Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 7 arrow а7 - Динер - Разгром отряда Лисовского1

Динер Сергей Эдуардович

РАЗГРОМ ОТРЯДА ЛИСОВСКОГО НА Р. ГУСЛИЦЕ В 1608 Г. –
ПЕРВАЯ ПОБЕДА ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО.


Здесь были дебри вековые
да задремавшее село,
и юный русский князь впервые
полякам всыпал тут зело.

Здесь больше, вроде, не бывало
ни крупных битв, ни малых сечь…
А речка тихо продолжала
во дни сегодняшние течь.

В.Ф.Скрагленко


     Прошедший 2008 г. для Егорьевска был юбилейным. Причём, юбилейным дважды. Город отметил своё 230-летие. А ещё город праздновал 400-летие со времени первой победы спасителя России Дмитрия Пожарского. Свою первую победу князь одержал на Егорьевской земле. Юбилей стал хорошим поводом вспомнить это, в общем-то, некрупное на фоне Великой Смуты событие. И егорьевцы воспользовались поводом. Первым о юбилее заявил еженедельник «Егорьевское утро», опубликовавший фантастический рассказ Святослава Леонтьева «400 лет тому назад».(1). Рассказ юного автора, видимо, был навеян нашумевшим фильмом «Мы из будущего». Также как в фильме, молодые люди – в рассказе это два юноши и девушка – попадают таинственным образом в прошлое, только в более отдалённое – в 1608г. Они попадают в с.Высокое, становятся свидетелями и даже участниками разгрома тушинского отряда.
     230-й день рождения Егорьевск отмечал 13 сентября прошлого года. Из-за непогоды торжество перенесли во дворец спорта «Егорьевск». И вновь вспомнили славную страницу из прошлого. А помогли это сделать члены военно-исторического клуба из Мурома, подготовившие показательные выступления.
     Ну а апогеем празднования 400-летия первой победы Дмитрия Пожарского стал музейный спектакль «1608: хроники смутного времени» (2), с успехом прошедший на музейной сцене в ноябре-декабре прошлого года.
     К сожалению, из-за финансовых трудностей не удалось решить вопрос об установке обелиска на месте, где Д.Пожарский одержал первую победу . Об этом перед администрацией района ходатайствовал В.И.Смирнов, Почётный гражданин Егорьевского района, историк-краевед.
     Почему сегодня, спустя уже более четырёх столетий, это сравнительно небольшое событие привлекает интерес исследователей? Поскольку разгром тушинского отряда у с.Высокого на берегу Гуслицы стал первой победой Дмитрия Пожарского, молодого 30-летнего воеводы, это событие не проходит мимо его биографов.(3). Отметился в этом событии ещё один известный фигурант Смутного времени – Лисовский. О первой победе Д.М.Пожарского пишет и российский историограф Н.М.Карамзин.(4). Естественно, этому военному событию, единственному известному на Егорьевской земле, уделяют внимание местные исследователи, порой искусственно раздувая событие, явно завышая его размеры, проявляя местнический псевдопатриотизм.
     Единственное известное нам военное событие на Егорьевской земле произошло чуть более четырёх столетий назад на берегу Гуслицы у с.Высокого, преобразованного в 1778г. в г.Егорьевск. Основным источником этого события является Никоновская летопись, названная так по принадлежности одного из списков патриарху Никону. Летопись писалась в 30-40-е г. ХVIв.. Т.е. мы имеем дело с одним из наиболее поздних дописанным списков. Вероятно, летопись дописывалась современником Д.М.Пожарского. Но всё же хотелось бы поправить неизвестного летописца. В летописи село Высокое названо Высоцким.(5). Искажение названий сёл, деревень вообще характерно для летописей и, особенно, писцовых книг. Ошибка могла быть связана с названием волости – Высоцкая. Отсюда, решает летописец, волостной центр – Высоцкое. Конечно же, это несущественная описка летописца. Но она режет егорьевское ухо. К тому же описка попала на страницы исторических сочинений (6) и даже в БСЭ (7).
     В рассматриваемое время с.Высокое было небольшим – примерно 15 дворов. (8). Село было вотчиной Московского Чудова Монастыря. В селе стоял известный с 1554г. Георгиевский храм (9), впоследствии давший имя городу. Село стояло на правом высоком берегу Гуслицы.
     Итак, четыре столетия назад у с. Высокого встретились две яркие фигуры смутного времени – Дмитрий Пожарский и Александр-Иосиф Лисовский. Причём Никоновская летопись упоминает только Пожарского. Только его вслед за летописцем упоминает и Н.М.Карамзин. Так откуда же взялся Лисовский? В конце сентября полчища Лисовского и Сапеги осадили Троице-Сергиеву лавру. Началась героическая 16-месячная оборона твердыни, ярко описанная келарем лавры Авраамием Палицыным. Когда неприятелю стало ясно, что осаде быть долгой, Сапега и Лисовский стали попеременно отходить от лавры для занятия других стратегически важных пунктов. Лисовский легко занимает Суздаль и Владимир.(10). Никоновская же летопись сообщает, что неприятель, остановившийся у с. Высокого, шёл к Коломне «от Володимера» (11). Сопоставление источников и даёт основание для вывода о том, что неприятеля возглавлял Лисовский. Кроме того, у Лисовского был и личный мотив поквитаться с Коломной. Весной 1608 г. он уже побывал там. Взял город приступом и разграбил его. Тогда против Лисовского Шуйский отправил отряд князя И.С.Куракина. Лисовский потерпел сокрушительное поражение. Ратники освободили из плена Коломенского архиепископа Иосифа, воеводу В.Т.Долгорукого и протоиерея Никольского храма в Зарайске. (12). Трудно сказать, кто первым «вычислил» Лисовского во главе отряда у с. Высокого, но «вычислили» его ещё в Х1Х в. (13). Теперь это уже общепризнанно.
     Лисовский весьма заметная персона смутного времени. В ту пору в известной поговорке: как Мамай (Батый) прошёл, хана часто заменял пан Лисовский, отличавшийся особой жестокостью. Н.М.Карамзин сказал о нём: «...смелостию и мужеством витязь, ремеслом -грабитель».(14).
     И вот два героя смуты встретились у с. Высокого. Что же привело Лисовского в маленькое мещерское сельцо? Да ничего особенного. Для него это был просто транзитный пункт, где он отдыхал в ожидании подкрепления. Его целью была Коломна – важный стратегический пункт, с потерей которого Москва фактически попадала в блокаду. К захвату Коломны тушинцев подталкивали и многочисленные перебежчики, объяснявшие самозванцу значение города. Коломна была костью в горле тушинцев. В сентябре 1608 г. они пытались захватить город. Тогда со стороны Каширы на Коломну пошёл пан Хмелевский. Но царские воеводы С.В.Прозоровский и В.Б.Сукин отстояли Коломну.(15). И вот теперь на Коломну шёл пан Лисовский. Он подзадержался у с. Высокого, стоявшего на перекрёстке дорог: из Владимира в Коломну и из Москвы в Касимов. Здесь и произошло первое столкновение Лисовского и Пожарского. Ни в летописи, ни в трудах историков, за исключением одной монографии, о которой скажем ниже, не приводится точная дата события. Большинство исследователей обозначают хронологию события только годом, например Н.М.Карамзин, С.Ю.Шокарёв.(16). Биограф Пожарского П.И.Березов к году добавляет уточняющее слово: осень. (17). Однако и это довольно широкая конкретизация. Можно ли хотя бы несколько сузить хронологические рамки, в которые укладывается первая победа Пожарского? Думается, что можно. Так, сентябрь можно смело отбросить. Ведь прежде, чем отряд Лисовского занял Суздаль и Владимир и повернул на Коломну, началась осада Троице-Сергиевой лавры. Начало осады известно точно – 23 сентября ст. стиля. С большой долей вероятности можно исключить и первую половину октября. В ночь с 12 на 13 октября неприятель пошёл на штурм лавры, отбитый её защитниками. После этого стало ясно, что осаде быть долгой. Лисовский и Сапега стали поочерёдно отлучаться от лавры для решения других задач, да и просто для грабежа. Поэтому, видимо, рассматриваемое событие произошло во второй половине октября – начале ноября.
     Отдельно следует сказать о вышедшей в прошлом году монографии И.О.Тюменцева. (18). В труде впервые приводится точная дата рассматриваемого события – 26 декабря (5 января 1609 г.). (19). Откуда взята дата? Из записок слуги Мнишеков Авраамия Рожнятовского. Причём автор монографии справедливо отмечает, что этим числом датирована запись о событии, а не само событие, которое могло произойти и раньше. Но далее автор уже безосновательно пишет о декабрьско-январских боях под Коломной. (20). В начале зимы при осаде лавры Лисовский получил тяжёлое ранение. Защитник лавры Пимен Тиненев ранил его стрелой в левый висок, так что пан упал с коня. (21). Естественно, что на какое-то время он выбыл из строя. Это резко снижает вероятность его похода на Коломну в декабре. Хромает в монографии хронология и других событий. Так, нападение Хмелевского на Коломну автор датирует по запискам того же Рожнятовского декабрём 1608 г. .(22). Хотя по отечественным источникам событие имело место в сентябре.(23). Кроме того, монография содержит и иные ошибки. Мало того, что автор допустил традиционную ошибку, превратив с. Высокое в Высоцкое, так он ещё умудрился волостной центр переделать в заштатное сельцо, «передав» его Гуслицкой волости. (24). Подобные грубые ошибки ставят под сомнение и иные данные монографии.
     Есть у авторов, упоминающих о военном столкновении у с. Высокого, разнобой в описании этнического состава лисовчиков, т.е. людей из отряда Лисовского. Никоновская летопись сообщает о двух этнических компонентах лисовчиков – «литовские люди» и «русские воры». (25). Егорьевские исследователи В.И.Бурмистров (кандидат исторических наук) и М.И.Стулова пишут, что Пожарский разбил у с. Высокого поляков (26), московский исследователь С.Ю.Шокарёв – литовцев (27). Основная часть исследователей из ложного чувства патриотизма дружно забывает «русских воров». Так кто же они - лисовчики? Нет никаких сомнений, что они состояли из трёх основныъх этнических компонентов – поляки, литовцы, русские. Надо вспомнить, что русские источники того времени под литвой понимали и поляков тоже.(28). Впрочем, иногда в качестве четвёртого самостоятельного этнического компонента лисовчиков называют казаков.
     Нет согласованности у исследователей и по вопросу о численности участников столкновения. А с этим вопросом тесно связан другой – о характере военного события, т.е. что это было – битва или бой. Биограф Д.М.Пожарского П.И.Березов пишет, что Василий Шуйский дал воеводе «лучшие полки». (29). Этой же точки зрения придерживается и ряд местных исследователей, в т.ч. уже называвшиеся В.И.Бурмистров и М.И.Стулова. Никоновская летопись не сообщает прямо численность сторон. Однако летописное выражение «… Дмитрия Пожарского с ратными людьми» (30) косвенно говорит о небольшом мобильном отряде (никакие лучшие полки не названы). И это в большей степени соответствует истине. Если бы лучшие полки Пожарский увёл на Коломну, тушинцы могли легко овладеть незащищённой столицей. В этой связи интересно сравнить Коломну с Троице-Сергиевой лаврой. Они во многом схожи – и по параметрам укреплений и по стратегической значимости – Коломна прикрывала юг, лавра – север. Мы не знаем, сколько воинов Шуйский послал для защиты Коломны. Зато знаем сколько для защиты лавры – 60 ратников, к которым присоединились 20 иноков. (31). Нет никаких оснований считать, что для защиты Коломны Шуйский послал отряд, значительно отличавшийся по численности от того, который он послал к лавре. Конечно, в Коломне в отряд могли влиться местные ратники. Но и в этом случае укрупнённый отряд вряд ли значительно превышал полторы сотни человек. А неприятель? Его было больше. Никоновская летопись сообщает о «многих литовских людях» (32). О превышении численности неприятеля говорит и Н.М.Карамзин (33). При осаде лавры под началом Лисовского было около 6000 человек.(34). Естественно, далеко не все лисовчики пошли с командиром. Он повёл сравнительно небольшой мобильный отряд, численностью, видимо, несколько сотен воинов. К такому же выводу приходит московский исследователь Ю.М.Эскин: «За четыре года военной деятельности (1608-1611 г) ему (Д.М.Пожарскому – С.Д.) ни разу не пришлось организовывать значительные военные силы, ни испытывать себя в руководстве боевыми действиями солидного масштаба. Весь его опыт, по сути дела, ограничивался несколькими стычками с участием максимум нескольких сот людей.» (35). Отряд Лисовского, хотя и был больше, представлял собой довольно разношёрстную публику. По сути это было сборище грабителей и разбойников. Для многих их них не было ничего святого. И это признаёт поляк К.Валишевский.(36). Понятно, в каком страхе были жители Высокого, когда у села остановился Лисовский.
     Проведав о неприятеле коломенские воеводы Иван Пушкин и Семён Глебов запросили подмогу у Василия Шуйского, который посылает на Коломну отряд Пожарского. Придя к Коломне, Дмитрий Пожарский выслал дозорных в сторону Владимира, откуда ждали неприятеля. Вернувшиеся дозорные сообщили о неприятеле, вставшем табором у с. Высокого. Возможно, Лисовский ждал подкрепления. Пожарский решает лишить его этой возможности. Он принимает решение атаковать неприятеля у с. Высокого. Пожарский совершает ночной 30-вёрстный марш-бросок (летопись сообщает, что Пожарский напал на неприятеля «на утренней заре» (37).) Неприятель был застигнут врасплох, окружён, прижат к Гуслице. Фактор внезапности сыграл своё дело. Отряд Лисовского потерпел сокрушительное поражение. Прорваться удалось немногим лисовчикам. Ушёл и сам Лисовский, бросив на произвол судьбы своих людей. А Пожарский захватил обоз, казну, многих пленных, остальные же лисовчики «побегоша во Володимер».(38).
     Происшедшее четыре века назад на берегу Гуслицы военное событие по количеству участников явно не тянет на то, чтобы именоваться битвой. Хотя С.М.Соловьёв отмечает, что в то время под Москвой проходит много мелких битв. (39).Но есть обстоятельство, роднящее событие с битвой, - стратегическое значение. Была снята опасность с Коломны. А отстоять Коломну в то время и тех условиях фактически значило отстоять Москву. К тому же и бой и битва предполагают некую взаимность, перестрелку, например. Здесь же с самого начала инициатива была на стороне Пожарского. Летописец метко назвал столкновение «побоем литовских людей». (40). Пожарский приобрёл важный военный опыт. Через год он разбил банду Салкова на р. Пехорке. Причём новую победу воевода одержал по «гуслицкому сценарию». Это ещё одно значение первой победы Пожарского.
     С тех пор минуло более четырёх веков. Но Егорьевская и Гуслицкая земли хранят память о том далёком событии. Есть данные о найденных нескольких образцах оружия начала ХVII в.. Так, в 1954 г. вблизи д. Станинской, что в 6 км к северо-западу от Егорьевска, школьником Сашей Антонюковым был найден боевой топор начала ХVIIв. В 1980-х г вблизи д. Исаевской (5 км к северо-западу от Егорьевска) местным трактористом были найдены на пашне пика и наконечник стрелы начала ХVII в. Примерно в это же время на берегу Гуслицы, на ул.Профсоюзной (около 200 м к северо-западу от центра с.Высокого) была сделана интересная находка, относящаяся к этому же периоду, - пушки и ядра. Такая же находка была сделана в районе гуслицкой д. Чёлохово (5 км к западу от Егорьевска). Данные находки подтверждают факт разгрома отряда Лисовского у с. Высокого – на запад, а, главным образом, на северо-запад прорвались отдельные группы, которые впопыхах к тому же бросали оружие.
     Впоследствии освобождение Москвы от интервентов в 1612 г. в народном сознании стало связываться с заступничеством Богородицы и прежде всего её Казанского образа. И в с .Высоком, на месте первой победы Дмитрия Пожарского была возведена Казанская церковь. Церковь известна с 1705 г. . Но, видимо, она была построена ещё в ХVII в., т.к. в 1780-х она уже была разобрана по ветхости, и на её месте в 1790 г. была построена новая того же наименования. (40).
     В гуслицком с. Гридине, входящем в Егорьевский район, (9 км к северо-западу от районного центра) Казанская церковь известна с 1673г.. Она возведена на месте, где по преданию было явление Казанской иконы Богородицы.(41). Естественно, храм неоднократно возобновлялся. Существующий ныне построен в 1990-1998 гг по инициативе местной подвижницы О.Ф.Зреловой, к сожалению, трагически погибшей в прошлом году. В 300 м к югу от храма бьют три источника, освящённых в честь Казанского образа Богородицы. Над одним источником поставлена часовня с купальней, пользующаяся большой известностью в округе. Согласно местной легенде, источники забили на месте, где много лет назад была битва с врагами, в качестве которых обычно называют поляков. (42). Видимо так народ сохранил память об одной из стычек отступавшей группировки тушинцев с преследовавшим их отрядом Пожарского. Недавно в Гридине появился ещё один объект, связанный с культом Казанской иконы. Это прихрамовый колодец, освящённый в честь Казанского образа Богоматери. Надобность в нём возникла, потому что в сырую и слякотную погоду не всегда удобно добраться до Казанских источников, особенно старым и больным людям.
     В 12 км к северо-востоку от Гридина – гуслицкое село Рудня-Никитское. А в непосредственной близости от села – ещё один Казанский источник. Он находится «на подъезде к Рудне, с левой стороны дороги, идущей от Шатурского шоссе к деревне Мальково, сразу после отворота на Рудню.» (43). Народное предание связывает появление источника с явлением Казанской иконы.(44). А может ли и этот родник быть как-то связанным с событием 1608г. ? Это вполне допустимо, если сопоставить два источника – народное предание о появлении Казанских родников вблизи с. Гридина и Никоновскую летопись. Так, народное предание связывает появление источников с местом битвы, вроде бы с поляками. А Никоновская летопись сообщает, что остатки лисовчиков «побегоша во Володимер».(45). Т.е., лисовчики отступали в сторону Владимира – на север, северо-восток, что примерно соответствует направлению от Гридина до Рудни-Никитской. Не здесь ли состоялась ещё одна стычка группы лисовчиков с русскими ратниками?
     Интересно отметить, что к северу от с. Шувое, куда примерно отступали тушинцы, есть ещё один, возможно связанный с ХVIIв. загадочный объект – «нехорошее место». Егорьевский коллекционер и краевед А.С.Антонюков (1938-2003), много лет проработавший инструктором аэроклуба вблизи с. Шувое, определял положение «нехорошего места» как - центр треугольника, вершинами которого являются селения Шувое, Богородское, Равенская. Чем это место нехорошее, местные жители объяснить не могут, но стараются сами туда не ходить и другим не советуют. «Нехорошесть» места восходит к давним временам, вполне возможно, - к событиям смутного времени. Может «нехорошим» место стало после гибели там людей, те же лисовчики могли утонуть в болотах..В 2 км от юго-восточных окраин Егорьевска расположена известная с середины ХIVв. д. Холмы, некогда центр Холмской волости. У жителей деревни есть коллективное довольно обидное прозвище – «холмовские колдуны». Как считают сами холмовцы, прозвище идёт с незапамятных времён. Уж не со смутного ли времени? Когда отряд Лисовского стоял у с. Высокого, лисовчики шарили в поисках поживы по окрестным деревням и сёлам. Может, тогда холмовцы оказали некую услугу Лисовскому. Может даже присягнули самозванцу, за что впоследствии и получили столь обидное прозвище. Его смысл будет понятен, если вспомним, что многие считали Лжедмитрия 1 колдуном. В значительной степени именно этим объясняется глумление над телом убитого самозванца. Всё делалось для того, чтобы колдун не вернулся с того света.(46). А он вернулся в образе Лжедмитрия 11, тем самым усилив народную молву о колдовской силе тушинского царя. При этом интересно отметить, что Холмы стоят у истоков Гуслицы, а у устья реки расположено с. Слободище, тоже известное своими «колдунами».(47). Может происхождение и слободищенских колдунов тоже связано с событием смутного времени?
     В Егорьевском и Гуслицком краях широкое распространение получила фамилия Казаковы. Так, в телефонном справочнике Егорьевского района фамилия упомянута 40 раз.(48). В Книге Памяти погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны жителей Егорьевского района Казаковы названы 42 раза.(49).(50). В Егорьевском крае широкое распространение получила и фамилия Галкины, особенно среди жителей д. Холмы. Большие знатоки русских фамилий А.В.Суперанская и А.В.Суслова в качестве одной из версий выводят фамилию от прозвища Галка, являющегося кличкой казака (!) из Филоновской станицы.(51). В общем, опять казаки! Какие же казачки могли наследить в нашем крае? Уж не казаки ли Лисовского? В основном, именно они скрывались под летописным выражением «русские воры». Причём, в Тушинском лагере был настоящий казачий интернационал – казаки запорожские, донские, волжские…(52). В 1608 г. казаки впервые прошли по Высоцкой и Гуслицкой волостям. Были среди лисовчиков и раненые, и пленные. Кого-то могли оставить на месте. Возможно, он и стал родоначальником фамилии. Впрочем, событие 1608 г. могло повлиять на рождение фамилии и опосредственно. Местные жители, увидевшие лихих казачков, могли давать подобные прозвища ( напр. Казак) молодым людям, отличающимся особой смелостью, ловкостью, хорошо держащимся в седле.
     Подобные примеры показывают (правда, на уровне предположений), что событие 1608 г. оставило заметный след в народной памяти. Этот вопрос нуждается в дальнейшем серьёзном изучении. Возможно, следы события будут обнаружены и в фольклоре. А нам – жителям Егорьевского и Гуслицкого краёв – можно гордиться тем, что свою первую победу спаситель России Дмитрий Пожарский одержал на нашей земле, на берегу Гуслицы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Леонтьев С.А. 400 лет тому назад //Егорьевское утро. 2008. №31.
2. Спектакль подготовлен сотрудниками Егорьевского историко-художественного музея. Автор сценария – С.Э.Динер, зав. Отделом истории; роль Дмитрия Пожарского исполнил А.Б.Пронин, научный сотрудник; роль монаха Чудова монастыря – А.А.Соловцов, младший научный сотрудник, выпускник Ильинской школы… Премьера спектакля состоялась 8 ноября 2008г. в Парадном зале музея
3. См. напр. Березов П.И. Димитрий Пожарский, - М. : «Московский рабочий», 1954. с.89-101.
4. Карамзин Н.М. История государства Российского, - М.: Экспо-Пресс, 2002. с.940.
5. Полное собрание русских летописей, т. 14, - СПб, 1910, с.84. (Далее Никоновская лет.).
6. См. напр. Карамзин Н.М. Указ. соч., с.940.
7. Большая Советская энциклопедия, 2-е изд., т.33. – М. : «БСЭ», 1955, с.461.
8. Смирнов В.И. Мы – егорьевцы, - М. : Энциклопедия сёл и деревень, 1999, с.39.
9. Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, т.4, - Рязань, 1891, с.346.
10. Карамзин Н.М. Указ. соч., с.942.
11. Никоновская лет, с.84.
12. Шокарёв С.Ю. Три очерка из истории средневековой Коломны //Подмосковный летописец. 2007. № 2, с.13-20, с.18.
13. Забелин И.С. Прямые и кривые в смутное время. Минин и Пожарский, - М. , 1896, с.49.
14. Карамзин Н.М. Указ. соч., с.938.
15. Карамзин Н.М. Указ. соч., с.946.
16. Карамзин Н.М. Указ.соч.,с.946;
* Шокарёв С.Ю. Указ. соч., с.18;
* Смирнов В.И. Указ. соч., с.39;
* Мы – егорьевцы, кн.2: исторические документы о Егорьевском крае /сост. Смирнов В.И., - М. 6 ВИАПИ им. А.А.Никонова, Энциклопедия российских деревень, 2003, с.58, 535.
17. Березов П.И. Указ. соч., с.291.
18. Тюменцев И.О. Смутное время в России в начале ХУ11 столетия. Движение Лжедмитрия 11, - М. : «Наука», 2008, с.448.
19. Тюменцев И.О. Указ.соч., с.449.
20. Тюменцев И.О. Указ. соч., с.450.
21. Карамзин Н.М. Указ. соч., с.940;
* Валишевский К. Смутное время: исторические хроники, - М. : «Астрем», АСТ, «Хранитель», 2007, с.326.
22. Тюменцев И.О. Указ. соч., с.448
23. См. напр. Шокарёв С.Ю. Указ. соч., с.18
24. Тюменцев И.О. Указ. соч., с.449.
25. Никоновская лет., с.84.
26. Бурмистров В.И., Стулова М.И. Егорьевск //Города Подмосковья, кн.2, - М. : «Московский рабочий», 1980, с.519-543, с.519-520.
27. Шокарёв С.Ю. Указ. соч., с.18.
28. См. напр. Карамзин Н.М. Указ. соч., с.955.
29. Березов П.И. Указ. соч., с.92.
30. Никоновская лет., с.84.
31. Валишевский К. Указ. соч., с.327;
* Карамзин Н.М. Указ. соч., с.948.
32. Никоновская лет., с.84.
33. Карамзин Н.М. Указ. соч., с.946.
34. Валишевский К. Указ. соч., с.326.
35. Эскин Ю.М. Дмитрий Пожарский //Вопросы истории. 1976. № 8, с.107-119, с.112.
36. Валишевский К. Указ. соч., с.322
37. Никоновская лет., с.84
38. Никоновская лет., с.84.
39. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён, - М. :Эксмо, 2006, с.299.
40. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание города Егорьевска (Рязанской губернии) с уездом, - М., 1901, с.17.
41. Архив Егорьевского историко-художественного музея, рукопись: Гундарев В.А., краевед, Шувое,Гридино,Нареево, с.28.
42. Александров А.Н. Сохраним природные памятник //Гуслицы-Радуница: историко-краеведчский альманах, № 6/9 /глав. ред. Смирнов В.И., - Ильинский –Погост – Орехово-Зуево: совместное издание школы с.Ильинский Погост и Орехово-Зуевского районного краеведческого общества «Радуница», 2008, с.132-146, с.146;
* Громов Д.В. Гридино и Рудня: источники, связанные с почитанием иконы Казанской Божьей Матери //Гуслицкая округа: историко-краеведческий альманах Западной Мещёры /ред. Михайлов С.С., - Егорьевск, 2008, с.46-58, с.46-53;
* Марков А.П. Культовые природно-исторические памятники //Природа Егорьевской земли /отв. ред. Очагов Д.М., Коротков В.Н., - М. : ВНИИ Природы, 2006, с.264-269, с.267;
* Полушин А. Был пустырь – стал храм //Русский дом. 1998. № 11, с.30-31.
43. Громов Д.В. Указ. соч., с.54.
44. Громов Д.В. Указ. соч., с.53-58.
45. Никоновская лет., с.84.
46. Даннинг Ч. Царь Дмитрий //Вопросы истории. 2007. № 1, с.39-57, с.39, 48.
47. Леонтьев С.А. Гуслица – неразгаданная тайна //Егорьевское утро. 2008. № 35.
48. Список абонентов Егорьевской городской и сельской телефонной связи, - Егорьевск, 1990, с.199-200. (В более поздних изданиях квартирные телефоны не указываются).
49. Книга памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, т.6: Егорьевский район, - М. : «Мысль», 1996, с.186-188.
50. Автор и сам имеет отношение к этой гуслицко-егорьевской фамилии. Мама автора Людмила Ивановна Динер, урождённая Казакова. Её дед, в честь которого назвали автора, Сергей Петрович Казаков родом из Куровского. В начале прошлого века семья перебралась в Егорьевск.
51. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии, - М. : «Наука», 1984, с.114.
52. Широкорад А. Казачество в Великой Смуте: от Гришки Отрепьева до Михаила Романова, - М. : «Яуза», Эксмо, 2007, с. 138-139.
Динер Сергей Эдуардович – заведующий отделом Истории Егорьевского историко-художественного музея. Егорьевск.
140300, г.Егорьевск Московской обл., ул.Советская, 58/11, историко-художественный музей, отдел Истории.
Тел. (49640) 4-41-78; 4-41-84.