Главная arrow Гуслицкое краеведение arrow > Альманах "Гуслицы" arrow Выпуск 6 arrow а6 - самобытность старообрядчества села хотеичи

Зинина Алина,
ученица 9 класса МОУ "Соболевская СОШ"
(научный руководитель - Банцекина Галина Дмитриевна,
учитель истории МОУ "Соболевская СОШ").

САМОБЫТНОСТЬ СТАРООБРЯДЧЕСТВА СЕЛА ХОТЕИЧИ.

Вступление. Тема моей работы представляется актуальной, потому что в наши дни старообрядчество существует и развивается. Отношения между старообрядцами и официальной церковью далеко не однозначные. Я не ставила целью своей работы понять корни разногласий между староверами и никонианцами. Я пыталась разобраться в причинах разногласий среди старообрядцев, проанализировать корни их взаимоотношений.


На этом месте стояла окружная старообрядческая часовня.

Объектом моего исследования является село Хотеичи, старообрядцы которого не подходят ни под одно описание старовер Гуслицы. Так, например, в статье Журавлевой Л.Н. "Спор по поводу окружного послания в Гуслице" делается вывод о том, что деление на окружников и неокружников прекратилось в Гуслице к 1915 году. Старообрядцы с.Хотеичи полностью опровергают этот вывод, т.к. деление на окружников и неокружников в с.Хотеичи существует до сих пор. Староверы не признают священнослужителей церкви, молятся по домам, возглавляет их Зинина Анфиса, человек очень жестких нравов. Мне, праправнучке старообрядческого священника, захотелось выяснить корни этой самобытности.

Для достижения поставленной цели проработала статьи из журналов "Церковь", "Старообрядческая мысль", "Златоструй", документы из архива ЦИАМ. Богатый материал удалось собрать во время бесед со старообрядцами села.

Основная часть. Село Хотевичи (так оно раньше называлось) на реке Мерске (так раньше называлась речка Нерская) издревне было приписано к Гуслицкой дворцовой волости. С X- XI вв. в глухих лесах поймы рек Гуслицы и Мерски скрывались "лихие люди": беглые крепостные, просто разбойники и т.д., но основную часть населения этого края слева и справа от неспокойного Касимовского тракта уже в 1600-х годах составили гонимые официальной церковью и государством так называемые "раскольники" или староверы. В селе с самых давних времен, сменяя одна другую, стояли две деревянные церкви: Благовещения Пресвятой Богородицы (где проходили богослужения сторонников новой веры) и Великомученика Никиты (где молились староверы).

Храмы "государева" села были приписаны к Коломенской епархии. Получалось какое-то несоответствие: земля и люди – московские, а храмы и их приходы – коломенские.

В 1676 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Питириме справедливость восторжествовала и церкви села были переданы в Московскую епархию.

В 1693 году Хотевичи перестали быть государевыми. Царь Петр I подарил село с прилежащими к нему землями своему сподвижнику, отличившегося в боевых походах – Автомону Михайловичу Головину. Село принадлежало семье Головиных более 100 лет, до 1800-х годов.

С 1810 года селом владела графиня Ирина Ивановна Воронцова, урожденная графиня Измайлова. Её муж Илларион Иванович Воронцов умер совсем молодым, всего в 30 лет (в 1792 году). Так, что замужем за Илларионом Ивановичем Воронцовым она была недолго, но у неё остался сын Иван, который получил громадное наследство от своей бабушки по отцу – известной княгини Екатерины Романовны Дашковой (в девичестве – Воронцовой, близкой подруги самой императрицы Екатерины II) и стал в 1807 году первым графом Воронцовым – Дашковым.

Ирина Ивановна Воронцова была очень деятельным человеком. Став владелицей села Хотеичи тут же в 1811 году начала строительство ныне существующей каменной трехпрестольной церкви с главным престолом – во имя святой Троицы, южным (ближе к дороге) придел Благовещения и северный (к реке) – Святителя Николая Мирликийского. В том же 1811 году деревянная церковь сгорела.

Но, в самый разгар стройки, началась война с Наполеоном. Какое-то время было просто не до строительства. Возникали и другие трудности. Короче, получился классический долгострой. Всего лишь к 1823 году была закончена постройка да и то только самого храма. Ещё долгое время собирал народ на службу колокол на старой деревянной колокольне, построенной Головиным.

В 1830-х годах, когда селом владел граф Юрий Помпеевич Литта, итальянец, обер-камергер императорского двора Николая I, в селе ничего не строилось. Это время характерно только распрями между сторонниками новой и старой веры, в которых приходилось разбираться различным комиссиям.

Об этом свидетельствует данный документ:


АРХИВ ЦИАМ

Фонд 16, опись 109, дело 207. Дело о бурмистре села Хотеичи Назарове. На 14 л. 10 октября 1840 г.

"Его Сиятельству Московскому Военному Генерал-Губернатору от кавалерии и кавалеру князю Дмитрию Владимировичу Голицыну.

Гвардии капитана Ермолова

Рапорт

Во исполнение секретного Вашего Сиятельства от 16 октября сего года за № 445 предписания, предоставляя у сего произведенное мною при исправляющем должность уездного стряпчего и Депутата от Духовной Стороны, о поступках бывшего в имении умершего графа Лита, Богородского уезда, села Хотеичах бурмистром раскольника Василия Назарова на сто десяти писаных пронумерованных и мною скрепленных листах следствие – почтеннейше имею честь донести Вашему сиятельству, что бывший бурмистр, а ныне уже более двух месяцев смененный раскольник Василий Назаров, на коего того же села православного

вероисповедания крестьяне жаловались в делаемых им притеснениях, относящихся будто бы к отклонению их от православия и возбранении им входа в Храм Господень; но последствие сего не доказано: ни собственными их показаниями, ниже данными им с Назаровым очными ставками; все же делаемые Назаровым притеснения, о коих значится в показаниях крестьян, по содержанию своему относятся более до разных частей управлению вотчиною – и делаемы были как видно из приложенных к следствию предписаний Управляющего по приказанию сего последнего.

крестьяне и имели желание иметь над собой начальником бурмистра не из раскольников, а православного, - что ныне Правительством и исполнено.

Гвардии капитан Ермолов".

Из показаний крестьян: Митрофан Алексеев показал, что был вызван бурмистром Назаровым в июле месяце прошлого года из Церкви до окончания обедни в отмщение за то, что донес на брата его, который называл иконы лопатами.

Федор Гаврилов показал, что он был наказан розгами за исповедание православной веры.

Сам Назаров показал, что наказывал только за дурные поступки.

На очной ставке все крестьяне, показавшие против Назарова, отказались от своих слов.

Из документа видно, что отношения между православными и старообрядцами были сложные. В начале XX века в среде старообрядцев с.Хотеичи произошел раскол на окружников и неокружников. Неокружники – это последователи епископа Иова. Иовцы были единственными из неокружников, кто после объявления старообрядцам вероисповедных свобод в 1905-1906гг. признали официальную регистрацию общин, остальные представители неокружнического мира не шли ни на какие соглашения нис царской властью, гнавшей не одно столетие ревнителей Древнего Благочестия, ни позже- сменившей её безбожной властью.

В селе в конце XIX века насчитывалось 600 домов и 2/3 всего населения составляли старообрядцы, которые не приемлили никакие нововведения. Противоокружническая партия здесь основалась и усилилась ещё во время самого разгара полемики из-за Окружного послания. Первым проводником раздора здесь был Молоковкий поп- отец Михаил, к приходу которого принадлежало село Хотеичи более 20 лет. Приемником отца Михаила стал отец Лев, который вступил в управление Молоковским приходом в начале 90-х годов XIX века. Отец Лев оказался человеком "крепкого закала", не допускающим никаких послаблений по отношению к "богопротивной окружнической ереси". Он при всяком удобном и неудобном случае старался внушить своей пастве, что "окружники такие же еретики, как и никониане" и за общение в молении с ними угрожал "клятвами" и "анафемой". Отец Лев имел приходы в Бронницах, Богородском и Коломенском уездах. В силу своей обремененности, вынужден был сделать "урезку" своего прихода, давая согласие хотеевцам на обзаведение собственным попом. Отец Лев сам постарался подыскать достойного кандидата (единомышленника себе), из крестьян Бронницкого уезда Самсона Генералова.

Вступив в управление новым Хотеическим приходом, Отец Самсон, подобно своему предшественнику, в отношении окружников занял ту же "боевую позицию". Сначала он проклинал окружников за принятие Окружного послания, как "новшества", а теперь проклинает своего закадычного друга отца Льва за принятие "общины", как новшества.

В противоречии этих людей для меня многое было непонятным, тем более, что отец Самсон в 1915 году зарегистрировал общину. В чем же здесь главная причина разногласий? После тщательного изучения статьи "Село Хотеичи Богородского уезда Московской губернии", опубликованной в журнале № 9 "Старообрядческая мысль" за 1913 год мне стал ясен ответ. Дело в том, что многие жители с.Хотеичи продолжали считать своим духовником отца Льва и нередко обращались к нему с разными просьбами. Отец Самсон боялся лишиться доходов с уходом своих прихожан к общинникам или окружникам. Значит обострение отношений между ним и отцом Львом произошло на материальной почве. Найти удобный предлог-"общину" отец Самсон объявил отца Льва еретиком, а всех его сторонников отлучил от единения церковного, о чем свидетельствует данный факт, описанный в журнале "Церковь" № 34 за 1908 год.

"Во время чтения часов перед литургией отец Самсон случайно выглянул из алтаря, и, заметив стоящего около клироса крестьянина из соседней деревни Соболевой (прихожанина отца Льва Молоковского), вышел из алтаря, и, подойдя к нему, спросил:

- Ты общинник?

- Нет.

- К отцу Льву ходишь?

- Хожу.

- Вместе с ним молишься?

- Молюсь.

- Ведь он "общинник", "еретик".

- Ничего не знаю.

- Напрасно ты, братец, к нам пришел. Уходи вон.

- Не пойду.

- Если не хочешь уходить, то стой просто, не молись.

- Нет, я стану молиться.

- А если желаешь молиться, тогда давай я прочту тебе прощенье, а без того нельзя молиться, потому что ты еретик.

- Не надо мне никакого прощения, я так буду молиться.

- Тогда, что же? Ты не хочешь повиноваться церковной власти; а не боишься, если я, данною мне властью, тебя запрещу, и ты должен быть связан и на земли, и на небеси.

- Делай, что знаешь, но только я до окончания обедни ни за что не уйду из молельни.

- Смотрите, до чего обуял "общинников" дух непокорения. Этот вот дух обуял теперь и отца Льва, и еп.Иова; этим духом заражена и вся ихняя община, поэтому вот они и стараются отвращать свои слухи от истины; берегитесь их, бегайте от них, - пояснил отец Самсон, обращаясь к окружающим его богомольцам".

Работая над данной темой, мне пришлось много встречаться со старообрядцами села - кто-то из них мало что помнит про Отца Самсона, кто ничего не помнит. Однако мои усилия не были напрасными. Я встретилась с Лугововой Любовью Семеновной, 1924 года рождения, которая рассказала мне много интересного.


Рассказывает Луговова Л.С. 1925 г.р.

Например, в подтверждении данной статьи, она тоже вспоминала случай, который ей рассказывала её мама. "Пришла в храм к отцу Самсону Прасковья, которая исповедовалась у молоковского отца Льва, и едва успела она отдать приходные поклоны (начало), как стоявшие рядом с ней другие прихожане потребовали, чтобы она, как "общинница", уходила вон из храма, а когда она запротестовала и заявила, что не уйдет, они схватили Прасковью, повалили на землю и так намяли ей бока, что она через несколько недель после этого "отдала Богу душу".

Подобный способ изгнания "общинников" из храма практиковал отец Самсон. Так, например, он "вынес" из храма госпожу Силкину, приехавшую из Тверской губернии и захотевшую помолиться в храме отца Самсона.

Как ни противился отец Самсон окружникам, они все же жили в с.Хотеичи и в начале XX века построили молитвенный дом. Летом 1910 года на молитвенном доме возвели купол и водрузили крест. Всё это было построено на собственные средства местных жителей Подаруева А.И. и его братьев. По рассказам жителей села, я нашла место, где стоял этот молитвенный дом.

24 августа 1914 года старообрядческая неокружная часовня (место, где она стояла, мне показала Бурова В.С.) была освящена епископом Филаретом и отцом Самсоном, протоиереем Куровым и священником Маковым. Молящихся было около двух тысяч.


Бурова В.С. показывает место, где стояла неокружная старообрядческая часовня.

В чем принципиальная разница между окружниками и неокружниками? Ответ на этот вопрос мне дала Федулова Пелагея Максимовна, 1915 года рождения. Оказывается, различие только одно: неокружники не молились за здравие царя, поэтому и подвергались гонениям, а окружники, приняв Окружное послание, стали молиться за царя. В связи с этим напрашивается вопрос, по какому принципу жители села разделились? "По богатству"- ответила Пелагея Максимовна, ведь детей неокружников не принимали в учебные заведения, вот наши торговцы и приняли окружную веру – других отличий нет. "Вера наша строгая и исконно старинная"- говорит Пелагея Максимовна. "Бог строго наказывает тех, кто изменяет своей вере, живет обманом. Жил в нашем селе Герасим Семенович Курков, богатый был человек, фабрика у него была, торговлей занимался, но был скуповат. У Герасима Семеновича были два сына: Антон и Иван. Сыновья выросли, а отец денег, чтобы отделиться, им не давал. Тогда его жена Анна украла у мужа все деньги. Герасим Семенович обвинил во всем приказчика. В доме приказчика все обыскали, а денег не нашли. Тогда все домашние и приказчик должны были клясться на Кресте. Анна подошла к Кресту, поцеловала его, а, отойдя в сторону, разорвала на себе платье и умерла. Вот так наказал Бог Анну, потому, что не допускает наша вера измены и обмана".


Рассказывает Луговова Л.С. 1925 г.р.

После 1917 года священнослужителей стали преследовать. Отец Самсон, чтобы спасти своих детей, а у него их было четверо, отрекся от сана священнослужителя, и подался в монахи. Старообрядческая часовня в 40-е годы была разворована и уничтожена. Но староверы - неокружники продолжали собираться по домам и молиться. В 30-е годы XX века приехал в село с Украины владыка Геронтий, он остановился в доме Бобиной Домны Михайловны. Геронтий сказал, что он последний старообрядческий владыка, других больше не будет, и попросил, чтобы к нему пришли три священника, он им прочитает прощение. В числе трех священников был Савва, который получил прощение у владыки и стал последним старообрядческим священником в селе.

Владыка Геронтий сказал, что раз царя больше нет, то, значит, и деления на окружников и неокружников больше нет. Однако, несмотря на такое заявление, часть староверов придерживалась и придерживается до сих пор традиций неокружного старообрядчества, не признавая до сих пор официальной церкви и священнослужителей. Вот такие глубокие и прочные корни у наших староверов и стоит ли их за это осуждать и переубеждать?

Заключение. В своей работе я попыталась раскрыть самобытность старообрядчества села Хотеичи, выяснить корни этого направления, понять главную причину того, почему наши староверы до сих пор молятся по домам и не ходят в церковь. Работая над данной темой, я поняла, что староверы нашего села чтут и уважают свои традиции и вот уже несколько столетий передают их из поколения в поколение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Архив ЦИАМ, фонд 16, опись 109, дело 207 "Дело о бурмистре с.Хотеичи. Идаровы" окт.1840.
  2. Журнал "Златоструй" № 8, 1912 год.
  3. Журнал "Старообрядческая мысль" № 9, 1913 год.
  4. Журнал "Церковь" № 34, 1908 год, № 40, 1914 год.
  5. Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Москва – Иерусалим "Мосты", 1994 год.
  6. Сведения о селениях и жителях Московской Губернии.,М., 1873 год.
  7. Воспоминания жителей села Хотеичи:
    • Лугововой Л.С., 1924 года рождения 1
    • Федуловой П.М., 1915 года рождения 2