Ю.А.Карякин – директор Ильинской средней школы Орехово-Зуевского района ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ИЛЬИНСКИЙ ПОГОСТ Село Ильинский Погост являлось административным, религиозным центром волости, было торговым центром большой округи. Здесь находилось 6 постоялых дворов, 3 гостиницы, 4 чайных, 1 харчевня, 4 трактира, 3 булочных, 3 кузницы. Характерное представление о селе дает описание одной из центральных московских газет в 1883 году: «Ильинский Погост является центральным селением, куда стекается и по делу, и без дела все население Гуслиц, особенно в базарные воскресные дни. Когда-то здесь торчали только одни поповские усадьбы и ветхие, убогие домишки местных приходских причетников. Теперь, сравнительно с прошлым, Ильинский Погост совсем неузнаваем. Постройки носят отпечаток городской архитектуры; в местечке насчитывается до двухсот торговых помещений со всевозможными товарами, и вдобавок, как необходимая принадлежность всякого бойкого торгового пункта, имеется не менее десятка довольно обширных трактиров, не считая уже других распивочных заведений». Но самое поразительное то, что динамику развития села и округи, создали не промышленники и купцы, а церковь села. Церковь святого пророка Илии существует здесь «изстари», построена не позднее 1600 годов. Так записано в летописи церкви на основании межевых книг, которые ранее хранились в церкви. Церковь Николая Чудотворца построена в начале XVIII века С.В.Лопухиным. Воскресенская церковь - их приемница, в память о тех древних церквях с приделами Ильи Пророка и Николая Чудотворца. Ансамбль Воскресенской церкви возводился почти 50 лет. Строительство началось 1822 году, освящена церковь 1840 году, но колокольня, церковно-приходская школа, красивая каменная ограда были построены позже. Огромный каменный храм должен был вмещать в себя около 2 тысяч человек. Где тот благотворитель, что построил этот удивительный храм, который сейчас занесен в архитектурные памятники Московской области? Как не пародоксально, церковь полностью построила себя сама. «Построена суммой, собираемой с церковного базара» - так записано в церковной летописи. Строительство огромного храма села было возможно только благодаря существованию здесь базара и ярмарок. В 1816 году церковный притч открыл еженедельный базар, который в первый год дал доход 50 рублей, потом его доходность возросла до 14 тысяч рублей. Кроме базаров, 5 раз в год проводились крупные ярмарки, в основном это было по церковным и престольным праздникам: 6 января, 25 марта, 9 мая, 20 июля и 6 декабря. В Гуслице и округе не хватало своего хлеба. «Хлебопашеством жители занимаются не охотно, так как плохое качество земли не дает должного вознаграждения». Хлеб привозился из близлежащих губерний: Рязанской, Тульской и других. Он и был первым товаром на базарах и ярмарках. Рассмотрим хозяйственную деятельность притча на конкретных примерах, по делам Московской духовной консистории и Богородского духовного правления, которые хранятся в архивах Москвы. Существует дело о дозволении притчу села Гуслиц отдать в аренду церковную базарную землю на год крестьянину деревни Поминовой Григорию Самойлову за 3150 рублей серебром. (1863 год). Здесь же находится: Копия приказа Московской духовной консистории с проектом условия и торговым листом. Торговый лист - как сейчас тендер. Претендовали на эту землю еще 3 крестьянина близлежащих деревень и Павлово-Посадский купец (ЦИАМ фонд 707, опись 1, дело 752). В 1868 году на церковной земле благочинный Цветков проверил и составил реестр лавкам, находящимся на Гуслицком церковном базаре – 80 лавок и амбаров. Были проверены и взносы за арендуемые земли. Дан список владельцев лавок. В них - хлебные владельцы, овощники, башмачники, сапожники, картузники, бакалейщики, горшечники (глиняная и деревянная посуда), стекольщики (ЦИАМ фонд 707, опись 1, дело 922). В 1864 году были выданы документы на продление аренды на пахотную землю под каменную гостиницу на следующие 10 лет крестьянину сельца Слободищи Игнатию Михалеву, в связи со своевременной уплатой поземной суммы, за безукоризненное и честное его поведение и жертвование в пользу церкви. Церковь сдает в аренду землю под торговые ряды для торговли «красным товаром и под хлебные и мелочные лавки», под строительство трактиров, амбаров, гостиниц. Сохранилось еще много договоров на аренду земли, которые заключались с купцами и местными крестьянами. Расценки того времени: взвесить и обмерить воз – 20 коп., с мясников и рыбников за воз – 80 коп., с овчинников за год 15 руб., с торгующих серпами, косами, топорами, сапогами и шляпами за место – 20 коп. За торговлю ведрами, кадками, дранью, тесом, кирпичом, дегтем в день 1 руб.; «красным» товаром за место 1 руб., в праздник 20 руб. (ЦИАМ фонд 707, опись 1, дело 893). Как мы видим, церковь и ее притч выступали в то время самым главным предпринимателем. Был заключен договор с купцом Макаровым из Москвы и его однофамильцем, а может быть и родственником, крестьянином из деревни Цаплино на строительство на месте Ильинских хмельников на реке Гуслице мельницы. За аренду земли под мельницей в 1796 году платится 300 руб. в год. В 1826 году наследники Макаровых за мельницу и кожевенный завод на церковной земле платят 750 руб. В соглашении с Макаровыми - «Рабочих без паспортов не брать, вино и табак не употреблять, драк не учинять. Пожар по моей вине – все выстраиваю за свой счет, а от грома и от соседей – вины моей нет. Церковно-служащих и их семьям помол производить бесплатно и без очереди». В клировой ведомости за 1866 год, кроме обычного для церквей зданий и имущества, видим таможню и церковные весы, красный ряд, на пахотной церковной земле - деревянное строение, занимаемое водочным магазином. «На содержание священно- и церковнослужащих постоянного оклада не полагается, а в пособие им из собираемой от базара суммы в количестве 2440 рублей, а иногда и более до третьей части оной суммы».От сдаваемой в аренду мельницы получают 300 руб., 2 руб. 88 коп. процентной суммы от государственного непрерывно - доходного билета за № 15355, а также оговоренную часть суммы от водочного магазина и сдаваемой земли под огороды. Там, где большие деньги, там и нарушения. Таких дел тоже много в архивах. Вместе с тем были случаи и незаконного возведения каменных зданий, тогда по договору – «если в означенный срок я не снесу с церковной земли моих строений, то строения сии поступают в собственность церкви без всякого судопроизводства». Так, в 1843 году за недособранную сумму с базарной земли 1154 руб.50 коп. был переизбран церковный староста. В списке должников за аренду земли и торговлю: крестьянин деревни Бодаговой Иван Фадеев «со товарищи», крестьянин села Устьяново Перфил Сергеев, Аверкий Филиппов из деревни Сенькино и многие другие (ЦИАМ фонд 707, опись 1, дело 895). Церковь имела возможность заниматься благотворительностью. Кроме того, что она давала рабочие места и безбедную жизнь крестьянам, открыла школу в 1861 году, потом, когда школы стали земскими, – выделяла помещение и квартиру для учителя. В 1868 году церковь построила для школы добротное каменное здание, сохранившееся до настоящего времени. Учительская деятельность священников осуществлялась «без вознаграждения», на содержание школы ежегодно храм расходовал по 300 руб. Была построена богадельня. Часто выделялись деньги крестьянам на постройку домов взамен сгоревших.
|