Ю.А .Карякин.

 

ПАНТЮХИН МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

 

Долго я искал пострадавших от Сталинских репрессий  среди своих многочисленных родственников – не нашел. Опросил всех соседей и тоже не нашел. И вот случайно ко мне в руки попадает архив Пантюхина Михаила Васильевича, жителя  деревни Гридино. Около 18 лет он пробыл в Сибирских лагерях.

Мать Пантюхина Екатерина Егоровна 1890 г рождения, отец рано умер. Имел трех сестер: Елизавету, Анну и  Екатерину, две сестры были его крестницами.

 Жена Клавдия Васильевна (вместе с 1932 г), дочь Клава 1937 года рождения, Людмила 1940 года рождения (умерла в марте 1970 г). У Клавдии – дети: Надя и Саша, у Людмилы – Сергей и Володя (Гришины).

Пантюхин М.В. и Афонин И.А.
Пантюхин вернулся из заключения 14 октября 1954 г.: освободили по инвалидности, привезли в Гридино в лежачем положении. Письма родные отсылали по адресу: Красноярская ж/д Суслово п/я 247 – Е 1, осужден был по «знаменитой» для того времени 58 статье. Лагерный арестантский номер Ж2-872.

Михаил Васильевич был реабилитирован в 1957 году. Один из его друзей пишет: «Ведь так изуродовать жизнь безвинного человека, сделать его физически негодным, убить морально и наконец признать тебя невиновным»

Умеет слушать людей, даже в лагерных бараках к нему идут люди – поговорить, за советом, почти как к священнику. Илья Алексеевич Афонин, который намного старше Пантюхина, вспоминал впоследствии: «Я не отрицал твоей поддержки в годы совместной каторги, меланхолия и пессимизм, как родственники между собой всасывались в душу по моей неопытности в новой жизни, а не от робости ожидаемых сюрпризов».

 Не случайна его дружба в лагерях с многочисленными священнослужителями. Эта дружба продолжится потом всю жизнь. И когда здоровье после освобождения наладится, он будет часто посещать своих «сокамерников» в Троице-Сергиевой лавре г. Загорска.

Принимает участие, а часто и пишет своим друзьям и их родственникам обращения в различные высокие инстанции. Часто это прошения о реабилитации.

В лагере записывал свои мысли, рассказы и рассуждения других,  освободившись, продолжил понемногу писать, да так складно и грамотно получалось, что даже сейчас иногда от рассуждений дух захватывает. Поистине гуслицкий самородок.

Ниже представлены письма, адресованные Пантюхину Михаилу Васильевичу. Автором писем был монах Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря. Звали его Мина (1880 – 1967).

Время, описываемое в письмах - период, когда на посту настоятеля этого монастыря находился иеромонах Павел (1907-1912 гг.). В первых двух письмах автор вспоминает события более чем полувековой давности (переписка датирована 1960-ми гг.), т.е. для нас это уже целый век назад. Речь ведётся о Всероссийском Соборе Монашествующих (или съезде, как он официально именовался), состоявшемся 5-12 июля 1909 года.

Во второй половине XIX - начале XX века перед церковными обителями стала актуальной проблема их существования в новых политических, социально-экономических и культурных условиях реформируемой России. Несмотря на внешние успехи (увеличение количества обителей и численности их насельников, рост их материального благосостояния) монашество большинства российских обителей этого времени находилось в глубоком духовном кризисе.

Именно кризис привел к созыву в июле 1909 года Первого Всероссийского съезда монашествующих Русской православной церкви, где обсуждались меры по духовному возрождению обителей. Но через несколько лет после этого в огне революции, гражданской войны, в ходе последующих событий были разрушены почти все монастыри, частью погибло, частью рассеялось монашество.

В 1922 году Гуслицкий монастырь был официально закрыт и в нем был открыт детский дом, быстро уступивший место дому инвалидов. Часть монахов продолжала оставаться здесь, при еще действовавших монастырских храмах до 1929 года, когда был закрыт последний храм и последние верные насельники обители были выдворены с ее территории.

Инок, переписка которого представлена, был насельником этого монастыря до его последних дней. В остальных письмах в некоторой степени прослеживается  дальнейшая судьба этого человека и ряда других священно-церковно-служителей.

С Пантюхиным судьба свела автора писем в Сиблаге. Здесь же в это время находились священники, которые упоминаются в письмах – отцы Леонид, Паисий, Спиридон, Кириак. Речь о них пойдет в следующих альманахах. Материал представляет интерес для краеведов, историков, занимающихся историей Гуслицы, монастырей и историей церкви.

Сокращения некоторых слов в письмах редакция альманаха дает в полном написании, например, «м-рь» - монастырь, «архим.» - архимандрит.

 

Письмо 1

Прошло три недели с моего письма к Вам, и вот, во исполнение данного обета, пишу Вам в немощах своих про Собор Монашествующих со всея Руси, бывший с 5 по 12 июля 1909 г., давнишнего 1909 года.

Я не ведаю, возлюбленный собрат, ведомо ли Вам о сем Соборе, а если и ведомо, то каковы о нем суждения теперешних служителей Божиих и Церкви.

А надобно сказать Вам то, что Собор монашествующих свершался в тяжелейшую годину для нашей Русской Православной Церкви. В те страшные годы притчей во языцех были и иерархи и рядовые священнослужители и особенно монашествующие всех чинов. Возможно Вы и возгневаетесь на меня, недостойного, за сие, но всё же я поведаю Вам ту истину, что в те отдаленные годы многие монашествующие из ученых совсем забвению предали заветы великих российских монахов-подвижников о житии монашествующих.

Я хорошо помню до сего дня мои беседы со своим отцом настоятелем Павлом, который был недоволен теми речами, какие говорились на Соборе, и постановлениями. В те годы многие монахи глубоко и преданно почитали Вологодского Преосвященного Никона, который, как тогда и говорили, и в газетах даже печатали, ходатайствовал перед Святейшим Синодом и перед царем собрать Всероссийский Собор Монашествующих. А ведь по всей Руси стояла чуть ли не целая тысяча монастырей-то, а на Соборе было монашествующих всего-то человек сто, да и то не всех впускали в Митрополичьи покои, в которых выступали с речами. Меня-то самого не пускали туда, но мне обо всем говорил сопровождаемый мною нашего монастыря настоятель о. Павел. Истинные монахи ратовали за то, чтобы все монастыри были общежительными, жили бы в них по этому же уставу. А это строгий и суровый устав, ибо монах, если он даже и Архиерейского чина, ничего не должен иметь своего собственного из имущества и имения и обязательно трапезовать вкупе с монастырской братией. Мой настоятель о. Павел познакомил меня там с двумя иноками Архимандритом Иероном (подчеркнуто в рукописи - Прим. ред.) из Новоафона и Архимандритом Паисием из Лавры Почаев, а после сказал мне, что эти истинные старцы ратовали на Соборе за устав общежительный, и чтобы по сему уставу проводили жизнь свою и все архиереи. Много говорили там о монастырском пении, чтобы на клиросах за Богослужением пели не концерты всякие, или, как принято было именовать, партесное чтение. А чтобы во всех монастырях пение совершалось столповое. Многие монахи были в великом смущении от того, что на Соборе разрешили говорить не монахам. Был там такой Скворцов Василий Михайлович, который никакого дела до монахов не имел, но он был большой чин при Святейшем Синоде. Да разве справедливо мирскому делать какие-либо поучения и назидания инокам? А он говорил большую речь перед Архимандритами, перед иеромонахами, перед старцами.

Наш настоятель о. Павел в беседе с архимандритами с Новоафона Иероном и с Почаевским Паисием сильно негодовали на это, как теперь помню из беседы в роще, где академия была.

Так же негодование говорили мне и иноки Свято-Троицкие Лавры иеромонах о. Амвросий и иеромонах о. Серапион(?), с коими меня тогда сдружил мой настоятель о. Павел. Ведь мне говорили, что этот Скворцов был женатый человек, имел свои редакции, но он у Победоносцева в Синоде был правая сильная рука. Заведовал каким-то большим делом при Синоде, а поэтому и прислали его на Собор поучать иноков житию. (Хоть к тому году Победоносцев уже умер, но по старой привычке этот Скворцов и у нового оберпрокурора был при почете и заслугах.) Да разве это полагается по уставу монашествующих? Конечно, не полагается. Первым держал речь В.В. Моск. Владимир. Это правильно и по уставу. Вторым держал речь Председатель Собора Преосвященный Вологодский Никон. И сие также по уставу. А вот третий-то Скворцов - уже это совсем не по уставу. Ему там совсем не надлежало присутствия, а то истинных иноков не пускали даже послушать, а его допустили даже поучать.

Вы уж соблаговолите милостиво простить мне мое сие суждение, ежели оно покажется Вам недостойным дум и уст моих, как монашествующего. Таково суждение было и многих тех времен иноков. А Вологодского Преосвященный Никона 1/ Вы должны ведать по летописям обители Преподобного Сергия, ибо, как поведал мне еще на Колыме наш собрат Архимандрит Леонид, он годов 30 до архиерейского сана состоял в братии Св. Лавры Преподобного Сергия и там же заведовал всей книжной типографией, и редакцией, и иконописью.  Очень был большой подвижник иноческого жития и благожития и ревнитель Церкви и Веры Господней. В те блаженные дни я каждый день принимал благословения от него, Добрый и Ласковый был, да помянет Господь Бог Архиерейство Его во Царствии Своем! 2/ Этот Преосвященный Владыка Никон не любил таких монахов, которые много учились книжной премудрости. И поэтому он держал на Соборе свою речь за то, что истинному иноку не для чего учиться в Академии книжной мудрости. И он поучал на Соборе, чтобы во всех монастырях были старцы, которые по своему монашествующему духу были превыше и наместников, и настоятелей, и игуменов. Чтобы эти старцы могли в любое время изобличать нерадивость без страха не токмо согрешающих иноков, но даже и начальствующих настоятелей, и весьма искусных в церковных науках иноков, каковых в те времена было множество. И чтобы все насельники всегда были под духовным началом у старцев. И этот старец имел бы право изобличать и архиереев, когда в том потребность будет. Вот за таких-то старцев и безбоязненно ратовал Вологодский Преосвященный Никон. А ехали мы тогда с о. Павлом на Собор до Сергиева Посада на своих лошадях через город Орехово и еще город Александров, минуя столицу Москву. Ведь наш то монастырь был в 80 верстах от города Москвы и при нашем монастыре были свои лошади, свои коровы, свои овцы, был свой сосновый лес и наши монахи были все миссионерами среди тамошних раскольников-старообрядцев. У нас был чудотворный Нерукотворный Образ Спасителя древнего письма, и его круглый год сопровождали по всем окрестным селам и слободам.

Мина.
Получено 28 июля 1962 г.

 

Письмо 2

Поздравляем Вас с наступающим празднованием Крещения и Бога Спаса нашего Иисуса Христа. Величаем Тя (…) Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

В водах реки Иордана предстал Христос пред своим Отцем и Духом Святым, чтоб от всех людей и народов просить милости Отца небесного и чтобы сия милость проявлялась на людях не токмо от Иорданских вод, но повсюду от благодати Св. Духа.

Сегодня утром совершали мы Св. Богослужение в память дня преставления преп. Серафима Чудотворца Саровского. Летом 1903 г. Господь сподобил меня пребывать в Арзамасе в Сарове на торжественно благоговейном воздвижении святых мощей угодника Божия преп. Серафима. Ездили мы туда на чугунке от нашей обители триста верст, а наша обитель была рядом с чугункой.

А после нашего братского обеда нам принесли бандероль с книжкой, а там еще был большой портрет, каковой весьма изумил меня, ибо на портрете, монашествующие, и как поясняет М. письмом, то этот портрет тех всех монашествующих, каковые были на соборе летом 1909 года. Об этом соборе я писал Вам уже два письма минувшим летом. Меня на этом портрете нету, снимали тогда токмо самых достославных и высокочтимых. А я уж писал Вам, что был я как сопровождавший настоятеля нашей Св. обители Авву Павла. Если бы я был моложе годами, да еще и событие сие миновало бы недавно, тогда бы я все же многих из сих на портрете угадал бы. Но ведь событию сему миновало почти 54 года, вона как много-то.

И память моя глазная плоха, да и глаза то сами весьма пасмурно смотрят, ведь я даже сам писем не пишу, а прошу кого-либо из таких, кое много моложе, но чаще всего пишет по моей просьбе наша благодетельница и заступница перед начальником всех здесь живущих Капитолина. Мы все величаем ее матушкой, хоть она каждого из нас на много годов меньше. И все же Преосвященного Вологодского Никона Владыку я познаю в самой середине портрета сего. И как дорог моему старческому сердцу портрет сей, как весьма мил он одряхлевшей душе моей, Господи Боже мой! Ведь здесь на нем где-то пребывает и образ моего настоятеля Аввы Павла, которого я сопровождал тогда. С нами ездил тогда еще и келейник его. Хорошо теперь припоминаю, когда всех их заснимали, но я сам в то время стоял со многими иноками у бокового придела Собора Успения Пресвятой Богородицы, а снимали то всех их у трапезной Храма на помостках, где Нерукотворный образ Спасителя наверху. И Скворцова В.М. чуть-чуть вижу, ибо он и тогда был весьма отменен внешним образом своим. Я ведь вот знаю хорошо, что на сем портрете в первых рядах обязательно должны сидеть высокочтимые старцы, с какими меня тогда познакомил мой о. настоятель, это Высокопреподобный Архимандрит из Новоафона о. Иерон, а еще Викарный архимандрит Паисий из Почаевской Лавры. А вот и их что-то не узнаю. А еще здесь должны быть запечатлены еще и те иноки, с коими я сдружился тогда, я уже писал Вам по них, это иеромонах. св. Л. о. Серапион, да еще иеромонах Амвросий, он тогда был благочинным Спасо-(???) м-ря.

А потом ведь здесь или где-то на самом заду, а возможно и во храме стоит, но должен быть наш друг умерший о Леонид, он ведь в тот год был в чине иеромонаха, и мы оба с ним бывало на Колыме часто вспоминали сии дни незабываемого монашествующего Собора. Он очень даже много говорил мне об этом Соборе такого, чего я не знал, да и высшего духовного сана не знали, а ведь о. Леонид-то там жил и близко общался с наместниками Лавры, и даже считал себя воспитанником Епископа Вологодского Никона, когда он был еще в Лавре архимандритом и книгоиздателем. И я весьма то усердно прошу Вас, возлюбленный о. Наместник, с тем Вы знаете у поименованных мною чинов, то подскажете мне, как я могу определить их, этих четверых. А портрет сей, присланный Вами, я беречь и сохранять буду, пока жив. А скончаюсь, передам братии, а когда и все отойдем в жилище Господне, то все сие сдадим в надежные руки нашей благодетельнице матушке Капитолине, ее я всегда именую всегда «диаконисой» за ее усердие и прилежное служение в нашей комнатке-часовенке.

Хорошо очень составил М. для нас свое обширное описание св. Богослужения в ночь и утром Рождества Христова. Души наши умиленно плачут слезами духовной радости при чтении этого описания. Все мы в большой радости от того, что св. обитель очищена от ______? и нечисти и с Божьей милостью торжествует свое древнеблагочестивое величие. Какова огромная заслуга Ваша, Авва Наместник, в том, что Вы неустанно трудитесь над благолепным украшением сего Виноградника Божия обители преп. С. А от чтения журналов я пришел в радостное удивление, что так хорошо и благодатно процветает наша Пресвятая Церковь по всей Руси, что наша Патриархия и Святейший Патриарх А. имеют духовное и телесное общение со всеми вселенскими церквами и Деятелями Церкви. Дай-то, Господи, правдоподобие и истину всему, что мы познаем из книг и журналов.

Всеми чувствованиями своими, всей душою и всем разумом благодарим имя Господне, что Он через Вашу (личность - ?) помогает нам преодолевать отчуждение от внешнего мира и украшивает радостями житие наше как телесное, а паче духовное.

21 января 1963 г.
Мина

 

Письмо 3

Сегодня день Ангела Хранителя нашего незабываемого отца и наставника Архимандрита с.-т. Л. Леонида, коего мы каждодневно упоминаем в молитвах своих и молимся о блаженстве души Его во Царствии Небесного Вседержителя-царя. Сегодня суббота и повсюду совершается молитвенное поминовение усопших. А в среду Второй седмицы шестого марта мы совершали панихиду об Нем, ибо в тот день исполнилось пять лет со дня кончины его. Для меня особенно грустно и тяжело знать сие, ибо, когда он оканчивал свою жизнь земную, не было меня около него. Далече отсутствовал я ото всей братии своей, а когда Господь Бог ущедрил молитвы мои о воссоединении с ними, то я уже не застал в живых о. Леонида, о. Паисия, о. Кириака, иеродиакона Рафаила. Господь сжалился над всеми ими и в своей большой любви к ним восхитил праведные мученические души их к престолу своему, где они и восхваляют Всепрославленное Имя Его и усердно молятся о снисхождении к нам грешным ради прощения грехов наших и помилования нас. Мне ведомо из писаний н-дорогого сына М. и из повествований здешних моих братий о.о. Никифора, Симеона, Павлина, Вал. Ник-ча и доброй н-Капитолины, что по В. благоусмотрению и по В. ________? М. с подобающим Христианским благоговением похоронил о. Леонида на кладбище недалеко от Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря , в каковом я и телесно, и духовно прожил более 30 лет до 1928 года, когда безбожные полчища разорили эту Св. обитель, а монашествующую братию кого разогнали, а кое-кого сослали в далекие и холодные земли. Меня сослали, а потом водворили в К-чу. По В. щедро М. ________? йода для похорон о.П. в 1959 г. День кончины и день Ангела о.П. мы так же все проводили в молитвословиях. Так же проводили дни памяти о. Спиридона, о. Кириака, уб. Свят. Б. Архиепископа Московского Павлина, разделявшего наше общее недолгое житие до лета 1941 г.  и еще многих мучеников - служителей Божиих, имена каковых В. передал м. для поминовения о небесном упокоении. Я уже извествовал В., что журнал, книжку и два календаря на сей год получили и один передали обрадованной Капитолине. Очень сожалели все, что у нас нету великого Канона Андрея Критского.

31 марта 1963 года.
Мина.

 

Письмо 4

Дорогой наш Друг, М.В. (Михаил Васильевич – прим ред), Здравствуй всегда с именем Божиим! Пишем тебе письмо после утреннего молитвословия, за каковым мы сугубо поминовали незабвенного (???) нашего о.Кириака. Ведь сегодня День Ангела его священномученика Кириака Патриарха Иерусалимского. Как много скорбим все о том, что у нас нет на каждый день (четьи минеи - ?), и мы лишены душевной отрады на каждый день поучать множество живущих с нами чад немощных богоугодным житием земным угодников Божиих в разных землях просиявших с именем Божиим.

А вчера был день Ангела нашей доброй матушки Капитолины, и она приходила к нам рано поутру, и мы совершали богослужение в нашей часовенке и она вместе с нами молилась, а потом угощала нас своего изготовления трапезой, это заместо того, чтобы по обычаю мы должны были дарить ее в день Ангела. Но ведь ей ведома наша скудость, все житие наше и она даже радуется, что мы все в ее день питаемы ею, и молились о ней перед мученицей Капитолиной. Житие своего Ангела она хорошо помнит еще с детских лет своих. Она рассказывала в тот день нам, как жила у своего родного батюшки, а он, ведь ты знаешь, был у нее протоиереем Соборным, и всяких книг духовного просвещения было много у них, ну и она тогда много читала Жития Святых, а житие мученицы Капитолины она запомнила наизусть на всю жизнь свою. Говорила она нам и про своего супруга Алексея Егоровича. Он так же почти каждый день приходит в наше общежитие, но уже не ради нас, а ради всех насельников. Нам он не делает особого внимания, а даже как будто на вид пренебрегает нами. Но сие потому делает, чтобы остальные чего скверного не подозрили, так утешает нас наша добрая Капитолина. Валентин Николаевич и Иван Павлович так же почти каждый день посещают нас. Оба они приносят нам, если дни не постные, сепаратного процеженного молочка, а то бывает и сухого творогу, это они берут от поросят, за какими надсматривают и ухаживают в своем совхозе. Так что, ради нас, немощных, им грешить приходится, бедных свинок обижать, обворовывать, а нас (навещать - ?). И я говорил им эту мысль свою, но они негодуют и вразумляют словами, будто этого добра бывает так много, что выливают в навоз, и что это не молоко, а вода, ибо все жиры от него взяты. Ну, мы и слушаемся. А по полкружки молока дают нам каждый день, как и всем за ужином.

Дорогой наш М. Я не знаю, как написать тебе на твои вопросы. Ведь я был тогда не умудренный в Богословских науках монах. Ты ведь знаешь, что я учился всего только в Казанской семинарии и больше старался вникать в богослужения, в чтения поучений Великих подвижников жизни монашеской, и я даже очень мало прочитывал тогдашних газет и духовных журналов, какие получала наша духовная кормилица семинария, а потом и Спасо-Преображенский монастырь, в коий меня определили после пострига в иноческий чин. Поведать тебе такие истории, какие когда-то поведывали тебе наши отцы Леонид, Паисий, Спиридон, я не смогу по своему неведению. Но все же немного припоминаю из давно минувшего из того, о ком вопрошаешь ты. А если чего и не так скажу, тогда попроси Авву Наместника С.-Т.С.Л. – он поможет тебе в исканиях и поправит мое ошибочное неведение. Ну, хотя бы насчет вопрошаемого тобой Илиодора. Не мне осуждать его, но помню, как писали и много говорили о нем у нас в монастыре, он, должно быть, много погрешал против жития монастырского, да и против нашей церкви. Но, кажется, не он начал смуту тогда, да и можно ли назвать смутой, если Саратовский Преосвященный Гермоген настоятельно добивался от царя созыва Церковного Собора для выбора Святейшего Патриарха, а этого высокого трона как будто добивался сам преосвященный Гермоген. Тогда-то Синод и отрешил его от епархии, изгнал из Синода и поместил его в Жировицкий монастырь, который был где-то или в Малороссии или же в Белоруссии Гродненской Епархии. А иеромонах Илиодор был видимо близким единомышленником Преосвященного Гермогена, он так же был, кажется, настоятелем монастыря в Саратове или же в Царицине. И вот тогда узнал он об извержении Преосвященного Гермогена из Синода и от Епархии и о заточении его в монастырь, иеромонах Илиодор поднял большой бунт против Верховной церковной власти. Он собрал вокруг себя много верующих людей, уговорил их на шествие по городам Руси в Саратове, в Самаре, в Царицине, в Нижнем Новгороде. Ездили все они на пароходе. Подъедут к городу, выйдут из парохода и большою толпою ходят по улицам с пением молитв и даже песен. В общем, они зло бесчинствовали. И вот тогда-то только полиция с дозволения Синода взяла иеромонаха Илиодора и водворили его во Флорищеву пустыню очень далеко от Преосвященного Гермогена, кажется где-то в лесах Владимирской губернии. Но надо сказать, это Преосвященный Гермоген был в большом у народа почете. Да и у нисших священнослужителей, ибо он добивался избавить нашу Православную церковь от страшных уз Синода, или как тогда говорили, избавить и монастыри и церковь от управления мирской власти, которою считался Его высокопревосходительство обер-прокурор. Вот тут теперь и рассуждай, кто прав и кто не прав. По теперешнему моему понятию, Преосвященный Гермоген и иеромонах Илиодор были за справедливость. Но чтобы обвинить человека можно найти какой-то другой грех. И вот говорили, будто Илиодор завел в монастыре блудодейство, приняв в мужской монастырь баб разных. А вообще-то в те годы во всех наших монастырях и епархиях были большие злые неустройства. Вот и в Московских монастырях были большые неустройства. Я как теперь помню, настоятель Московского Новоспасского монастыря Архимандрит Макарий, который будто своими плохими деяниями, строго запрещенными Уставом монашествующих, водрузил противу себя всех жителей города Москвы. Но можно ли было верить всему такому? Нет, нельзя было верить, ибо владыка Московский Владимир не нашел ничего противоуставного в деяниях Архимандрита Макария и от настоятельства обителью не отстранял его, а даже возвел его в члены Царской думы. Вот так-то, дорогой наш духовный сын и друг М.В. Враги церкви и Веры Христовой и в те годы весьма бодрствовали и во множестве сеяли семена смуты и неустройства в Винограднике Христовом. А колеблющиеся верили всему злому и хульному. Да что там говорить о мирянах верующих, если и среди священнослужителей тех лет случалось множество таковых, кои рьяно нарушали заповеди Иисуса Христа. На весь народ никому и никогда не потрафить, а всегда останутся недовольные. Уж коль славен и праведен был отец Иоанн Кронштадтский, но злые языки и противу его распускали множество гнусного и недостойного.

Пантюхин М.В. с митрополитом
Кировоградским и Николаевским Нестором.
Москва. 1961 г.
Ведь даже на отца и чудотворца нашего преп. Серафима старообрядцы зло кощунствовали и долго надсмехались над его праведными мощами, зло и жестоко надругались над именем его, а в староверских книжках даже стихи и песни придумывали противу его и мощей и имени. Сколь множество кар было придумано в наказание для нисшего сана. Консистории валяли эти кары на право и налево. Очень часто было слышно лишение священного сана, временное запрещение служения в церкви, низведение из высшего в нисший сан, полное отрешение от служения, отчего появлялись беглые священнослужители, определяли в далекие монастыри на клиросное послушание, а то и даже в черные работы, а случалось и в заточение, вычитывали из жалования деньги, то есть штрафовали рублем. Всех кар не перечтешь. А почему все сие было? Да токмо потому, что над церковью руководил не верующий подвижник, а человек в штатском мундире, а то и в офицерском, немцы да прусаки. Вот так то, дорогой наш друг М.В. Я кончаю говорить про это все, да и устал я с этим письмом, уже вот четвертый день дописывают его, а я говорю. Может завтра отнесут его на почту. Напиши нам, когда теперь будешь побывать в С.П. Поклонись тогда св. обители за всех нас и поприветствуй за нас именем Христовым нашего любвеобильного Авву Наместника Архимандрита П.

18 ноября 1961 года.
Мина.