Анатолий Анатольевич Аннютенков,
краевед, внештатный корреспондент газеты "Орехово-Зуевская правда".

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЛОПУХИНЫХ
И О СТАРООБРЯДЧЕСТВЕ В ГУСЛИЦЕ.

"Старообрядчество –
живой остаток древней русской культуры,
сохранившей её замечательные достоинства".
Д.С. Лихачёв.

К середине XVII столетия на Руси уже было немало лиц, которые стремились к разнообразным заимствованиям у иностранцев, начиная с внешних форм и кончая не существовавшим светским образованием. Но на этот путь ступила только одна часть общества, другая увидела в новообразованиях начало измены извечным преданиям православия.

По инициативе патриарха Никона церковно-обрядовая реформа была принята большинством служителей церкви и светской власти. В тоже время она вызвала раскол в православной церкви, так как часть духовенства и населения не хотела признавать произведённых реформ. Противников новшеств стали называть "раскольниками" или "старообрядцами". Одним из первых представителей раскольничьего движения был протопоп Аввакум.

Протест против реформ исходил не только из народных масс, но и из среды купечества и придворной знати (князья Хованские, сестры Соковнины - княгиня Морозова, Урусова и другие).

После подавления восстания возглавляемого Степаном Разиным раскольничье движение в народе принимало массовый характер, все теснее напоминая классовую борьбу. Среди господствующего класса началась паника, она объяснялась боязнью потеря авторитета церкви. Старообрядцев царские власти стали ещё строже преследовать и наказывать.

Остатки вольницы, что во времена самозванства промышлявшие разбоем и грабежом, беглые холопы, пашенные крестьяне, не примирившиеся с крепостным только что утверждённым правом, валом валили в болотистые, труднодоступные места, спасаясь от лихолетья, где пополняли существующие скиты или на сухих сосновых гривах образовывали новые.

В скитах селились люди разного звания, были и из знатных боярских родов. Когда-то деревня Барская именовалась Боярской, поэтому с уверенностью можно предположить, что в ней беглые бояре жили.

Во времена царствования Петра I, в Москве у княгини Троекуровой, родной сестре Евдокии Лопухиной первой жены Петра I, жила сирота - княжна Болховская. Судя по всему, от своей попечительницы юная княжна и переняла "старую веру". Когда за дерзостные слова княгиню отправили в монастырь, княжну Болховскую приютил дядя, Степан Васильевич Лопухин. Тогда он по царскому указу, а не по своей воле, только что женился на петербургской красавице Наталье Фёдоровне Балк-Полевой, статс-даме.

Когда в лопухинских палатах наполненных заморскими благоуханиями, гремела новомодная музыка и молодая хозяйка блистала в танцах перед многочисленными поклонниками, в это время в одной из задних, уютных горниц пропахших деревянным маслом, воском и ладаном, перед иконами коленнопреклонно, с кожаной лестовкой в руке, отбивая поклоны стояла княжна Болховская. Опасно это было, только за старообрядческое перстосложение преследовали.

О богомолье княжны знали только усердные старообрядцы и во избежание беды тщательно скрывали. Ей ставили в укор отсутствие на указных ассамблеях, балах. Узнав об этом С. В. Лопухин не один раз оправдывался перед самим царём говоря, что его племянница больна, с малых лет малоумна и поэтому избегает шумного общества. И самой княжне опостылела полная страха за себя и семью петербургская жизнь. После долгих и слёзных просьб отпустил её дядя в своё подмосковное имение, Гуслицкую волость.

Почти двадцать лет прожила княжна с десятком таких же затворниц в одном из гуслицких женских скитов. Из своей кельи выходила только на богослужение, и кроме стариц к ней никто не приходил. Всё время она проводила в неустанной молитве.

А тем временем Лопухины блистали в Петербурге. Как родственник, Степан Васильевич пользовался благосклонностью Петра II. Чтили его и обе Анны, и императрица, и правительница. В царствование Елизаветы над его семьёй нависли зловещие тучи, и разразилась гроза. Узнав об этом, княжна Болховская поехала в Петербург. От него она узнала, что его жена, сын, дочь арестованы, а в Гуслицу посланы люди для её ареста. Рискуя жизнью, княжна скрывалась у питерских старообрядцев. Дождавшись дня казни Лопухиных, прячась в толпе, она видела, как их жестоко били кнутом, резали им языки.

Придя в себя от увиденного у столичных раскольников, княжна отправилась в дальнюю дорогу. Окольными путями она добралась до Керженских лесов, где в одном из скитов была встречена своим "малым стадом" - теми скитницами, с которыми она жила в Гуслице.

В какой гуслицкой женской обители была княжна конкретно неизвестно, но можно предположить, что это женская обитель "Праксенна Грива". Она находилась в трёх верстах от деревни Беливо на сосновой гриве среди топкого болота, была началом развития целой сети женских скитов в Гуслице.

Скит был ликвидирован в 1928 году. При обыске было найдено много золотых монет, ювелирных украшений, кусков шёлка, бархата, сукна.

Во 2-ом выпуске альманаха "Гуслицы" за 2005 год, перепечатан краткий очерк С. Алексеева "Старообрядческие монастыри в Гуслицах" из журнала "Златоструй" (№4, 1910 г., №6, 1911г.). Автор пишет - "Достопримечательностью сего монастыря (Праксенна Грива) считают то обстоятельство, что здесь года два жила бежавшая из Петербурга известная Лопухина. Суровый здешний климат не понравился ей, и она переехала в старообрядческий монастырь на Волге. Первая жена Петра I, царица Евдокия Федоровна Лопухина (1669 - 1731), мать царевича Алексея Петровича не имела никаких отношений со старообрядцами. В 1698 году она была пострижена монахиней в Суздальском монастыре. После судебного процесса над царевичем Алексеем переведена в Ладожский монастырь, а оттуда в Шлиссельбургскую крепость. Во время царствования внука Петра II жила в Московском Вознесенском монастыре, пользуясь царскими почестями.

Другая известная особа Наталья Фёдоровна Лопухина, урождённая Балк-Полева, статс-дама, жена Степана Васильевича Лопухина практически не выезжала из Санкт-Петербурга.

Скорее всего, народная молва о пребывании в скиту Лопухиной, относится к княжне Болховской, некоторое время прожившей в доме С. В. Лопухина.

Далее С. Алексеев пишет, что скиты о. Леонтия и "Праксенна Грива" разорены властями в царствование Николая I. Наш земляк А.В. Перегудов в очерке о своём друге-писателе А. С. Яковлеве вспоминал, как он с ним в сопровождении знатока родного края, охотника, члена правления Дулёвского кооператива Ивана Карповича Харитонова несколько раз посещали скит накануне его закрытия, беседовали с настоятельницей матерью Измарагдой.

Уроженец деревни Беливо, участник Великой Отечественной войны, егерь Орехово-Зуевского охотобщества ныне покойный Николай Григорьевич Селезнёв с добродушно-грустной улыбкой рассказывал, как он с мальчшками-сверстниками вскоре после его закрытия лазал по развалинам, бродили по заросшему огороду, среди поросших могильных холмиков с тайной надеждой - найти клад.

Использованная литература:

  • В.О. Ключевский. "Русская история". Изд. "Эксмо", г. Москва, 2005 год.
  • "Исторические портреты". Изд. "Правда", г. Москва, 1990 год.
  • Перегудов А.В. "Солнечный клад. Рассказы. Воспоминания", Изд-во "Московский рабочий", г. Москва, 1973 год.