляется общий собор песнословцев. Все поют, и не видно уходящих из храма. Сему же способствует и практикуемый Владыкой порядок, по которому все сослужащие ему не уходят в алтарь на время елеопомазания, а находятся здесь же. Так чинно и благоукрашенно совершается прославление праздника. На славословии Владыка с возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет» осеняет народ трикирием и дикирием на все четыре стороны, делая такое же осенение и при пении «Святый Боже» после славословия. Все это держит молящихся в напряженном восторге и умилении. Молитвенному подъему молящихся много способствует неопустительное проповедание слова Божия, которое происходит за каждым богослужением, иногда и не однажды, а дважды. На этот раз за всенощным бдением сам Владыка беседовал о празднике Преображения и о нашем восхождении от славы в славу. 6 августа, в 8 часов утра началась митрополичьим служением Литургия, на коей было предложено праздничное поучение. Молитвы «Верую» и «Отче наш» пела вся церковь. После молебного крестного хода вокруг храма Владыка вывел весь народ на северное крыльцо его и здесь со всех сторон видимый и слышимый множеством народа, начал свою пространную катехизическую беседу. Одушевленно и дружно отвечал народ на вопросы архипастыря. Беседа прерывалась пением молитв. Больше часа беседовал Владыка. Потом он благословил одного из сопровождающих его миссионеров прочитать собранию архипастырское воззвание об объединении русских людей вокруг Церкви против врагов Православия и вокруг престола - против врагов русского народа. Это горячо написанное воззвание вызвало общее воодушевление, и все пропели молитву за Царя - «Спаси, Господи», а затем - народный гимн. Но беседа еще не окончена: неутомимый Владыка не может отпустить народ, пока не вразумит его на борьбу против главнейшего внутреннего врага русского - пьянства. Заветы трезвости всюду насаждаются Владыкой, поборником трезвенности при всяком случае. Знает Владыка всю горечь этого всероссийского горя и всемерно борется с ним. «Велик и могуч русский народ, славен и даровит он, - так говорил святитель. - Но вот одно у него - винцо. Не умеет он бороться с этим врагом, помаленьку подкапывается к богатырю-народу этот лукавый враг и производит страшные опустошения. Вот послушайте об этом стишки». И читаются из «Лепты» соответствующие стихи и канты, которые потом исполняются сопровождающими Владыку певцами. Канты эти: «Золотое сердце у тебя, наш родной русский народ»; «Слышите ль, братья, вы вздохи и стоны»; «Что ты пьешь, мужичок». И слова, и исполнение их производят глубокое впечатление: в народе слышатся вздохи, а там и слезы. Чтобы не дать соблазна неким, надзирающим за Владыкой, эти стихотворения обычно исполнялись не у храма, а поодаль - у школы, у квартиры священника или в другом приличном месте. Уже идет второй час пополудни, а народ не расходится, да и Владыка не хочет оставить его. Наконец с пением «Достойно есть» все проводили Владыку на трапезу и краткий отдых: в 4 часа Владыка назначил служение вечерни в церкви соседнего села Селина (оно же Давидово), поголовно населенного раскольниками разных толков. По благословению Владыки народу роздано было много брошюр и листков религиозно-нравственного, миссионерского, апологетического и патриотического содержания. Тут были изящно изданные отдельными брошюрками беседы Его Высокопреосвященства: «О спасении души»; «О признаках истинной Церкви»; «Как следует веровать, жить и молиться»; «О воспитании»; «Простые речи о Церкви»; «Наставление о молитве»; «К пастырям и пасомым»; «К сельским жителям - како пребывают верные»; «О промысле Божием»; «О неравенстве состояния»; «О веротерпимости и свободе»; «Держитесь православной веры» и др. Были здесь все издания «На страже православия», брошюры патриотического содержания, изданные к трехсотлетнему юбилею Дома Романовых, под названием: «Смута на Руси», «Православная вера - основа жизни русского народа», «Верность престолу - залог народного счастья», «Божий избранник - царь Михаил Федорович Романов». Эти брошюры и раздавались народу. Всего роздано было их в течение десятидневной поездки свыше 30 000 экземпляров. Много благословений и благодарности слышалось в народе, когда провожали Владыку: «Спасибо тебе, родной, что приехал. Храни тебя Бог, кормилец наш!» Удручающая картина представилась глазам Владыки при посещении села Селина: многие жители были пьяны; раздетые и босые бродили они по селу. Но храм был полон народу. Владыка произнес здесь две беседы: одну в храме перед вечерней о милосердии Божием, нам являемом (толкование псалма 103-го), и на паперти храма после вечерни – о воспитании. Апостольский вид Владыки, его простота обращения, его ласковая речь покорили ему сердца многих. Внимательно выслушали они беседы Владыки, и некоторые приняли даже благословение, причем одни целовали руку, а другие - панагию, икону, образ, чтобы не быть-де виновными в общении с «никонианами». На церковном погосте, у дома отца настоятеля, была предложена епархиальным миссионером протоиереем отцом Полянским беседа на тему о безосновательности доводов о мнимых погрешностях Греко-Российской Церкви. И здесь розданы были брошюры и листки. Наутро, 7 августа, в 5 часов утра, Его Высокопреосвященство выехал на лошадях в погост Ильинский, отстоящий от монастыря в 12 верстах. Владыка прибыл к началу Литургии, совершаемой местным причтом. Несмотря на раннее время, храм был полон молящимися. На причастном стихе была предложена беседа Его Высокопреосвященством «О спасении души». После Литургии, по принятому порядку, Владыка пригласил весь народ к зданию школы, и с крыльца его повел катехизическую беседу. Научив истинам веры, Владыка преподал каждому святительское благословение. Истово, полным крестом осеняет он просящего благословения, призывая на него небесную милость. А в это время миссионер беседует о раскольнических заблуждениях. С общим пением проводили Владыку к дому настоятеля, но пока он вкушал чашку чая, ожидавшему у крыльца народу пропели переложение великопостного кондака «Душе моя, душе моя» - «Пора тебе уж пробудиться, о, бедная душа моя» - стих, в коем напоминается душе беспечной о близком ответе перед Судом и о необходимости отрезвления от грехов. Посетив дома и остальных двух священников и преподав мир и благословение их семьям, Владыка отбыл к церковному старосте, Ивану Герасимовичу Петрашеву, на трапезу. Но предварительно Владыка, по приглашению хозяев, осмотрел ткацкую их фабрику, обошел все отделения, благословил всех рабочих, всем сказал ласковое слово, всем пожелал мирного и счастливого труда. За трапезою певчие пропели: «Слышишь ли горькие слезы, жалобы бедных людей», - кант, обращенный к сердцу жестокого богача и призывающий его к помощи ближним. Возвращаясь от гостеприимного старосты, Владыка увидел около храма на площади много народа, ожидавшего его проезда. Народолюбец-святитель остановился, вышел из экипажа и пешком проследовал из села. В таких случаях получается незабываемая картина. Трогательно устраивается это шествие Владыки, или эти проводы. Впереди идут дети, с одной стороны - мужчины, с другой - женщины; в середине старец Божий в белом клобуке и с жезлом. Все поют молитвы, все провожают святителя, отца отцов духовных, с коим уже успели сродниться в молитвенном общении, коего уже полюбили за доброе назидательное слово, за ласковое обращение. Вот Владыка выходит за околицу и на прощание оставляет последние свои заветы и преподает последнее общее благословение. «Ну вот, мы с вами и познакомились немножко, - говорит Владыка. - Прошу вашу любовь не забывать меня, а поминать меня в своих молитвах. Помолитесь обо мне. И я буду молиться о вас. А теперь прошу вас, помните мой последний завет: Бога бойтесь, Царя чтите, властям повинуйтесь, священников почитайте, живите в мире и согласии, друг друга любите... А теперь получите последнее благословение. Преклоните ваши головы. Да благословит вас Господь Бог своею благодатью! Да укрепит вас Господь Бог! Да сохранит вас Господь Бог. Скажите все: Аминь. Ну, а теперь прошу вас отпустить меня с миром... Прощайте». Вот обычная картина расставания Владыки с народом. Нечего и говорить, что такое отеческое посещение и такое родственное обращение не забываются никогда и являются наиболее крепкими узами, связующими пастырей с пасомыми. 8 августа, в четверг, Владыка молился за ранней Литургией в соборном храме Гуслицкого монастыря. Печально и торжественно была совершена последняя в этот приезд Владыки митрополита Литургия. На ней были воспомянуты все знаемые и незнаемые, ближние и дальние, имена коих вписаны в пространный помянник Владыки, по просьбам близких или по желанию самого хозяина помянника. Владыка каждого богомольца оделил кусочком от просфоры. Поклонившись чтимому образу Спаса, он, сопровождаемый всею братией с пением «Достойно есть», вышел из храма и вскоре отбыл из монастыря на станцию Куровскую для следования в Орехово-Зуево, куда и прибыл в 10 ч. 40 мин. утра. Несмотря на будничный день, Владычнего поезда ожидала здесь целая тьма народа. Нарядные одежды богатых людей перемешаны были с блузами рабочих, прямо от станков прибывших получить благословение от старца митрополита, молва о благочестивой жизни коего давно опередила его приезд. Архипастырь-народолюбец при виде такой обильной нивы со ступени вагона обратился к собравшимся со словом назидания. «По повелению Господню, данному Им Его ученикам и их законным преемникам, обходя веси и грады врученной нам епархии, прибыли и мы к вам, возлюбленные братья, чтобы преподать вам мир и благословение». Долго, понятно и назидательно говорил Владыка о значении и силе архипастырского и пастырского благословения и затем всем оное преподал. «А как вы веруете, скажите? В кого веруете?» И полилась обычная катехизация. Она прерывалась, как и всегда, общим пением молитв: Символ веры, Господней, Достойно, Кресту. Потом Владыка проехал в Христорождественский храм села Зуева. Один из местных священников, отец Павел Архангельский встретил Владыку приветственною речью, испрашивая своим пасомым архипастырского благословения. После молебна Владыка беседовал о нуждах миссии и о нашем долге помогать ей. Он ознакомил народ с деятельностью Миссионерского общества. Ввиду множества пришедшего народа, не помещавшегося в обширном храме, а также в силу принятого Владыкой порядка беседовать с народом на паперти, все вышли на оную, и здесь, после владычнего назидания, миссионер протоиерей И.В.Полянский предложил беседу о единой истинной Христовой Церкви. Владыка в это время благословлял народ, который по его распоряжению получал брошюры. Затем Владыка отвел народ к крылечку церковной сторожки и повел отсюда речь о губительном пороке, разъедающем русскую душу, - пьянстве. Были прочитаны из «Алтайской Лепты» стихотворения: «Душе моя» и «Что ты пьешь, мужичок». Затем эти стихотворения в переложении на ноты были исполнены сопровождающими Владыку певцами. Сердце трогают эти песнопения. Слышатся вздохи и слезы многих... Простившись с народом, Владыка посетил квартиры настоятеля, отца Федора Орловского, и церковного старосты И.И.Иосифова и около 3 часов дня отбыл в Павлово-Посад. <…> Архимандрит Григорий Московские епархиальные ведомости №5-6, 2006 год С.194-203 (с.194-198)
|