а6 - встреча

Мельникова Ольга Игоревна,
краевед, г. Москва.

ВСТРЕЧА.

Вступление.

Меня всегда интересовала история – как нашей семьи, так и вообще история местности, где я живу.

Когда я была маленькой, мне мама рассказывала про прабабушек и прадедушек, но тогда это воспринималось как сказка.

И вот, уже взрослой, я поняла, что необходимо разыскать истоки нашего рода.

Начался поиск с рассказа моей тети и с имени моей прабабушки – Анфисы Власьевны Горячевой. Было известно, что она родом из Москвы, из старообрядческой семьи. Поиск привел меня сначала в ЦИАМ – Центральный исторический архив Москвы, где многие фонды старообрядцев были закрыты – на реконструкцию, т.е. на совершенно непонятный период времени. Но там мне посчастливилось разговориться с людьми, занимающимися старообрядцами, правда, не Рогожским, а Преображенским ("беспоповским") кладбищем. Они посоветовали быстро-быстро ехать в РГБ, в Отдел рукописей. Дело в том, что был конец мая 2007 года, а в июне отдел должен был переезжать в Дом Пашкова, что означало закрытие фондов на год-полтора.

В РГБ опять посчастливилось. Мне разрешили позаниматься в читальном зале, ведь я туда пришла как частное лицо, кроме меня таких исследователей было всего двое.


Анфиса

Рогожские метрики.

В Отделе рукописей РГБ отложился архив Рогожского кладбища - уникальные документы старообрядчества, вернее, документы русского православия. Говорят, что даже кремлевским исследователям некоторые документы дают только посмотреть, но руками не трогать. Фонд 246 – это метрики Рогожского кладбища. Практически на второе мое посещение я нашла запись о браке родителей моей прабабушки в томе за 1888 год.

Вот эта запись.

ОБЫСК БРАЧНЫЙ № 28

О желающих вступить в брак оказалось следующее:

1. Жених. Состоящий в запасе армии Бомбардир 2-й Батареи, 1-й Гренадерской Артиллерийской Бригады, из крестьян Московской губ. Богородского уезда, Запонорской волости деревни Костиной Влас Григорьев Горячев.

2. Невеста. Московская мещанка Новгородской слободы Марья Федотова.

Оба старообрядцы, приемлющие священство, и прихожане старообрядческого Рогожского Богаделенного Дома с давнего времени.

3. Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених, двадцати шести и невеста, девятнадцати лет, и оба находятся в здравом уме.

4. Родства между ними духовного или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению св. Церкви брак, никакого нет.

5. Жених холост, а невеста девица.

6. К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют от кого следует позволение.

7. Препятствия к сему браку никакого ни кем не объявлено.

8. Для удостоверения беспрепятственности сего брака, представляются документы.

9. По сему бракосочетание означенных лиц предположено совершить сего 1888 года ноября 6 числа в узаконенное время, при посторонних свидетелях.

10. Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют как они сами, так и по каждом поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду по правилам церковным и по законам гражданским.


С воспитателем

Далее следуют подписи жениха Власа Григорьева и невесты Марии Федотовны Андрияновой, причем по безграмотности и по личной ее просьбе расписался Андрей Федотов Андриянов. Кстати, это стандартная формулировка.

Далее идут подписи поручителей по жениху: крестьянин деревни Костиной Иван Григорьев Горячев, тоже крестьянин Нефед Иванов Горячев и поручителей по невесте: московский мещанин Новгородской слободы Андрей Федотов Андриянов, Сергиевского Посада мещанин Иван Матвеевич Мальцов. Брак совершал священник Прокопий Сорокин. Далее в этой же книге была запись непосредственно о самом браке.

Те есть я видела собственноручные подписи моих пра-прадедушки и брата моей пра-прабабушки!

Для меня открылся новый мир. Я встретилась с дорогими и любимыми людьми после долгой разлуки, которые были где-то очень-очень далеко, но теперь мы стали действительно одной семьей. Эта встреча стала переломной в моей жизни.

Полученные сведения вызвали желание разбираться дальше. Нужно было получить данные и о деревне Костиной, и об Артиллерийской Гренадерской Бригаде, и о Новгородской слободе в Москве.

В следующей книге за 1889 год была запись и о рождении Анфисы – ровно через 9 месяцев, практически день в день. Необходимо подчеркнуть, что все даты даются по старому стилю.

Анфиса родилась 4 августа 1889 года, дочь запасного бомбардира из крестьян Московской губернии Богородского уезда Запонорской волости деревни Костиной Власа Григорьева и жены его Марьи Федотовой Горячевых. Таинство крещения было совершено 6 августа иереем Прокопием Сорокиным. Восприемники: Сергиевского Посада мещанин Иван Матвеевич Мальцев и крестьянка девица Богородского уезда Запонорской волости деревни Костиной Агрипина Иванова Горячева.

Из этих записей очевидно, что у Власа Григорьевича и во время свадьбы и крещения первого ребенка свидетелями были родственники. По подписи видно, что Иван Григорьевич был не молод. Потом я узнала, что Иван Григорьевич, скорее всего старший брат Власа, а Нефед Иванович – его двоюродный брат. Также в записях встретился Иван Матвеевич Мальцев, мещанин Сергиева Посада. Кем он был невесте Марии Федотовне Андрияновой? Косвенный ответ я получила из другого документа. Забегая вперед, скажу, что он, скорее всего, был женат на сестре Марии и Андрея Андриановых Софье. Иван Матвеевич Мальцев был, вероятно, уважаемым человеком, так его имя как восприемника в метриках встречается довольно часто. Скорее всего, это был уже немолодой человек, женатый вторым браком на Софье Федотовне Андриановой, так как крестным своих детей он брал своего сына Сергея, может быть, от первого брака.

Но пока я стала читать фонды Рогожского кладбища в РГБ. К сожалению, часть томов мне не выдали "за ветхостью". Кроме того, за ряд лет архивы не сохранились – или потерялись, или просто не велись в силу ограничений на старообрядчество.

Ряд интересных сведений я получила из данных о восприемниках при крещении и о свидетелях на свадьбе, а также, как оказалось, о многочисленных родственниках. Нужно было вернуться в те года, которые я вроде бы прочитала, но так как не знала на тот момент нужных фамилий, информация осталась "за кадром".

Несмотря на это, многое было найдено. Записи велись по годам. В одной книге записывались браки и крещения, в другой – сведения об умерших. Сопоставляя данные, можно понять, как жили семьи в то время. Необыкновенно печально читать о смерти маленьких детей, рождавшихся и умиравших практически каждый год. По статистике, смертность среди детей до 1 года достигала 40 процентов. В записях Рогожского кладбища встречались записи об умерших, но не всегда - о рождении, из чего можно сделать вывод о том, что крещения могли совершаться в других церквях, молельнях или вообще на дому, так как долгое время власть не признавала за старообрядцами право на ведение своих метрических записей.

Я не буду приводить все данные. С 1888 года - отправной точки - свадьбы Власа Григорьева Горячева и Марии Федотовой Андриановой по 1909 год я нашла 49 записей, относящихся с Горячевым, Андриановым и Мальцевым.

Ко всем Горячевым в метриках Рогожского кладбища применяется запись "из крестьян Богородского уезда Запонорской волости деревни Костиной". Больше это не повторяю.

Вот некоторые записи.

27 октября 1891 года состоялось венчание крестьянина Московской губернии Бронницкого уезда Гжельской волости деревни Фениной Лазаря Александрова Крупенникова 19 лет и крестьянки деревни Костиной Агрипины Ивановой Горячевой 18 лет, первым браком. Как мы помним, Агрипина была восприемницей Анфисы, на тот момент ей было 16 лет.

30 марта 1891 года родился Симеон у Мефодия (Нефеда) и Антонины Павловой Горячевых. Восприемниками стали ямщик Тверской-Ямской слободы Илья Петров Гущин и почетная гражданка Ираида Кирова Челытева. 2 февраля 1892 в возрасте 9 месяцев он умер.

18 мая 1893 года родился Николай у Ивана Матвеевича и Софьи Федотовой Мальцевых. Отчество Федотовна у его жены - косвенное доказательство того, что Иван Матвеевич был женат на сестре Марии Федотовны. Восприемниками у него стали сын Ивана Матвеевича Сергей и жена московского мещанина Александра Федотова Колычева, скорее всего, еще одна сестра Марии Федотовны.

3 июля 1894 года умерла Мавра Васильевна Горячева 66 лет. Из других источников видно, что это мать Власа Григорьевича.

30 августа 1898 года умер Григорий Григорьев Горячев 69 лет. Это отец Власа Григорьевича Горячева.

16 ноября 1899 года родилась Александра у московского мещанина Новгородской слободы Андрея Федотова и жены его Марьи Ивановой Андриановых. Восприемники – московский мещанин слободы Таганской Николай Васильев Крюков и ямщичиха Елизавета Никитична Ламакина.

3 июня 1903 года умерла Мария Федотова Горячева, 33 лет, пережив всего на 2 дня своего младшего сына. Это был четвертый сын, которого она похоронила.

Далее 1909 года метрик Рогожского кладбища я не просматривала.

Из документов видно, что Горячевы крестили своих детей, венчались и находили последний покой на Рогожском кладбище.

Андриановы.

Прежде, чем перейти непосредственно к Горячевым, необходимо сказать несколько слов о семье невесты – Марии Федотовны Андриановой. В Москве к слободе Новгородской была приписана семья Андриановых – Андрей, Софья (Мальцева), Александра (Колычева), Мария (Горячева), была и еще одна Александра Федотовна. Но проживали они в другом месте, в Рогожской части. Об этом говорят материалы "ревизских сказок". В ЦИАМе, фонд 51 (10 ревизия) говорится, что 4 апреля 1858 года была подана "сказка" номер 668 о семье мещанина Новгородской слободы Федота Никифоровича Андрианова. Ему 53 года, на время проведения 9 ревизии в октябре 1850 года было 46 лет. То есть он родился, вероятно, летом 1804. Женат 2 браком на Авдотье Сидоровне 28 лет. С ними проживает дочь от 1 брака Вера 23 лет. В новом браке родились дочь Алимпиада 4 лет, сын Андрей 3 лет, дочь Софья 2 лет. Впоследствии Софья выйдет замуж за Николая Матвеевича Мальцева из Сергиева Посада. Мария появится на свет в 1869 или 1870 году, Федоту Никифоровичу к тому времени будет более 64 лет.

Федот Никифорович – грамотный, он сам "руку приложил" - подписал ревизскую сказку и засвидетельствовал, что его вероисповедание – по Рогожскому кладбищу, проживает в Рогожской части, в 4 квартале, в доме Голошева, занимается торговлей.

Я отстою от Федота Никифоровича на 5 поколений и могу прочитать его четкий, уверенный почерк. Ну разве это не чудо! В отношении линии Андриановых требуется продолжить поиск, но эта другая история.

Деревня Костино и семья Горячевых.

Вернемся к деревне Костиной. Приведу выдержки из книги Нистрема 1852 года "Указатель селений и жителей уездов Московской губернии". Запонорье - "село 1 стана Гос. Имущества, 177 душ мужского и 214 женского пола, 1 церковь, 72 двора, Дубровское волостное правление, ярмарки 1 октября и 20 мая, 70 верст от столицы и 36 от уездного города на Коломенском тракте". Деревня Костино - "2 стана Удельного ведомства, 408 душ мужского и 435 женского пола, 84 двора, 75 верст от столицы и 44 от уездного города на Коломенском тракте". Как видим, деревня Костино была больше волостного центра, но церкви там не было, ведь население было старообрядцами, которым церковь не полагалась.

Что же мы можем найти в ЦИАМе о семье Горячевых?

В фонде 184 (Московская губернская земская управа), есть данные о подворной переписи селений Запонорской волости, проводившейся в 1869-71 годах. На пленке 4 есть описание деревни Костино. Деревня была большая, но там по-прежнему не было церкви, не было и школы, и других казенных зданий. В деревне имелся один питейный дом и два постоялых.

Домовладение 110 дало уникальную информацию обо всей семье Григория Григорьевича Горячева. В доме 113 проживала семья Ивана Григорьевича Горячева. Оба занимались легковым извозом. Переписчики приводили только имя-отчество, без фамилий, но, зная уже многих Горячевых из Рогожских метрик, вырисовывалась стройная картина.

Итак, в доме 110 живет Григорий Григорьевич 46 лет, его жена Мавра Васильевна 44 лет, их дети Иван 24 лет, Ермил 20 лет, Архип 18 лет, Лазарь 15 лет, Еремей 8 лет, Влас 5 лет, жена Ивана Авдотья Ивановна 20 лет, их дети Константин 3 года, Веденей 1 года, жена Ермила Настасья Лукична 19 лет. У них одна лошадь и одна корова. То есть под одной крышей жили три семьи, и не так, чтобы богато.

В доме 113 живет Иван Григорьевич Горячев 35 лет, его жена Авдотья Никифоровна 34 года, их дети Домна 11 лет, Аграфена 8 лет, Нефед 6 лет, Матрена 1 год.

Ну что же, многое из Рогожских метрик становится более понятным. Практически все мужчины рода отметились в Рогожских метриках. Иван Григорьевич, первый свидетель на свадьбе Власа – или старший брат в семье, или дядя, другой свидетель – Нефед, это двоюродный брат и погодок Власа. Они росли рядом, вместе. Может, это был и лучший друг. В семье Григория 6 сыновей, Влас – младший. Дочки или "не получались" или были выданы замуж.

Агрипина Ивановна, крестная Анфисы, еще не родилась – ее год рождения 1873. Какого Ивана Григорьевича она дочь – пока неизвестно.

Следующая подворная перепись была проведена летом 1883 года. Статистическая ведомость сообщает, что в селе не имеется частных учителей, хлебного магазина, а недоимки образовались из-за дороговизны жизненных припасов и падежа скота в 1881 году.

Эта перепись дает важные сведения о семье Горячевых. Данные приводятся только по именам-отчествам хозяев, но идентифицировать нужную семью не составляет труда.

Итак, перепись говорит, что в доме 53 проживает Григорий Григорьевич, имеет 1 избу, там живет 10 мужчин, из них 3 грамотных, и 7 женщин, из них 2 грамотных. Учащихся нет, надел на 3 ¾ души, землю обрабатывает сам, сверх надела земли нет, аренды земли нет. Не имеет ни коровы, ни другого мелкого скота, зато имеет 15 лошадей!

В доме 55 проживает Иван Григорьевич, имеет 2 избы, 3 мужчин, из них 1 грамотный, и 2 женщины.

Есть в переписи и отдельный Ермил Григорьевич, но так как нет ни фамилий, ни других указаний, да и дом довольно далеко, непонятно, Горячев ли он или тезка.

Больше в Костино, где 158 домовладений, 15 лошадей нет ни у кого. Максимум, что я увидела, это еще у одного – 5 лошадей, а так – одна или две. Очевидно, Григорий Григорьевич был местным "транспортным олигархом". Наверное, в качестве возчиков у него были не только сыновья, но и наемные "водители". Свидетели ни свадьбах и восприемники при крещении тоже были связаны или с ямщицким делом и извозом, или с поставкой фуража для лошадей. Налицо – профессиональная династия, в полном соответствии со специализацией местности, ведь село Рогожи (с 1781 года – Богородск), давшее название ямщицкой слободе в Москве, было в ведении Ямской канцелярии. А ямская гоньба связывается с промышленным и торговым развитием края.

В ЦИАМ, ф.184, есть отчет, к сожалению, без даты, но можно предположить, что он был составлен где-то на рубеже XIX-XX веков. Про извозный промысел приводятся данные, подтверждающие значительное количество занимающихся этим промыслом именно в Запонорской волости.

В Запонорской волости отхожим ломовым извозным промыслом занимаются 17 человек, извозом живейным местным – 5, отхожим – 34, провоз и извоз возка местный – 74. В Зуевской волости только один человек имеет 1 возок (отхожий). Живейными извозчиками, в отличие от ломовых, называли легковых извозчиков, оттого что они возили "живой груз" - людей.

В 1883 году с момента переписи 1869-70 года прошло 13-14 лет. Самому Григорию Григорьевичу порядка 60 лет, Власу - порядка 20. Дело развивалось хорошо. Налицо – преуспевающая семья. Промысел "извоза" предполагал широкий круг знакомств и по Богородскому уезду, и в Москве, тем более, как мы знаем, старообрядцы всегда поддерживали тесную связь друг с другом. Отсюда и брак младшего сына с москвичкой Марией Андриановой. Нельзя забывать и о новгородских пересечениях в данном деле. Может, их семьи сохранили родовую память об общем происхождении из Новгорода. Пока это ничем не подкрепленные размышления, но некоторые параллели напрашиваются сами собой.

1 Артиллерийская Гренадерская бригада.

Власу Горячеву в 1883 году было около 20 лет, а в 21 год он достиг призывного возраста. Согласно принятым правилам, он был взят на службу на 4 года. Однако он оставался в запасе еще 9 лет после своего возвращения – вплоть до 1897 года. Употребляемое все время в метриках словосочетание "запасной бомбардир" означало, что в любую минуту по требованию он должен был вернуться в строй.

Он был зачислен в конную Гренадерскую Артиллерийскую бригаду – элитные войска. Очевидно, что он обладал теми качествами, которые требовались для такой службы – хорошим здоровьем, был в хорошей физической форме и хорошего умственного развития, имел практику верховой езды. Вероятно, на первом году службы он проходил "курс подготовки молодого бойца", что в артиллерии означало довольно обширную программу. Служил он хорошо, так как вернулся бомбардиром.

Полное наименование его бригады - Первая Гренадерская Генерал - Фельдмаршала графа Брюса Артиллерийская Бригада. Наличие у артиллерийской бригады названия Гренадерской говорит об особом статусе. Гренадеры – это отборные по составу войска, введенные Петром Первым. Они имели некоторые отличия в обмундировании (изображение горящей Гренады (гранаты) на головных уборах, пуговицах, лядунках – мешочках для пуль и пряжках). Гренадеры подбирались хорошей физической формы. А чтобы служить бомбардиром, нужно было обладать еще и специальными знаниями.

Несколько слов об артиллерии того времени.

В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 г. была принята на вооружение 2,5 дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий. За границей такие орудия были изобретены лишь в начале 1890-х годов. 200 выстрелов в минуту из 10 стволов – это совсем неплохо и для нашего времени. Ну что же, и у "Катюш" тоже есть родословная.

С 1858 года обучение письму, чтению и арифметике осуществлялось в гвардии, Гренадерском и в ряде Армейских корпусов. Во всех полках, бригадах и батальонах в начале 70-х г. создаются ротные библиотеки. В 1874 году был принят способ пристрелки путем захвата цели в “вилку”. Тогда же было принято решение о создании учебных команд в артиллерийских и инженерных частях. Учебные команды в артиллерии создавались 2-х типов: при батареях, парках и крепостных ротах - для подготовки бомбардиров, наводчиков и лаборатористов - со сроком подготовки 1 год. В программу подготовки включались строевое образование, знание караульной службы, гимнастика, грамота, арифметика и артиллерия. В учебных командах этого типа обучались 10% состава батарей. И второго типа - при артиллерийских бригадах и крепостях для подготовки фейерверкеров со сроком обучения 2 года. Необходимо сказать, что артиллерийским званиям был аналог в пехоте: фейерверкер – сержант, бомбардир – ефрейтор, канонир – рядовой.

Орудийный расчет, в особенности наводчики орудий, и большинство солдат специальных команд состояли из грамотных, отборных по умственному развитию и физической силе людей; все они были хорошо практически подготовлены.

Постоянный состав (три номера на орудие) орудийного расчета (канониры и бомбардиры), пройдя подготовку, должен был: уметь правильно и быстро исполнить обязанности всех номеров при орудии, устанавливать прицельные приспособления, правильно читать величины установок этих приспособлений и уметь производить проверку прицельных приспособлений; уметь наводить орудие при всех условиях и всеми способами, отмечать орудие, давать направление по вспышкам от выстрелов, по поднимающейся от выстрела пыли, по дыму рвущихся снарядов и провешивать направление в разных случаях; уметь брать параллельное направление; знать основательно затвор, его сборку и разборку, знать в главных частях материальную часть артиллерии, уметь обращаться с ней и наблюдать за ее исправным состоянием, уметь чистить, мыть, смазывать орудие, лафет, передок, зарядный ящик; уметь обращаться с боевыми припасами, знать устройство, действие и назначение снарядов, трубок и взрывателей, уметь снаряжать холостые патроны; знать укладку боевого комплекта и запасных частей орудия; уметь маскироваться и окапываться.

Большей популярностью пользовалась верховая езда. Верховая езда в конной артиллерии не уступала езде в кавалерии.

Влас, Мария и их дети.

После демобилизации Влас Григорьевич и Мария Федотовна обвенчались в 1888 году. Они были женаты почти 15 лет. Метрики Рогожского кладбища дают сведения об 7 их детях – 2 девочках и 5 мальчиках, четыре из которых умерло в младенчестве. Известно о существовании еще одной дочки.

В то время имена детям давали по святцам – по имени святого, день почитания которого приходился приблизительно через 2 недели после рождения ребенка, иногда этот срок был короче, если день особо почитаемого святого был немного раньше. Но, как правило, рождение ребенка всегда предшествовало дню святого. Наверное, принималось во внимание и то, какие имена имели особо уважаемые родственники.

Старообрядцы строго подходили к имянаречению. Признавались только те святые, которые были канонизированы до знаменитого Собора 1666 года, положившего начало расколу в Русской Православной Церкви. Очень часто давались имена по имени святых, пострадавших в первые века христианства. В связи с этим мы можем приблизительно представить, когда родился тот или иной человек.

День рождения Марии вычислить трудно, так как есть несколько святых, дни почитания которых распределены по всему году.

Но со Власием все гораздо проще. Вероятно, он родился в самом конце января, так как есть только 2 святых Власия, оба празднуются в начале февраля. 3 февраля – святой Власий Кесарийский, пастух, живший в III веке, 11 февраля – священномученик Власий, епископ Севастийский, живший в III – IV вв.

Вот что известно из метрик об их детях.

Анфиса родилась 4 августа 1889 г. 27 июля – день игуменьи исповедницы преподобной Анфисы Мантинейской, 27 августа – день мученицы Анфисы Новой.

Михаил 1891-27 января 1892 г. (умер 11 месяцев). 14 февраля – день перенесения мощей святого благоверного князя Михаила Черниговского.

Василий родился 29 декабря 1892 года. 1 января – день Василий Великого, Вселенского учителя, архиепископа Кесарии Каппадокийской, 30 января – день трех святителей, в том числе Василия Великого.

Евлампия родилась 3 октября 1894 года. 10 октября – день святой Евлампии Никодимийской IV века.

Михаил 1896-27 января 1897 года (умер 4 месяцев). 6 сентября - день чуда Архистратига Михаила.

Владимир 1898 - 23 июля 1899 года (умер 1 года). 15 июля – день святого равноапостольного князя Владимира.

Петр 1902-1 июня 1903 года (умер 6 месяцев). 16 января – день поклонения честным веригам Первоверховного Апостола Петра. 9 января – день святитель Петра, брата Василия Великого и Григория Нисского, 12, 13, 22 января - день святых мученика Петра IV в. и священномученика Петра IX в, 26 января – день мученика Петра III века.

Мама Анфисы умерла, когда девочке было 14 лет, а Евлампии - 9. Анфису взяли к себе на воспитание богатые родственники. Они жили в районе Таганки, то есть около Рогожского кладбища. Дом не сохранился. На фотографии Анфиса и ее воспитатель. К великому сожалению, человеческая память утратила фамилию этих родственников, но я надеюсь, что где-нибудь в архивах я сумею найти эти данные.

Где-то в 1909 или в самом начале 1910 года Анфису выдали замуж за Демида Андреевича Молева. Ей было около 20 лет. Метрик о браках на этот период в архиве Рогожского кладбища не сохранилось. Но, скорее всего, венчались они в Москве. Демид Андреевич Молев был из уважаемой старообрядческой семьи села Зуево. Его отец Андрей Игнатьевич был управляющим пекарни при заводах Морозова.

Московские адреса.

Некоторые Горячевы, вероятно, переехали из Костино в Москву. В справочнике "Вся Москва" за 1901 год дается пофамильная информация о проживающих в Москве. Среди Горячевых обнаружился Неф.Ив., живущий на Б.Андроньевской, в доме Карякина. Похоже, это известный нам Нефед Иванович, свидетель на свадьбе Власа и Марии. Большая Андроньевская улица находится в самом центре Рогожской слободы. Крупеников Лазарь Александрович, муж Агрипины, крестной Анфисы, живет на Воронцовской улице, в доме Ульева, занимается "сеном и овсом", т.е. вещью, совершенно необходимой для "транспортных контор" того времени. Воронцовская улица находится на Таганке, то есть опять рядом с Рогожским кладбищем.

В 1908 году Лазарь Александрович Крупеников проживает у Покровской заставы Камер-Коллежского вала, то есть опять на Таганке рядом с Андроньевскими улицами, в доме Марковой, занимается продажей быков и мороженого мяса. Его дела успешны, так как у него уже есть телефон, который не всякий мог себе поставить, ведь телефонизация Москвы только началась. Вероятно, он стал заниматься тем, что сейчас называется оптовая поставка мяса, и был зажиточным человеком.

Кстати, в Москве к тому времени было порядка 40 тысяч телефонных номеров.

В 1915 году среди Горячевых в телефонном справочнике появился К.И. – торговля курами и дичью. Не наш ли это Константин Иванович, племянник и почти ровесник Власа Горячева, ставший достаточно обеспеченным, чтобы поставить телефон?

И в заключение.

В истории Горячевых есть еще много вопросов, которые требуют продолжения исследования. К счастью, есть и архивные документы, и опубликованные данные, нужны только желание и внимательность.

История страны складывается из историй отдельных семей, городков и поселений, как речка начинается с ключей и ручьев. Потом речка принимает воды притоков, становится полноводной рекой и спокойно несет свои воды к морю. Так и осуществляется живая связь времен.

В следующем номере я попробую рассказать об Анфисе Власиевне Горячевой, о моей прабабушке, с ее имени я начала этот рассказ, им и завершу нашу первую встречу.